Пояснительная записка.
Актуальность кружка.
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.
Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.
Детская наркомании – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.
Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации программы по борьбе с наркотиками, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Данный кружок предполагает проведение профилактических мероприятий; не является информационной атакой на личность подростка; исключает методы запугивания, высмеивания проблемы химической зависимости; направлен на процесс взаимодействия учащихся между собой; ориентирован на личность учащегося, внутреннюю переработку, усвоение и осознание информации.
Цели кружка:
1. воспитание подрастающего поколения в духе непринятия наркотических веществ;
3. развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
4. формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения.
Задачи кружка:
определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
4. предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
5. способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
6. учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
7.создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
Кружок рассчитан на один час в неделю (38 занятий в год).
Занятия построены таким образом, что учащиеся получают информацию от преподавателя в постоянном диалоге, активно участвуя в этом процессе, отвечая на вопросы, анализируя ситуации, проигрывая импровизации, закрепляя в ролевых играх и диалогах возможности своего поведения, «проживают» и осознают свои возможности.
Оформление: плакаты, рисунки, коллажи, стенгазеты по проблеме наркомании.
Оборудование: компьютер, видеозаписи, большие листы бумаги, маркеры и др. пишущие принадлежности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( 38 часов)
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Форма проведения |
1 | Введение. Предмет и задачи кружка «Наш выбор:без наркотиков» | 1 | 7.09 | Беседа, презентация |
2 | «Школа без наркотиков» | 1 | 14.09 | Ролевая игра |
3 | Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. | 1 | 21.09 | Беседа. |
4 | Профилактика вредных привычек. | 1 | 28.09 | Лекция. |
5 | Здоровый образ жизни: творчество и долголетие | 1 | 5.10 | Круглый стол |
6 | «Мир в наших руках» | 1 | 12.10 | Показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием. |
7 | У края пропасти | 1 | 19.10 | Показ презентации |
8 | «СПИД – чума ХХ века» | 1 | 26.10 | Лекция. |
9 | Правда о наркотиках и спиде | 1 | 2.11 | Прослушивание и обсуждение записи интервью из наркодиспансера. |
10 | «Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании» | 1 | 9.11 | Лекция. |
11 | Борьба с наркоманией в России. | 1 | 16.11 | Классный час |
12 | Статистика«Количество наркозависимых в России» | 1 | 23.11 | Просмотр периодических изданий. |
13 | Общественные причины. Способы борьбы с наркоманией. | 1 | 30.11 | Беседа. |
14 | «В чем вред курения?» | 1 | 7.12 | Викторина. |
15 | «Жизнь без наркотиков – просто не пробуй!» | 1 | 14.12 | Просмотр музыкальных видео-клипов, обсуждение. |
16 | «Опасность «пассивного курения» | 1 | 21.12 | Дискуссия. |
17 | К чему приводит курение? | 1 | 28.12 | Круглый стол. |
18 | «Курение и здоровье» | 1 | 4.01 | Дискуссия. |
19 | Красота или уродство? | 1 | 11.01 | Беседа. |
20 | «Как стать красивой и привлекательной» | 1 | 18.01 | Социологический опрос. |
21 | Мифы о наркомании. | 1 | 25.01 | Просмотр статей, выступлений и т. д. |
22 | «Как стать сильным и привлекательным» | 1 | 1.02 | Социологический опрос. |
23 | Как отразить провокацию? Как выбрать верный путь? | 1 | 8.02 | Встреча с мед.работником. |
24 | «Спорт против наркотиков» | 1 | 15.02 | Беседа. |
25 | «Роковой шаг». | 1 | 22.02 | Просмотр видеофильма, обсуждение. |
26 | «Волшебная страна здоровья» | 1 | 29.02 | Викторина. |
27 | «Осторожно: наркотики!» | 1 | 7.03 | Сочинения, доклады. |
28 | «Наркоманам скажем: «НЕТ!» | 1 | 14.03 | Изготовление плакатов антинаркотической направленности. |
29 | Алкоголизм, табакокурение, наркомания – болезни химической зависимости | 1 | 21.03 | Просмотр видеофильма. |
30 | «Конфликт. Пути выхода из конфликта» | 1 | 28.03 | Беседа. |
31 | «Вредным привычкам – нет !» - выступление агитбригады | 1 | 4.04 | Агитационное мероприятие. |
32 | «Стресс и способы борьбы с ним» | 1 | 11.04 | Тренинг. |
33 | Пресс-конференция «Наркомания и дети» | 1 | 18.04 | Познавательная ролевая игра. |
34 | «Исправь свое настроение сам» | 1 | 25.04 | Тренинг. |
35 | «Жизнь – это чудо!» | 1 | 2.05 | Тематическая игра. |
36 | «Молодежь против наркотиков» | 1 | 16.05 | Рисунки |
37 | «Я выбираю жизнь без наркотиков!» | 1 | 23.05 | Рисунки. |
38 | «Я взрослый!» Права и обязанности. | 1 | 25.05 | Беседа. |
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.
Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.
Детская наркомании – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности немедицинского употребления наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) как среди взрослых, так и прежде всего среди детей, подростков, молодежи. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ, интенсивным формированием наркорынка, проективным действием целого ряда социальных, экономических и психологических факторов.
О росте немедицинского потребления ПАВ в детско-подростковых контингентах убедительно говорят данные медицинской статистической отчетности наркологических учреждений, входящих в государственную систему здравоохранения. В этих учреждениях состоят на учете и составляют группу диспансерного наблюдения дети и подростки (до 18 лет), у которых установлен диагноз наркологического заболевания - наркомании или токсикомании (их совокупное количество, рассчитанное на 100000 детско-подросткового населения, обозначается как болезненность той или иной патологией). Лица указанного возраста, которые злоупотребляют наркотиками или ненаркотическими ПАВ, но без оформления клинической картины наркотической зависимости, составляют группу профилактического наблюдения.
Главным и самым беззащитным объектом, по которому "ведет огонь" наркобизнес, является молодежь, особенно дети и подростки. А это значит, что они уже сегодня нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Кто лучше всего может сделать это? Казалось бы, конечно, родители. Но всегда ли в семье достаточно взаимопонимания, чтобы ребенок прислушался к их совету? Наконец, все ли родители способны умело и эффективно предостеречь ребенка от беды? Конечно, семья остается главным щитом, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Причин тому немало и они, в общем, известны.
Наркомания сегодня является одним из самых опасных и трагических рифов, на которых терпят смертельное крушение еще не вошедшие в жизнь молодые люди.
Печальный опыт многих развитых государств свидетельствует о том, что наркомания превратилась для них в крупную национальную проблему, за которой просматривается угроза будущему этих стран.
Перед реальной угрозой "взрыва" наркомании в нашей стране зададимся вопросом: а каковы возможности школы в противодействии этому злу.
Уже давно известно, что только единицам из миллионов наркоманов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.
Поэтому, наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является ее профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно).