СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование по родному (русскому) языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

пнш

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование по родному (русскому) языку»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ


1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 4 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по учебным предметам начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. – 400с. – (Стандарты второго поколения), учебного плана МБОУ «СШ №5» на 2018/2019 учебный год и с учетом авторской программы по русскому языку Агарковой Н.Г., Каленчук М.Л., Чураковой Н.А., Малаховской О.В., Байковой Т.А., Лавровой Н.М. (Сборник учебных программ «Перспективная начальная школа», Научный руководитель, кандидат педагогических наук, профессор Р.Г. Чуракова), в 2-х ч. – М.: Издательство Академкнига/учебник, 2015г.)

Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»:

М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А Байкова. Русский язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс в 3 ч.,– М.Издательство «Академкнига/учебник», 2015;

Общее количество часов по плану 17 часов

Количество часов в неделю 0,5 часов


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 4 классе

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

  • овладение словами речевого этикета;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения предмета «Родной (русский) язык» во 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

Познавательные УУД:

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • определение общей цели и путей ее достижения;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметными результатами изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 4 классе являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • определять тему, основную мысль несложного текста;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);

  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;


Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

  • знать особенности диалога и монолога;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

  • продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации; оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общен

В результате изучения курса « Родной (русский) язык» в 4 классе

Обучающийся научится:


  • овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

  • обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,

  • умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

  • позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

3. Содержание учебного предмета Родной (русский) язык

4 класс (проект)

Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение. Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Синонимы и антонимы Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение. Письменное изложение текста. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. Как устроена книга. Газетные информационные жанры. Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.


4. Тематическое планирование курса «Родной (русский) язык»

п/п

Наименование раздела


Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

1-2

Развитие речи с элементами культуры речи

1. Знакомимся с текстом - рассуждением «Двадцать лет под кроватью»

2. Работа с картиной И.Фирсова «Юный живописец»

2

1


1




3-5

Азбука вежливости. Речевая деятельность

1..Учимся давать оценку сообщениям, докладам

2. Продолжаем знакомиться с текстом –рассуждением«Речка моего детства»

3. Работа с картиной Исаака Левитана «Тихая обитель»

3

1

1

1



6-8

Обучение оцениванию сообщений, докладов и выступлений

1. Что такое монолог и диалог

2. Учимся делать научное сообщение.

3. Азбука вежливости Учимся отстаивать своё мнение в дискуссии.

3

1

1

1



9-12

Устное и письменное рассуждение

1. Работа с картиной Вилли Джеймса «О чём размышляет кот, сидя у окна» Сочинение - рассуждение

2 Рассуждаем о нашем прошлом.

3. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением «Сёстры»

4. Письменное изложение «Муравьишкин корабль»

4

1


1

1


1



13-17

Обучение составлению аннотации к произведениям

1.Как устроена книга

2. Что такое аннотация и как её составить

3. Учимся составлять аннотации

4. Рассматриваем старые фотографии

5. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта

5

1

1

1

1

1




Итого

17