СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Я житель земли Омской"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Омской области, воспитанию любви к природе родного края.

Задачи:

- расширение кругозора обучающихся, укрепление интереса к познанию окружающего мира;

- приобретение знаний, умений и навыков краеведческой работы;

- воспитание гуманного отношения к окружающей среде;

- воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Курс построен таким образом, что обучающиеся смогут не только получить теоритические знания, но и изучить на практике те или иные природно-исторические и культурные ценности своего края, области. Способствовать этому будут разнообразные формы работы: беседы, викторины, наблюдения, экскурсии, интеллектуальные игры, исследовательские работы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Я житель земли Омской"»

Пояснительная записка


Рабочая программа клуба по духовно - нравственному направлению «Я - житель земли Омской» адресована обучающимся 7 класса МБОУ «Краснооктябрьская СОШ».

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

  4. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» на 2014-2019 гг.

  5. Учебным планом основного общего образования МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» на 2017-2018 учебный год.

  6. Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» на 2017-2018 учебный год.

7. Примерной программой по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

8. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».



Общая характеристика курса


Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой, она дает ученику систематизированные знания и именно в ней они должны получать знания о своем крае и формировать бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Знание краеведческого материала помогает учащимся в осознании себя гражданином своей страны. Личные впечатления, которые появятся у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Обучающиеся получат представления о территории и границах своего населенного пункта, научатся бережно относиться к окружающей природе, ценить и уважать свою малую Родину, выявлять связи между природой, историей освоения территории, ее заселения и развития и развития хозяйства.

Для более полного изучения данной темы обучающиеся научатся осуществить поиск информации с использованием архивных ресурсов, ресурсов библиотек, Интернета, справочной литературы; выделять главное, находить причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Омской области, воспитанию любви к природе родного края.

Задачи:

- расширение кругозора обучающихся, укрепление интереса к познанию окружающего мира;

- приобретение знаний, умений и навыков краеведческой работы;

- воспитание гуманного отношения к окружающей среде;

- воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Курс построен таким образом, что обучающиеся смогут не только получить теоритические знания, но и изучить на практике те или иные природно-исторические и культурные ценности своего края, области. Способствовать этому будут разнообразные формы работы: беседы, викторины, наблюдения, экскурсии, интеллектуальные игры, исследовательские работы.


Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению направления разработана для занятий с обучающимися 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Данная программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Омской области, Черлакского района, герои Омской земли в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.


Данный курс призван во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.


Сроки реализации программы и возраст воспитанников

Программа адресована учащимся 7 класса и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Срок реализации программы 1 год.


Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические ( практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Формы организации учебных занятий:

  • Беседы

  • Рассказ ы педагога и детей

  • Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций

  • Дискуссии

  • Исследования

  • Наблюдение учащихся за природой, живыми организмами

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, видеофрагментов по теме занятия.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью

ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть

диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей

различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ним; задавать вопросы, необходимые для совместной

работы с партнёрами.

Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; читывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать

ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.





Формы учета оценки планируемых результатов:


  • плакат;

  • серия иллюстраций;

  • проект;

  • стенгазета.


Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися проектов, презентаций и других работ практической направленности.












Содержание курса внеурочной деятельности


Раздел I. Введение в ИКТ.

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».


Раздел II.История Омской области и Черлакского района.

Раздел посвящен истории родного края. История Черлакского района. Символика Омской области и Черлакского района. Известные люди родного края. Достопримечательности Омской области. Музеи Омска.


Раздел III. Омская область в годы Великой Отечественной войны.

Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм омичей на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад омичей в победу над врагом.


Раздел IV. Животный и растительный мир Омской области, сельское хозяйство Омской области

Сбор материала о животном и растительном мире Омской области, сельском хозяйстве.


Раздел V. Водный мир Омской области.

Сбор материала о реках и их обитателях.


Раздел VI. Итоговое занятие.

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы.







Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

1.Называть и показывать на карте Омской области:

-границы Омской области, районы входящие в состав области и пограничные области;

-границы Черлакского района и районы граничащие с ним;

-виды природных ресурсов, районы их распространения на территории Омской области, Черлакского района.

2.Определять:

-статистические показатели, необходимые для выполнения практических работ;

-параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

-формы рельефа, основной тип растительности и почв своей местности.

3.Описывать:

-географическое положение области, района;

-маршрут по топографическому плану;

-растительный и животный мир района.

4.Объяснять:

-причины оказывающие влияние на национальный состав Черлакского района;

-особенности природы, специализации хозяйства;

-влияние человека на природу, взаимодействие природы и человека.

5.Прогнозировать:

-перспективы развития Черлакского района, села Медет.





















Тематическое планирование


занятия по программе

занятия в теме

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

по плану

по факту

Раздел I.

Введение в ИКТ

1

1

Содержание и задачи работы внеурочных занятий.

Определяют значение исследовательской работы.

Выделяют и анализируют разнообразные источники информации.




2

2

Формы и методы исследовательской работы.

Определяют значение исследовательской работы.

Выделяют и анализируют разнообразные источники информации.



3

3

Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов.

Определяют значение исследовательской работы.

Выделяют и анализируют разнообразные источники информации.




Раздел II.

История Омской области и Черлакского района

4

1

Территория нынешней Омской области в древние времена

Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации о историческом прошлом территории



5

2

История Омской области

Находят информацию (в Интернете и других источниках). Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации о историческом прошлом территории



6

3

Исторические памятники области

Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации о историческом прошлом территории



7

4

История города Омска


Делают записи. Отвечают на вопросы.



8

5

История городов Калачинска, Тары, Исилькуля, Называевска, Тюкалинска

Делают записи,

Отвечают на вопросы.



9

6

Территория нынешней Омской области в Средние века

Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации о историческом прошлом территории



10

7

Омская область в Российской империи

Находят информацию (в Интернете и других источниках)



11

8

Становление Омской области. История тех дней

Делают записи,

Отвечают на вопросы.



12

9

Появление Черлакского района

Делают записи,

Отвечают на вопросы.



13

10

Географическое расположение Омской области.

Определяют географическое положение территории



14

11

Топонимика родного края.


Находят информацию (в Интернете и других источниках)



15

12

Географическое расположение Черлакского района.

Определяют географическое положение территории



16

13

Символика Омской области


Определяют значение современной символики



17

14

Символика Черлакского района.

Определяют значение современной символики



18

15

Известные люди Омской области.


Находят информацию (в Интернете и других источниках)



19

16

Известные люди Черлакского района


Находят информацию (в Интернете и других источниках)



20

17

Достопримечательности Омской области.

Находят информацию (в Интернете и других источниках)



21


18

Достопримечательности Черлакского района

Делают записи,

Отвечают на вопросы.



22

19

Музеи Омской области


Делают записи,

Отвечают на вопросы.



Раздел III.

Омская область в годы Великой Отечественной войны.

23

1

Начало Великой Отечественной войны.

Находят информацию (в Интернете и других источниках)



24

2

Перестройка всей жизни на военный лад.

Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации



25

3

Героизм омичей на фронтах войны.

Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации



26

4

Земляки – Герои Советского Союза.

Находят информацию (в Интернете и других источниках)



27

5

Омичи – фронту.


Находят информацию (в Интернете и других источниках)



28

6

Вклад омичей в победу над врагом.

Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации



Раздел IV. Животный и растительный мир Омской области, сельское хозяйство Омской области


29

1

Животный мир Омской области


Собирают материал о животном и растительном мире Омской области. Находят информацию о растениях и животных в литературе, соблюдают меры охраны растений и животных.



30

2

Растительный мир Омской области


Собирают материал о животном и растительном мире Омской области. Находят информацию о растениях и животных в литературе, соблюдают меры охраны растений и животных.



31

3

Почвы Омской области


Собирают материал о животном и растительном мире Омской области. Находят информацию о растениях и животных в литературе, соблюдают меры охраны растений и животных.



32

4

Сельское хозяйство Омской области

Собирают материал о сельском хозяйстве Омской области.



33

5

Озера и реки Омской области


Находят географические объекты на карте.



Раздел VI.

Итоговое занятие.

34

1

Оформление и защита творческих работ.

Показывают знания по изучению данного курса

























Описание учебно – методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса



Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения


Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

1

И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.


2

Пчелов Е.В., Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.


3

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования


4

Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

5

Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.

6

Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с

7

Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95

8

Карта РФ, Омской области, Черлакского района


Технические средства обучения

1

Компьютер

2

Проектор

3

Фотоаппарат


Экранно - звуковые пособия

1

Презентации

2

ttp://anapacity.com/dolmeny-krasnodarskogo-kraya/

3

http://www.business-kuban.ru/istoriya-kubani


4

http://apsheronsk.bozo.ru/Kk_history.html


5

http://www.in-sochi.ru/42/

6

http://www.sea.ru/index.php?menuid=2


Оборудование класса

Мебель:

столы,

стулья,

шкафы

доска аудиторная


























Планируемые результаты изучения курса


Использование таких форм работы как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения, экскурсии и т. п. ведут к следующим результатам реализации программы:

- сформированность общей культуры;

- сформированность потребностей и умений творческой деятельности.

В течение года обучающиеся формируют портфель учебных достижений, т. е. портфолио, в который войдут результаты творческих и практических работ, паспорта экскурсий, гербарии, фотоотчет, схемы родословных и генеалогическое древо семьи.

Объектом оценки личностных результатов является:

- самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося - как чувства гордости за свою Родину, народ, историю; знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

- смыслообразование;

- морально-этическая ориентация.

Объектом оценки метапредметных результатов является:

Способность самостоятельно преобразовывать учебную задачу в познавательную;

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Умение осуществлять информационный поиск;

Способность к осуществлению логических операций сравнения