Пояснительная записка
Рабочая программа клуба по духовно - нравственному направлению «Я - житель земли Омской» адресована обучающимся 7 класса МБОУ «Краснооктябрьская СОШ».
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» на 2014-2019 гг.
Учебным планом основного общего образования МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
7. Примерной программой по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
8. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Общая характеристика курса
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой, она дает ученику систематизированные знания и именно в ней они должны получать знания о своем крае и формировать бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Знание краеведческого материала помогает учащимся в осознании себя гражданином своей страны. Личные впечатления, которые появятся у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Обучающиеся получат представления о территории и границах своего населенного пункта, научатся бережно относиться к окружающей природе, ценить и уважать свою малую Родину, выявлять связи между природой, историей освоения территории, ее заселения и развития и развития хозяйства.
Для более полного изучения данной темы обучающиеся научатся осуществить поиск информации с использованием архивных ресурсов, ресурсов библиотек, Интернета, справочной литературы; выделять главное, находить причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Омской области, воспитанию любви к природе родного края.
Задачи:
- расширение кругозора обучающихся, укрепление интереса к познанию окружающего мира;
- приобретение знаний, умений и навыков краеведческой работы;
- воспитание гуманного отношения к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Курс построен таким образом, что обучающиеся смогут не только получить теоритические знания, но и изучить на практике те или иные природно-исторические и культурные ценности своего края, области. Способствовать этому будут разнообразные формы работы: беседы, викторины, наблюдения, экскурсии, интеллектуальные игры, исследовательские работы.
Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению направления разработана для занятий с обучающимися 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Данная программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Омской области, Черлакского района, герои Омской земли в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников
Программа адресована учащимся 7 класса и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Срок реализации программы 1 год.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические ( практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Формы организации учебных занятий:
Беседы
Рассказ ы педагога и детей
Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций
Дискуссии
Исследования
Наблюдение учащихся за природой, живыми организмами
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, видеофрагментов по теме занятия.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью
ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей
различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ним; задавать вопросы, необходимые для совместной
работы с партнёрами.
Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; читывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать
ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы учета оценки планируемых результатов:
плакат;
серия иллюстраций;
проект;
стенгазета.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися проектов, презентаций и других работ практической направленности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел I. Введение в ИКТ.
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел II.История Омской области и Черлакского района.
Раздел посвящен истории родного края. История Черлакского района. Символика Омской области и Черлакского района. Известные люди родного края. Достопримечательности Омской области. Музеи Омска.
Раздел III. Омская область в годы Великой Отечественной войны.
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм омичей на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад омичей в победу над врагом.
Раздел IV. Животный и растительный мир Омской области, сельское хозяйство Омской области
Сбор материала о животном и растительном мире Омской области, сельском хозяйстве.
Раздел V. Водный мир Омской области.
Сбор материала о реках и их обитателях.
Раздел VI. Итоговое занятие.
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; | |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
1.Называть и показывать на карте Омской области: -границы Омской области, районы входящие в состав области и пограничные области; -границы Черлакского района и районы граничащие с ним; -виды природных ресурсов, районы их распространения на территории Омской области, Черлакского района. 2.Определять: -статистические показатели, необходимые для выполнения практических работ; -параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации; -формы рельефа, основной тип растительности и почв своей местности. 3.Описывать: -географическое положение области, района; -маршрут по топографическому плану; -растительный и животный мир района. 4.Объяснять: -причины оказывающие влияние на национальный состав Черлакского района; -особенности природы, специализации хозяйства; -влияние человека на природу, взаимодействие природы и человека. 5.Прогнозировать: -перспективы развития Черлакского района, села Медет. | |
Тематическое планирование
№ занятия по программе | № занятия в теме | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
по плану | по факту |
Раздел I. Введение в ИКТ |
1 | 1 | Содержание и задачи работы внеурочных занятий. | Определяют значение исследовательской работы. Выделяют и анализируют разнообразные источники информации. | | |
2 | 2 | Формы и методы исследовательской работы. | Определяют значение исследовательской работы. Выделяют и анализируют разнообразные источники информации. | | |
3 | 3 | Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов. | Определяют значение исследовательской работы. Выделяют и анализируют разнообразные источники информации. | | |
Раздел II. История Омской области и Черлакского района |
4 | 1 | Территория нынешней Омской области в древние времена | Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации о историческом прошлом территории | | |
5 | 2 | История Омской области | Находят информацию (в Интернете и других источниках). Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации о историческом прошлом территории | | |
6 | 3 | Исторические памятники области | Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации о историческом прошлом территории | | |
7 | 4 | История города Омска | Делают записи. Отвечают на вопросы. | | |
8 | 5 | История городов Калачинска, Тары, Исилькуля, Называевска, Тюкалинска | Делают записи, Отвечают на вопросы. | | |
9 | 6 | Территория нынешней Омской области в Средние века | Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации о историческом прошлом территории | | |
10 | 7 | Омская область в Российской империи | Находят информацию (в Интернете и других источниках) | | |
11 | 8 | Становление Омской области. История тех дней | Делают записи, Отвечают на вопросы. | | |
12 | 9 | Появление Черлакского района | Делают записи, Отвечают на вопросы. | | |
13 | 10 | Географическое расположение Омской области. | Определяют географическое положение территории | | |
14 | 11 | Топонимика родного края. | Находят информацию (в Интернете и других источниках) | | |
15 | 12 | Географическое расположение Черлакского района. | Определяют географическое положение территории | | |
16 | 13 | Символика Омской области | Определяют значение современной символики | | |
17 | 14 | Символика Черлакского района. | Определяют значение современной символики | | |
18 | 15 | Известные люди Омской области. | Находят информацию (в Интернете и других источниках) | | |
19 | 16 | Известные люди Черлакского района | Находят информацию (в Интернете и других источниках) | | |
20 | 17 | Достопримечательности Омской области. | Находят информацию (в Интернете и других источниках) | | |
21 | 18 | Достопримечательности Черлакского района | Делают записи, Отвечают на вопросы. | | |
22 | 19 | Музеи Омской области | Делают записи, Отвечают на вопросы. | | |
Раздел III. Омская область в годы Великой Отечественной войны. |
23 | 1 | Начало Великой Отечественной войны. | Находят информацию (в Интернете и других источниках) | | |
24 | 2 | Перестройка всей жизни на военный лад. | Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации | | |
25 | 3 | Героизм омичей на фронтах войны. | Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации | | |
26 | 4 | Земляки – Герои Советского Союза. | Находят информацию (в Интернете и других источниках) | | |
27 | 5 | Омичи – фронту. | Находят информацию (в Интернете и других источниках) | | |
28 | 6 | Вклад омичей в победу над врагом. | Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации | | |
Раздел IV. Животный и растительный мир Омской области, сельское хозяйство Омской области |
29 | 1 | Животный мир Омской области | Собирают материал о животном и растительном мире Омской области. Находят информацию о растениях и животных в литературе, соблюдают меры охраны растений и животных. | | |
30 | 2 | Растительный мир Омской области | Собирают материал о животном и растительном мире Омской области. Находят информацию о растениях и животных в литературе, соблюдают меры охраны растений и животных. | | |
31 | 3 | Почвы Омской области | Собирают материал о животном и растительном мире Омской области. Находят информацию о растениях и животных в литературе, соблюдают меры охраны растений и животных. | | |
32 | 4 | Сельское хозяйство Омской области | Собирают материал о сельском хозяйстве Омской области. | | |
33 | 5 | Озера и реки Омской области | Находят географические объекты на карте. | | |
Раздел VI. Итоговое занятие. |
34 | 1 | Оформление и защита творческих работ. | Показывают знания по изучению данного курса | | |
Описание учебно – методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
| Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция) |
1 | И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с. |
2 | Пчелов Е.В., Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с. |
3 | Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования |
4 | Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с. |
5 | Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с. |
6 | Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с |
7 | Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 |
8 | Карта РФ, Омской области, Черлакского района |
| Технические средства обучения |
1 | Компьютер |
2 | Проектор |
3 | Фотоаппарат |
| Экранно - звуковые пособия |
1 | Презентации |
2 | ttp://anapacity.com/dolmeny-krasnodarskogo-kraya/ |
3 | http://www.business-kuban.ru/istoriya-kubani |
4 | http://apsheronsk.bozo.ru/Kk_history.html |
5 | http://www.in-sochi.ru/42/ |
6 | http://www.sea.ru/index.php?menuid=2 |
| Оборудование класса Мебель: столы, стулья, шкафы доска аудиторная |
Планируемые результаты изучения курса
Использование таких форм работы как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения, экскурсии и т. п. ведут к следующим результатам реализации программы:
- сформированность общей культуры;
- сформированность потребностей и умений творческой деятельности.
В течение года обучающиеся формируют портфель учебных достижений, т. е. портфолио, в который войдут результаты творческих и практических работ, паспорта экскурсий, гербарии, фотоотчет, схемы родословных и генеалогическое древо семьи.
Объектом оценки личностных результатов является:
- самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося - как чувства гордости за свою Родину, народ, историю; знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- смыслообразование;
- морально-этическая ориентация.
Объектом оценки метапредметных результатов является:
Способность самостоятельно преобразовывать учебную задачу в познавательную;
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Умение осуществлять информационный поиск;
Способность к осуществлению логических операций сравнения