СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуальных занятий по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для индивидуального обучения литературе учащихся 10 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуальных занятий по литературе»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Гимназия №3»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 10 класса

(индивидуальное обучение)



Составитель:

Т .А.Шмакова

учитель русского языка и литературы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в 10 класс

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности.

Владение читательской культурой подразумевает, что ученик к концу старшей школы владеет следующими умениями:

  • видит за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове);

  • проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова);

  • находит в произведении непонятные для себя, “тёмные”, места и задумывается над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения);

  • ощущает литературное произведение как неповторимый художественный мир;

  • умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора;

  • формирует собственную точку зрения, высказывает ее и аргументирует.

Таким образом, проблемный разговор о литературе, ведущий к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, идёт на уроке не поверх текста, а на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы.

Преподавание литературы становится более конкретным, филологическим по сути. А важнейшая задача преподавания курса литературы определяется как задача понимания. Таким образом, такая глобальная цель образования, как воспитание личности средствами литературы, решается через формирование читательской культуры школьника.

Развитие читательской культуры предполагает, что все эти навыки проявляются не только при чтении произведений, разбираемых на школьных уроках литературы, но и при чтении любой другой художественной литературы, как современной, так и классической, русской и зарубежной.

Содержание программы

Общая характеристика периода. Общественно-политическая, философская проблематика в литературе этого времени (художественное воплощение жизненной, религиозной и исторической философии в творчестве Гончарова, Тургенева, Достоевского, Л.Толстого, Чехова). Споры о злободневном в поэзии. Развитие и становление русского романа. Поэзия как форма публицистики (Н.А. Некрасов и его школа). Становление театра как полноценного поля для обсуждения больных вопросов современности и глобальных вопросов мироустройства (А.Н. Островский и его школа).

Ф.И. Тютчев. Человеческая и литературная судьба Тютчева: поэт пушкинского поколения в эпоху превращения литературы в поле выяснения, в том числе и публицистических вопросов, в эпоху становления русского психологического и философского романа; самоощущение поэта-“дилетанта” в эпоху профессионализации литературного труда. Натурфилософский характер лирики Тютчева («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Видение», «Певучесть есть в морских волнах...», «Не то, что мните вы, природа...», «Когда пробьёт последний час природы...», «День и ночь»). Единство личности и вселенной как одна из центральных тем Тютчева* («Фонтан», «Как океан объемлет шар земной...», «Тени сизые смесились...», «О чём ты воешь, ветр ночной?»). Поэт о человеческой истории и жизни вселенной («Цицерон», «От жизни той, что бушевала здесь...»). Тютчев о России («Эти бедные селенья...», «Слёзы людские, о слёзы людские...», «Умом Россию не понять...»). Соотношение мысли и драматизма переживания лирического героя Тютчева («Silentium!», «Душа моя — Элизиум теней...»). Любовная лирика поэта: любовь как трагический конфликт, изображение психологии женщины в любовной лирике Тютчева («Я помню время золотое...», «О, как убийственно мы любим...», «Не раз ты слушала признанье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Есть и в моём страдальческом застое...», «Чему молилась ты с любовью...», «Последняя любовь», «Любовь, любовь, — гласит преданье…»).

А.А. Фет*. Лирический герой поэзии А.Фета, его погружённость в природу. Чувственность, вещественность мира, изображённого в поэзии Фета. Образ одухотворённой природы, в том числе в безглагольных стихах поэта («Печальная берёза», «Я пришёл к тебе с приветом...» (повторение), «Ещё весна — как будто не земной...», «Шёпот, робкое дыханье...», «Осень»). Представление Фета о творчестве («Одним толчком согнать ладью живую...»). Медитативная лирика* («На стоге сена ночью южной...», «Измучен я жизнью, коварством надежды...»). “Невыразимость” и “непостижимость” как темы поэзии Фета («Учись у них — у дуба, у берёзы...»).

А.Н. Островский. Творческий путь Островского. Жанровое многообразие драматургического наследия Островского.

«Гроза». Художественное пространство, система персонажей, своеобразие конфликта драмы. Русская критика о пьесе Островского. Перспектива изображённого Островским мира русской провинции и купечества (от «Грозы» к «Бесприданнице»). Смена власти традиции властью денег.

«Бесприданница». Эволюция образа героини у Островского (от Катерины и Кабанихи к Ларисе и Огудаловой). Появление нового типа героя (Карандышев и герои Достоевского).

И.А. Гончаров. «Обломов». История создания романа. Система персонажей в “романе одного героя”. Роман «Обломов» как социально-бытовой и психологический роман. Сон Обломова в композиции романа. Черты полемики с романтической литературой в изображении природы, любовных переживаний, народных поверий фольклора, отношений Востока и Запада (халат Обломова, Обломов и Штольц и другие). Судьба России и национальный тип в изображении Гончарова. Проблема счастья в романе, проблема воспитания в романе («Обломов» как российский роман воспитания). Традиция “натуральной школы” в первой главе романа. Традиция Пушкина и Гоголя (прежде всего «Капитанской дочки» и «Мёртвых душ») в романе Гончарова. Значение детали и своеобразие художественного пространства (сон, сказка, Петербург) в романе.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Раскол в «Современнике» как одна из причин формирования особенностей героя романа. Проблема временного и вечного в романе. Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, мужчин и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным поколениям). Место природы, искусства (в особенности музыки и поэзии), семейных связей, стремления к взаимопониманию в гармоническом устройстве мира. Система персонажей в романе. Мастерство Тургенева в смысловой нагруженности деталей внешности, речи, одежды, интерьера. Композиция романа и её художественная функция. Значение последней главы романа. Особенности выражения авторской позиции в романе.

Полемика в русской критике вокруг романа Тургенева (критики об авторской позиции).



Историко-литературные и теоретико-литературные понятия

Понятие “натуральной школы” («Физиология Петербурга»). Черты “натуральной школы” в «Записках охотника» Тургенева, «Бедных людях» Достоевского, в изображении сатирических персонажей романа Гончарова «Обломов». Углубление представлений о литературной полемике средствами художественной литературы. Социальная проблематика, выражаемая литературными средствами.

Б.Васильев « Завтра была война» Образ времени повести

Н.А. Некрасов. Журнал «Современник» в биографии Некрасова. Круг авторов журнала «Современник». Формирование общественного мнения вокруг журнала. Некрасов-журналист и поэт. Публицистичность, повествовательность, “сюжетность”, прозаизмы. “Непоэтические” темы и образы. “Антиэстетизм” как поэтическая программа Некрасова в сочетании с изысканностью и мастерством поэтической техники (перебои ритма, многообразие размеров, игра с фонетической благозвучностью и неблагозвучностью. Цикл «В дороге», «Еду ли ночью...». Некрасов о поэте и поэзии («Праздник жизни — молодости годы», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин»). Петербург Пушкина и Гоголя в цикле стихотворений «О погоде»; связь этого цикла с творчеством Достоевского (бедный Макар Некрасова и сон Раскольникова о лошади у Достоевского). Антиромантизм в некрасовском изображении русской деревни, Петербурга и человеческих, в том числе любовных, отношений («Секрет», «Мы с тобой бестолковые люди...»).

«Кому на Руси жить хорошо». Послереформенная Россия глазами крестьян — стилистика и сюжетные черты фольклорных жанров в поэме (песня, сказка, пословица, примета и другие).

Эмоциональный накал как характерная черта лирики и поэм Некрасова. Влияние поэзии Некрасова на русскую поэзию XX века.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Противопоставление гражданской лирики и поэзии “чистого искусства”. Психологизм в лирике. Углубление представлений о философской лирике, о значении и характерности пейзажа в лирике. Понятие поэтического цикла. Дальнейшее формирование представлений о реалистическом стиле, народности, национальном своеобразии, значение традиции и новаторства в литературе.



Ф.М. Достоевский. Биография и литературный путь.

«Преступление и наказание». Связь понятий — “преступление”, “грех”, “наказание”, “искупление” — в романе Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания. Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова (от Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и Порфирия Петровича) как параллели к духовному пути и психологии главного героя. Сны Раскольникова как средство создания психологического портрета героя. Средства создания противоречивости внутреннего мира персонажа. Своеобразие образа и место Петербурга в романе. Психологические, социальные и идейные причины преступления Раскольникова.

Полемическое начало романа Достоевского. Высмеивание примитивных социалистических идей (Лебезятников). Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское начало). Категорическое отрицание принципа “цель оправдывает средства”. Идея всеобщего братства (“сестринства”): Алёна Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников. Символика романа, в том числе евангельские образы (воскрешение Лазаря). Полемика с романтическим представлением о противостоянии “толпы” и “нестандартной личности”.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Углубление представлений о сказе. Понятие “двойник”. Психологизм Достоевского в сопоставлении с психологизмом в лирике Некрасова и Тютчева.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Углубление представлений о драматическом роде литературы и драматургических жанрах. Психологизм и драматургия. Решение современной социальной проблематики.

Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы»* («Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855-го», «Севастополь в декабре»). Изображение войны в повестях. Неприятие официально-шаблонных или наивно-романтических представлений о героизме.

«Война и мир». История создания романа. Черты эпопеи в романе «Война и мир». Принципы композиции романа: противопоставление и сопоставление в романе противоположных начал: мира и войны, Москвы и Петербурга, отдельных персонажей и так далее. Принципы создания портретов персонажей (значение детали). Толстой-психолог. Различные приёмы изображения героев, любимых писателем и не принимаемых им. Принципы изображения истории в романе. История как “семейная хроника”. Принципы изображения семей Ростовых — Курагиных — Болконских в романе. Философская и историософская позиция автора. Средства полемики с романтическим представлением о роли личности в истории. Изображение Наполеона как полководца, человека и кумира России и Европы начала XIX века. Изображение Кутузова. Понятия музыкальности и гармонии у Толстого, воплощённых в отдельном персонаже, в семье, в законах мироустройства (сны Пети и Пьера), в национальном характере (Платон Каратаев и танец Наташи у дядюшки). Исторический фатализм Толстого и война и мир как состояния жизни (при неприемлемости для автора войны как таковой). Семейное, мирное начало в военных сценах (батареи Тушина, Раевского и другие).

В.Распутин « Живи и помни» Тема предательства и долга в повести

Историко- и теоретико-литературные понятия

Понятие о романе-эпопее. Законы соединения психологического романа и историософского сочинения. Решение исторических и философских проблем художественными средствами.

Н.С. Лесков. «Левша». Стилистические особенности сказа, стилизация под народную легенду. Близость повествователя и героев сказа. Авторское видение героя и событий повести. Пародийное осмысление исторических персонажей и реалий времени в сказе Лескова. Трагический пафос произведения. Проблема национального характера в повести: “маленькие великие люди” (Лесков) в изображении автора.

«Очарованный странник». Житийное начало повести. Проблема русского характера. Образ Ивана Флягина в художественной системе повести. Иван Флягин — герой и повествователь. Своеобразие стиля повести.

Проблема русского национального характера в творчестве Лескова. Развитие традиции сказа в русской литературе XX века*.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина (обзор). «История одного города»: фельетон, пародийное описание русской истории, использование гротеска. Совмещение исторических времён в «Истории одного города». Идея принципиальной невозможности перемен в России. Сравнение сатирического изображения истории Салтыковым-Щедриным и пародийной поэмы А.К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва».

Сказки Салтыкова-Щедрина: «Премудрый пискарь», «Как один мужик двух генералов прокормил» и другие. Социально-политическая проблематика произведений.

А.П. Чехов. Этапы творческого пути Чехова. Юмористические рассказы. Своеобразие темы “маленького человека” в рассказах раннего Чехова. Современный мир и его социальная иерархия; “маленький человек” как жертва несправедливости и как её носитель. Проза зрелого Чехова. Проблема отчуждения человека в творчестве Чехова. Разрыв человеческих связей как характерная примета времени в изображении Чехова. «Студент». Особенности категории времени и пространства в рассказе. Идея преемственности в человеческой истории и реальный жизненный опыт человека. Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Композиционное единство цикла. Несводимость жизни к тем определениям, которые дают ей рассказчики. Живая жизнь и абсурдность попыток жёстко её регламентировать. «Ионыч». Идеалы русской интеллигенции конца XIX века в изображении Чехова. Характер чеховской детали, повторяемость её; “случайная” и мотивированная деталь.

Принципиальный отказ автора от морализирования в повествовании. Значение случайности в человеческой судьбе (например, «Дама с собачкой»).

Театр Чехова. «Вишнёвый сад». Своеобразие драматургического конфликта, лежащего в основе чеховской драмы. Новаторская система персонажей. Значение эпизодических и внесценических персонажей. Своеобразие диалогов. Значение эмоциональной атмосферы в пьесах Чехова. Символическое значение образа вишнёвого сада, роль ремарок. Традиции русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый сад». Комическое и его роль в пьесе.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Возникновение драматургии нового типа. Драматургия настроения. Понятие внутреннего и внешнего действия. Углубление представлений о системе персонажей драматургического произведения.




Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников



  • Понятие о композиции пейзажа в лирическом стихотворении.

  • Философские основы лирики Ф.Тютчева.

  • Тютчев и Мандельштам.

  • Героини любовной лирики Тютчева и Некрасова в сопоставлении с героинями Достоевского.

  • Актуальность исторической проблематики (событий 1812 года) в 1860-е годы.

  • Актуальность фигуры Наполеона в общественной жизни второй половины XIX века и в творчестве Достоевского и Толстого.

  • Россия и Европа у Толстого и Достоевского.

  • Христианские идеи Достоевского.

  • Маленький человек у Чехова и его предшественников.

  • Нетрадиционность соединения героев и философской проблематики у Чехова.

  • Драматургия “без действия” или “бездействия” — Чехов и Ибсен, Чехов и Горький.

  • Средства создания настроения в драматургии Чехова и Горького






Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся:

Основные учебники

  • Русская литература 19 века. 10 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч 2 / А.Н.Архангельский и др.; Под ред. А.Н.Архангельского. - М.: Дрофа. Издания 2007 - 2010 годов.

  • Русская литература 19 века. 10 кл.: Учебная хрестоматия критических и литературоведческих материалов. / А.Н.Архангельский и др.; Под ред. А.Н.Архангельского. - М.: Дрофа. Издания 2006 - 2010 годов

Дополнительная литература

  • Русская литература. 19 век. : Большой учебный справочник. - М.: Дрофа, 2005.

  • Русские писатели. 19 век. Биографии. - М.: Дрофа, 2007.

  • Лион, П.Э. Литература: пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. / П.Э.Лион, Н.М.Лохова. - М.: Дрофа, 2009.

  • Квятковский, А.П. Школьный поэтический словарь. / А.П.Квятковский. - М.: Дрофа, 2004.



Литература для учителя:

  • Русская литература. 19 век.: Методическое пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002.

  • Литература:Тесты. 9-11 кл.Уч.-метод.пособие / Авт.-сост. И.М.Михайлова. – М.: «Дрофа», 2000.

  • Ерохина Е.Л. Литература. Ответы на экзаменационные билеты. – М.: «Экзамен», 2010.

Тематический план на учебный год

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Русская литература и общественная мысль 2 пол. 19 в.

1

2

Русская лирика второй половины 19 века. Творчество Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1

3

Творчество А.Н.Островского

2

4

Творчество А.И.Гончарова

3

5

Творчество И.С.Тургенева

3

6

Творчество Б. Васильева

3

7

Творчество Н.С.Лескова

2

8

Творчество В. Распутина

2

9

Творчество Ф.М Достоевский

4

10

Творчество Н.Н.Некрасов

1

11

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

12

Творчество Л.Н. Толстой

8

13

Творчество Чехов

2


Итого 34 часа

План рассмотрен на заседании Соответствует требованиям

Протокол №____ от «___»_________2015 г. Государственного образовательного

Руководитель ШМО ___________________ стандарта

Зам. директора __________________


Календарно-тематический план


по предмету «Литература» на 2015-2016 уч.год

для 10 класса

Количество часов – 34 (1 часа в неделю)



Кол-во часов

Темы

Вид урока

Творческие работы

ИКТ

1

1

Беседа о летнем чтении. Русская литература и общественная мысль 2 пол. 19 века

Беседа, лекция

Читательский дневник


2

1

«Ночная душа русской поэзии». Поэтический мир Ф.И.Тютчева. Поэт-импрессионист А.А.Фет

Лекция с элем. беседы

Поэтический зачет

Записи стихов в исполнении артистов

3

1

« Колумб Замоскворечья» А.Н. Островский Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»

дискуссия

Рассуждение по проблеме



4

1

Пьеса «Бесприданница» (обзор)

Аналитическая беседа


Просмотр отрывков из к/ф Э.Рязанова «Жестокий романс»

5

1

Личность писателя И.А.Гончарова

Лекция с элементами беседы


Презентация

6

1

Роман «Обломов». Один день из жизни Обломова

Урок-исследование

Выборочный пересказ. Фантазии.


7

1

«Отчего я такой?». (Обломовка: истоки личности)

дискуссия

Интерпретация эпизода

Просмотр отрыв. из к/ф «Несколько дней из жизни Обломова»


8

1

Духовный лидер времени. Слово о Тургеневе

лекция



9

1

Гуманистический пафос « Записок охотника»

семинар

Сжатый пересказ


10

1

Роман «Отцы и дети» Время действия в романе. Кризисная эпоха 60-х. Базаров и Кирсановы

Лекция с элементами беседы

Доклады



11-12

3

Б. Васильев « Завтра была

Война». « А зори здесь тихие»

беседа

Рассуждение по проблеме


13

1

Загадка русской души в повести Н.Лескова «Очарованный странник»

Лекция с элементами беседы

Устное сочин начало в повести

Презентация

14


1

Тема праведничества. Житийное и фольклорное начало в повести

семинар

Рассуждение по проблеме

Отрывки из фильма


15

2

В. Распутин Жизнь и творчество

Повесть « Живи и помни» Тема предательства в повести

беседа


Отрывки из фильма

16

1

« Я- дитя века неверия и сомнения» Ф.Достоевский

Беседа



17

1

История создания романа «Преступление и наказание» Социально-философская теория Раскольникова

Лекция с элементами беседы



18

1

«Тварь я дрожащая или право имею»

Беседа




19

1

Образ Сони Мармеладовой

Аналитическая беседа

Индивидуальная характеристика


20


1

Двойники Раскольникова. Образы Лужина и Свидригайлова

Работа в группах

Сравнительная характеристика


21


1

Моление о милосердии. Неизвестный Некрасов

Лекция с элем. беседы


Презентация

22

1

Лирика Н.А.Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Пролог, его значение для всей поэмы

Урок-концерт

Поэтический зачет (выр.чтение)


23

1

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова –Щедрина. Сказки Салтыкова-Щедрина

Лекция

Конспектирование

Презентация

24

1

Биография Л.Н.Толстого. Толстой – знаковая фигура в русской культуре

Лекция

Конспект

Презентация

25

1

Романы «Анна Каренина» и «Воскресение» (обзор). Просмотр и обсуждение отрывка из фильма «Анна Каренина»

Лекция с элементами беседы. Видео-урок

Выраз. чтение.

Доклад


26

1

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Смысл названия. Жанр

Лекция с элементами беседы

Индивидуальная характеристика героев


27

1

Пересказ-анализ 1 и 2 томов

Беседа

Выборочный пересказ


28

1

Образ Андрея Болконского

Урок-беседа

Чтение по ролям


29

1

Образ Пьера Безухова

Урок-исследование

Выр.чтение текста


30

1

Образ Наташи Ростовой

Урок-беседа

Сравнительная характеристика.


Презентация

31

1

Мысль семейная в романе

Семинар

Сравнительная характеристика.



32

1

Образы Кутузова и Наполеона

Дискуссия

Сравнительная характеристика.

Доклады

Презентации уч-ся

33

1

Биография А.П.Чехова. «Его главным врагом была пошлость»

Лекция


Презентация

34

1

Чехов – мастер короткого рассказа. Рассказы Чехова: «Ионыч», «Палата №6», «Черный монах», «Дама с собачкой», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Дом с мезонином»

Лекция

Выраз.чтение, чтение по ролям


35



История создания пьесы «Вишневый сад». Жанр. Ключевые проблемы. Герои. Сцены

Урок-семинар с элементами исследования

Рассуждение по проблеме.

Сообщения. Защита иллюстраций


Презентация

36



Прошлое, настоящее и будущее в пьесе

Семинар

Элементы прогнозирования