Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
Алтайского края
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя России Дмитрия Ерофеева
Принята на заседании педагогического совета от «27» августа 2021 г. Протокол №2 | Утверждаю: Директор МКОУ ТСШ №1 им. Героя России Дм. Ерофеева __________________ТВ. Кравцова «27» августа 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Сайтостроение»
Возраст учащихся: 9 - 17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Сиков Константин Олегович,
педагог дополнительного образования
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 5
1.3. Содержание программы 6
2. Комплекс организационно - педагогических условий 11
2.1. Календарный учебный график 11
2.2. Условия реализации программы 11
2.3. Формы аттестации 12
2.4. Оценочные материалы 12
2.5. Методические материалы 12
2.6. Список литературы 14
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024».
Актуальность:
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий.
Дополнительные занятия, реализующие межпредметные связи, неразрывно связанны с трудовым обучением, которое в свою очередь является основным в определении дальнейшей социализации детей.
Большое значение имеет формирование у обучающихся на занятиях по освоению компьютера и программированию адекватной самооценки и осознание перспектив будущей жизни. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. Формирование знаний и умений осуществляется для обучающихся на доступном уровне.
Для обучения информационным технологиям и программирования и формирования первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде разработана данная программа. «Сайтостроение» построено таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти ее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, а также эффективно использовать информационные технологии в совокупности учебной, творческой, самостоятельной и досуговой деятельностях.
Программа рассчитана на учащихся 9 - 17 лет, имеющих ярко выраженный интерес к изучению информационных технологий. Так как возраст детей разный, занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики и демонстрации.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Вид ДООП:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность ДООП:
Техническая.
Адресат ДООП:
Программа рассчитана на учащихся 9 - 17 лет, имеющих ярко выраженный интерес к изучению информационных технологий. Так как возраст детей разный, занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики и демонстрации.
Срок и объем освоения ДООП:
1 год, 140 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 140 педагогических часов.
Форма обучения:
Очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Разновозрастная группа.
Режим занятий:
Таблица 1.1.1
Режим занятий
Предмет | Стартовый уровень |
Информатика и программирование | 4 часа в неделю; 140 часов в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель:
Создание условий для более углубленного изучения и раскрытия особенно важных элементов программы по информатике. Формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив детей к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества. Развитие информационной культуры обучающихся и умения ориентироваться в современном информационном обществе.
Задачи: Личностные:
формирование активной жизненной позиции;
развитие культуры общения;
развитие навыков сотрудничества.
Метапредметные:
формирование потребности в саморазвитии;
развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
развитие чувства прекрасного.
Образовательные (предметные):
обучение структурному решению практических задач на компьютере, созданию и обработке информации с использованием мультимедийных технологий;
формирование интереса к изучению профессии, связанной с использованием компьютера;
формирование навыков грамотной работы на компьютере;
изучение основных средств информационных и коммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.1
Ожидаемые результаты
| Стартовый уровень |
Знать | правила техники безопасности и правила поведения в компьютерном классе всевозможные методы решения поставленных задач, реализуемых на компьютере |
Уметь | правильно эксплуатировать компьютер и компьютерную технику грамотно вести поиск информации в сети Интернет |
Владеть | основными навыками работы с компьютером и мультимедией первичными азами программирования |
1.3. Содержание программы
«Информатика и программирование»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Компьютер и оргтехника. | 54 | 24 | 30 | |
1.1 | Изучение технической составляющей компьютера. | 20 | 12 | 8 | |
1.2 | Настройка программной составляющей компьютера. | 18 | 4 | 14 | |
1.3 | Оргтехника (техническая и программная составляющая) | 8 | 4 | 4 | |
1.4 | Портативные (переносные) компьютеры | 8 | 4 | 4 | |
2 | Составление форм и тестов. | 8 | 6 | 2 | |
2.1 | Сервисы для создания форм в сети интернет. | 8 | 6 | 2 | |
3 | Системные базы данных. | 12 | 8 | 4 | |
3.1 | BIOS (БИОС). | 6 | 4 | 2 | |
3.2 | Редактор реестра Windows. | 6 | 4 | 2 | |
4 | Программирование. | 66 | 16 | 50 | |
4.1 | Языки программирования. | 4 | 2 | 2 | |
4.2 | Среда программирования Scratch. | 6 | 2 | 4 | |
4.3 | Язык программирования Python. | 34 | 4 | 30 | |
4.4 | Эмуляторы Android для Windows. | 10 | 4 | 6 | |
4.5 | Среда программирования Android Studio. | 12 | 4 | 8 | |
| Итого: | 140 | 54 | 86 | |
Содержание учебного плана
1. Компьютер и оргтехника. 1.1. Изучение технической составляющей компьютера.
Теория:
Организационное занятие. Техника безопасности.
Изучение каждого элемента ПК в отдельности.
Внутреннее строение системного блока.
Изучение основных элементов оргтехники.
Уход за техникой.
Проверочный тест.
Практика:
Разборка и сборка системного блока ПК.
Самостоятельная замена компонентов системного блока.
1.2. Настройка программной составляющей компьютера.
Теория:
Установка и настройка ОС Windows/Linux.
Загрузочный диск.
Практика:
Установка необходимых программ и драйверов.
Установка необходимых программ и драйверов.
Настройка сети.
Создание загрузочного диска с дистрибутивом или с LiveCD.
Создание загрузочного диска с дистрибутивом или с LiveCD.
Проверочный тест.
Самостоятельная работа.
1.3. Оргтехника (техническая и программная составляющая).
Теория:
Что относится к оргтехнике?
Подключение и настройка различной оргтехники к компьютеру.
Практика:
Подключение и настройка различной оргтехники к компьютеру на практике.
1.4. Портативные (переносные) компьютеры.
Теория:
Классификация и виды переносных компьютеров.
Ноутбук и нетбук. Сравнительный анализ.
Практика:
Разборка и сборка ноутбука.
2. Составление форм и тестов. 2.1. Сервисы для создания форм в сети Интернет.
Теория:
Изучение сервиса "Google Формы".
Изучение сервиса "Яндекс.Формы".
Изучение конструктора 4exam.
Практика:
Самостоятельное составление теста в изученных сервисах.
3. Системные базы данных. 3.1. BIOS (БИОС).
Теория:
Что такое биос?
Трудности, с которыми можно столкнуться при настройке.
Практика:
Самостоятельная настройка и сброс биоса.
3.2. Редактор реестра Windows.
Теория:
Что такое реестр и зачем его редактировать?
Трудности редактирования.
Практика:
Выполнение задач на редактирование реестра.
4. Программирование. 4.1. Языки программирования.
Теория:
Обзор языков программирования.
Практика:
Просмотр и сравнение исходных кодов, написанных рассмотренными языками.
4.2. Среда программирования Scratch.
Теория:
Что такое Scratch? Что значит "среда программирования"?
Практика:
Практическое изучение данной среды программирования.
4.3. Язык программирования Python.
Теория:
Знакомство с устройством языка Python.
Практика:
Установка Python. Изучение интерфейса.
Ветвление на языке Python.
Два вида окон в IDLE: окно программы и окно консоли.
Переменные в Python.
Типы данных: числа, строки, булевы значения.
Вычисления в Python.
Строки в Python.
Ввод и вывод. Вывод в окне консоли.
Логические операции. Виды операций сравнения.
Ветвление. Условие if. Условие if-else. Условие if-elif-else.
Циклы в Python.
Списки. Пример и использование.
Функции.
Итоговая работа.
4.4. Эмуляторы Android для Windows.
Теория:
Обзор различных эмуляторов.
Практика:
Установка и изучение интерфейса.
4.5. Среда программирования Android Studio.
Теория:
Что такое Android Studio?
Практика:
Установка Android Studio. Изучение интерфейса.
Структура Android-проекта.
Создание первого приложения.
2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 35 |
Количество учебных дней | 70 |
Продолжительность каникул | - |
Даты начала и окончания учебного года | 16.09. - 31.05. |
Сроки промежуточной аттестации | январь |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | май |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение | Ресурсное обеспечение образовательной программы предусматривает проведение учебно-воспитательной деятельности с детьми в светлом помещении, где у каждого ребёнка имеется рабочее место – отдельный письменный стол и отдельное рабочее место, оснащенное компьютером, подключенным к сети Интернет. Так же должно быть мультимедийное оборудование для наглядных материалов. столы стулья компьютеры проектор доска |
Информационное обеспечение | |
Кадровое обеспечение | |
2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются:
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | |
Уровень развития социального опыта учащихся | |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) | |
2.5. Методические материалы Методы обучения:
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Беседа
Защита проекта
Презентация
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Тип учебного занятия:
Закрепления знаний и способов деятельности.
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
2.6. Список литературы
Гнездилов, Г. Г., Абрамов, С. А. и др. Задачи по программированию. – М.: НАУКА, 1988.
Гейн, А. Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1993.
Лепехин, Ю. В. Сорок пять минут с компьютером. – Волгоград: ПЕРЕМЕНА, 1996.
Филиппов, С. В. Занимательный BASIC. – М.: ЭКОМ, 1997.
Мельникова, О. И., Бенюшкина, А. Ю. Начала программирования на языке Q-BASIC. – М.:ЭКОМ, 1998.
Окулов, С. М. Турбо ПАСКАЛЬ 7.0. – Киев, 2000.
Златопольский, Д. М. Информатика, приложение к газете «Первое сентября» 2000–2002 гг.
Ракитина, Е. А., Галыгина, И. В., Галыгина, Л. В. Информатика и образование – 2003. – №3.
Самылкина, Н. Н. Информатика, приложение к газете «Первое сентября». – 2004. – №41.
с. Топчиха, 2021