СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Юный турист"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Юный турист"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


РАССМОТРЕНА

на заседании МО гуманитарного цикла

Протокол № ____ от ________ 2019 г.

Руководитель МО

_______________ Л.Н. Евдокимова


ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от ________ 2019 г.


УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

________________ И.С. Дудина

Приказ № ____ от ________2019 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ЮНЫЙ ТУРИСТ»

Возраст детей: (10 - 13 лет)

Срок реализации программы 2019 – 2020 учебный год

Составитель Пожар Алексей Сергеевич








п. Петрин

2019 год



Пояснительная записка.

Современное состояние и перспективы развития школьного туризма немыслимы без широкого привлечения к процессу обучения и проведению массовых туристско-экскурсионных мероприятий самих учащихся.

Значение туризма очень велико не только в нашей стране, но и зарубежом. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.

Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры. Туризм издавна был неотъемлемой частью воспитательной работы – со времен движения юных разведчиков дореволюционных лет, пионерских отрядов 20-х годов.

Дети России повседневно испытывают на себе тяжесть социально-экономического кризиса переходного периода. Коммерциализация всех сфер общественного воспроизводства снижает доступность услуг систем оздоровления несовершеннолетних подростков. Страдают дети. Повсеместное ухудшение их физического и психического здоровья – показатель общего неблагополучия.

В современной России волна «трудных» подростков вновь приняла катастрофические размеры. Растет преступность среди молодежи. Негативные факторы окружения растут, воздействуют на личностное развитие детей, и создает поколение взрослых, могущих создать угрозу будущему развитию нашего народа. Дать ребятам возможность освоить все премудрости туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию. Воспитанники в процессе занятий совершенствуют и закрепляют знания, полученные на уроках географии, физики, геометрии, физкультуры.

Цели и задачи на учебный год.

Главная задача кружка — показать, прекрасен мир, воспитать активную любовь к нему, удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании своего края котором им посчастливилось родиться.

Основными целями является:

  • формирование бережного отношения к природе;

  • развитие чувства патриотизма и гражданственности;

  • воспитание в ребенке любви к людям и окружающему миру;

  • физическое и духовное развитие личности;

  • овладение ребенком основными спортивно-техническими навыками

в данной области;

  • воспитание в школьниках основных человеческих качеств:

взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия,

самостоятельности, отзывчивости;

  • уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых

знаний по предметам школьной программы, взаимосвязанных с

туристско-спортивной деятельностью;

Поставленных целей можно добиться, решая основные воспитательные, познавательные и оздоровительные задачи, а именно:

  • привитие интереса к данному виду спорта и воспитание трудолюбия в учебно-спортивной работе;

  • пропаганда здорового образа жизни через занятия спортом;

  • пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;

  • участие в туристских соревнованиях, слетах и других массовых туристских мероприятиях;

Организационная работа.

На начало учебного года провести:

-комплектование коллектива;

-распределить по группам соответственно учебного расписания;

-провести организационное собрание на начало учебного года;

-провести выбора актива.



Методическая работа.

- участвовать в семинарах, открытых уроках (в течение года);

- изготовление наглядно-дидактического материала по направлению деятельности

(в течение года).

Работа по самообразованию.

- изучение инновационных форм воспитательной работы;

-- работа с периодической печатью.

Работа летом.

- Участие в туристических районных соревнованиях

В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.

Календарно-тематическое планирование

Дата

план

дата факт

№ п\п

Тема урока

Кол-часов

Примечание

пр.

часть

д\з

дополнение









































































1-2

3-4

5-6

7-8



9-10



11-12

13-14

15-16

17-21

22-23

24-25

26



27-28

29



30-34




Введение

Техника безопасности

Обзор развития ориентирования

Врачебный контроль, самоконтроль, медико-санитарная подготовка

Правила соревнований по спортивному ориентированию

Снаряжение туриста

Правила соревнований по туризму

Судейская практика

Специальная физическая подготовка

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Контрольные нормативы

Участие в соревнованиях

Краеведение

Охрана природы, памятников истории и культуры

Основы туристической подготовки

Походы, лагеря, учебные сборы, экскурсии

2

2

2

2



2



2

2

2

2

2

2

1



2

1



4























































































Содержание программы занятий по туризму

Введение — 2часа

Теоретические занятия (2часа)

Планирование деятельности объединения в учебном году. Анализ резуль­татов спортивной соревновательной деятельности объединения и роста инди­видуальных результатов воспитанников, определение задач и целей.

Техника безопасности 2 часов

Теоретические занятия

Правила пожарной безопасности. Польза и вред огня. Причины возникно­вения пожаров.

Практические занятия

Первичные средства пожаро­тушения (пенные, порошковые, углекислотные огнетушители).

Обзор развития ориентирования 2 часа

Теоретические занятия

Практические занятия

Характеристика современного состояния ориентирования. Анализ высту­плений российских ориентировщиков на международных соревнованиях.

Врачебный контроль, самоконтроль, медико-санитарная подготовка — 2 часов

Теоретические занятия

Понятие о спортивной форме, утомлении и перетренировке. Меры преду­преждения переутомления.

Практические занятия)

Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, потряхивание. Массаж до и после тренировки и соревнований.

Правила соревнований по спортивному ориентированию — 2 часа

Теоретические занятия

Разбор правил соревнований. Участники соревнований. Допуск к соревно­ваниям. Спортивное поведение.

Снаряжение туриста2 часа

Теоретические занятия (1часа)

Учебные полигоны, их оборудование для проведения тренировочных заня­тий на местности.

Практические занятия (1 часа)

Устройство, изготовление, установка снаряжения. Оборудование мест старта, финиша, мест общего пользования.

Правила соревнований по туризму— 2 часа

Теоретические занятия

Основные положения. Правила организации и проведения. Участники со­ревнований. Разрядные требования.

Практические занятия

Судейская практика — 2 часов

Теоретические занятия

Судейская коллегия соревнований. Судейские бригады старта и финиша (судья на выдаче карт, судья-хронометрист, судья при участниках). Оборудо­вание старта, финиша.

Практические занятия

Протокол старта, протокол прохождения КП. Работа с итоговым протоко­лом. Технология подсчета командных результатов.

Специальная физическая подготовка —2 часов

Практические занятия (2 часа)

Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая.

Развитие специальных качеств, необходимых туристу.

Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по рав­нинной и пересеченной местности, открытой, специальные беговые упражнения.

Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег на месте в быстром темпе с вы­соким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе.

Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку.

Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки (в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упраж­нения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.

Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтя­гивание, приседание.

Техническая подготовка 2 часа

Теоретические занятия

Техника кроссового бега по различному грунту, по разной местности.

Специализированные качества туриста (чувство расстояния, на­правления, чтение карты).

Изучение понятий: привязка дополнительная, задняя, последняя.

Практические занятия

Чтение карты.

Память (кратковременная, оперативная, долговременная). Слежение за местностью с одновременным чтением карты.

Измерение расстояний на карте. Измерение расстояний на местности па­рами шагов, по времени, глазомерно, интуитивно.

Направление. Контроль направления с помощью компаса и карты, по солнцу, по объектам местности, контроль высоты.

Выход на КП с различных привязок (последних, дополнительных, зад­них). Отметка на КП. Уход с КП.

Тактическая подготовка —2 часов

Теоретические занятия (1часа)

Действиятуриста на различных участках трассы. Соотношение скорости бега и качества ориентирования. Последовательность действий при прохождении дистанции.

Практические занятия (1часов)

Приемы ориентирования (азимут с упреждением, бег по ориентирам, удлинение ориентиров).

Предстартовая информация: параметры дистанции (длина, число КП, на­бор высоты); параметры карты (размер, масштаб, сечение рельефа); характер местности (проходимость, тип растительности, тип ландшафта); стартовые параметры (номер, стартовая минута, местонахождение старта и финиша); параметры района соревнований (границы района, запретные для бега места); сведения о КП (легенды, наличие совмещенных КП, средства отметки КП), опасные места, стартовые данные соперника.

Контрольные нормативы 2 часа

Практические занятия (2 часа)

Сдача теоретических и практических навыков по спортивному ориентиро­ванию, туризму, легкой атлетике, лыжным гонкам. Сдача нормативов по ОФП.

Участие в соревнованиях вне сетки

Краеведение 2часов

Теоретические занятия (1часа)

Практические занятия (1 часов)

Географическое положение края. Геологическое прошлое и рельеф, полез­ные ископаемые, климат, основные реки, водоёмы. Растительный и живот­ный мир. Население, история, хозяйство, культура, заповедники. Интерес­ные природные объекты.

Посещение областного краеведческого музея

Охрана природы —1часа

Практические занятия (1 час)

Формы участия занимающихся в охране природы. Воспитательное и эсте­тическое значение памятников истории и культуры.

Основы туристской подготовки — 4 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Распределение должностей: костровой, дежурный по лагерю, дежурный по кухне, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, капитан. Меню для по­ходов и соревнований. Хранение продуктов. Укладка рюкзака и упаковка продуктов.

Практические занятия (2 часов)

Составление меню, графика дежурства. Приготовление пищи в полевых условиях. Обучение пользованию топором, двуручной пилой. Организация полевой постели, места для отдыха.

Походы, лагеря вне сетки часов

Отработка навыков по каждому разделу программы.

Предполагаемые педагогические результаты

Должны знать:

  • место и время проведения занятий объ­единения дополнительного образования;

  • результаты занятий за прошедший се­зон и задачи на новый учебный год.

Должны уметь:

  • коллективно участвовать в планирова­нии деятельности объединения;

  • совместно участвовать в творческих де­лах;

  • подводить итоги собственных достиже­ний.

Техника безопасности

Должны знать:

  • правила пожарной безопасности;

  • необходимые действия при обнаруже­нии первых признаков пожара (задымле­ние, запах горения, повышение темпера­туры и т.д.);


  • меры предосторожности при обраще­нии с огнем;

  • причины возникновения пожаров.

Должны уметь:

  • пользоваться первичными средствами пожаротушения;

  • оказывать первую помощь пострадав­шим.

Обзор развития ориентирования

Должны знать:

  • перспективы развития ориентирования в стране, области, городе, клубе.

Должны уметь:

- давать характеристику современного состояния ориентирования.

Врачебный контроль, самоконтроль, ме­дико-санитарная подготовка

Должны знать:

- причины утомления;

  • профилактические средства, направ­ленные на предотвращение перетрениро­ванности;

  • объективные данные самоконтроля: вес, рост, динамометрия, спирометрия;

  • субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспо­собность, настроение;

- основы спортивного массажа.

Должны уметь:

- правильно использовать восстанови­тельные средства (душ, баня, массаж, сон).

Контрольные нормативы

Должны знать:

- методы проведения (зачет, соревнова­ния);

- нормативные требования.
Должны уметь:

- выполнять нормативы по общей и спе­циальной физической подготовке;

- выполнять теоретические и практиче­ские и навыки по туризму , легкой атлетике.
Участие в соревнованиях

Должны знать:

- положение о соревнованиях;

  • условия проведения соревнований по туризму в задан­ном направлении, по выбору, на трассе;

  • действия участников в аварийной ситу­ации;

  • основы безопасности при участии в со­ревнованиях.

Должны уметь:

- закончить дистанцию.
Краеведение

Должны знать:

  • географическое положение края;

  • геологическое прошлое и рельеф, основные реки и водоёмы;

  • растительный и животный мир, запо­ведные места;

  • историю, хозяйство, культуру;

  • интересные объекты природы.

Должны уметь:

  • рассказать о географическом положе­нии края;

  • посещать экскурсионные объекты горо­да;

Охрана природы и памятников культуры

Должны знать:

  • важность охраны природы, памятни­ков истории и культуры;

  • место охраны природы в системе обра­зовательного процесса;

  • памятные и исторические места.

Должны уметь:

  • участвовать в маркировке и оборудова­нии маршрутов выходного дня;

  • коллективно участвовать в разработке походов выходного дня;

  • принимать участие в изготовлении сна­ряжения, не причиняющего вреда окру­жающей природе;

  • участвовать в акциях по охране приро­ды и памятников.

Основы туристской подготовки

Должны знать:

  • правила хранения продуктов в полевых условиях;

  • правила укладки рюкзака и упаковка продуктов;

- принципы составления меню для похо­дов и соревнований.

Должны уметь:

  • составлять меню, график дежурств;

  • укладывать рюкзак;

  • готовить пищу в полевых условиях;

  • организовывать и проводить бивачные работы: установка палаток, оборудова­ние костра, кухни, места для умывания и забора воды, заготовка и хранение дров;

  • пользоваться топором и двуручной пи­лой;

  • организовывать индивидуальную по­ходную постель, места для отдыха;

- убирать места привалов и биваков, ак­тивно участвовать в общественно полез­ном труде.

Походы, лагеря

Должны знать:

- маршрут туристского путешествия;

  • цели и задачи учебно-тренировочного мероприятия;

  • правила поведения и техника безопас­ности;

  • контрольные сроки проведения путе­шествия;

  • границы полигона.

Должны уметь:

- передвигаться в составе группы.


Методическое обеспечение данной программы

Для занятий используются видео прохождения этапов(городских, районных, всероссийских соревнований); изучение дополнительной литературы по темам к урокам.

Список литературы

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. 

2. Алешин В.М.  Карта в спортивном ориентировании.

3. Берсон Г.З. Дикорастущие съедобные растения.

4. Шимановский В.Ф. Переправы вброд через водные преграды.

5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. 

6. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы.