СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к ДООП «Шерстяная акварель» на 2024-2025учебный год МБОУ №8 «Звездочка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шерстяная акварель»  художественной направленности  разработана  для обучения детей изготовлению декоративных  изделий в технике шерстяной живописи  и предназначена для работы в условиях учреждений дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к ДООП «Шерстяная акварель» на 2024-2025учебный год МБОУ №8 «Звездочка»»

Отдел образования Администрации Егорлыкского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Егорлыкский Центр внешкольной работы




ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол от «___» ______ 202_г.

№ ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУДОЕЦВР

Данилюк Е. П.

Приказ от «___» ______ 202_г.

№____








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

(декоративно-прикладное творчество)

«Шерстяная акварель»

МБОУ №8 «Звездочка»









Вид программы: модифицированная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст детей: от 6 до 8 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Ткачева Алла Николаевна






станица Егорлыкская

Ростовская область

2024

ОГЛАВЛЕНИЕ


II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК………………………………………………….9

2.1 Учебный план9

2.2 Календарный учебный график……………………………………………………………………………………………………11

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 13

3.1 Условия реализации программы……………………………………………………………………………………………….13

3.2 Формы контроля и аттестации……………………………………………………………………13

3.3 Планируемые результаты…………………………………………………………………………………………………………..15

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 16

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 17

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Информационное обеспечение программы………………………………………………………………………………..19

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 1……………………………………………………………………………………………………………………………………….Ошибка! Закладка не определена.




ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование


Описание

А

Титульный лист:


1

Образовательное учреждение, населенный пункт

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Егорлыкский Центр внешкольной работы

2

ПРИНЯТО, дата

Педагогический совет, протокол от «___» мая 2025г.

№ ____

3

УТВЕРЖДЕНО, дата

Директор МБОУДОЕЦВР Данилюк Е. П.

Приказ №____ от «___» ______ 2025г.


Название ОП

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Шерстяная акварель»


Направленность

Художественная (декоративно-прикладное творчество)


Тип программы

Общеразвивающая


Вид программы

Модифицированная


Уровень программы

Ознакомительный


Возраст детей

6-8 лет


Срок реализации

1год


Разработчик, ФИО, должность

Ткачева Алла Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории


Территория, год

станица Егорлыкская Ростовская область, 2023 год

Б

Пояснительная записка:



Цель

создание условий для раскрытия творческих способностей и формирования эстетического вкуса, через последовательное освоение техники работы с цветной шерстью


Задачи

обучающие (ориентированы на предметный результат):

  • формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (флизелин, фланель, шерсть) и инструментами (ножницы, пинцет);

  • учить при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, скручивание, настригание);

  • учить детей видеть и понимать «прекрасное» в картинах художников.

развивающие (ориентированы на метапредметный результат):

  • способствовать развитию   индивидуальных творческих способностей и мышления  ребенка:

  • развивать у детей творческие способности, наглядно-образное мышление, фантазию;

  • развивать познавательную активность, формировать навыки сотрудничества;

  • развивать мелкую моторику;

  • развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.


Форма обучения

Очная, с использованием дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе.


Режим занятий

1 год обучения: 2 часа в неделю – 2 занятия по 1 академическому часу – всего 72 часа в год;


Продолжительность занятий

30 минут


Наполняемость учебных групп

1 год обучения – 12-15 человек,


Форма занятий

учебное занятие

комбинированное занятие

беседа, экскурсия, презентация


Форма контроля

тестирование

устный опрос

практическая работа

демонстрация работы

выставка


Формы подведения итогов реализации ДООП

Участие в выставках детского декоративно-прикладного творчества разных уровней.

Участие в конкурсах творческих работ и проектов разных уровней.































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шерстяная акварель» художественной направленности разработана для обучения детей изготовлению декоративных изделий в технике шерстяной живописи и предназначена для работы в условиях учреждений дополнительного образования.

Поиск новых творческих идей, новых форм взаимодействия с обучающимися привел к созданию программы по работе с шерстью – «Шерстяная акварель». Актуальность и особенность программы в том, что этим рукоделием могут заниматься все желающие. Валяние и живопись шерстью – модные и популярные занятия во многих странах мира. Картины выполняются методом наложения шерсти различных цветов на тканевую подложку. Этот процесс напоминает работу акварельными красками, поэтому, картины, выполненные в данной технике, иногда называют шерстяная акварель.

Создание картин из шерсти  позволяет  формировать у детей потребность самовыражения, саморазвития, самосовершенствования через творчество и способствует профессиональной ориентации, следовательно, поможет облегчить школьнику интеграцию в систему мировой и отечественной культуры; последующее его самоопределение во взрослой жизни. Работа над изготовлением картин из шерсти открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует мысль. 

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шерстяная акварель» объясняется соответствием стандартам нового поколения, где акцент сделан на системно - деятельностный подход, который позволяет формировать коммуникативные компетенции - каждый обучающийся учится работать как индивидуально, так и в коллективе. В результате у ребенка формируется целостное восприятие мира и ощущение себя частицей общества. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста.  

Педагогическая целесообразность состоит и в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к знаниям, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к творчеству. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих продолжить реализовывать свой творческий потенциал, развиваться в данном направлении.

Новизна и отличительные особенности программы

Программа ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству, через работу с таким материалом как шерсть. Основной акцент в освоении данной программы делается на самостоятельность в создании творческих работ, что позволяет получить полноценные и конкурентоспособные продукты. Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания поделок удивительной красоты и разнообразия. Осваивая программу, обучающиеся более углубленно овладевают техниками валяния шерсти: техникой шерстяная живопись, нунофелтинг.

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей и формирования эстетического вкуса, через последовательное освоение техники работы с цветной шерстью

Задачи:

обучающие (ориентированы на предметный результат):

  • формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (флизелин, фланель, шерсть) и инструментами (ножницы, пинцет);

  • учить при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, скручивание, настригание);

  • учить детей видеть и понимать «прекрасное» в картинах художников.

развивающие (ориентированы на метапредметный результат):

  • способствовать развитию   индивидуальных творческих способностей и мышления  ребенка:

  • развивать у детей творческие способности, наглядно-образное мышление, фантазию;

  • развивать познавательную активность, формировать навыки сотрудничества;

  • развивать мелкую моторику;

  • развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.

воспитательные (ориентированы на личностный результат):

  • формировать у воспитанников интерес к прошлому и настоящему;

  • прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение  друг к другу.

  • формировать  художественны вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

  • вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать  в своих картинах;

  • совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место

Характеристика программы

Направленность – художественная (ДПИ)

Тип - функциональное назначение программы – общеразвивающее.

Вид - модифицированная.

Уровень освоения – ознакомительный

Адресат программы: дети в возрасте 6 - 8 лет без предварительной подготовки и вступительных испытаний, с любым видом и типом психофизиологических особенностей (в том числе дети с ОВЗ), с разным уровнем интеллектуального развития (в том числе и одаренные, мотивированные), имеющими разную социальную принадлежность (в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Дети этого возраста отличаются разным уровнем психо-физического развития, разбросом интересов и предпочтений, непредсказуемостью реакций, нестандартностью и неожиданностью некоторых суждений, оценок и выводов. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной значимой деятельности, повысить собственную самооценку. В состав учебной группы входят в дети, которые имеют наибольший интерес к этому виду творчества.

В группу принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Набор детей производится на принципах добровольности  и самоопределения обучающихся.

Объем и срок освоения программы.

Программа разработана на 1 год - 72 часа, общее количество часов- 72 часа. Запланированное количество учебных часов достаточно для освоения обучающимися программы. Учебный процесс по данной программе начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.

Режим занятий

1 год обучения - 2 раз в неделю по 1 часу (72 часа/год)

Продолжительность одного занятия – 30 минут в соответствии с возрастом обучающихся.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса в объединении является учебное занятие.

Тип занятий. Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав группы постоянный. Виды занятий по программе определяются ее содержанием: мастер-классы, наблюдение, выставка, открытое занятие, творческая мастерская, посиделки, занятие-игра, защита проектов, практическое занятие, презентация, игровая программа, ярмарка.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Форма реализации программы. Учебные занятия ведутся на базе МБДОУ детский сад №8 «Звездочка». Обучение по ДООП «Шерстяная акварель» ведется на русском языке. Форма обучения – очная/дистанционная. В программе предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. В рамках реализации программы в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией занятия, могут быть организованы в дистанционном режиме.

Уровень освоения программы. Программа ознакомительного уровня. Ознакомительный уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. При разработке данной программы дополнительного образования соблюдены принципы, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания обучающимися.

Наполняемость группы. Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 12 человек. Такой количественный  состав позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности.

В соответствии с годовым календарным графиком МБОУДО ЕЦВР на 2024-2025 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2024 – 2025 учебном году ( 04.11.2024г., 29-31.12.24; 01.01.2025 г. – 08.01.2025 г., 01- 04.05.2025 г, 08 - 11.04.2025 расписанием учебных занятий МБОУДО ЕЦВР в условиях семидневной рабочей недели ДООП «Шерстяная акварель» в группе 1г/о будет реализована в объеме 71 часа.


  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план

Таблица _

Учебный план

1-й год обучения

п/п

тема

Количество часов

Форма контроля


Теория

Практика

Всего

  1. Модуль Основы шерстяной живописи

1.1

Презентация кружка.

Техника безопасности. Основы шерстяной живописи

1

1

2

входной

1.2

Техника выполнения шерстяной живописи.

2

4

6

текущий

1.3

Анималистика.

1

3

4

текущий



4

8

12


  1. Модуль Основы композиции и цветоведения

2. 4

Знакомство с цветовым кругом.

1

3

4

текущий

2.5

Основные законы композиции. Шерстяные пейзажи

1

3

4

текущий

2.6

Любимый персонаж

1

2

3

текущий

2.7

Шерстяные роллы

1

4

5


2.8

Символы Нового года

2

4

6

промежуточный



6

16

22


  1. Модуль Шерстяные экспонаты

3.9

«Зимний лес».

2

5

7


3.10

Нуновойлок - валяние по натуральной ткани.

1

2

3

текущий

3.11

Подарки в смешанной технике

2

5

7

текущий



5

12

17


  1. Модуль Творческий проект

4.12

Творческий проект «Укрощение огня»

1

4

5

текущий

4.13

«Космос». Закрепление приемов шерстяной акварели

1

4

5

текущий

4.14

Весенние мотивы

1

2

3

текущий

4.15

Военная композиция.

1

3

4

текущий

4.16

Защита авторской работы

1

3

4

итоговый



5

16

21




20

52

72










Содержание учебного плана

1 год обучения

Модуль 1. Основы шерстяной живописи.

Теория: Вводное занятие. Шерстяные чудеса. Правила и техника безопасности. Психолого-педагогическая диагностика. Техника выполнения шерстяной живописи. Анималистика.

Практика: Заполнение тестов. Маковое поле. Простейшие приемы. Основные элементы шерстяной живописи: вытягивание, скручивание. Выкладывание животных в стадии покоя. «Ежик в тумане».

Модуль 2. Основы композиции и цветоведения.

Теория: Основные законы композиции. Знакомство с цветовым кругом. Шерстяные пейзажи. «Дары осени». Основные законы композиции. «Деревья». Любимый персонаж. Символы Нового года.

Практика: Работа по эскизу «Грибы» Выкладывание по эскизу «Золотая рыбка» Подбор материала и инструментов для картины. «Милый котенок» Сборка картины, художественное оформление Шерстяные роллы. Валенки да варежки мокрым валянием Работа над новогодними подарками

Модуль 3. Шерстяные экспонаты

Теория: «Рождественские чудеса». «Зимний лес». Приемы «живописи шерстью». Выбор цветовой гаммы для пейзажа. «Снегири» зимний пейзаж. Нуновойлок - валяние по натуральной ткани. Подарок защитнику Отечества

Практика: Выкладывание по эскизу. Технология выкладывания хвои. Выкладывание мелких элементов методом настригания. Подбор материала и инструментов для картины. Создание фона в технике «выщипывания». Выкладывание фона, изготовление отдельных элементов. Создание теней и бликов. Сборка картины, художественное оформление. Цветок. Работа с эскизом, подбор инструментов и материалов. Подарок для мамы в технике нуновойлок. Брошь.

Модуль 4. Творческий проект

Теория: Творческий проект. Творческий проект «Укрощение огня». Закрепление приемов шерстяной акварели Сборка картины. Художественное оформление. Презентация проектаТворческий проект «Космос». Правила оформления проекта творческой работы. Подбор материала и инструментов для картины «Весенние мотивы» Выкладывание фона «Салют Победы». Авторская работа. Закрепление приемов шерстяной акварели

Практика: Закрепление приемов шерстяной акварели. Подбор материала и инструментов для картины. Выкладывание фона, изготовление отдельных элементов. Сборка картины, художественное оформление. Изготовление отдельных элементов «Салют Победы». Художественное оформление. Защита авторской работы.

Итоговое мероприятие Итоговое мероприятие «Сделаем мир теплее»

«Дом, в котором мы живем»

2.2 Календарный учебный график

1год обучения

п/п

Дата

занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Форма

контроля

1

03.09

Шерстяные чудеса.

Правила и техника безопасности.

1

презентация


2

05.09

Психолого-педагогическая диагностика.

1

комбиниро

ванное

беседа

3

10.09

Техника выполнения шерстяной живописи.

1

презентация

опрос

4

12.09

Техника выполнения шерстяной живописи.

1

учебное занятие


5

17.09

Маковое поле

1

комбиниро

ванное

практическая работа

6

19.09

Маковое поле

1

комбиниро

ванное


7

24.09

Простейшие приемы

1


практическая работа

8

26.09

Простейшие приемы

1

комбиниро

ванное


9

01.10

Анималистика.

1

комбиниро

ванное

тестирование

10

03.10

Выкладывание животных в стадии покоя.

1

учебное занятие


11

08.10

Основные элементы живописи: вытягивание, скручивание.

1



12

10.10

«Ежик в тумане».

1

комбиниро

ванное

комбиниро

ванное

13

15.10

Знакомство с цветовым кругом «Дары осени»

1



14

17.10

«Дары осени»

1



15

22.10

Работа по эскизу. «Грибы»


1

учебное занятие

наблюдение

16

24.10

«Грибы»


1

учебное занятие


17

29.10

Основные законы композиции. «Деревья»

1

учебное занятие

практическая работа

18

31.10

«Деревья»

1



19

05.11

Выкладывание по эскизу. «Золотая рыбка»

1

комбиниро

ванное

практическая работа

20

07.11

«Золотая рыбка»


1



21

12.11

Подбор материала и инструментов для картины. «Милый котенок»

1

учебное занятие

наблюдение

22

14.11

«Милый котенок» Выкладывание фона, изготовление отдельных элементов.

1



23

19.11

Сборка картины, художественное оформление

1

беседа

практическая работа

24

21.11

Шерстяные роллы


комбиниро

ванное


25

26.11

Подарок маме. Подбор материала




26

28.11

Сборка бус.


комбиниро

ванное


27

03.12

Работа над композицией

1



28

05.12

Мастер-класс «Бусины добра»

1

комбиниро

ванное

наблюдение

29

10.12

Символы нового года

1



30

12.12

Символы нового года

1

практическое занятие

практическая работа

31

17.12

Валенки да варежки мокрым валянием

1

мастер-класс


32

19.12

Работа над композицией

1



33

24.12

Работа над новогодними подарками

1

мастер-класс

мини-выставка

34

26.12

Новогодняя сказка.

1

посиделки


35

09.01

«Рождественские чудеса».

1

комбиниро

ванное


36

14.01

«Зимний лес». Приемы «живописи шерстью»

1

комбиниро

ванное


37

16.01

Технология выкладывания хвои.

1



38

21.01

Выкладывание мелких элементов методом настригания.

1

мастер-класс


39

23.01

«Снегири» зимний пейзаж.

1

комбиниро

ванное


40

28.01

Практическое выполнение картин.

1

презентация

мини-выставка

41

30.01

Работа над композицией

1

комбиниро

ванное


42

04.02

Нуновойлок - валяние по натуральной ткани.

1

комбиниро

ванное

тестирование

43

06.02

Цветок. Эскиз.

1

мастер-класс


44

11.02

Цветок.

1

практическая работа

наблюдение

45

13.02

Подарок защитнику Отечества

1

мастер-класс


46

18.02

Подарок защитнику Отечества

1

комбиниро

ванное

выставка работ

47

20.02

Доработка изделия.

1

комбиниро

ванное


48

25.02

Подбор материала и инструментов для картины

1

презентация

тестирование

49

27.02

Подарок для мамы в технике нуновойлок.

1

комбиниро

ванное


50

04.03

Брошь.

1

комбиниро

ванное

беседа

51

06.03

Доработка изделия.

1

комбиниро

ванное


52

11.03

Творческий проект «Укрощение огня».

1

комбиниро

ванное

практическая работа

53

18.03

Закрепление приемов шерстяной акварели

1

мастер-класс


54

20.03

Сборка картины.

1

комбиниро

ванное


55

25.03

Художественное оформление.

1

комбиниро

ванное

мини-выставка

56

27.03

Презентация проекта

1

комбиниро

ванное


57

01.04

Творческий проект «Космос».

1

комбиниро

ванное

выставка работ

58

03.04

Правила оформления проекта творческой работы

1

комбиниро

ванное


59

08.04

Закрепление приемов шерстяной акварели

1

комбиниро

ванное

практическая работа

60

10.04

Закрепление приемов шерстяной акварели


комбиниро

ванное


61

15.04

Презентация проекта

1

комбиниро

ванное


62

17.04

Подбор материала и инструментов для картины «Весенние мотивы»

1

комбиниро

ванное

практическая работа

63

22.04

«Весенние мотивы»

1

комбиниро

ванное


64

24.04

Доработка изделия.

1

комбиниро

ванное

опрос

65

29.04

Выкладывание фона «Салют Победы».

1

комбиниро

ванное


66

06.05

Изготовление отдельных элементов «Салют Победы».

1

комбиниро

ванное

практическая работа

67

13.05

Сборка картины.

1

комбиниро

ванное


68

15.05

Художественное оформление.

1

комбиниро

ванное

практическая работа

69

20.05

Авторская работа. Закрепление приемов шерстяной акварели

1

комбиниро

ванное


70

22.05

Защита авторской работы

1

комбиниро

ванное

практическая работа

71

27.05

Итоговое мероприятие «Сделаем мир теплее»

1


Итоговая выставка

72

29.05

Итоговое мероприятие ЦВР «Дом, в котором мы живем»

1





  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1 Условия реализации программы

Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму.

Материально-техническое оснащение.  Для реализации программы необходимы  следующие материалы, инструменты   и  оборудование:

  • кабинет со свободным пространством, где можно заниматься 15 участникам.

  • столы, стулья, мультимедиапроектор, экран, компьютер

  • ножницы,  иглы для фильцевания (№32-№90), непряденая шерсть (мохер, гребневая лента) поролон толщиной 10см., полиэтилен(с пузырьками воздуха), сетка, мыльный раствор, скалка, махровое полотенце, пульверизатор

  • швейные иглы и нитки, нити для вышивания, бусины.

  • карандаш,  ручка, линейка, цветные карандаши, краски, альбом для рисования.

Кадровое обеспечение: Требуется педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника

3.2 Формы контроля и аттестации

Формы контроля:

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Аттестация по практической части программы осуществляется созданием самостоятельных творческих работ, контроль осуществляется по итогам полугодия и по итогам учебного года. Входной контроль – проводится в начале учебного года. Дает оценку стартового уровня теоретических знаний, творческих возможностей обучающихся и практических навыков.

Формой подведения итогов по образовательной программе являются:

  • опрос

  • тестирование

  • наблюдение

  • беседы

Промежуточная аттестация – проводится по итогам полугодия. Теоретические знания по программе проверяются тестом, составленным педагогом. Контроль по практической части осуществляется созданием самостоятельных творческих работ обучающихся.

Итоговая аттестация – проводится в конце учебного года для того чтобы дать оценку уровню и качеству освоения обучающимися дополнительной образовательной программы. Контроль по практической части осуществляется созданием итоговых самостоятельных творческих работ обучающихся. Формы представления результатов: участие в выставках, конкурсах, фестивалях различных уровней и т.д. свидетельствуют о результатах полученные награды (дипломы, грамоты), проверка теоретических знаний осуществляется с помощью тестов. В конце учебного года обучающиеся выполняют творческую работу, защита которой происходит на итоговых занятиях. В конце года проводится итоговая выставка творческих работ на базе Центра.

Требования к организации контроля:

-    индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля  результатов  работы каждого обучающегося;

-    систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

- объективность;

-  дифференцированный подход, учитывающий  особенности учебного курса.

Оценочные/контрольно-измерительные материалы: См.Приложения 1

Критериями успешности личностного роста ребенка является следующая последовательность:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности понимание роли и значения традиций в жизни своего народа;

  • бережное отношение к культурному наследию своего народа и других народов мира;

  • толерантное отношение к мнению других людей в процессе коллективного взаимодействия;

  • формирование основ художественной культуры на основе народной культуры России, в том числе культуры своего края;

  • творческое применение приемов валяния, создание своих художественных образов;

  • соблюдение регламента и порядка на рабочем месте;

  • эстетическая и эмоциональная чуткость;

  • самоконтроль, самовоспитание;

  • деятельное участие в развитии достижений коллектива.

  • Наилучшим показателем достижения цели реализации программы является познавательная и творческая активность детей, стремление участвовать в конкурсах разных уровней.



3.3 Планируемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • уважительное отношение к культуре и искусству Родины, своего народа;

  • умение сотрудничать со сверстниками в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение анализировать собственную художественную деятельность и работу сверстников с позиций творческих задач.

Метапредметные результаты:

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;

 умение планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Предметные результаты:

к концу обучения обучающиеся будут уметь:

  • работать с шерстью, создавать несложные композиции;

  • правильно пользоваться ножницами и пинцетом;

  • использовать в картине разные приемы выкладывания шерсти;

  • самостоятельно подбирать нужные цвета и оттенки для передачи более точного изображения предметов;

  • творчески подходить к выполнению задания;

  • выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

  • знать:

  • что такое «шерстяная акварель»;

  • свойства отдельных материалов;

  • о технике изготовления шерсти.


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Дидактические средства:

- Методические разработки программы;

- Раздаточный материал для самостоятельной работы;

- Наглядные пособия (схемы, иллюстрация);

- Инструментарий (иглы, ножницы, материал для работы);

- Электронные ресурсы;

- Иллюстрации в специализированных журналах, книги;

- Демонстрация готовых изделий;

- Презентации.

Методы обучения:

В ходе реализации программы используются следующие типы занятий:

  • комбинированное (совмещение теоретической и практической частей занятия; проверка знаний ранее изученного материала; изложение нового материала, закрепление новых знаний, формирование умений переноса и применения знаний в новой ситуации, на практике; отработка навыков и умений, необходимых при изготовлении продуктов творческого труда);

  • теоретическое (сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы, изложение нового материала, основных понятий, определение терминов, совершенствование и закрепление знаний);

  • диагностическое (проводится для определения возможностей и способностей ребенка, уровня полученных знаний, умений, навыков с использованием тестирования, анкетирования, собеседования, выполнения конкурсных и творческих заданий);

  • контрольное (проводится в целях контроля и проверки знаний, умений и навыков учащегося через самостоятельную и контрольную работу, индивидуальное собеседование, зачет, анализ полученных результатов. Контрольные занятия проводятся, как правило, в рамках аттестации учащихся (по пройденной теме, в начале учебного года, по окончании первого полугодия и в конце учебного года);

  • практическое (является основным типом занятий, используемых в программе, как правило, содержит повторение, обобщение и усвоение полученных знаний, формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике при выполнении изделий и моделей, инструктаж при выполнении практических работ, использование всех видов практик.).

  • вводное занятие (проводится в начале учебного года с целью знакомства с образовательной программой на год, составление индивидуальной траектории обучения; а также при введении в новую тему программы);

  • итоговое занятие (проводится после изучения большой темы или раздела, по окончании полугодия, каждого учебного года и полного курса обучения).

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ


ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает результативность программы. Требования к организации контроля:

- индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов работы каждого обучающегося;

- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развиваю щей и воспитывающей функции;

- объективность;

- дифференцированный подход, учитывающий особенности учебного курса.

Способы проверки прогнозируемых результатов:

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний и представлений о мире народного творчества, о видах художественного творчества, различных техниках войлоковаляния, понимания их социальной значимости и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения народной культуры, осмысленного понимания роли и значения традиций в жизни народа,

Третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации творческих проектов. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с социальными субъектами за пределами ЦВР, в открытой общественной среде.














  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


В основу ДООП была положена следующая нормативно-правовая база:

  • Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).

  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).

  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).

  • Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).

  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).

  • Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».

  • Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 6 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

  • Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».

  • Устав МБОУДО ЕЦВР.

Информационное обеспечение программы

I. Методическая литература, используемая для написания данной программы

1. Абдухакимова С. А., Василевская Е. В., Клёнова Н. В. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей: назначение и технология разработки / Серия: Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека. – М.:МГДД(Ю)Т, 2006.

2. Белова В. В., Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования (методические рекомендации педагогам дополнительного образования, работающим над авторской программой) – М.; Просвещение, 1996.

3. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей РО ИПК и ПРО / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.

4. Закон РФ «Об образовании» 1992 г. Москва.

6. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования//Библиотека журнала «Воспитание школьников» - Изд. Доп. Вып. 77. – М.: Школьная Пресса, 2008.

7. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации

8. Материалы рабочей группы по разработке и апробации региональных аккредитационных показателей для учреждений дополнительного образования детей Ростовской области//Мехедова С. В., Паничев Е. Г., Абраухова В. В. И др. – Ростов-н/Д.: ООП ГОУ ДОД ОЦТТУ, 2010.

9. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. №30-15-433/16).

10. Никулин С. К., Коц А. А., Егорова А. В., Березина В. А. «Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса» - М., 2000.

13. Рябченко А. М., Рекомендации разработчикам и экспертам программ дополнительного образования – Ростов-на-Дону, 1997.

14. Словарь-справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей/Сост. Л. Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. – М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001.

II. Методическая литература, рекомендуемая педагогу

1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики (Развитие мелкой моторики). – М., 2001

2. Белов В.И. Лад: Очерки по народной эстетике. – М., 1989

7. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении

8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. – М., 1988. – С. 8-27

9. Цирулик Н.А. Ручное творчество //Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). По системе Л.В. Занкова. – М., 1999. – С. 189-209.

11. Энциклопедический словарь юного художника – М.: Педагогика, 1983.

12. Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновения» М.: Агентство Дистрибьютор Прессы,2007.

13.  Люцкевич.Л. Игрушки в технике фильц.-М.:Эксмо, 2008-(Азбука рукоделия) М.: «Ниола-Пресс»2008-(Новые идеи)

14. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье» М.:Астрея, 2007 

III. Методическая литература, рекомендуемая обучающимся

1.      Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз»;

2.      Кнаке.Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство-М.: «Ниола-Пресс» 2008

  1. Коллекция журналов «Бижу» Я создаю украшения- DeAGOSTINI

4.      Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц.-М.:Эксмо,2008-(Азбука рукоделия)

5.      Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье» М.:Астрея, 2007



ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. clubcm.ruarticles/flora.html/id/81

  2. socialproblem.ruistoriya-vojjloka.htm.

  3. www.redshift.com/~alevintov/2006/nov/wal.htm

  4. www.filz.ru/articles/variants/

  5. www.annekyyroquinn.com/

  6. www.yukostyle.ru/

  7. yaga.ru/rus/