СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к курсу «Развитие познавательных способностей» «Школа будущего первоклассника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема подготовки детей к школе, не смотря на свою изученность, по-прежнему остаётся актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения. У детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом всё больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно – психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к курсу «Развитие познавательных способностей» «Школа будущего первоклассника»»

Рабочая программа к курсу «Развитие познавательных способностей»

«Школа будущего первоклассника»

Проблема подготовки детей к школе, не смотря на свою изученность, по-прежнему остаётся актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения. У детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом всё больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно – психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.

Эта работа включает в себя:

- диагностику показателей готовности ребёнка к школе;

- прогнозирование на её основе школьных трудностей;

- построение системы развивающей работы с ребёнком- дошкольником.

Цели программы: развитие конструктивного взаимодействия в системе «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу.

Задачи:  обучение навыкам конструктивного общения, формирование самоконтроля в процессе общения, создание условий для развития мышления, внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук, формирование графо - моторного навыка.

Группа учащихся: 10-12 человек 6-7 лет.

Прогнозируемый результат: повышение уровня мотивации к школьному обучению, формирование взаимодействия ребенка с учителем и с другими  детьми, снижение уровня тревожности.

Работа психолога в «Школе будущего первоклассника» включает в себя следующие мероприятия:

1.Проведение развивающих занятий по курсу «Развитие познавательных способностей» ( на основе рабочей тетради О.А. Холодовой «За три месяца до школы»; « Развитие познавательной деятельности» С.В. Коноваленко; « Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет» Пылаева Н.М.; О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»)

2. Проведение психологического исследования по методике Л. Ясюковой с целью определения уровня готовности детей к обучению в школе.

3.Проведение родительских собраний: «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Психологическая готовность ребенка к школе». Основное пособие, по которому занимаются дети- это тетрадь Холодовой О.А. « За три месяца до школы».

Помочь подготовиться к обучению в школе-основная задача данного пособия. С помощью системного подхода, принятого в пособии, возможно быстро и эффективно развить у дошкольника такие качества, как память, внимание, логическое мышление, воображение, творческое и пространственное мышление, находчивость и сообразительность.

В данном задании предлагаются различные задания, которые позволят научить детей:

- слушать, наблюдать;

- запоминать и перерабатывать полученную информацию;

- определять различные и одинаковые свойства предметов;

- узнавать предметы по заданным признакам; описывать предметы;

- сравнивать предметы между собой;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- обобщать;

- классифицировать;

- работать по образцу;

- действовать в соответствии с принятым намерением;

- развивать ловкость и подвижность кисти рук.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий). Кроме данного пособия педагог использует методические пособия: «Развитие познавательной деятельности » Коноваленко С.В. и « Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет» Пылаевой Н.М., а также «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О.В. Продолжительность занятий-25 минут.

В курсе « Развитие познавательных способностей» сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:

1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно – моторной интеграции.

3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки, и физического самочувствия детей. Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, т. к. помимо интеллектуально – развивающихся игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий. Задания и упражнения на занятии педагог использует дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению их компоновать и дозировать их в рамках курса.

Для проведения занятий каждому ребёнку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; педагогу – психологу – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Всего 6 блоков занятий.

1. Интеллектуально – развивающие игры и упражнения. Направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно – координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятия мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

В программе содержание занятий распределено по блокам, их содержание направлено на выявление стартовых возможностей детей. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.

1. Социальное развитие

1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.

2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми.

5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.

6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

7. Не избегает общения.

2. Организация деятельности

1. Может планировать свою деятельность.

2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.

4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.

5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

7. Не отказывается от заданий.

3. Речевое развитие

1. Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.

2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

4. Развитие движений и пространственная ориентация

1. Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве, одевается, раздевается самостоятельно.

2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3. Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).

4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцусхеме.

7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

6. Личностное развитие

1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.

2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.

3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.

4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.

6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

7. Развитие внимания и памяти

1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

Календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками

Тема занятия

Дата

Вид деятельности

1 Давайте познакомимся

06.10.

Упражнение на развитие слуховой памяти; игра «Знакомство»; упр. на развитие координации движений и графических навыков; дыхательное упражнение; пальчиковая гимнастика «Разминка»; упр. для профилактики нарушения зрения.

2 Развитие зрительной памяти и зрения

13.10.

Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти; упр. на развитие сообразительности; игра «Колумбово яйцо»; игра «Назови детёнышей домашних животных»; пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; профилактика Упр. на развитие зрительной памяти и слуховой; игра «какой фигуры не стало?», дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; слуховой рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения.

3 Развитие образно – логического мышления и речи

20.10

Упр. на развитие зрительной памяти и слуховой; игра «четвёртый лишний»; дыхательное упражнение,; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения

4 Цветные слова

27.10

Упр. на развитие зрительной памяти; игра «цветные слова» на развитие умения проводить ассоциации между цветом, формой и словом в процессе запоминания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения.

5 Развитие осязательной памяти и мышления

03.11

Упр. на развитие осязательной памяти и мышления; игра «Осенние листья»; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения

6 Развитие способности к переключению внимания

10.11

Игра на развитие слуховой памяти речи и мышления; игра «на развитие логического мышления»; упр. на развитие способности к переключению внимания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения

7 Развитие логического мышления и речи

17.11

Упр. на развитие слуховой памяти, мышления и речи; игра «на развитие логического мышления»; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения

8 Развитие логического запоминания и пространственной ориентировки

24.11

Упр. на развитие слуховой памяти; Упр. на развитие логического запоминания; игра «Весёлые спортсмены»; игра «Живая страница»; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения

9 Развитие пространственной ориентировки

01.12

Игра « Геометрические ковры»; упр. на развитие ассоциативной памяти; упр. « Ленивые восьмёрки»; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика, профилактика нарушения зрения.

10 Классификация предметов по определённому признаку

08.12

Игра « третий лишний»; упр. на развитие механической зрительной памяти; упр. на развитие сенсомоторики; упр. « Художники»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Здравствуй», профилактика нарушения зрения.

11 Геометрические фигуры

22.12.

Упр. на расслабление и концентрацию; Упр. на развитие смысловой памяти и логического мышления; упр. «Назови одним словом»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Здравствуй»; профилактика нарушения зрения.

12 Развитие речи и мышления

29.12

Упр. на развитие логического мышления и смысловой памяти; Упр. на развитие зрительной памяти; игра «Говори наоборот»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Комарик»; профилактика нарушения зрения.

13 Развитие речи и мышления

12.01

Упр. на развитие логического мышления и смысловой памяти; игра «Назови отличия»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Комарик»; профилактика нарушения зрения.

14 Развитие логического мышления и внимания

19.01

Упр. «Пары фигурок»; упр. «Пиктограммы»4 Игра «Говори наоборот4 упр. «Счастливые хрюши»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»

15 Развитие внимания, наблюдательност и воображения

26.01

Упр. на развитие речи, мышления и воображения; игра «В снежки»; игра «Магазин»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»

16 Развитие зрительной опосредованной памяти

02.02

Игра «Пары фигурок»; упр. на развитие зрительно – слуховой опосредованной памяти; упр. «Пиктограммы»; игра « Снеговик»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Зайчик»

17 Развитие зрительной опосредованной памяти

09.02

Игра «Магазин»; упр. на развитие зрительно – слуховой опосредованной памяти; упр. «Пиктограммы»; игра « Определения»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Черепашка»

18 Развитие мышления

16.02

. Упр. «Закончи фразу»; игра «Пиктограммы»; игра на развитие воображения и мышления; дыхательное упражнение; симметричные рисунки; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Черепашки». Упр. 20 Развитие зрительно – слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

19. Развитие логического мышления и смысловой памяти

23.02.

Игра «Плохой сторож»; игра на развитие внимания; упр. « продолжи фразу»; упр. «Разрезные квадраты»; дыхательное упражнение; симметричные рисунки; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Лягушка»; профилактика нарушения зрения.

21 Развитие зрительной и слуховой памяти

02.03

Упр. на развитие зрительной памяти и слуховой; игра «какой фигуры не стало?», дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения.

22 Развитие образно – логического мышления и речи

09.03.

Упр. на развитие зрительной памяти и слуховой; игра «четвёртый лишний»; дыхательное упражнение,; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения

23 Развитие способности к переключению внимания

16.03.

Игра на развитие слуховой памяти речи и мышления; игра «на развитие логического мышления»; упр. на развитие способности к переключению внимания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения

24 Развитие мышления

23.03.

Упр. «Закончи фразу»; игра «Пиктограммы»; игра на развитие воображения и мышления; дыхательное упражнение; симметричные рисунки; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Черепашки

25 Развитие логического мышления и смысловой памяти

30.03.

Упр. на развитие логического мышления и смысловой памяти; упр. на развитие сообразительности; игра «Назови детёнышей домашних животных»; пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; профилактика нарушения зрения.

26 Учить узнавать предметы по заданным признакам; классифицировать предметы

06.04.

Упр. «Обведи лишние»; Упр. «Назови существенный признак»; Упражнения в тетради

27 Развитие внимания, наблюдательности

13.04

Упр. на развитие речи, мышления и воображения; игра «В снежки»; игра «Магазин»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»

28 Развитие способности к переключению внимания

20.04.

Игра на развитие слуховой памяти речи и мышления; игра «на развитие логического мышления»; упр. на развитие способности к переключению внимания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения

29 Развивать умение работать по образцу

27.04.

Упр. «Нарисуйка»; задания в тетради; Пальчиковая гимнастика «Домик».

30 Развитие зрительно

04.05.

Игра «Плохой сторож»; слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок. игра на развитие внимания; упр. « продолжи фразу»; упр. «Разрезные квадраты»; дыхательное упражнение; симметричные рисунки; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Лягушка»; профилактика нарушения зрения.

31 Учимся выполнять правила

11.05.

Игры с правилами «Собираю грибы»; « Часовой»; Занятие по тетради.

32 Развитие внимательности

18.05

Игра на развитие слуховой памяти речи и мышления; игра «на развитие логического мышления»; упр. на развитие способности к переключению внимания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения

33 Развитие образно – логического мышления и речи

25.05

Упр. на развитие логического мышления и смысловой памяти; упр. на развитие сообразительности; игра «Назови детёнышей домашних животных»;

34 Развитие логического запоминания и пространственной ориентировки

25.05

упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. в тетради.