ГБУ ОО ЗО "Средняя общеобразовательная школа № 43"
пгт. Весёлое
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(календарно-тематическое планирование)
учебного предмета
«Физическая культура»
для 6 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Демченко И.С.
Учитель Физической культуры
Веселое 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре 6 класс разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного стандарта общего образования приказ от 31 мая 2021 года N 286. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями на 18 июля 2022 года).
Примерной программы по учебному предмету «Физическая культура» (Примерная ООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы), (согласована управляющим советом протокол № 1 от 23.08.2016 и утверждена директором ЧОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского» приказ № 53 от 25.08.2016)
Авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-7 классов» (М.Я. Виленский - М.: Просвещение, 2014)
Рабочая программа учебного предмета физическая культура обеспечена: Учебник. Физическая культура 5-7 классы: учеб. для общеобразовательных организаций /М. Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова, под ред. М.Я. Виленского.5-е изд. М.: Просвещение, 2016.
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Обучающийся научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры;
рассказывать, что такое физические качества, режим дня и как он влияет на жизнь человека;
измерять частоту сердечных сокращений, оказывать первую помощь при травмах, вести дневник самоконтроля.
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений:
ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр.
Метапредметные результаты:
определять и самостоятельно планировать цели своего физического совершенствования, основные пути его достижения;
находить источники информации и формулировать закономерности изучаемых двигательных
действий, определять практическое значение для решения задач физической культуры и спорта;
собирать, систематизировать и анализировать сведения по определенной проблеме или теме,
излагать информацию в доступной и популярной форме , фиксировать и оформлять ее с использованием современных технологий;
осуществлять самоконтроль, адекватную самооценку, использовать данные, полученные в процессе
самоконтроля для принятия решений и осознанного выбора в физкультурной и спортивной деятельности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками, старшими и младшими, проявлять терпимость, сдержанность и здравомыслие;
осуществлять самостоятельную игровую и соревновательную, оздоровительную и рекреационную деятельность с учетом половых и индивидуальных особенностей организма;
определять направленность и эффективность физических упражнений для расширения конкретных задач физической культуры, регулировать и нормализовать показатели нагрузки.
Личностные результаты:
активно поддерживать и расширять мотивацию и познавательный интерес к физкультурной деятельности;
осуществлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
вне зависимости от его возможностей и особенностей на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
проявлять дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность и ответственностьв принятии и реализации личностно и социально значимых решений;
сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими, проявляя положительные качества личности при решении учебных задач;
демонстрировать чувства и поступки, характеризующие нравственное поведение,
реализовывать комплексные решения моральных проблем;
проявлять осознанный выбор направления физкультурной деятельности, обеспечивающий личностно и социально значимое саморазвитие и самообразование;
формировать научно-методические основы личной физкультурной деятельности;
сотрудничать со сверстниками, учитывая их индивидуальные и половые особенности, при
решении творческих, учебно-исследовательских и социально значимых задач;
безопасного образа жизни, бережного отношения к среде обитания человека.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении
использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов физическом совершенстве.
Содержание учебного предмета.
6 класс (68 часа – 2 часа в неделю)
Рабочая программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование».
Раздел 1. «Знания о физической культуре» ( в процессе уроков).
соответствует основным представлениям развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы:
Правила оборудования мест занятий физической культурой, выбора спортивной uyодежды и обуви. Символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Внешние и внутренние признаки утомления. «Физическая культура (основные понятия)». Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки. Олимпийские игры древности. Режим дня и двигательный режим школьника, его основное содержание. Олимпийские игры в Москве, 1980 г. Утренняя гигиеническая гимнастика.
Раздел 2: «Способы двигательной деятельности» (в течении года)
содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Раздел включает в себя такие темы: «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» (подготовка к занятиям физической культурой, выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен), проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
«Оценка эффективности занятий физической культурой» (самонаблюдение и самоконтроль, оценка эффективности занятий физкультурно - оздоровительной деятельностью).
Раздел 3: «Физическое совершенствование» (68 ч.)
Ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья. Раздел включает в себя ряд основных тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность»
«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью».
Гимнастика с основами акробатики (12 ч.)
Организующие команды и приемы (перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием); упражнения общеразвивающей направленности с предметами и без (сочетание различных положений рук, ног, туловища; на месте и в движении; простые связки; с набивным мячом, гантелями, скакалкой, обручами, палками); акробатические упражнения и комбинации (кувырок вперед и назад; стойка на лопатках); опорные прыжки (вскок в упор присев; соскок прогнувшись); висы и упоры (мал – вис прогнувшись и согнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; дев – смешанные висы; подтягивание из виса лежа); ритмическая гимнастика; упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (дев.) (передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты стоя на месте и прыжком); лазание по канату.
Легкая атлетика (16 ч.)
Беговые упражнения (бег на короткие, средние, длинные дистанции), высокий и низкий старт; ускорения с высокого старта; кроссовый бег, бег с преодолением препятствий; гладкий равномерный бег на учебные дистанции; прыжковые упражнения (прыжок в высоту способом «перешагивание», прыжок в длину с разбега); упражнения в метании (метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель, метание малого мяча с места и с разбега (4-5 шагов);
Спортивные игры (40 ч.)
Баскетбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек (стойка игрока, способы передвижения, остановка прыжком); ловля и передачи мяча (ловля и передача мяча двумя руками от груди); ведение мяча (ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке; в движении по прямой; ведущей и не ведущей рукой); броски мяча (броски двумя руками от груди с места, после ведения, после ловли); техника защиты ( вырывание и выбивание мяча); тактика игры ( тактика свободного нападения; тактика позиционного нападения; нападение быстрым прорывом); овладение игрой (игра по упрощенным правилам);
Волейбол: овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, стоек (стойка игрока, способы передвижения, комбинации); передача мяча (передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения, через сетку); подача (нижняя прямая подача); нападающий удар (после подбрасывания мяча партнёром); тактика игры (позиционное нападение без изменения позиций, свободное нападение); овладение игрой (игры и игровые задания с ограниченным числом игроков, пионербол, игра по упрощенным правилам).
Тематическое распределение часов
№ п/п | название тем | кол-во часов |
1 | Лёгкая атлетика | 16 |
2 | Гимнастика c элементами акробатики | 12 |
3 | Спортивные игры | 40 |
Итого | 68 |
Тематическое планирование рабочей программы
учебного предмета физическая культура
(ФГОС ООО) 6 класс, 68 часов
№ п/п | № урока в разделе | Название раздела/урока | Сроки | Примечание | ЕОР |
План | Факт |
Раздел: Легкая атлетика (8 ч) | |
1 | 1.1 | 1.Инструктаж по ТБ 2.Атлетика. Бег 30м(старт) 3.Развитие физических качеств | | | | |
2 | 1.2 | 1.Атлетика 2.Стартовый разбег 60м 3.Игры,эстафеты | | | | |
3 | 1.3 | 1.Комплекс ОРУ 2.Метание мяча 3.Специальные беговые упражнения | | | | |
4 | 1.4 | 1.Легкая атлетика 2.Метание мяча 3.Игры,эстафеты | | | | |
5 | 1.5 | 1.Комплекс ОРУ 2.Бег 30-60м (финиш) 3.Разновидность ходьба и бега | | | | |
6 | 1.6 | 1.Правила гигиены и санитарии 2.Медленный бег до 800м 3.Игры,эстафеты | | | | |
7 | 1.7 | 1.Челночный бег 4х9 2.Бег 60м 3.Подвижные игры | | | | |
8 | 1.8 | 1.Прыжок в длину с разбега 2.Медленный бег до 1000м 3.Разновидность ходьбы ,бега | | | | |
Раздел: Футбол (14 ч) | |
9 | 2.1 | 1.Инструктаж по ТБ во время занятий футболом 2.Правила игры в футбол 3.Удары по воротам | | | | |
10 | 2.2 | 1.Комплекс ОРУ 2.Ускорения и рывки с мячом 3.Удары по воротам | | | | |
11 | 2.3 | 1.Прыжок с имитированием удара головой 2.Оставновка мяча | | | | |
12 | 2.4 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Ведение мяча наружной частью стопы 3.Игры,эстафеты | | | | |
13 | 2.5 | 1.Жанглирование мячом 2.Удары по неподвижному мячу 3.Комплекс ОРУ | | | | |
14 | 2.6 | 1.Упражнения на разминку 2.Подвижные игры 3.Остановка мяча | | | | |
15 | 2.7 | 1.Тактические действия в защите 2.Двусторонняя игра 5х5 3.Остановка мяча | | | | |
16 | 2.8 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Удары по мячу наружной стороной подъема | | | | |
17 | 2.9 | 1.История развития футбола 2.Удары по мячу головой 3.Специальные упражнения (на скорость) | | | | |
18 | 2.10 | 1.Комплекс ОРУ в парах 2.Жонглирование мячом 3.Двусторонняя игра | | | | |
19 | 2.11 | 1.Ведение мяча 2.Передача мяча в парах 3.Двусторонняя игра | | | | |
20 | 2.12 | 1.Тактические действие в защите 2.Удары по воротам головой | | | | |
21 | 2.13 | 1.Комплекс ОРУ 2.Передача мяча 3.Двусторонняя игра | | | | |
22 | 2.14 | 1.Удары по мячу внутренней стороной стопы 2.Тактические действие в нападении | | | | |
Раздел: Баскетбол (12 ч) | |
23 | 3.1 | 1.Инструктаж по ТБ во время занятий баскетболом 2.Правила игры в баскетбол | | | | |
24 | 3.2 | 1.История развития баскетбола в мире 2.Ведение мяча | | | | |
25 | 3.3 | 1.Правила судейства в баскетболе 2.Способы передвижений в команде и защите | | | | |
26 | 3.4 | 1.Разновидности ходьбы и бега 2.Комплекс ОРУ с мячом 3.Ловля и передача мяча на месте | | | | |
27 | 3.5 | 1.Челночный бег 4х6м 2.Бросок мяча в кольцо 3.Двусторонняя игра | | | | |
28 | 3.6 | 1.Гигиена,режим дня 2.Ведение мяча со сменой направления | | | | |
29 | 3.7 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Ведение мяча с обводкой предметов. Двустороння игра | | | | |
30 | 3.8 | 1.Основы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями 2.Ловля и передача мяча в парах | | | | |
31 | 3.9 | 1.Комплекс ОРУ 2.Ведение мяча в парах 3.Учебная игра | | | | |
32 | 3.10 | 1.Бросок мяча в корзину 2.Тактические игры в команде | | | | |
33 | 3.11 | 1.Челночный бег 4х9м 2.Ведение мяча «Змейкой» 3.Учебная игра | | | | |
34 | 3.12 | 1.Подвижная игра «Быстрая передача» 2.Двойной шаг 3.Двусторонняя игра | | | | |
Раздел: Гимнастика (12 ч) | |
35 | 4.1 | 1.Инструктаж по ТБ во время занятий гимнастикой 2.История развития гимнастики в мире 3.Прыжки через скакалку | | | | |
36 | 4.2 | 1.Разовидность ходьбы и бега 2.Опорный прыжок через гимнастического козла | | | | |
37 | 4.3 | 1.Комплекс ОРУ 2.Опорный прыжок ,акробатика 3.Комплекс ОРУ с гимнастическими палочками | | | | |
38 | 4.4 | 1.Разновидности ходьбы. Комплекс ОРУ 2.Акробатика 3.Эстафеты,игры | | | | |
39 | 4.5 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Опорный прыжок 3.Лазанье по канату | | | | |
40 | 4.6 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.лазанье по канату в 3 приема 3.Эстафеты,игры | | | | |
41 | 4.7 | 1.Комплекс ОРУ(с гимнастическими палочками) 2.Упражнения для предотвращения плоскостопия 3.Акробатические упражнения | | | | |
42 | 4.8 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Лазанье по канату 3.Опорный прыжок через гимнастического козла | | | | |
43 | 4.9 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.лазанье по канату 3.Эстафеты,игры | | | | |
44 | 4.10 | 1.Комплекс ОРУ 2.Подпрыгивание вверх с упора присевши 3.Акробатические упражнения | | | | |
45 | 4.11 | 1.Упражнения в равновесии. Комплекс ОРУ 3.Игры,эстафеты | | | | |
46 | 4.12 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Опорный прыжок через гимнастического козла 3.Наклон вперед в положении сидя | | | | |
Раздел: Волейбол (14 ч) | |
47 | 5.1 | 1.Инструктаж по ТБ во время занятий 2.Правила игры, судейство 3.Перемещение по площадке | | | | |
48 | 5.2 | 1.Комплекс ОРУ 2.Имитация передачи мяча 3.Передача мяча через сетку | | | | |
49 | 5.3 | 1.Разновидности ходьбы и бега 2.Подача мяча (верхняя) 3.Верхняя боковая подача мяча | | | | |
50 | 5.4 | 1.Комплекс ОРУ 2.Передача нижняя прямая 3.Передача нижняя боковая | | | | |
51 | 5.5 | 1.Разновидности ходьбы и бега 2.Передача через сетку двумя руками с места 3.Упражнения для развития быстроты ответных действий | | | | |
52 | 5.6 | 1.Комплекс ОРУ 2.Передача мяча через сетку одной рукой 3.Беговые и прыжковые упражнения | | | | |
53 | 5.7 | 1.Комплекс ОРУ 2.Ловля мяча от прямой и боковой подачи 3.Ловля мяча сверху и перед собой | | | | |
54 | 5.8 | 1.Разновидности ходьбы и бега 2.Техника нападающих бросков 3.Нападающий удар через сетку двумя руками | | | | |
55 | 5.9 | 1.Разновидности ходьбы и бега 2.Нападающий удар через сетку одной рукой 3.Двухстороняя игра | | | | |
56 | 5.10 | 1.Комплекс ОРУ 2.Блокирование нападающих ударов 3.Передачи мяча через сетку | | | | |
57 | 5.11 | 1.Гигиена, режим дня 2.Взаимодействия игроков в первой линии 3.Взаимодействия игроков во второй линии | | | | |
58 | 5.12 | 1.Разновидности ходьбы и бега 2.Обманые действия игроков (финты) 3.Командные действия | | | | |
59 | 5.13 | 1.Подвижная игра “Быстрая передача” 2.Ловля мяча 3. Беговые и прыжковые упражнения | | | | |
60 | 5.14 | 1.Комплекс ОРУ 2.Блокирование нападающих ударов 3.Передачи мяча через сетку | | | | |
Раздел: Легкая Атлетика (8 ч) | |
61 | 6.1 | 1.Инструктаж по ТБ 2.История развития легкой атлетики в мире 3.Правила соревнований с легкой атлетики | | | | |
62 | 6.2 | 1.Комплекс ОРУ 2.Беговые и прыжковые упражнения 3.Бег 30-60 метров | | | | |
63 | 6.3 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Прыжки в длину с места 3.Бег в медленном темпе | | | | |
64 | 6.4 | 1.Комплекс ОРУ в движении 2.Бег 60м(стартовый разгон) 3.Метание мяча | | | | |
65 | 6.5 | 1.Беговые и прыжковые упражнения 2.Метание мячика 3.Прыжок в длину с места | | | | |
66 | 6.6 | 1.Специальные упражнения для метания. Эстафеты 2.Равномерный бег 1200м 3.Упражнения для восстановления дыхания | | | | |
67 | 6.7 | 1.Разновидность ходьбы и бега 2.Бег 30-60м 3.Прыжок в длину с разбега | | | | |
68 | 6.8 | 1.Комплекс ОРУ в движении 2.Специальные упражнения для метания. Метание мяча 3.Прыжок в высоту способом «перешагивания» | | | | |