Государственное учреждение
Луганской Народной Республики
«Луганское общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 55 имени К.К. Рокоссовского»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 55
имени К.К. Рокоссовского»
__________Е.П. Кружилина
______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности Проба пера
базовый уровень
6 класс
Составитель рабочей программы:
Биценко С.А.
2019
Пояснительная записка
Художественная литература – это искусство слова, формирующее общую культуру личности, ее нравственное начало, воспитывающее ее моральные качества и эстетические вкусы.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Проба пера» заключается в том, что в современном непростом мире кризиса духовности и доверия юные литераторы, ощущая потребность в самовыражении, раскрытии своего внутреннего «Я», обращаются к литературному искусству и пробуют свои силы в сочинительстве. Но зачастую им не хватает в этом элементарных знаний по теории литературы, отсутствуют умения в правильном использовании стилистических особенностей речи, да и простое незнание грамматики приводит к замешательству, неуверенности в избранном деле или отказу от любимого занятия. Полученная сумма знаний на занятиях кружка позволит им глубже понять и оценить литературные произведения, разобраться в литературных явлениях, развить творческие способности, приобрести практические навыки в их реализации, что является немаловажным фактором для становления личности ребенка.
Направляя деятельность воспитанников кружка в правильное русло, руководитель тем самым создает благоприятные условия для их самовыражения и самореализации, полета воображения и фантазии, проявлении себя в творческих начинаниях; способствует развитию умений свободно и нестандартно мыслить, красиво и грамотно говорить. Ведь именно умение владеть словом, выражать тончайшие оттенки мысли, раскрывать самые глубинные чувства в дальнейшем будут способствовать становлению независимой, мыслящей, гармонически развитой личности, способной построить не только свое счастливое будущее, но и прекрасно организовать жизнь других.
Новизна программы заключается в педагогическом и психологическом сопровождении творчества ребенка, в особом подходе к редактированию авторского произведения и в использовании регионального литературного материала на занятиях с преподавателем – писателем.
Цель программы кружка «Проба пера» - формировать думающую и чувствующую личность через знакомство с аспектами литературного творчества и мастерства, компетентность в области литературного творчества; развивать творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
- освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества;
- формирование у начинающих литераторов творческого мышления, ассоциативных образов и фантазии.
2. Воспитательные:
- воспитание уважения и любви к литературному слову;
- воспитание трудолюбия и требовательности к себе.
- воспитывать преодоление у детей нерешительности и закомплексованности;
- формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
3. Развивающие:
- развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свои чувства в письменной и устной форме;
- формировать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- развитие эстетического восприятия и самостоятельности суждений.
Педагогические условия реализации программы. Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, полета фантазии, создание гармоничных условий для вдохновения и самовыражения, эстетического восприятия окружающего мира, красок природы; воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости. Программа предусматривает развитие способностей обучающихся в сочинительстве независимо от их дальнейшего выбора жизненного пути. Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей у детей необходимо не только будущим писателям, оно каждому помогает осознать единство мира и свое место в этом мире. Поэтому двери кружка открыты для всех желающих, которые являются простыми слушателями, любителями художественного слова, делают пока первые шаги в литературном творчестве. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
В соответствии с методическими принципами цели и задач кружка «Проба пера» программа построена по принципу сочетания теоретической и практической деятельности:
- приобретение теоретических знаний по литературоведению;
- практическое освоение навыков сочинительства.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения (39 часов, 1 час в неделю).
Формы организации деятельности с обучающимися: лекции, беседы, практические занятия, экскурсии – путешествия в мир красок, звуков и законов родной природы, литературные игры, тренинги, работа в парах, работа в группах, консультирование (в том числе индивидуальное консультирование по телефону), дискуссии, конкурсы.
При составлении программы кружка учтены основные принципы учебы: принципы наглядности, доступности, индивидуального подхода, связь теории с практикой, коллективная работа.
Результативность освоения данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки и оценивания:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за коллективной и индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы; самоконтроль.
Прогнозируемые результаты.
Воспитанники должны знать:
- основы теории литературы;
- жанровое разнообразие литературы;
- отличительные особенности прозы и поэзии;
- композицию литературного произведения;
- изобразительно – выразительные средства поэтического языка.
Воспитанники должны уметь:
- отличать прозаические произведения от поэтических;
- подбирать рифму; - рифмовать строфы в разных размерах;
- сочинять, редактировать и декламировать литературные произведения в разных жанрах;
- применять основные законы сочинительства и самовыразить себя в своих произведениях;
- избавляться от комплекса застенчивости при чтении своих произведений перед аудиторией.
Воспитанники должны приобрести навыки:
- ориентации в социальной среде;
- наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;
- аккуратности и трудолюбия, эстетического, творческого подхода к выполняемому заданию; - работы в паре, в группе. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постижения идеи;
- творческого литературного мастерства
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Таинственное «Я»: Знакомство с жанровым разнообразием литературного искусства и определение своего «Я» в нем | 12 | 1 | 11 |
3 | Основы стихосложения. Поэзия | 10 | 4 | 6 |
4 | Мир прозы | 11 | 3 | 8 |
5 | «Ярмарка талантов» | 4 | - | 4 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Всего | 39 | 10 | 29 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание занятия | По плану | Фактич. | Примеч. |
1 | Вводные занятия. Цель, задачи. Содержание программы обучения | | | |
2 | Таинственное «Я»: Знакомство с жанровым разнообразием литературного искусства и определение своего «Я» в нем. Жанровое разнообразие литературного искусства. Эпические, лирические и драматические произведения | | | |
3 | «Давайте познакомимся!» Кто я: лирик или прозаик? Экспрессдиагностика | | | |
4 | «Я – целый мир». Наблюдение за своим внутренним миром. Пишем произведение (любого жанра) по мотивам игрового тренинга «Я рисую словами». Редактирование и саморедактирование написанного | | | |
5 | Пишем произведение на тему тренинга в любом выбранном жанре | | | |
6 | Игровой тренинг «Воспоминание себя». Воспоминание о своей жизни: дня, месяца, четверти, года до младенческого возраста | | | |
7 | Написание произведения (любого жанра) «Миг будущего» на мотив тренинга | | | |
8 | Обратная связь. Внимание на внутреннее состояние. Знакомство с невидимой частью нашего «Я». Творческая работа «Письмо самому себе». Редактирование и саморедактирование написанного | | | |
9 | Поход за вдохновением. Игра «Подскажи словечко» | | | |
10 | Тест – практикум «Почерк характера» или «Автограф» | | | |
11 | Пишем произведение на тему «Мой мир» (в любом выбранном жанре с ограничением времени) | | | |
12 | Коррекция и совершенствование собственных сочинений. Взаиморедактирование | | | |
13 | «В мастерской писателя». Чтение и разбор произведений известных авторов | | | |
14 | Основы стихосложения. Поэзия. «Я знаю силу слов…». Назначения поэта и поэзии. Поэтические жанры. Рифма как один из основных признаков стихотворного текста | | | |
15 | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Поэтические обороты (тропы). Стилистические фигуры | | | |
16 | Системы стихосложения. Размер силлабо-тонического стихосложения. Ритм. Ударение | | | |
17 | Чтение и разбор стихов известных авторов. Отслеживание мелодии произведения | | | |
18 | Написание произведений «Если бы…». Редактирование и саморедактирование написанного | | | |
19 | Музыка и поэзия. Музыка слов, звуковая организация стиха. Прослушивание авторских стихов, положенных на музыку, и передача настроения | | | |
20 | Общение с природой. Упражнение «Звуки природы». Написание стихотворений по мотиву тренингов | | | |
21 | Учимся добирать эпитеты, видеть средства выразительности в поэтической речи, создавать метафорические образы, определять стихотворный размер | | | |
22 | Написание стихотворений «Что такое красота?» | | | |
23 | Экскурсия – способ получения красочных образов. «Я рисую словами» ( игра «Подбери тропы») | | | |
24 | Мир прозы. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры эпической литературы | | | |
25 | Знакомство с жанрами малой прозы. Загадка. Сказка. Сюжетно-композиционные особенности авторских сказок | | | |
26 | Написание сказок. «Сказка о счастье» | | | |
27 | Краткая история жанра. Рассказ. Признаки рассказа: единство времени; единство действия и места; единство персонажа; единство центра | | | |
28 | Чтение и разбор произведений известных авторов | | | |
29 | Игра с жанром «Я создаю рассказ» | | | |
30 | Написание рассказов на экологическую тему | | | |
31 | Создание коллективного авторского произведения «Если бы я был волшебником». Написание рассказа «Я вижу себя…» | | | |
32 | Коррекция и совершенствование собственных сочинений. Взаиморедактирование | | | |
33 | Тренинг «Поход за вдохновением» | | | |
34 | Чтение и разбор авторских произведений | | | |
35 | «Ярмарка талантов». «Встреча с прошлым». Сравнение авторских произведений, написанных в начале обучения и в конце текущего года | | | |
36 | Подготовка к творческому отчёту | | | |
37 | Подготовка к творческому отчёту | | | |
38 | Творческий отчет | | | |
39 | Итоговое занятие. Область художественной ценности человека (о творчестве в целом) | | | |
Методическое обеспечение образовательной программы
Методические пособия. Тексты литературных произведений. Пособие на развитие речевого дыхания.
Дидактическое обеспечение образовательной программы
Схемы для составления рассказов сюжетного и описательного характера. Тексты записей детской речи, звучащие игрушки. Русские народные костюмы.
Список литературы
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова – М.: Просвещение, 1990.
2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. - 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001.
3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя – М: Просвещение, 2000.
4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников – Ленинград, 1974.
5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения – М.: Просвещение, 1985г.
6. Синицын В.А. Путь к слову – М.: Столетие, 1997.
7. Ужегов Г.Н. Уроки стихосложения. – М.: Просвещение, 2015.
8. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. говорить – Калининград: КИПО, 2002. 10.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
школьного методического
объединения классных руководителей
от 2019 г. №
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по ВР ____________/Ильченко Е.Ю./
от 2019 г.
6