СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа художественно-эстетической направленности "Проба пера". 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - формировать думающую и чувствующую личность через знакомство с аспектами литературного творчества и мастерства. Программа построена по принципу сочетания теоретической и практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа художественно-эстетической направленности "Проба пера". 6 класс»

Государственное учреждение

Луганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 55 имени К.К. Рокоссовского»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 55

имени К.К. Рокоссовского»

__________Е.П. Кружилина

______________________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности Проба пера

базовый уровень

6 класс






Составитель рабочей программы:

Биценко С.А.







2019


Пояснительная записка


Художественная литература – это искусство слова, формирующее общую культуру личности, ее нравственное начало, воспитывающее ее моральные качества и эстетические вкусы.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Проба пера» заключается в том, что в современном непростом мире кризиса духовности и доверия юные литераторы, ощущая потребность в самовыражении, раскрытии своего внутреннего «Я», обращаются к литературному искусству и пробуют свои силы в сочинительстве. Но зачастую им не хватает в этом элементарных знаний по теории литературы, отсутствуют умения в правильном использовании стилистических особенностей речи, да и простое незнание грамматики приводит к замешательству, неуверенности в избранном деле или отказу от любимого занятия. Полученная сумма знаний на занятиях кружка позволит им глубже понять и оценить литературные произведения, разобраться в литературных явлениях, развить творческие способности, приобрести практические навыки в их реализации, что является немаловажным фактором для становления личности ребенка.

Направляя деятельность воспитанников кружка в правильное русло, руководитель тем самым создает благоприятные условия для их самовыражения и самореализации, полета воображения и фантазии, проявлении себя в творческих начинаниях; способствует развитию умений свободно и нестандартно мыслить, красиво и грамотно говорить. Ведь именно умение владеть словом, выражать тончайшие оттенки мысли, раскрывать самые глубинные чувства в дальнейшем будут способствовать становлению независимой, мыслящей, гармонически развитой личности, способной построить не только свое счастливое будущее, но и прекрасно организовать жизнь других.

Новизна программы заключается в педагогическом и психологическом сопровождении творчества ребенка, в особом подходе к редактированию авторского произведения и в использовании регионального литературного материала на занятиях с преподавателем – писателем.

Цель программы кружка «Проба пера» - формировать думающую и чувствующую личность через знакомство с аспектами литературного творчества и мастерства, компетентность в области литературного творчества; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

- освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества;

- формирование у начинающих литераторов творческого мышления, ассоциативных образов и фантазии.

2. Воспитательные:

- воспитание уважения и любви к литературному слову;

- воспитание трудолюбия и требовательности к себе.

- воспитывать преодоление у детей нерешительности и закомплексованности;

- формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

3. Развивающие:

- развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свои чувства в письменной и устной форме;

- формировать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;

- развитие эстетического восприятия и самостоятельности суждений.


Педагогические условия реализации программы. Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, полета фантазии, создание гармоничных условий для вдохновения и самовыражения, эстетического восприятия окружающего мира, красок природы; воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости. Программа предусматривает развитие способностей обучающихся в сочинительстве независимо от их дальнейшего выбора жизненного пути. Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей у детей необходимо не только будущим писателям, оно каждому помогает осознать единство мира и свое место в этом мире. Поэтому двери кружка открыты для всех желающих, которые являются простыми слушателями, любителями художественного слова, делают пока первые шаги в литературном творчестве. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- доброжелательный психологический климат на занятиях;

- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

- оптимальное сочетание форм деятельности;

- доступность.

В соответствии с методическими принципами цели и задач кружка «Проба пера» программа построена по принципу сочетания теоретической и практической деятельности:

- приобретение теоретических знаний по литературоведению;

- практическое освоение навыков сочинительства.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения (39 часов, 1 час в неделю).

Формы организации деятельности с обучающимися: лекции, беседы, практические занятия, экскурсии – путешествия в мир красок, звуков и законов родной природы, литературные игры, тренинги, работа в парах, работа в группах, консультирование (в том числе индивидуальное консультирование по телефону), дискуссии, конкурсы.

При составлении программы кружка учтены основные принципы учебы: принципы наглядности, доступности, индивидуального подхода, связь теории с практикой, коллективная работа.

Результативность освоения данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки и оценивания:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);

  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за коллективной и индивидуальной работой;

  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

  • итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы; самоконтроль.

        Процесс достижения поставленных целей и задач программы реализуется на основе использования различных методов педагогического процесса. На различных этапах ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.

Прогнозируемые результаты.

Воспитанники должны знать:

- основы теории литературы;

- жанровое разнообразие литературы;

- отличительные особенности прозы и поэзии;

- композицию литературного произведения;

- изобразительно – выразительные средства поэтического языка.


Воспитанники должны уметь:

- отличать прозаические произведения от поэтических;

- подбирать рифму; - рифмовать строфы в разных размерах;

- сочинять, редактировать и декламировать литературные произведения в разных жанрах;

- применять основные законы сочинительства и самовыразить себя в своих произведениях;

- избавляться от комплекса застенчивости при чтении своих произведений перед аудиторией.

Воспитанники должны приобрести навыки:

- ориентации в социальной среде;

- наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;

- аккуратности и трудолюбия, эстетического, творческого подхода к выполняемому заданию; - работы в паре, в группе. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

- постижения идеи;

- творческого литературного мастерства



















Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов


Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Таинственное «Я»: Знакомство с жанровым разнообразием литературного искусства и определение своего «Я» в нем

12

1

11

3

Основы стихосложения. Поэзия

10

4

6

4

Мир прозы

11

3

8

5

«Ярмарка талантов»

4

-

4

6

Итоговое занятие

1

1

-


Всего

39

10

29


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Содержание занятия

По плану

Фактич.

Примеч.

1

    Вводные занятия. Цель, задачи. Содержание программы обучения




2

    Таинственное «Я»: Знакомство с жанровым разнообразием литературного искусства и определение своего «Я» в нем. Жанровое разнообразие литературного искусства. Эпические, лирические и драматические произведения




3

«Давайте познакомимся!» Кто я: лирик или прозаик? Экспрессдиагностика




4

«Я – целый мир». Наблюдение за своим внутренним миром. Пишем произведение (любого жанра) по мотивам игрового тренинга «Я рисую словами». Редактирование и саморедактирование написанного




5

Пишем произведение на тему тренинга в любом выбранном жанре




6

Игровой тренинг «Воспоминание себя». Воспоминание о своей жизни: дня, месяца, четверти, года до младенческого возраста




7

Написание произведения (любого жанра) «Миг будущего» на мотив тренинга




8

Обратная связь. Внимание на внутреннее состояние. Знакомство с невидимой частью нашего «Я». Творческая работа «Письмо самому себе». Редактирование и саморедактирование написанного




9

Поход за вдохновением. Игра «Подскажи словечко»




10

Тест – практикум «Почерк характера» или «Автограф»




11

Пишем произведение на тему «Мой мир» (в любом выбранном жанре с ограничением времени)




12

Коррекция и совершенствование собственных сочинений. Взаиморедактирование




13

«В мастерской писателя». Чтение и разбор произведений известных авторов




14

Основы стихосложения. Поэзия. «Я знаю силу слов…». Назначения поэта и поэзии. Поэтические жанры. Рифма как один из основных признаков стихотворного текста




15

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Поэтические обороты (тропы). Стилистические фигуры




16

Системы стихосложения. Размер силлабо-тонического стихосложения. Ритм. Ударение




17

Чтение и разбор стихов известных авторов. Отслеживание мелодии произведения




18

Написание произведений «Если бы…». Редактирование и саморедактирование написанного




19

    Музыка и поэзия. Музыка слов, звуковая организация стиха. Прослушивание авторских стихов, положенных на музыку, и передача настроения




20

    Общение с природой. Упражнение «Звуки природы». Написание стихотворений по мотиву тренингов




21

    Учимся добирать эпитеты, видеть средства выразительности в поэтической речи, создавать метафорические образы, определять стихотворный размер




22

    Написание стихотворений «Что такое красота?»




23

Экскурсия – способ получения красочных образов. «Я рисую словами» ( игра «Подбери тропы»)




24

    Мир прозы. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры эпической литературы




25

    Знакомство с жанрами малой прозы. Загадка. Сказка. Сюжетно-композиционные особенности авторских сказок




26

    Написание сказок. «Сказка о счастье»




27

    Краткая история жанра. Рассказ. Признаки рассказа: единство времени; единство действия и места; единство персонажа; единство центра




28

    Чтение и разбор произведений известных авторов




29

    Игра с жанром «Я создаю рассказ»




30

    Написание рассказов на экологическую тему




31

    Создание коллективного авторского произведения «Если бы я был волшебником». Написание рассказа «Я вижу себя…»




32

    Коррекция и совершенствование собственных сочинений. Взаиморедактирование




33

    Тренинг «Поход за вдохновением»




34

    Чтение и разбор авторских произведений




35

    «Ярмарка талантов». «Встреча с прошлым». Сравнение авторских произведений, написанных в начале обучения и в конце текущего года




36

    Подготовка к творческому отчёту




37

    Подготовка к творческому отчёту




38

Творческий отчет




39

    Итоговое занятие. Область художественной ценности человека (о творчестве в целом)






Методическое обеспечение образовательной программы

Методические пособия. Тексты литературных произведений. Пособие на развитие речевого дыхания.


Дидактическое обеспечение образовательной программы

Схемы для составления рассказов сюжетного и описательного характера. Тексты записей детской речи, звучащие игрушки. Русские народные костюмы.



Список литературы

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова – М.: Просвещение, 1990.

2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. - 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001.

3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя – М: Просвещение, 2000.

4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников – Ленинград, 1974.

5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения – М.: Просвещение, 1985г.

6. Синицын В.А. Путь к слову – М.: Столетие, 1997.

7. Ужегов Г.Н. Уроки стихосложения. – М.: Просвещение, 2015.

8. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. говорить – Калининград: КИПО, 2002. 10.




СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

школьного методического

объединения классных руководителей

от 2019 г. №


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по ВР ____________/Ильченко Е.Ю./

от 2019 г.

6