Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 23»
«Согласовано» заместитель директора по ВР _______________Разгуляева Е.К. «28» августа 2019 года | «Утверждаю» директор школы _____________Тоболкина И.С. приказ № 01-10/187 от 29.08.2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Я умею…»
Общекультурное направление
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 10 – 12 лет
Руководитель: Серманова Нина Александровна
г. Ярославль
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по экологическому направлению «Я умею…», составлена на основе:
Основной образовательной программы ООО средней школы № 23. (утверждена 26 августа 2015 г., приказ № 01-10/120);
Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Письма Министерства образования РФ от 02.04.2002 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в образовательных учреждениях, исполнения учебно-воспитательного плана работы средней школы № 23 на 2019/2020 учебный год;
Приказа директора школы о продолжительности учебного года № 01-10/149 от 25.06.2019 г.
Программа «Я умею..» рассчитана на детей от 10-14 лет. Срок реализации программы - 1 год. Набор детей в коллектив проводится без отбора, по желанию детей. Количество часов: в год – 34; в неделю – 1. Структура курса представлена двумя разделами: «Основы дизайна», «Художественно-прикладные технологии».
Раздел 1. «Основы дизайна» знакомит учащихся с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями с деятельностью в области дизайна, и необходимыми для этого качествами личности.
Раздел 2. «Художественно-прикладные технологии» предусматривает знакомство каждого учащегося со всеми видами художественно-прикладных технологий, представленных в программе.
Образовательное направление: художественно – эстетическое.
Данная программа дает возможность ребенку сделать приятное для себя и своих близких, что способствует совершить нравственный выбор и поступок. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Занятия предполагают не только изготовление различных изделий, но и рассказов о своих изделиях.
Цель программы:
■ сформировать у учащихся стойкий интерес к художественно – прикладной деятельности и раскрыть их творческий потенциал, побуждая использовать создания творческих работ, сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, культуре, традициям
Задачи программы:
Обучающие:
■ способствовать формированию логического, абстрактного и пространственного мышления;
■ научить пользоваться условными обозначениями;
■ действовать по алгоритму;
■ формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
Развивающие:
■ развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
■ развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
■ развить мелкую моторику рук и глазомер;
■ развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
■ научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
■ уметь строить понятное монологическое высказывание, находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении.
Воспитательные:
■ формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
■ способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей;
■ совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных действий — личностные и метапредметные результаты.
Метапредметные результаты.
■ Познавательные: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
■ Регулятивные: уметь проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать умение различать способ и результат действия.
■ Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающихся, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты освоения программы по декоративно — прикладному творчеству:
■ освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи.
■ развитие визуального – образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
■ формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой, с одного искусства на другое;
■ формировать умение накапливать знания и развивать представления о декоративно-прикладном творчестве.
■ воспитание умения и готовности слушать собеседника.
■ воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Предметные результаты - освоения программы должны отражать:
■ Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения декоративного творчества и других видов искусства.
■ Развитость коммуникативного и художественного – образного мышления детей.
■ Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей.
■ Нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях в объединении.
Результатом практической деятельности по «Дизайн интерьера и интерьер жилого дома» можно считать следующее:
- создание каждым ребенком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Формой контроля на занятиях в объединении является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.
Личностные результаты - освоения программы по декоративно — прикладному творчеству:
■ учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
■ формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов;
■ воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности.
■ развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов декоративно — художественно — творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальную поделку (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, выполняет работу в материале. Придумывает название рисунку, поделке, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своей работы.
Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык декоративно-прикладного искусства: цвет, линию, ритм, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств технологии языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога педагога и обучающегося. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей компьютерной технологии и справочной литературы. Цель занятий независимо от методов, приемов и технологий, используемых на занятиях, — помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка является составной частью наших занятий.
Личностные УУД:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определять общие для всех правила поведения;
определять правила работы в парах;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
формулировать учебные задачи;
работать по предложенному плану, инструкции;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки в характере сделанных ошибок.
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
Познавательные: УУД:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
проводить анализ учебного материала;
проводить классификацию, указывая на основание классификации;
проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
■ традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, творческие проекты.
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть:
однодневные — проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные — проводятся в помещении, где работают дети;
тематические — по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся
Ожидаемый результат.
Важнейшим результатом осуществления программы станет формирование творческой личности ребенка посредством гармоничного потенциала. Эта программа позволяет решать задачи трудового и нравственного воспитания детей. Программа формирует у воспитанников:
■ новое отношение к окружающему миру и умению отображать его в своих творческих работах;
■ желание творить красоту своими руками;
■ воспитание доброжелательности, наблюдательности;
■ развитие чувства прекрасного, художественного вкуса.
Знания и умения учащихся: В результате художественного труда на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством учащиеся к концу года обучения должны
Знать:
о названии материалов, названии и назначении ручных инструментов и приспособлений;
о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту;
приемы соединения деталей в поделках;
как работать самостоятельно.
Уметь:
пользоваться инструментами;
решать художественно – творческие задачи;
знать цветовую гамму тканей;
моделировать художественно выразительные формы, выполнение способом скручивания, снимания, комбинирования бумаги и другими материалами;
читать инструкционную карту;
соединять детали различными способами;
использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства;
самостоятельно определять технологию изготовления поделки;
анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.
Содержание программы
«ДИЗАЙН» - это придумывание и создание человеком красивых и удобных вещей. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
В программе реализуется системно-деятельностный подход в обучении, предполагающий активацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия по данной программе решают не только задачи эстетического воспитания, но и развивают интеллектуально - творческий потенциал ребенка, повышают воспитательный потенциал обучения, позволяют проверить свои способности в области дизайна, предоставляют возможность школьникам включаться в учебно-познавательный процесс, соблюдая принцип тесной связи теории с практикой, что обеспечивает сознательное усвоение знаний о дизайне жилых помещений, об использовании различных материалов в их оформлении. При проведении занятий используется технология деятельностного подхода, которая обеспечивает активное включение учащихся в процесс самостоятельного проектирования и выполнения дизайна своего дома, способствует процессу самоопределения и помогает учащимся адекватно оценить свои возможности. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию. Также создаются условия для воспитания: -трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; -ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях; -ценностного отношения к природе, окружающей среде. Кроме того, программа нацелена на: -формирование информационной грамотности; -развитие коммуникативной компетентности; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Основные содержательные лини программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитания у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.
Программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Ученик имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие с аналогичными свойствами и качествами. Большое внимание уделяется формированию информационной грамотности. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки. чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект.
Содержания занятий ориентированы на жизненные потребности детей. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, т. к. процесс творчества невозможен без эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируется фантазия и изобретательность. Учащиеся могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел могут подбирать другие материалы вместо заданных. Также программа дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве.
4. Тематическое планирование
Разделы и темы | Всего часов | Форма проведения | Дата План/факт |
Теор. | Практ. | | |
Дизайн интерьера | 1 | 1 | | | |
Знакомство с профессией дизайнера. Интерьер жилого дома. |
Природный материал | 8 | 1 | 7 | Изучение свойства материалов, использования швов в изготовлении поделок. | |
Чудеса из пряжи | 6 | 1 | 5 | Выполнение игрушек из пряжи. Использование различных материалов. Оформление работ. Анализ. Выставки | |
Веселые фантазии | 4 | 1 | 3 | Картина. Подбор рисунка. Техника работы над картиной. Выставки | |
Народные забавы | 6 | 1 | 5 | Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник в лоскутной технике. Праздник «Масленица» | |
Петелька за петелькой, стежок за стежком | 7 | 1 | 6 | Мягкая игрушка. Технология швов. Форма, пропорции, конструкция и объем. Выставки. | |
Деловая игра «Дизайн-проект». | 2 | 1 | 1 | Игра-путешествие по стране Мастеров. Презентация итоговой работы. | |
| 34 | 7 | 27 | | |
| | | | | |
1.Введение: Выявление интересов, склонностей, умений. Беседа о декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве. Планирование работы. Правила безопасного ведения работ при работе с ручными инструментами, с тканью, на швейных машинах, с утюгом. Работа с литературой по рукоделию. Книги и журналы по рукоделию, диски и интернет-ресурсы. «Копилка» идей по рукоделию в кабинете технологии. Презентации. Фотографии и образцы изделий.
2. «Красна птица пеньем, а человек уменьем».
Изготовление поделок, сувениров – один из древнейших видов народного декоративно – художественного творчества. Увлечение ребят поначалу лишь непосредственно изготовлением поделок перерастет затем, незаметно для них самих, в желание творить самостоятельно. Использование природного материала в творчестве и его подготовка. Сбор природных материалов. Плоскостные композиции из бумаги, из осенних листьев. Вопросы экологии. Возможности использования ненужных пакетов, упаковочного материала, фантиков. Открыток, газет, пластиковых бутылок, салфеток для изготовления полезных вещей. Бумажная мозаика. Виды пуговиц. История пуговиц. Технология их крепления: клеевой способ, пришивание вручную и на машине. Букетики и панно из пуговиц. Куклы-обереги. Игрушки.
3. «Чудеса из пряжи».
Работа с литературой, журналами. Выполнение игрушек из пряжи. Использование различных материалов. Оформление работ. Анализ. Выставки
4. «Веселые фантазии».
Картина. Подбор рисунка. Техника работы над картиной. Выставки.
Развитие эстетических представлений, трудовых навыков и творческого опыта в процессе различных видов художественного труда с пряжей. Экспериментирование. Открытие новых свойств пряжи как художественного материала. Подбор сюжета. Подбор цветовой гаммы. Использование аппликации в изделиях. Аппликация из нитяной крошки. Составление композиций.
5. «Народные забавы». Ассортимент тканей, трикотажа и нетканых материалов. Подготовка материала к обработке. Сочетание цвета и рисунка в тканях. Подбор ткани по фактуре. Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник в лоскутной технике. Праздник «Масленица»: ее история, обычаи; проектирование и выполнение куклы для городского конкурса.
6. «Петелька за петелькой, стежок за стежком».
Игрушка – один из древнейших видов народного художественного творчества, она постоянно сопутствовала человеку, ведь дети играли всегда. А рождалась игрушка в мире взрослых, в руках людей, у которых было щедрое сердце. Секреты передавались из поколения в поколение от бабушки к внучке, от матери к дочери, от отца к сыну.
Изготовление игрушки – дает детям ощутить радость созидания. Самодельная игрушка из ткани и меховых лоскутков все чаще входит в разряд современных сувениров. Задача – учить находить сходство и различие между игрушками. Форма, пропорции, объем. Умение представить предмета как совокупность частей простой формы, сопоставимых с геометрическими телами – шар, конус, пирамида, цилиндр
7. «Творческий проект». Основные этапы творческого проекта. Игра-путешествие по стране Мастеров.
В результате изучения программы «Я умею..» обучающиеся:
■ получат начальные представления о культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социалистического опыта человечества. О ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
■ научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей художественно — декоративных и других изделий;
■ решение художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений, формирование внутреннего плана действий мелкой моторики рук.
Обучающиеся в результате выполнения под руководством педагога коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат:
■ первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности; распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
■ овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
■ получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретическими заданиями и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Поэтому при знакомстве с народным искусством учащиеся должны сознательно овладевать приемами декоративно-художественной деятельности на основе понятия коллективного создания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных принципов – повтора, вариации, импровизации.
Декоративно-прикладное творчество, направляет свои усилия на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа дает возможность выбора, поиска, проявления своей индивидуальности, своих интересов. Только интерес позволяет ребенку заниматься, каким-то делом достаточно долго, не утомляясь.