СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 9. Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)
Направление программы – социальное.
В целом, соотношение теоретической и практической частей программы сбалансировано с учетом цели и задач курса, а также возрастных особенностей обучающихся.
Содержание представлено в логической последовательности для каждой темы. Программа не создает учебных перегрузок для школьников, предполагает широкое использование активных методов обучения.
Краснодарский край, Калининский район, х. Гречаная Балка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №9
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______2016 года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальное направление
Кружок
«Я-мы-класс!»
(интенсив)
Срок реализации программы – 3 года
Возраст обучающихся – 12-15 лет
Руководитель : Мощенская Наталья Андреевна.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 9. Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)
Направление программы – социальное
Цель: формирование у школьников социальной активности, развитие лидерских качеств, умений по самоорганизации и организации различных форм деятельности в образовательном учреждении и социуме.
Задачи:
Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.
сформировать у школьников способность управленческой деятельности и потребности быть лидером.
организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала.
сформировать у обучающихся стремление к участию в общественной деятельности.
определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях школы.
сформировать способность и готовность самостоятельно, а так же совместно с другими субъектами и институтами решать различные социальные проблемы.
Актуальность программы. Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения определенной части молодежи. Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.
Практическая значимость. Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу обучающимся, поддерживая в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и города.
Новизна рабочей программы
Главной особенностью программы является направленность на
- достижение и преподавание единства процессов познания окружающего мира через социально-значимую деятельность
- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, творческих и коммуникативных умений
- навыков самостоятельной внеучебной деятельности
- навыков самостоятельности принятия определенных решений
II. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план 7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
1 | Кто такой лидер Школа юного лидера. Вводное занятие
Понятия: лидер, организатор, руководитель
Представление о себе, как о лидере
Кто такой лидер? Их роли
Практикум по лидерским качествам
| 8 1
1
1
2 3 |
|
|
2 | Организаторская техника лидера Я-лидер .Я и моя команда. Стиль работы лидера. Лидер-руководитель Практикум «Чемодан лидера» | 6 1 1 1 3 |
|
|
3 | Умения и навыки лидера Как правильно вести беседу .Дебаты Основные навыки выступления лидера Лидер – человек воспитанный Игровой практикум
| 8 1 1 1 5
|
|
|
4 | Виды деятельности лидера Организация КТД. Этапы КТД Виды КТД Проектная работа в деятельности лидера Разработка сценария выступления «Новогодний микс» Организация и проведение КТД для младших школьников Составление конкурсной программы
| 23 2 2 6 5 4 4
|
|
|
5 | Организация школьного и классного самоуправления Самоуправление в школе и для школы Что такое самоуправление в классе Формы и организация КТД активом класса Практикум «В копилку лидера». Разработка КТД для класса Интеллектуальные игры Разработка и проведение экологической акции «За чистый мир» «До свидания, первый класс!»игровая программа и др) Промежуточная аттестация Итоговое занятие «Мы – лидеры!»
| 23
2 2 16 2 6 4 4 2 1 |
|
|
| Итого | 68 |
|
|
Учебно-тематический план 8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
1
| Кто такой лидер Школа юного лидера. Вводное занятие Умение управлять людьми Кто такой лидер?
| 3 1 1 1 |
|
|
2 | Организаторская техника лидера Принципы организаторской деятельности Команда лидера Практикум «Копилка лидера» | 3 1 1 1 |
|
|
3
| Умения и навыки лидера Как научиться снимать стресс, вызванные агрессивным поведением Навыки ораторского искусства Умение управлять людьми
| 4 1 2
1
|
|
|
4 | Виды деятельности лидера Планирование своей деятельности Разные пути общения Коллективно-творческая деятельность Проектная деятельность Практикум «В копилку лидера» Разработка миниатюры-выступления «С новым годом»
| 10 1 1 1 3 1 3 |
|
|
5 | Организация школьного и классного самоуправления «Как обеспечить свою безопасность». Формы и организация самоуправления в классе Выбор руководителя класса Самоуправление в школе и для школы Виды и организация КТД в рамках класса Разработка миниатюры «Правила перехода улиц, дорог, перекрестков. Ты – велосипедист» Разработка и проведение КТД «Пожарная безопасность и поведение при пожарах» Разработка и проведение акции «Безопасное поведение на природе и в общественных местах » Разработка мероприятия для младших школьников «Электричество и газ как источники опасности» Разработка миниатюры «Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера» Промежуточная аттестация Итоговое занятие «Мы – лидеры!» | 15
1 1 1 1
2
2
2
2 2
1 1 |
|
|
| Итого | 35 |
|
|
Учебно-тематический план 9 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
1
| Кто такой лидер Школа юного лидера. Вводное занятие Основные понятия Представление о себе,как о лидере | 3 1 1 1 |
|
|
2
| Организаторская техника лидера Готовность стать лидером Правила руководства лидера Принципы организаторской деятельности Понятие «стиль работы» лидера, его виды Практикум «Копилка лидера» | 5 1 1 1 1 1 |
|
|
3
| Умения и навыки лидера Как правильно вести беседу . Практикум «Узелки на память» | 2 1 1
|
|
|
4 | Виды деятельности лидера Коллективно-творческое дело Проектная работа в деятельности лидера Разработка поздравления-выступления «С новым годом!» Разработка, организация и проведение мероприятия для младших школьников | 9 1 3 3 2 |
|
|
5 | Человек. Гражданин. Лидер Гражданская позиция лидера Лидер-патриот Азы правовой культуры Деловая игра «Суд» Умение подбирать команду. Игра «Подбор персонала»
| 4 1 1 1 1 |
|
|
6 | Школьное и классное самоуправление Самоуправление в школе и для школы КТД для своего класса Актив класса и его обязанности Разработка школьного КТД Актив класса в школьном и классном самоуправлении Смотр успехов «-лидер!» самопрезентация Промежуточная аттестация Итоговое занятие «Мы – лидеры!»
| 12 1 2 1 2 1 2 1 2 |
|
|
| Итого | 35 |
|
|
Содержание программы
Содержание программы 7 класс
Раздел 1. Кто такой лидер? ( 8 часов )
“Школа юного лидера”. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”.Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста.
Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя. Игра «Кораблекрушение»
Раздел 2. Организаторская техника лидера. (6 часов)
Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.
Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.
Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.
Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).
Раздел 3. Умения и навыки лидера. ( 8 часов )
Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.
Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.
Игра “Поспорим с “Великим”. Подготовка лидера как оратора. Умение анализировать и высказывать своё мнение. По поводу – реплики – цитаты известных писателей, политических деятелей, учёных. Театрализованный спор.
Лидер – это человек воспитанный. Правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом. “Золотые ” правила этикета лидера.
Раздел 4. Виды деятельности лидера ( 23 часа)
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.
Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?
Практикум. “В копилку лидера”. Игры коллективного знакомства и общения – “Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды.Разработка сценария (миниатюры) выступления «Новогодний микс».
Поиск сценария, редактирование сценария. Распределение ролей. Репетиции.
Проведение мероприятия « В гостях у сказки» для первоклассников. Определение формы проведения, подбор и систематизация информации
Составление конкурсной программы для мальчиков и девочек. Поиск и отбор информации из различных источников .Систематизация информации
Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения.
Планирование деятельности. Рефлексия. Учимся планировать свою жизнь. Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её. Декомпозиция целей на задачи.
Раздел 5 . Организация школьного и классного самоуправления (23 часа)
Самоуправление в школе и для школы. Различные системы организации самоуправления в школе. Ученический совет. Школьная республика.
Формы и организация самоуправления в классе. Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс-семья.
Направления работы актива класса и формат работы. Делегирования полномочий, организация работы секторов по досуговой деятельности, образовательной, спортивной, трудовой, культмассовой.
Виды и организация коллективно-творческого дела в рамках класса силами класса. Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы.
Практикум: Разработка КТД для класса .Выбор формы проведения КТД, назначение КТД.
Разработка конкурсной интеллектуальной программы «Самый умный» для младших школьников.
Составление конкурсной программы к предстоящим праздникам – 23 февраля и 8 марта.
Разработка и проведение экологической акции «За чистый мир» .Промежуточная аттестация . Итоговое занятие «Мы-лидеры» Игровая программа. Вручение свидетельств об окончании «Школы лидера»
До свидания, первый класс! Игровая программа для первого класса
Содержание программы 8 класс
Раздел 1. Кто такой лидер? (3 часа)
Вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”.Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста.
Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.
Раздел 2. Организаторская техника лидера. (3 часа)
Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.
Команда лидера. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров. Практикум “Копилка лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?»
Раздел 3. Умения и навыки лидера. (4 часа)
Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Знакомство с книгой Терренса Уэбстер – Дойла “Почему меня все обижают: как справляться с задирами”. Причины агрессивности. Способы снятия и ослабления стресса.
Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.
Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.
Умение управлять людьми. Знакомство с методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений в организации или в коллективе, выявление лидеров и выборы актива на основе состязательности – “День рождения”, “Киностудия”.
Раздел 4. Виды деятельности лидера. (10 часов)
Планирование деятельности. Рефлексия. Учимся планировать свою жизнь. Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её. Декомпозиция целей на задачи.
Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.
Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.
Основные навыки выступления лидера. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?
Практикум “В копилку лидера”. Игры коллективного знакомства и общения – “Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды. Разработка миниатюры – выступления «С новым годом»
Раздел 5 . Организация школьного и классного самоуправления (14 часов)
Формы и организация самоуправления в классе. Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс-семья.
Выбор руководителя актива класса. Кто такой руководитель актива класса? Его характеристика. Формат организации выборов руководителя. Презентация программы кандидата.
Актив класса и его работа. Направления работы актива класса и формат работы. Делегирования полномочий, организация работы секторов по досуговой деятельности, образовательной, спортивной, трудовой, культмассовой.
Самоуправление в школе и для школы. Различные системы организации самоуправления в школе. Ученический совет. Школьная республика
Виды и организация коллективно-творческого дела в рамках класса силами класса. Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы.
Разработка миниатюры «Правила перехода улиц, дорог, перекрестков. Ты – велосипедист» и выбор формы проведения. Разработка и проведение КТД «Пожарная безопасность и поведение при пожарах»
Разработка и проведение акции «Безопасное поведение на природе и в общественных местах»
Разработка мероприятия для младших школьников «Электричество и газ как источники опасности»
Разработка миниатюры «Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера».
Промежуточная аттестация. Итоговое занятие «Мы-лидеры!» Подведение итогов, вручение свидетельств об окончании «Школы лидера»
Содержание программы 9 класс
Раздел 1. Кто такой лидер? (3 часа)
Вводное занятие. Определение понятийного аппарата лидера.Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста.
Раздел 2. Организаторская техника лидера. (5 часов )
Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.
Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.
Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.
Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”
Раздел 3. Умения и навыки лидера. (2 часа )
Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.
Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.
Практикум “Узелки на память”. Практические советы лидеру – Как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?
Раздел 4. Виды деятельности лидера. (9 часов)
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.
Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации. Разработка поздравления-выступления «С новым годом!» Разработка ,организация и проведение мероприятия для младших школьников
Раздел 5. Человек. Гражданин. Лидер. (4 часа )
Гражданская позиция лидера. Понимание слова “Родина”. Деятельность на благо Родины. Формирование в личности растущего человека национального и культурного достоинства, лидера – патриота.
Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка. Встреча с представителями прокуратуры. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка. Выпуск правового бюллетеня. Деловая игра «Суд» . Умение подбирать команду. Игра на командообразование «Подбор персонала»
Раздел 6. Школьное и классное самоуправление (11 часов)
Самоуправление в школе и для школы. Различные системы организации самоуправления в школе. Ученический совет. Школьная республика.
Формы и организация самоуправления в классе. Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс-семья.
Актив класса и его обязанности . Направления работы актива класса и формат работы. Делегирования полномочий, организация работы секторов по досуговой деятельности, образовательной, спортивной, трудовой, культмассовой.
Виды и организация коллективно-творческого дела в рамках класса силами класса. Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы. Разработка школьного КТД. Смотр успехов «Я-лидер». самопрезентация . Промежуточная аттестация Итоговое занятие «Я - лидер!» Подведение итогов, выдача свидетельств об окончании «Школы лидера»
IV. Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты социальной деятельности распределены по трем уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
- ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях
- осознание ценности активного образа жизни, своей роли в социуме - умеет - уметь грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.
- иметь чёткую позицию в вопросе лидерства.
-владеть базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.
-знать формы работы в коллективе и основы формирования команды.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом)
- умение самостоятельной организации КТД.
-овладение алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой деятельности
- осознание необходимости развития нравственной позиции , потребности в изменении окружающего мира, саморазвитии
Результаты третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия)
- начальный опыт организации социальных действий
- опыт участия в различных мероприятиях школьного уровня
- умение разрабатывать и организовывать различные проекты, акции,мероприятия
- овладение умением вести за собой, проявление лидерских качеств школьника
Формы и виды контроля
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие детей в разработке, организации и проведении различных мероприятий, акции, проектов , конкурсов.
Промежуточная аттестация проводится в форме защиты проекта
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-целеполаганию, включая постановку новых целей
- планировать пути достижения целей
- планировать свое время и умение им эффективно управлять
-адекватно и самостоятельно оценивать выполнение своих действий и вносить коррективы как в начале выполнения действий, так и в ходе их выполнения
- находить нужную информацию для организации своей деятельности, самостоятельно выбирать формы деятельности
обучающийся получит возможность научится:
- Самостоятельно ставить цели и задачи
-адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности
-основам саморегуляции эмоциональных состояний
Коммуникативные
обучающийся научится :
- формулировать свою лидерскую позицию , аргументировать и координировать ее с позициями своих партнеров с сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач ,владеть устной речью, умением вести диалог , строить монологическое выступление
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения ,эффективно сотрудничать , способствовать продуктивной кооперации , строить продуктивное взаимодействие ,проявлять свои лидерские качества
- ориентироваться в системе моральных норм и принципов в социуме
Обучающийся получит возможность научиться :
- Учитывать различные мнения и интересы, сопоставлять эти мнения со своим мнением
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно, и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий
-устраивать эффективное групповое обсуждение и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений
Познавательные
Обучающийся научится:
- основам реализации социальных проб
-основам организации коллективно-творческого дела.
- осуществлению расширенного поиска информации с использованием ресурсов сети Интернет
- основам реализации социально-образовательных проектов
Обучающийся получит возможность научится
-основам организации школьных и классных коллективно-творческих дел
Личностные результаты:
- уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, понимания чувств других людей;
- компетентность в решении социальных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии;
- овладение навыками эффективного сотрудничества со сверстниками и педагогами.
Методические рекомендации
Особенности возрастной группы обучающихся. Программа разработана для обучающихся 7-9 классов. И именно в возрасте 12-15 лет происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации деятельности данной возрастной группы. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и различных интересов. Содержание программы ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного, грамотного человека. Предусматривает формирование таких жизненно важных коммуникативных умений, успешной социализации ребенка. Доминирующей идеей курса является развитие лидерских качеств подростка
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности:
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение знаниями и коммуникативной успешностью обучающихся , их социализации
Программа реализует:
- идею дифференцированного подхода. Это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
-проблемно-диалоговая технология
-технология развития критического мышления
- метод проектов
-технологии уровневой дифференциации
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровьесберегающие технологии
Формы занятий и методы работы
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов .
Особенностью данной программы является разнообразие форм проведения
-беседы
-упражнения на взаимодействие в группе
-творческие задания
-деловые игры
-тренинги
-тестирование
-практикумы
- КТД
- экспресс-тесты и опросы
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Список литературы, рекомендуемой для педагогов:
1 . Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.
2. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. - М., 2000.
3. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.
4. «Вестник» Практическое руководство для придумывающих каникулы. – М., 2001.
5. Вершиловский С.Г. Дополнительное образование детей. - М., 2000.
6. Иванов И.П. Коллективное творческое дело.- М., 1998.
7 . Молчанова Т.К. Составление образовательных программ. – М., 2001.
8 .Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2000.
9 . Развитие, социализация и воспитание личности. Выпуск 1,2,3. – Ставрополь, 1993.
10 . Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2002.
11 . Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М., 2001.
. Фришман И.И. Форум юных граждан. – М., 2001.
13. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986.
ЛутошкинА.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.
Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.
Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.
Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.
Список литературы, рекомендуемой для детей:
1. Конвенция ООН о правах ребенка. – М., 1999.
2. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях», 1995.
3. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995.
4. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.
5. Афанасьев С. Сто отрядных дел. – К., 2000.
6. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.
7. Гребенкина Л.К. Сценарии классных часов. – М., 2002.
8. Григоренко Ю.Н. Коллективно – творческие дела. – М., 1999.
9. Жуков И.Н. Игра и детское движение. – М., 1992.
10. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. – М., 2001.
11. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1997.
12. Программа «Лидер» СПО – ФДО. – М., 1993.
13. Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. – М., 2001.
14. Рожков М.И. Познай себя. – М., 1992.
15. Сделай правильный выбор. – Н.Н.: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
16. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. – М., 2001.
17. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. – М., 2000.
18. Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии».
Техническое обеспечение образовательного процесса
Материальное обеспечение кабинета
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экран
Интернет
Программное обеспечение
Текстовый редактор MSWord
Графический редактор Paint
Программа MSPowerPoint
Согласовано
Заместитель директора по ВР
__________(Тютина Т.П.)
«31» августа 2016 г.
Краснодарский край, Калининский район, х. Гречаная Балка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Социальное направление
по внеурочной деятельности
«Я-мы-класс»
(интенсив)
Класс - 7
Учитель: Мощенская Н.А.
Количество часов: всего 68 часов
Планирование составлено на основе комплексной программы внеурочной деятельности «Я-мы-класс» Мощенской Н.А. для 7 класса, утвержденной на заседании педагогического совета, протокол №1 от 31 августа 2016 г.
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание в теме | Формируемы универсальные учебные действия | Виды деятельности | Информационное сопровождение | ||||||
| Дата | Тема занятия | Количество часов | ||||||||
Раздел 1 . Кто такой лидер? (4 часа) | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
1 |
| «Школа лидера» вводное занятие | 1 | Знакомство с группой. | Умение представить себя в незнакомой среде | Тренинги |
| ||||
2 |
| Понятия: лидер , организатор, руководитель | 1 | Понятие «Лидер», «организатор», «руководитель» определение понятийного аппарата лидера. | Использование различных видов диалога в ситуациях формального, не формального, межличностного общения | Тестирование | Тесты | ||||
3 |
| Представление о себе, как о лидере . Личностные качества лидера | 1 | Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста | Знание личностных качеств лидера ,умение определять свои качества | Практикум |
| ||||
4 |
| Роли лидера. | 1 | Лидер-созидатель, лидер – разрушитель, лидер-инициатор, лидер-умелец, деловой лидер, лидеры-генераторы эмоционального настроя. | Знание всех видов ролей лидера. Определение своего стиля . | Информационное занятие |
| ||||
Раздел 2. Организаторская техника лидера (3 часа ) | |||||||||||
5 |
| Я –лидер. Я и моя команда. | 1 | Правила работы с командой. Элементы организационной работы | Умение организовывать команду | Тренинг «Как вести за собой» | Интернет-ресурсы | ||||
6 |
| Практикум «Чемодан лидера» | 1 | Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти | Умение выступать перед аудиторией, играть различные роли | Практикум |
| ||||
7 |
| Стили работы лидера | 1 | Лидер – регламентатор, спринтер, хлопотун, волокитчик, коллегиал . Сильные и слабые стороны типов лидеров .Определение эффективного стиля | Умение проводить сравнительный анализ, систематизировать полученные выводы. Самооценка способностей. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Информационное занятие |
| ||||
Раздел 3. Умения и навыки лидера ( 4 часа ) | |||||||||||
8 |
| Как правильно вести беседу? Дебаты. | 1 | Подготовка лидера как оратора, | Умение анализировать и высказывать свое мнение | Занятие - Игра
| Презентация «Дебаты» | ||||
9 |
| Лидер - человек воспитанный. | 1 | Правила поведения в общественных местах, деловая игра «В мире этикета» | Умение соблюдать правила этикета и правила поведения в определенных ситуациях | Беседа Деловая игра | Презентация «Этикет» | ||||
10 |
| Основные навыки выступления лидера. | 1 | Выступление перед группой. Чтение стихотворений. | Анализировать свое поведение | Информационное занятие – практикум |
| ||||
11 |
| Игровой практикум | 1 | Практикум «Перевертыши» , «Театр» | Умение сотрудничать с другими участниками деятельности | Практикум |
| ||||
Раздел 4. Виды деятельности лидера (12 часов) | |||||||||||
12 |
| Организация коллективно – творческой деятельности
| 1 | Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы подготовки и проведения КТД. | Умение планировать работу, находить необходимую информацию | Информационное занятие |
| ||||
13 |
| Виды КТД | 1 | Классический и личностно-ориентированные КТД. Трудовые, спортивные ,познавательные и досуговые КТД | Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Информационно-практическое занятие |
| ||||
14-16 |
| Проектная деятельность в работе лидера | 3 | Шаги проекта .Выстраивание шагов проектной деятельности. Выделение проблемы и поиск путей ее решения | Отбор и анализ необходимой информации | Информационное занятие Практикум |
| ||||
17-19 |
| Разработка сценария выступления «Новогодний микс» | 3 | Разработка сценария миниатюры новогоднего выступления | Отбор и анализ информации | Практикум |
| ||||
20-21 |
| Организация и проведение КТД для младших школьников «В гостях у сказки» | 2 | Разработка КТД для первоклассников. | Находить информацию, необходимую для организации КТД | Практическая работа |
| ||||
22-23 |
| Как составить конкурсную программу. Составление конкурсной программы к предстоящим праздникам | 2 | Составление конкурсной программы Определение ролей ведущих Использование различных форм конкурсных программ | Поиск и обработка необходимой информации для составления конкурсной программы. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Беседа – практикум |
| ||||
Раздел 5 Организация школьного и классного самоуправления (12 часов) | |||||||||||
24 |
| Самоуправление в школе и классе | 1 | Различные системы организации самоуправления в школе .Управлние классом. | Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Информационное занятие |
| ||||
25 |
| Что такое самоуправление в классе. | 1 | Старосты и актив класса . Их роли. Роль лидера в классном коллективе | Оценивание своей практической деятельности и практической деятельности одноклассников. Умение проводить сравнительный анализ, систематизировать полученные выводы. Самооценка способностей. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Информационное занятие | Инструкции классного самоуправления | ||||
26 |
| Формы и организация КТД активом класса | 1 | Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы | Поиск и обработка необходимой информации. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками |
|
| ||||
27-28 |
| Практикум «В копилку лидера» Разработка КТД для класса | 2 | Разработка и проведение мероприятия для классного коллектива. | Отбор необходимой информации | Практикум |
| ||||
29-30 |
|
Интеллектуальная игра «Самый умный» | 2 | Разработка и проведение игры для младших школьников | Осуществлять расширенный поиск информации | Беседа - практикум |
| ||||
31-32 |
| До свидания,первый класс! | 2 | Разработка и проведение конкурсной программы для 1 класса | Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Практикум | Интернет-ресурсы | ||||
33 |
| Промежуточная аттестация (защита проекта) | 1 |
|
| Защита проекта |
| ||||
34-35 |
| «Мы –лидеры!» | 2 | Составлении игровой программы. Диагностика лидерских качеств. Самоанализ | Подведение итогов. Самооценка. Анализ деятельности .Рефлексия | Игра - практикум |
| ||||
Итого : 35 часов |
Согласовано
Заместитель директора по ВР
__________(Тютина Т.П.)
«1» сентября 2017 г.
Краснодарский край, Калининский район, х. Гречаная Балка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Социальное направление
по внеурочной деятельности
«Я-мы-класс»
(интенсив)
Класс - 8
Учитель: Мощенская Н.А.
Количество часов: всего 35 часов
Планирование составлено на основе комплексной программы внеурочной деятельности «Я-мы-класс» Мощенской Н.А. для 7-9 классов, утвержденной на заседании педагогического совета, протокол №1 от 31 августа 2016 г.
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание в теме | Формируемы универсальные учебные действия | Виды деятельности | Информационное сопровождение | |||||||
| Дата | Тема занятия | Количество часов | |||||||||
Раздел 1 . Кто такой лидер? (3часа) | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
| Школа юного лидера. Вводное занятие
| 1 | Знакомство с группой. | Умение представить себя в незнакомой среде | Тренинги |
| |||||
|
| Умение управлять людьми
| 1 | Понятие «Лидер», «организатор», «руководитель» определение понятийного аппарата лидера. | Использование различных видов диалога в ситуациях формального, не формального, межличностного общения | Тестирование | Тесты | |||||
|
| Кто такой лидер?
| 1 | Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста | Знание личностных качеств лидера ,умение определять свои качества | Практикум |
| |||||
Раздел 2. Организаторская техника лидера (3 часа ) | ||||||||||||
|
| Принципы организаторской деятельности
| 1 | Правила работы с командой. Элементы организационной работы | Умение организовывать команду | Тренинг «Как вести за собой» | Интернет-ресурсы | |||||
|
| Команда лидера | 1 | Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти | Умение выступать перед аудиторией, играть различные роли | Практикум |
| |||||
|
| Практикум «Копилка лидера»
| 1 |
|
| Информационное занятие |
| |||||
Раздел 3. Умения и навыки лидера ( 4 часа ) | ||||||||||||
|
| Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением
| 1 | Подготовка лидера как оратора, | Умение анализировать и высказывать свое мнение | Занятие - Игра
| Презентация «Дебаты» | |||||
|
| Навыки ораторского искусства
| 1 | Правила поведения в общественных местах, деловая игра «В мире этикета» | Умение соблюдать правила этикета и правила поведения в определенных ситуациях | Беседа Деловая игра | Презентация «Этикет» | |||||
|
| Навыки ораторского искусства
| 1 | Выступление перед группой. Чтение стихотворений. | Анализировать свое поведение | Информационное занятие – практикум |
| |||||
|
| Умение управлять людьми
| 1 | Практикум «Перевертыши» , «Театр» | Умение сотрудничать с другими участниками деятельности | Практикум |
| |||||
Раздел 4. Виды деятельности лидера (10 часов) | ||||||||||||
|
| Планирование своей деятельности
| 1 | Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы подготовки и проведения КТД. | Умение планировать работу, находить необходимую информацию | Информационное занятие |
| |||||
|
| Разные пути общения
| 1 | Классический и личностно-ориентированные КТД. Трудовые, спортивные ,познавательные и досуговые КТД | Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Информационно-практическое занятие |
| |||||
|
| Коллективно-творческая деятельность
| 1 | Шаги проекта .Выстраивание шагов проектной деятельности. Выделение проблемы и поиск путей ее решения | Отбор и анализ необходимой информации | Информационное занятие Практикум |
| |||||
14-16 |
| Проектная деятельность
| 3 | Разработка сценария миниатюры новогоднего выступления | Отбор и анализ информации | Практикум |
| |||||
17 |
| Практикум «В копилку лидера»
| 1 | Разработка КТД для первоклассников. | Находить информацию, необходимую для организации КТД | Практическая работа |
| |||||
18-20 |
| Разработка миниатюры-выступления «С новым годом»
| 3 | Составление конкурсной программы Определение ролей ведущих Использование различных форм конкурсных программ | Поиск и обработка необходимой информации для составления конкурсной программы. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Беседа – практикум |
| |||||
Раздел 5 Организация школьного и классного самоуправления «Как обеспечить свою безопасность». (15 часов) | ||||||||||||
21 |
| Формы и организация самоуправления в классе
| 1 | Различные системы организации самоуправления в школе .Управление классом. | Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Информационное занятие |
| |||||
22 |
| Выбор руководителя класса | 1 | Старосты и актив класса. Их роли. Роль лидера в классном коллективе | Оценивание своей практической деятельности и практической деятельности одноклассников. Умение проводить сравнительный анализ, систематизировать полученные выводы. Самооценка способностей. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Информационное занятие | Инструкции классного самоуправления | |||||
23 |
| Самоуправление в школе и для школы
| 1 | Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы | Поиск и обработка необходимой информации. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками |
|
| |||||
24 |
| Виды и организация КТД в рамках класса
| 1 |
|
|
|
| |||||
25-26 |
| Разработка миниатюры «Правила перехода улиц, дорог, перекрестков. Ты – велосипедист»
| 2 | Разработка и проведение мероприятия для классного коллектива. | Отбор необходимой информации | Практикум |
| |||||
27-28 |
| Разработка и проведение КТД «Пожарная безопасность и поведение при пожарах»
| 2 | Разработка и проведение игры для младших школьников | Осуществлять расширенный поиск информации | Беседа - практикум |
| |||||
29-30 |
| Разработка и проведение акции «Безопасное поведение на природе и в общественных местах »
| 2 | Разработка и проведение конкурсной программы 1-4 класса | Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Практикум | Интернет-ресурсы | |||||
31-32 |
| Разработка мероприятия для младших школьников «Электричество и газ как источники опасности»
| 2 | Разработка и проведение познавательной программы для 1-4 класов |
|
|
| |||||
33 |
| «Разработка миниатюры «Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера»
| 1 | Составление программы. Диагностика лидерских качеств. Самоанализ | Подведение итогов. Самооценка. Анализ деятельности .Рефлексия | Игра - практикум |
| |||||
33 |
| Промежуточная аттестация
| 1 |
|
|
|
| |||||
34 |
| Итоговое занятие «Мы – лидеры!» | 1 |
|
|
|
| |||||
Итого : 35 часов |