Рабочая программа кружка по экологии "Капитошка"
(подготовительная группа)
Выполнила старший воспитатель: Сыравнева Елена Анатольевна
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.
Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.
Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т. д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Программа кружка «Капитошка» представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий, рассматривания и сравнения. Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки, очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Цель рабочей программы кружка - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; формирование представлений о самоценности природы, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту; закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи: Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире; Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами; Научить детей простейшим правилам поведения в природе; Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах; Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками. Развивать экологическую культуру; Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; Развивать у ребенка умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; Совершенствовать мышление, творческие способности, умение думать самостоятельно, логично и последовательно. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки; Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.
Принципы реализации рабочей программы:
Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип наглядности.
Принцип доступности и посильности.
Принцип учета возрастных особенностей детей.
Формы и методы организованной образовательной деятельности.
Качество знаний, умений, навыков воспитанников контролируется на
основе тестирования, оценивается по качеству практических работ, а также творческих работ, представленных на отчетной выставке.
Форма занятий в творческом объединении - групповая и индивидуальная. Вид группы- профильный, состав- постоянный. При наборе группы соблюдается принцип добровольности
Формы реализации программы.
Формы работы с воспитанниками предлагаются различные: теоретические, практические занятия, работа с литературой, конкурсы, праздники, викторины, экскурсии. Особое внимание при проведении экскурсии, уделяется вопросам охраны природы, правилам поведения в ней.
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость, способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии; игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой);
Репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование); Частично-поисковый (участие в коллективном поиске); Исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются:
Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, обсуждение увиденного);
Наглядные (показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки);
Практические методы (эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность).
Ожидаемые результаты реализации программы:
К концу года у детей сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Имеют желание заботиться о живых объектах природы. Стремятся следовать правилам поведения на природе
Перспективный план кружка
сентябрь
01.09.2017 «Что такое природа? Живая и неживая природа». Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы.
08.09.2017 «Наш дом – природа». Дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
15.09.2017 «Безопасность в природе». Закрепить правила безопасного поведения в природе.
22.09.2017 «Путешествие в страну осень». Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес.
29.09.2017 «Что нам осень подарила?» Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
октябрь
06.10.2017 «Вода вокруг нас». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
13.10.2017 «Вода- это жизнь». Расширять знания о свойствах воды, о значении для всего живого.
20.10.2017 «Путешествие в лесную школу». Способствовать развитию общей культуры поведения, бережного отношения к природе.
27.10.2017 «Царство грибов». Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные и несъедобные грибы.
ноябрь
03.11.2017 «Как деревья готовятся к зиме». Закрепить знания детей о приметах осени. Формировать систему знаний о жизни растений в осенний период.
10.11.2017 «Воздух. Свойства воздуха». Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
17.11.2017 «Ветер – движение воздуха». Закрепить знания детей о воздухе и ветре, познакомить с возникновением ветра в природе.
24.11.2017 «Чистый и загрязнённый воздух». Дать детям элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
декабрь
01.12.2017 «Зимние явления в неживой природе». Формировать представление о снеге и его свойствах.
08.12.2017 «Как звери в лесу зимуют». Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой.
15.12.2017 «Снег и его свойства». Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
22.12.2017 «Жизнь птиц зимой». Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц.
29.12.2017 «Зимушка – зима». Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы.
январь
12.01.2018 «Домашние животные - друзья человека». Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными.
19.01.2018 «Дикие животные». Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов.
26.01.2018 «Комнатные растения». Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление).
февраль
02.02.2018 «Почва – верхний слой земли». Познакомить с процессом образования почвы. Дать представление о почве и ее составе.
09.02.2018 «Песок и глина». Уточнять представления: о свойствах песка и глины.
16.02.2018 «Камни» Дать представление о том, что камни бывают разные: морские, речные, ценные (мрамор, гранит, драгоценные. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.
март
02.03.2018 «Весна – красна». Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе.
09.03.2018 «Как растут растения». Уточнить и систематизировать знания о растениях (цветах, обобщить представления о росте и развитии растений.
16.03.2018 «Красная книга природы. Цветы». Познакомить детей с Красной книгой, растениями, занесенными в нее. Закреплять знания о цветах, правилах поведения в природе.
23.03.2018 «Перелётные птицы». Воспитывать бережное отношение к птицам. Знакомить с особенностями их жизни.
апрель
06.04.2018 «Птицы Красной книги». Расширить знания детей о птицах, занесенных в Красную книгу.
13.04.2018 «Кто такие рыбы?» Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические).
20.04.2018 «Насекомые» Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
27.04.2018 «Огород на окошке» Формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья. Учить правильно, сажать чеснок, лук. Воспитывать интерес к труду.
май
04.05.2018 «Лекарственные растения». Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.
11.05.2018 «Река и ее жители». Уточнить представления детей о реке как сообществе растений и животных, в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей. Упражнять детей в установлении цепочек питания.
18.05.2018 «Экологическая тропа весной». Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной.
25.05.2018 Итоговое занятие. КВН «Времена года». Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы.
Содержание программы
Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В ДОУ при реализации программы в подготовительной группе 2 раза в год (ноябрь, апрель) проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики.
Планируемые результаты освоения детьми программы
кружка "Капитошка":
Ребёнок владеет навыками детской проектной и экспериментальной деятельности сверх образовательного стандарта дошкольного образования в направлении «Экологическое развитие» и способен применять их в экологически значимой деятельности; Использует наблюдение, как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно; Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей; Составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы; Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение; Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования; Имеет сформированное экологическое мышление, умеет выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности; Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов; Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
Взаимодействие с родителями
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия.
Организация развивающей предметно-пространственной
среды
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие детей.
Из нормативных документов, а именно ФГОС ДО мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.
Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.
Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности, центр «Песок – Вода». Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.
Территория ДОО, используемые для реализации рабочей программы кружка в старшей группе: Прогулочный участок; Экспериментальный огород; «Зимний сад»; Экологическая тропа; Цветочные клумбы.
Список литературы.
1. Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева «Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы ДОУ». Учебное пособие;
2. М. Д. Махангева «Экология в детском саду и начальной школе»;
3. С. Н. Николаева «Юный эколог»;
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»;
5. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»;
6. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий по экологии»;
7. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»;
8. Л. И. Грехова «В союзе с природой». Учебно- методическое пособие;
9. А. Ф. Тарханова «Природа края» в художественной литературе: Времена года».