СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по экологии "Капитошка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по экологии "Капитошка"»

Рабочая программа кружка по экологии "Капитошка"

(подготовительная группа)


Выполнила старший воспитатель: Сыравнева Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:

1. Федеральный закон29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564);

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.

Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.

Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т. д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Программа кружка «Капитошка» представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий, рассматривания и сравнения. Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки, очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира.

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Цель рабочей программы кружка - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; формирование представлений о самоценности природы, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту; закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.


Задачи: Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире; Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами; Научить детей простейшим правилам поведения в природе; Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах; Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками. Развивать экологическую культуру; Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; Развивать у ребенка умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; Совершенствовать мышление, творческие способности, умение думать самостоятельно, логично и последовательно. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки; Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.


Принципы реализации рабочей программы: 


Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип наглядности.

Принцип доступности и посильности.

Принцип учета возрастных особенностей детей.


Формы и методы организованной образовательной деятельности.

Качество знаний, умений, навыков воспитанников контролируется на

основе тестирования, оценивается по качеству практических работ, а также творческих работ, представленных на отчетной выставке.

Форма занятий в творческом объединении - групповая и индивидуальная. Вид группы- профильный, состав- постоянный. При наборе группы соблюдается принцип добровольности

Формы реализации программы.

Формы работы с воспитанниками предлагаются различные: теоретические, практические занятия, работа с литературой, конкурсы, праздники, викторины, экскурсии. Особое внимание при проведении экскурсии, уделяется вопросам охраны природы, правилам поведения в ней.

Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость, способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии; игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 


Объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой);

Репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование); Частично-поисковый (участие в коллективном поиске); Исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).


Для решения программных образовательных задач используются: 


Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, обсуждение увиденного);

Наглядные (показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки);

Практические методы (эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность).


Ожидаемые результаты реализации программы: 


К концу года у детей сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Имеют желание заботиться о живых объектах природы. Стремятся следовать правилам поведения на природе

Перспективный план кружка


сентябрь

01.09.2017 «Что такое природа? Живая и неживая природа». Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы.

08.09.2017 «Наш дом – природа». Дать детям понять, что природа – это наш общий дом.

15.09.2017 «Безопасность в природе». Закрепить правила безопасного поведения в природе.

22.09.2017 «Путешествие в страну осень». Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес.

29.09.2017 «Что нам осень подарила?» Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

октябрь

06.10.2017 «Вода вокруг нас». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

13.10.2017 «Вода- это жизнь». Расширять знания о свойствах воды, о значении для всего живого.

20.10.2017 «Путешествие в лесную школу». Способствовать развитию общей культуры поведения, бережного отношения к природе.

27.10.2017 «Царство грибов». Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные и несъедобные грибы.





ноябрь

03.11.2017 «Как деревья готовятся к зиме». Закрепить знания детей о приметах осени. Формировать систему знаний о жизни растений в осенний период.

10.11.2017 «Воздух. Свойства воздуха». Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

17.11.2017 «Ветер – движение воздуха». Закрепить знания детей о воздухе и ветре, познакомить с возникновением ветра в природе.

24.11.2017 «Чистый и загрязнённый воздух». Дать детям элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

декабрь

01.12.2017 «Зимние явления в неживой природе». Формировать представление о снеге и его свойствах.

08.12.2017 «Как звери в лесу зимуют». Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой.

15.12.2017 «Снег и его свойства». Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

22.12.2017 «Жизнь птиц зимой». Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц.

29.12.2017 «Зимушка – зима». Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы.

январь

12.01.2018 «Домашние животные - друзья человека». Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными.

19.01.2018 «Дикие животные». Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов.

26.01.2018 «Комнатные растения». Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление).

февраль

02.02.2018 «Почва – верхний слой земли». Познакомить с процессом образования почвы. Дать представление о почве и ее составе.

09.02.2018 «Песок и глина». Уточнять представления: о свойствах песка и глины.

16.02.2018 «Камни» Дать представление о том, что камни бывают разные: морские, речные, ценные (мрамор, гранит, драгоценные. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.

март

02.03.2018 «Весна – красна». Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе.

09.03.2018 «Как растут растения». Уточнить и систематизировать знания о растениях (цветах, обобщить представления о росте и развитии растений.

16.03.2018 «Красная книга природы. Цветы». Познакомить детей с Красной книгой, растениями, занесенными в нее. Закреплять знания о цветах, правилах поведения в природе.

23.03.2018 «Перелётные птицы». Воспитывать бережное отношение к птицам. Знакомить с особенностями их жизни.

апрель

06.04.2018 «Птицы Красной книги». Расширить знания детей о птицах, занесенных в Красную книгу.

13.04.2018 «Кто такие рыбы?» Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические).

20.04.2018 «Насекомые» Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

27.04.2018 «Огород на окошке» Формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья. Учить правильно, сажать чеснок, лук. Воспитывать интерес к труду.

май

04.05.2018 «Лекарственные растения». Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.

11.05.2018 «Река и ее жители». Уточнить представления детей о реке как сообществе растений и животных, в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей. Упражнять детей в установлении цепочек питания.

18.05.2018 «Экологическая тропа весной». Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной.

25.05.2018 Итоговое занятие. КВН «Времена года». Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы.


Содержание программы

Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.

Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В ДОУ при реализации программы в подготовительной группе 2 раза в год (ноябрь, апрель) проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики.

Планируемые результаты освоения детьми программы

кружка "Капитошка":

Ребёнок владеет навыками детской проектной и экспериментальной деятельности сверх образовательного стандарта дошкольного образования в направлении «Экологическое развитие» и способен применять их в экологически значимой деятельности; Использует наблюдение, как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно; Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей; Составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы; Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение; Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования; Имеет сформированное экологическое мышление, умеет выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности; Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов; Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.


Взаимодействие с родителями

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия.

Организация развивающей предметно-пространственной

среды

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда имеет колоссальное влияние на развитие детей.

Из нормативных документов, а именно ФГОС ДО мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.

Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства.

Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.

Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности, центр «Песок – Вода». Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.

В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

Большое значение как в познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал.

Территория ДОО, используемые для реализации рабочей программы кружка в старшей группе: Прогулочный участок; Экспериментальный огород; «Зимний сад»; Экологическая тропа; Цветочные клумбы.

Список литературы.

1. Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева «Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы ДОУ». Учебное пособие;

2. М. Д. Махангева «Экология в детском саду и начальной школе»;

3. С. Н. Николаева «Юный эколог»;

4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»;

5. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»;

6. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий по экологии»;

7. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»;

8. Л. И. Грехова «В союзе с природой». Учебно- методическое пособие;

9. А. Ф. Тарханова «Природа края» в художественной литературе: Времена года».