СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по литературному чтению для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка по литературному чтению для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по литературному чтению для 2 класса»

Рабочая программа кружка

по литературному чтению



Пояснительная записка


Программа кружка по литературному чтению для 2 класса составлена на основе программы для четырёхлетней начальной школы образовательной системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Программа помещена в «Сборнике программ для начальной общеобразовательной школы», издательство «Вита- Пресс», Москва, 2004 г., (с. 150-183) (программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации). Автором программы являются Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская. Программа кружка 2 класса рассчитана на 34 часа, с учетом проведения 1 час в неделю. Программа предполагает использование учебников «Литературное чтение» в двух частях, авторы Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская, Москва, ОНИКС 21 век, 2003 г., тетрадь к учебнику «Литературное чтение», авторы Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская, Москва, ОНИКС, 2006 г.

Программа по литературе преследует триединую задачу:

1. Образовательную - овладение учащимися теоретических понятий:

Понятиями «автор», «читатель», «рассказчик», «критик», «точка зрения», «картина жизни» и т.д. Освоение учеником этих позиций, анализ художественного текста с применением акцентного вычитывания.

2. Развивающую - развитие умений и навыков теоретического мышления на основе квази-исследовательской деятельности, формирование навыков рефлексии, планирования учебной деятельности в достижении успехов по чтению, формирование навыков самооценки и взаимооценки.

3. Воспитательную - воспитание нравственно-эстетических качеств на примерах произведений русской классики, современной отечественной и зарубежной литературы, формирование человека, гражданина с чувством собственного достоинства и мнения, воспитание любви к литературе, к слову, обогащение литературного словарного запаса.

Программа повышенного уровня, цель которой — развитие интеллектуальных способностей учащихся на повышенном уровне сложности.

Повышенный уровень проявляется в следующем:

1. На повышенном уровне сложности ведется разбор каждого произведения с использованием изученной терминологии.

2. Введена типология уроков, для того, чтобы выделить уроки моделирования, которые помогут вычленить нужную по литературе информацию и смоделировать в виде схемы, модели для запоминания.

4. В программу включён обязательный минимум произведений наизусть, дан перечень стихотворений.


Программа для 2 класса


1. Формирование представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя-критика», «теоретика».

Литература как искусство слова. Литература и театр. Позиция «автора», «читателя-критика», «теоретика», «зрителя». Диалог героев. Рассказчик - герой. Рассказчик - повествователь. Точка зрения. «Плавающая точка зрения». Внутренний мир героя: ум, характер (воля, чувства), настроения. Настроения разных модальностей и оттенков: радостное, скорбное, героическое, таинственное, торжественное, сердитое, возмущенное, обиженное и др.


2. Практическое освоение работы в позиции «читателя-критика».

Устное народное творчество. Знакомство со сказками разных народов мира. Вычитывание характера героя в побасенках.

Литература Нового и Новейшего времени. Вычитывание характера героя, точки зрения героя, рассказчика, автора в эпических текстах (А. Куприн «Сапсан», Г.Х. Андерсен «Чайник», А. Толстой «Желтухин»).

Вычитывание настроения героя в лирических текстах (стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Бунина, А. Плещеева, С. Есенина, А. Твардовского, И. Токмаковой, Е. Благининой, Т. Белозёрова, А. Барто, Р. Гамзатова, С. Орлова, С. Маршака и др.). Критическая оценка детских сочинений в процессе их обсуждения.


3. Практическое освоение работы в позиции «автора-художника».

От жизненных наблюдений - к замыслу. Выражение точки зрения, настроения, характера героя в устном коллективном творческом этюде и в последующем индивидуальном сочинении («Снег», «Чьими глазами?». «Разговор кочанов капусты»).


4. Практическое освоение работы в позиции «публициста».

От размышлений о жизни — к замыслу. Выражение своей точки зрения на значимые для младшихл1шальников жизненные явления в беседе-диспуте («Какие черты характера мы ценим в людях?», «Надо ли, чтобы все желания исполнялись?»).


5. Практическое освоение работы в позиции «чтеца».

Устное народное творчество. Чтение по ролям побасенок.

Литература Нового и Новейшего времени. Выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов. Критическая оценка детского чтения. Детское творчество. Чтение по ролям детских импровизаций («Разговор крокодила и обезьяны») и детских инсценировок (С. Михалков «А что у вас?», В. Даль «Война грибов и ягод»).

Творческие работы


1. Забытый грузовик (коллективная творческая работа).

2. Моя снежинка (домашняя творческая работа-рисунок и сочинение).

3. Снег (коллективная творческая работа).

4. Точка зрения. От имени собаки (коллективная творческая работа).

5. Чьими глазами? (дом. сочинение от имени РГ - животного).

6. Воспоминание старой обуви (домашняя творческая работа).

7. Плавающая точка зрения. Аквариум глазами золотой рыбки и кота (домашняя творческая работа).

8. Разговор рукавицы, перчатки и варежки (коллективная творческая работа).

9. Первый дождь. Разговор кота с сосулькой (коллективная творческая работа).

10. Разговор кочанов капусты (коллективная творческая работа).

11. Секрет для будущего года (самостоятельная творческая работа).


Стихи наизусть


1. Осенние стихи (по выбору): А. Фет. Ласточки пропали.

2. Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной. Листья.

3. А. Твардовский. Лес осенью.

4. Стихи современных детских поэтов об осени (по выбору): Е. Трутнева. Осень. Е. Благинина. Улетают, улетают...

5. «Путешествие в Сонное Царство» (по выбору) с.32-39.

6. А. Пушкин. Зимнее утро.

7. А. Пушкин. У лукоморья.

8. М. Лермонтов. Бородино (отрывок).

9. А. Барто. Два снежка. Любочка (по выбору).

10. Ф. Тютчев. Стихи о весне по выбору.

11. Ю. Тувим. Все для всех. Дж. Родари. Чем пахнут ремесла (по выбору).

12. Стихи о маме (по выбору).















Знания и умения


К концу 2 класса учащиеся должны знать теоретические понятия:

  • автор;

  • автор-художник;

  • автор-публицист;

  • рассказчик;

  • «рассказчик-герой»;

  • «рассказчик-повествователь»;

  • читатель;

  • читатель-критик;

  • читатель-теоретик;

  • точка зрения героев;

  • «плавающая точка зрения»;

  • «картина жизни»;

  • внутренний мир героя.


Уметь:

  • выразительно и эмоционально читать прозаические и стихотворные тексты;

  • определять тему и идею произведения;

  • находить главных героев;

  • определять настроение героев;

  • определять точку зрения героев;

  • работать в позиции автора и теоретика;

  • выступать в позиции критика;

  • работать в позиции публициста;

  • выступать в позиции «автора-художника» (выражение точки зрения,

  • настроения, характера героя в устном коллективном творческом этюде

  • и в последующем индивидуальном сочинении);

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • открывать «секреты» и «загадки» искусства и фиксировать их в схемах.


Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению во 2 классе

авторы: Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская





п/п

Тема занятия

Кол-во час

Дата

Содержание

Материал

К уроку

1.

Осень. Моя осень

«Автор», «рассказчик», «картина жизни».

УХ с.3 -18

МП с. 33

9.

Может ли нравиться печальное? Г.Х. Андерсен. Ромашка

Чтение, обсуждение сказки

МП с. 44-49

10

Надо ли, чтобы все желания исполнялись? В.П. Катаев. Цветик-семицветик.

Чтение, об

суждение. Выводы

УХ-2 с.31-39

МП с. 51-56

11

Какие черты характера мы ценим в людях? Читатель-критик. В.А. Осеева. Сыновья. Синие листья.

Определение характера героя

УХ-2 с.63-65

МП с. 49-50

12

Словарь настроений

Определение рассказчика и его настроение

УХ-1 с.7-8

УХс.5,12

13

Сонное» настроение и его оттенки. Русские народные колыбельные песенки.

Определение настроения и его оттенки

УХс.31-34 ЛТз.6

14

Радостное настроение и его оттенки

Определение настроения и его оттенки

УХ с.46-49

15

Рассказчик-герой (РГ)

Определение РГ

УХ с.46-49

16

Рассказчик-повествователь (РП)

Определение РП

МПс.233-236

17

Таинственное настроение и его оттенки. А. Пушкин. У лукоморья. 3.Александрова. Лесная дорожка.

Определение настроения и его оттенки

УХ с.44-46

18

Зима. Моя снежинка.Зимнее настроение

Коллективная творческая работа

МП с. 122-124

19-20

Точка зрения автора и рассказчика-героя. А.И. Куприн. Сапсан.

Определение точки зрения РГ

УХ с.69-77

21

Капризное настроение и его оттенки. А. и П. Барто. Девочка-рёвушка. Ванда Хотомская

Определение настроения и его оттенки

УХс.78-81

22

Точка зрения автора и рассказчика.

Г.Х. Андерсен. Чайник.

Опреднление точки зрения РГи автора

УХ с.75-77

МП с. 147- 152

23

Рассказчик герой



24

Плавающая точка зрения. А.Н. Толстой. Желтухин.

Определение плавающей точки зрения

УХ с.82-84

25

Плавающая точка зрения. «Аквариум глазами золотой рыбки и кота», (обсуждение творческих работ).

Обсуждение

сочинений

МП с.171-174




26

Героическое настроение и его оттенки. М.Ю. Лермонтов. Бородино.

Определение настроения и его оттенки

УХ-2 с.3-6 Наизусть МП с. 197-200

27

Сердитое настроение и его оттенки

Определение настроения и его оттенки


УХ с.28-30

Наизусть по выбору.

28-29

«Разговор кочанов капусты» (коллективная творческая работа).

Составление

диалога между двумя героями

МП с. 177-183

30-31

«Первый дождь», «Разговор кота с сосулькой» (коллективная творческая работа).

Обсуждение

сочинений

МПс.233-236

32

Большая Родина моя. М. Пришвин. Моя Родина

Чтение произведений о Родине.Беседа.

УХс.75-77

МП с.245-247

33

День Победы - день памяти погибших в борьбе с фашизмом (беседа).

Определение скорбного настроения

УХ с.71-74

34

Наше творчество (выставка работ).

Чтение лучших сочинений.






Список литературы


1. Г.Н.Кудина, З.Н. Новлянская. Литературное чтение. 2 класс, часть 1,2, Москва Оникс 21 век, 2003.

2. Г.Н.Кудина, З.Н. Новлянская. Тетрадь к учебнику «Литературное чтение». 2 класс, Москва Оникс 21 век,2003.

3. Г.Н.Кудина, З.Н. Новлянская. Литературное чтение. Методическое пособие. 2 класс. Москва, Оникс 21 век 2002.