МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС: Зам. директора: Директор школы:
_______Л.И.Сидоренкова ________Л.Л. Шорохова ______И.Н.Кухаренкова
Протокол №1 от 29.08.2018 г. Приказ №48-7 от 31.08.2018
Рабочая программа кружка
по декоративно-прикладному творчеству
«УЮТ»
Возраст учащихся: 13 - 15 лет
Руководитель: Пимкова Л. Г.
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети.
Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Работа в кружке «УЮТ» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Программа кружка «УЮТ» вызывает стремление у детей овладеть знаниями сверх обязательных программ, выявляет детские интересы, развивает их по принципу от интересного к нужному.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении предметов из подручного материала, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рисуем эскизы, шаблоны, подбираем материал и изготавливаем аппликации для украшения школы на проводимые в школе праздники, оформляем выставки, стенды, придумываем декорации и костюмы.
Цель программы: эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса и эмоционально-чувственного отношения к природе и предметам, приобщение детей к прекрасному, привитие навыков конструирования, овладение технологическими основами различных ремесел, развитие индивидуальных способностей детей.
Условия реализации программы: для занятий кружка необходимы просторные, хорошо проветриваемые помещения. Занятия проходят в классных комнатах школы, которые обладают достаточной площадью для соблюдения техники безопасности, возможностями хранения материалов, готовых работ. Большие окна пропускают достаточное количество света, что обеспечивает хорошую освещенность помещения.
Для успешной работы кружка необходимо соответствующее методическое обеспечение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке, развивать пространственное воображение, формировать творческие способности обучающихся путём создания условий для самореализации личности, способствовать социализации учащихся
Задачи:
Развивающие:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, развивать творческие способности.
Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, чувство цвета, ритма, формы.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обучающие:
1. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитывающие:
1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
2. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок.
Организационно-методические основы обучения.
В кружке занимаются дети 13 - 15 лет. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для усвоения знаний, приобретения умений и навыков в различных сферах деятельности.
Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей воспитанников в различных видах декоративно-прикладного искусства.
Дети занимаются 1 раз в неделю по 45 минут. 34 учебных часа в год. В кружке 12 человек. Программа рассчитана на 1 год.
Программа развития развивает художественную одаренность учащихся. Она строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их разносторонних интересов и увлечений. Программа интегрирует занятия в различных видах декоративно-прикладного искусства. На занятиях используются доступные каждой семье подручные средства и природный материал.
Формы и методы занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.
Универсальные учебные действия
Познавательные:
Учащиеся научатся:
сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
Учащиеся получат возможность:
формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.
Предметные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику
рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Содержание. Тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Введение в тему. Условия безопасной работы. | 1 |
2. | Сбор природного материала, подготовка его для хранения. | 1 |
3. | Коллективная работа на школьный конкурс, посвященного Дню освобождения Смоленщины. | 1 |
4. | Оформление выставки, посвящённой Дню освобождения Смоленщины. | 1 |
5. | Подготовка цветов и листьев из бумаги для украшения зала к Осеннему баллу. | 2 |
6. | Экскурсия в Дом детского творчества | 2 |
7. | Изготовление напольных ваз из бросового материала | 2 |
8. | Вырезание снежинок и аппликаций для украшения зала на Новогодние утренники | 2 |
9. | Коллективная работа на школьный конкурс «Мастерская Деда Мороза» | 2 |
10. | Изготовление декораций к Новогоднему представлению | 3 |
11. | Изготовление костюмов к Новогоднему представлению | 2 |
12 | Украшение Новогодней елки | 2 |
13 | Оформление выставки «Мастерская Деда Мороза» | 3 |
14. | Экскурсия в художественную школу | 2 |
15. | Изготовление аппликации из бумаги и подручного материала «Веселые друзья». | 3 |
16. | Оформление сцены «Неделя семьи» | 1 |
17 | Изготовление паспарту для фотографий | 2 |
18 | Оформление стенда «Мир глазами детей». Фотовыставка. | 1 |
19 | Итоговый проект «Фотоальбом работ учащихся кружка» | 1 |
| Итого | 34 ч |