СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «введение в мир профессий» для обучающихся 8 классов (включая школьников с овз)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «введение в мир профессий» для обучающихся 8 классов (включая школьников с овз)»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Введение в мир профессий»


для обучающихся 8 классов

(включая школьников с ОВЗ)


(2 часа в неделю, всего 70 часов)



Учебные пособия «Психология и выбор профессии»;

«Беседы о самоопределении».

Автор: Г.В.Резапкина.

«Лучшие тесты на креативность».

Автор: Е.Е.Туник.

«Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.

Автор: Н.С.Пряжников.

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире профессий. Портфолио учащегося»

Автор: И.А.Рудникова.







Составитель программы:

Хапейшвили С.Т.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА



Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование профессионального самоопределения.

Личностными результатами кружка «Введение в мир профессий» является формирование следующих умений и качеств:

- коммуникативной культуры;

- ориентации на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;

- способности к самооценке на основе критериев успешной деятельности;

- критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

- осмысления мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Метапредметными результатами являются:

- умение планировать свои действия с помощью педагога;

- активная жизненная позиция;

- формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • выбор способов решения проблемы формирования способности к профессиональному самоопределению;

  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижения этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях.

Познавательные УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации по моделированию изделий из различных материалов с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятию «профессия».

Средством формирования познавательных УУД служат лекции педагога и материал учебного пособия.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит организация работы в малых группах, также учет индивидуальных способностей учащихся.

Предметные результаты

-  расширение у подростков представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные результаты

- воспитание чувства уважения к труду взрослых;

- формирование раскрытия себя, своих возможностей и способностей как гражданина России;

- расширение кругозора, уточнение представления об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Контингент: обучающиеся 8 классов.

  1. Сроки реализации (длительность, количество часов, периодичность занятий): программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю, включает 70 занятий.

3.Форма реализации:

  • Групповые занятия.

4.Методы и приемы:

  • изотерапия;

  • коллаж;

  • лекция;

  • работа со схемами и моделями;

  • создание мини-плакатов и проектов;

  • написание сочинений и рассказов;

  • дискуссия;

  • деловая и ролевая игра;

  • сценка-импровизация;

  • музыкотерапия;

  • тестирование.


Введение в мир профессий (9 ч.).

Основная цель – знакомство с миром профессий.

Многообразие профессий (25 ч.).

Основная цель – знакомство с различными профессиями. Занятия включают в себя углубленное изучение различных профессий.

Способности к профессиональной деятельности (7 ч.).

Основная цель – изучение профессиональных способностей.

Выбор профессии (8 ч.).

Основная цель – помощь обучающимся в выборе профессий.

Планирование профессионального будущего (21 ч.).

Основная цель – развитие целеполагания и планирования.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ занятия

Дата

по плану

Дата по факту

Наименование темы, раздела

Содержание занятия

Кол-во часов

Предполагаемый результат

Введение в мир профессий 9 ч.

1.



Круги, линии, слова и профессии

Создание законченных рисунков, в которых были бы круги и имеющиеся стимулы на тему: «Профессии», сочинение предложений о профессиях с предложенными словами

1

Установление контакта, формирование первичных представлений о разнообразии профессий

2.



Создание коробки счастливого профессионального будущего

Создание коробки, на стенах которой предлагается написать перспективные вехи своего профессионального будущего

1

Развитие позитивного отношения к своему профессиональному будущему

3.



Зачем человек трудится?

Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери изречения о труде и профессии». Диагностика «Определение типа будущей профессии» Е.А.Климова; деловая игра «Найди профессии среди букв»

1

Развитие представлений о понятиях «труд» и «профессия».

4.



Солнце успеха

Рисование солнца, на лучах которого были бы написаны определения понятия «успех»

1

Развитие представлений об успешности вообще и профессиональной – в частности

5.



Человек и его потребности. Кто кого?

Лекция о потребностях. Знакомство с «пирамидой потребностей» А.Маслоу и высшей потребностью – в самоактуализации.

Создание своей пирамиды потребностей

1

Развитие потребности в самоактуализации возможностей. Анализ потребностей.

6.



Характер и профессия

Лекция, направленная на изучение профессиональных типов личности. Создание схемы-модели профессиональных типов

1

Изучение профессиональных типов личности

7.



Самооценка и уровень притязаний

Лекция, направленная на изучение самооценки и ее роли в достижении профессиональных целей. Деловая игра «Кто самый-самый». Знакомство с «формулой самооценки» У.Джемса. Создание мини-плакатов с данной формулой

1

Развитие позитивной самооценки, помогающей достичь успеха

8.



Темперамент и профессия. Определение темперамента

Знакомство с типами темперамента и их связи с профессиями. Определение темперамента по Г.Айзенку. Создание «шкалы темперамента»

1

Развитие представления о темпераментах и их связи с профессиями

9.



Уровни профессиональной пригодности

Лекция об уровнях профессиональной пригодности. Создание мини-плакатов с изображением лестницы – уровней профессиональной пригодности


1

Развитие представления об уровнях профессиональной пригодности

Многообразие профессий 25 ч.

10.



Мы построим новый дом

Знакомство с профессией «строитель». Рисование дома. Конкурс сочинений «Каким должен быть комфортный дом»

1

Развитие представлений о профессии строителя

11.



Кто такой - дизайнер

Знакомство с профессией дизайнера, понятиями «эскиз», «образ», «модель», «узоры» и др. Виды деятельности – показывать, намечать, делать. Конкурс эскизов и сочинений «Моя новая комната»

1

Развитие представлений о профессии дизайнера

12.



Как составить букет

Знакомство с профессией флорист. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение»

1

Развитие представлений о профессии флориста

13.



Как придумать аромат

Знакомство с профессией парфюмер. Понятия: «начальная нота», «сердце» запаха», «шлейф». Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки. Деловая игра «Представь что-либо, издающее приятный аромат». Дискуссия «Как стать настоящим парфюмером?»

1

Знакомство с профессией парфюмер

14.



Кто шьёт новую одежду

Профессии - портной, закройщик, швея. Деловые игры «Расшифровка слов и изречений, связанных с одеждой»,

«Найди слова, ассоциирующиеся с одеждой среди букв»

1

Знакомство с профессиями портной, закройщик и швея

15.



Профессия - учитель

Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка-импровизация «На уроке». Деловая игра «Нахождение школьных дисциплин среди букв»

1

Знакомство с профессией учитель

16.



Профессия - повар

Дискуссия «Для чего нужен повар».

Лекция «Как правильно сервировать стол». Игра «Найди сладости среди букв». Создание рисунков «Что я люблю из еды»

1

Знакомство с профессией повар

17.



Профессия - врач

Сценка-импровизация «В больнице». Деловая игра «Угадай врачебные специальности»

1

Знакомство с профессией врач

18.



Профессия - почтальон

Сценка-импровизация «Почтальон». Игра «Написание писем и их отправка»

1

Знакомство с профессией почтальон

19.



Профессия - художник

Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я -художник»

1

Знакомство с профессией художник

20.



Когда возникла музыка. Музыканты оркестра

Профессии: музыкант, аранжировщик, вокалист, инструменталист, учитель музыки. Знакомство с различными музыкальными произведениями.

1

Знакомство с профессиями музыкант, аранжировщик, вокалист, инструменталист, учитель музыки

21.



Кто сочиняет музыку

Композитор. Правила теории музыки. Отличие композитора от исполнителя. Знакомство с биографиями известных композиторов

1

Знакомство с деятельностью композитора

22.



Как стать писателем. Проба пера

Писатель. Литературное произведение: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура произведения, сюжет, персонажи и их характеры. Практическая работа. Проба пера. Конкурс эссе или рассказов на заданную тему

1

Знакомство с деятельностью писателя

23.



Кто охраняет наш покой?

Профессии полицейский, участковый, инспектор, следователь, криминалист. Понятия: правопорядок, происшествие, место преступления, уголовная и административная ответственность. Деловая игра «В суде»

1

Знакомство с профессиями полицейский, участковый, инспектор, следователь, криминалист

24.



Спасатель. Кто может работать спасателем?

Профессия спасатель. Понятия: ЧС, пожар, наводнение. ТБ при пожаре, обморожении, возле водоемов, на воде, в лесу, при обнаружении бесхозных предметов. Конкурс сочинений «Я-спасатель»

1

Знакомство с профессией спасатель

25.



Пограничник

Пограничник. Понятия: государственная граница, долг, честь. Конкурс рисунков «Флаг России»

1

Знакомство с профессией пограничник

26.



Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?

Бухгалтер. Понятия: учет, счета, отчетность, бухгалтерский баланс, учет, аванс, зарплата, ведомость. Конкурс сочинений «Моя работа бухгалтером»

1

Знакомство с профессией бухгалтер

27.



Менеджер

Понятия: активные продажи, демпинг, клиентская база, презентация товара, претензия. Деловая игра «Я - менеджер»

1

Знакомство с профессией менеджер

28.



Профессия – фермер

Фермер. Понятия: крестьянское (фермерское) хозяйство, животноводство, растениеводство, птицеводство, прибыль, семена, корма, озимые культуры и др. Деловая игра «Найди животных среди букв». Конкурс рисунков и сочинений «Я – фермер»

1

Знакомство с деятельностью фермера

29.



Кто такой бизнесмен?

Бизнесмен. Понятия: фирма, банк, кредит, рассрочка платежа, договор, банкротство, биржа, акционер. Деловая игра «Мой собственный бизнес»

1

Знакомство с деятельностью бизнесмена

30.



Программист

Введение в профессию программиста. Деловые игры «Дерево полезного Интернета», «Анаграммы об информатике». Дискуссия «Будущее, связанное с цифровыми технологиями». Конкурс сочинений «День за компьютером»

1

Знакомство с профессией программист

31.



Экскурсовод

Экскурсовод. Понятия: экспонат, исторический памятник, антиквариат, маршрут экскурсии. Конкурс рисунков и проектов «Достопримечательности моего родного города»

1

Знакомство с профессией экскурсовод

32.



Профессии наших матерей

Анализ профессий своих матерей и влияние матерей на будущий выбор профессии подростков. Создание творческой работы «Вселенная увлечений моей матери»

1

Анализ профессий матерей

33.



Профессии наших отцов

Анализ профессий своих отцов и влияние матерей на будущий выбор профессии подростков. Создание творческой работы «Вселенная увлечений моего отца»

1

Анализ профессий отцов

34.



Пишем «Книгу профессий»

Собирание и расшифровка загадок, пословиц о труде, профессиях. Создание иллюстрированной «Книги профессий» для младших школьников

1

Общий анализ профессий

Способности к профессиональной деятельности 7 ч.

35.



Способности к профессиональной деятельности

Раскрытие понятия «Способности». Анализ своих сильных сторон. Создание творческой работы «Я в лучах Солнца»

1

Анализ понятия «способности»

36.



Развитие способностей к интеллектуальным видам деятельности

Деловые игры «Найди числа от 1 до 90», «Запомни ряд чисел», «Шифровальщик», «Анаграммы»

1

Развитие интеллектуальных способностей.

37.



Способности к профессиям социального типа

Ролевая игра «Конфликт»

1

Развитие способностей к профессиям социального типа

38.



Способности к офисным видам деятельности

Деловые игры-задания «Атрибуты», «Интеллектуальная лабильность», «Клавиатура», «Круг чтения»

1

Развитие способностей к офисным видам деятельности

39.



Способности к предпринимательской деятельности

Деловые игры-задания

«Я-руководитель», «Круг чтения», «Акулы и дельфины», «Честь превыше прибыли»

1

Развитие способностей к предпринимательской деятельности

40.



Артистические способности

Деловые игры-задания

«Мыслитель или художник», «Ведущее полушарие», конкурс мини-сочинений о своей творческой удаче

1

Развитие артистических способностей

41.



Мои способности

Заполнение таблицы «Как я формировал свои способности», решение «Психологического кроссворда о способностях»

1

Анализ своих способностей

Выбор профессии 8 ч.

42.



Мотивы к профессиональной деятельности

Деловые игры «Преодоление»,

«Определение мотивации», «По горячим следам»

1

Анализ понятия «Мотивы к профессиональной деятельности»

43.



Каковы ошибки в выборе профессии?

Деловые игры «Оптимисты и скептики», «Популярность профессий»

1

Анализ ошибок в выборе профессии

44.



Современный рынок труда

Лекция о рынке труда. Деловые игры «Мышеловки», «Новые технологии». Конкурс объявлений о приеме на работу

1

Анализ современного рынок труда

45.



Пути получения профессии

Методика «Матрица профессионального выбора», анализ подходящих для себя специальностей

1

Анализ путей получения профессии

46.



Навыки самопрезентации

Конкурс резюме. Деловая игра «Устраиваемся на работу»


1







Развитие навыков самопрезентации



47.



Стратегия выбора профессии

Конкурс мини-плакатов «Выбор профессии»

1

Анализ стратегий выбора профессии

48.



Как произвести хорошее впечатление на руководителя

Деловые игры-задания «Личное пространство», «Работа над ошибками», конкурс анкет кандидата на должность

1

Анализ путей того, как произвести хорошее впечатление на руководителя

49.



Постановка целей

Конкурс рисунков «Звездная карта моей жизни», игра-задание «Машина времени»

1

Развитие умения ставить цели

Планирование профессионального будущего 21 ч.

50.



Возможности для достижения поставленной цели

Создание красочных карточек «за» и «против», деловая игра «Клуб 2-х процентов»


Анализ возможностей для достижения поставленной цели

51.



Профессия и здоровье

Выполнение тренинга прогрессирующей мышечной релаксации Э.Джекобсона, создание мини- плакатов «Секреты долголетия»

1

Анализ того, что нужно, чтобы оставаться здоровым в профессиональной деятельности

52.



Круг волевых качеств, необходимых для профессиональной деятельности

Создание рисунков «Круг воли»

1

Анализ волевых качеств

53.



Формула профессии

Как составлять формулу профессии. Деловая игра «Разгадай профессию по ее формуле»

1

Анализ профессий

и способности делать свой выбор

54.



Особенности профессий, важные для дальнейшего выбора

Определение особенностей некоторых профессий. Деловые игры «Любимое блюдо», «Подарок», «Маскарадный костюм». Конкурс рисунков с любимым блюдом, костюмом, подарком, являющимся атрибутом той или иной профессии

1

Анализ особенностей профессий, важные для дальнейшего выбора

55.



Необычные характеристики профессий

Деловая игра «Самая-самая профессия». Конкурс мини-проектов «Придумай девиз профессии»

1

Анализ необычных характеристик профессий

56.



Общее в профессиях

Деловая игра «Цепочка профессий». Конкурс мини-плакатов с цепочкой профессий

1

Анализ общих особенностей профессий

57.



Специфическое и неспецифическое в трудовой деятельности

Деловая игра «День из жизни…». Конкурс рассказов из дня из жизни представителей различных профессий

1

Анализ специфических и неспецифических особенностей представителей различных профессий

58.



Ассоциации профессий

Деловая игра «Человек-профессия». Конкурс рисунков-ассоциаций профессий

1

Анализ ассоциаций, связанных с различными профессиями

58.



Соотношение внешних характеристик людей с их профессией

Деловые игры «Автопортрет», «Кто есть кто?». Конкурс рисунков-автопортретов, по которым остальные подростки должны угадать, к какой профессии нарисовавший себя предрасположен

1

Анализ внешних характеристик людей с их профессией

59.




Особенности поведения представителей различных профессий

Деловая игра «Походка». Конкурс рисунков поведения различных профессионалов

1

Анализ особенностей поведения представителей различных профессий

60.



Мои возможности

Деловая игра «Страшный суд»

1


Развитие возможностей, необходимых для будущей профессии

61.



Препятствия, возникающие на пути к профессиональным достижениям

Деловая игра «Ловушки-капканчики». Конкурс коллажей «Дорога, ведущая к достижению моей профессиональной цели»

1

Анализ препятствий, возникающих на пути к профессиональным достижениям

62.



Готовность выстраивать перспективы

Деловая игра «Эпитафия». Конкурс коллажей «Жизненный сценарий»

1

Развитие готовности выстраивать перспективы

63.



Качества, необходимые в различных профессиях

Деловая игра «Комплимент»

1

Развитие определенных качеств, необходимых в различных профессиях

64.



Представления о профессиональном будущем

Деловая игра «Советчик». Конкурс схем – своего будущего

1

Развитие представлений о профессиональном будущем

65.



Планирование своей жизни

Деловая игра «Профконсультация». Конкурс рассказов о своем будущем

1

Развитие способностей к планированию своей жизни

66.



Ценностные ориентации

Деловая игра «Туда-сюда». Конкурс сочинений «Что важно и почему»

1

Развитие ценностных ориентаций, необходимого для успешного осуществления профессиональной деятельности

67.



Моделирование жизненной перспективы

Деловая игра «Человек-судьба». Конкурс коллажей «Что и кто влияет на мое будущее»

1

Развитие способности определять свою жизненную перспективу

68.



Привлекательная профессия

Деловая игра «Формула-5». Конкурс карточек, на которых обозначаются цели и условия труда

1

Определение привлекательных профессий для обучающихся

69.



«Образ себя» как будущего профессионала

Деловая игра «Кто? Что? Где?».

1

Развитие «Образа себя» как будущего профессионала

70.



Подведение итогов

Дискуссия «Чего я достиг на занятиях?»

1

Анализ занятий

ИТОГО 70 ч.