СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа - Кружок "Самоделкин" (предмет Технология)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа - Кружок "Самоделкин" (предмет Технология)»

14


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области


МАОУ «Анкудиновская СШ»



РАССМОТРЕНО

МО

_________________ФИО

Протокол №

от


СОГЛАСОВАНО



_________________ФИО

Протокол №

от


УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ «Анкудиновская СШ»

_________________Мазуревич Н.В.

Приказ №

от






Рабочая программа кружка

«Самоделкин»

5-7 классы


Срок реализации программы – 1 год

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год - 36





Автор-составитель программы:

Паренко Михаил Иванович

Учитель технологии







Нижегородская область, Кстовский район, д. Анкудиновка - 2022



Рабочая программа кружка «Самоделкин» для 5-7 классов


1. Пояснительная записка

Целью трудового воспитания и обучения является привитие любви к труду и уважения к людям труда; формирование в процессе  труда трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору  профессии и получение  первоначальной профессиональной подготовки. На занятиях кружка подростки получат первичные представления о мире труда и профессий. Проверить свои способности – очень важная задача для ребенка, так как правильный выбор профессии – это и укрепление здоровья, и удовлетворение результатами труда, и успех деятельности, и материальное положение.

Программа данного кружка разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ и построена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Технология (Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.). Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разделы и темы декоративно-прикладного творчества и научно-технической направленности. Дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки древесины. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Поэтому, программа кружка «Самоделкин» предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов.

Цель программы: Овладение теоретическими и практическими навыками обработки и конструирования изделий, развитие сотрудничества и творчества обучающихся.

Задачи:

  1. Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью.

  2. Воспитание интереса к различным видам труда.

  3. Развитие творческих способностей у учащихся.

  4. Формирование понимания неразрывности системы «Природа – Человек – Производство».

  5. Осуществление профессиональной ориентации учащихся.

  6. Привитие элементарных знаний и умений к техническому труду.

  7. Знакомство учащихся с элементами художественной обработки древесины.

  8. Приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

  9. Воспитание у учащихся трудолюбия, внимательности, самостоятельности, чувство ответственности.

  10. Формирование у учащихся эстетического вкуса.

  11. Привитие учащимся уважительного отношения к труду.

  12. Формирование у учащихся навыков трудовой дисциплины, аккуратности.

  13. Формирование у учащихся умения планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроках в быту.


В ходе реализации этой программы учащиеся должны приобрести знания и практические умения обработки древесины. Особое внимание обращается правилам техники безопасности.

Основными формами работы в кружке являются теоретические и практические занятия. Кружковцы во время занятий должны работать в рабочей форме.



II. Общая характеристика занятий к кружке «Самоделкин»


В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся их внимание акцентируетсяна потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Возраст детей: 11-14 лет, срок реализации программы - 1 год. Из расчета 1 час в неделю. Состав группы постоянный. Набор детей осуществляется по их желанию. Учащиеся 5 класса ещё не имеют навыков работы с древесиной. Остальные мальчики имеют начальную подготовку на уроках технологии. Способности у детей разные.

Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю по одному часу в виде групповых или индивидуальных занятий.

Данная программа применяется для разновозрастной группы детей, так как в ней заложена возможность дифференцирования заданий; а также с целью использовать уже накопленные знания и практические навыки старших ребят.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает не одно направление деятельности, а несколько, в каждом из которых у учащихся есть возможность самостоятельного выбора способов и методов обработки деталей, а также вида отделки готового изделия.

В программе можно выделить несколько этапов:

  • правила организации занятий и правила техники безопасности;

  • знакомство с оборудованием, материалами и инструментами;

  • изучение способов подготовки деталей к работе;

  • изготовление деталей из древесины;

  • художественная обработка древесины;

  • способы сборки и отделки изделий.

Занятия кружка включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения с учетом возрастных и психофизических возможностей детей. Очень важное место в работе кружка занимают занятия-выставки или защита творческой работы, на которых каждый ребенок может продемонстрировать результаты своей работы, поделиться интересными находками и особенностями изготовления и применения изделия, т.к. на выставки и на защиту отбираются изделия прошедшие испытания и экспертизу.


В результате обучения в кружке учащиеся должны:

знать/понимать

  • что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

  • какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

  • общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;

  • назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

  • виды пиломатериалов;

  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками).


уметь

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

  • выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам;

  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

  • соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками).



III. Содержание занятий кружка «Самоделкин»


Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву – 6 часов.

История художественной обработки древесины. Русское искусство художественной обработки древесины. Древние памятники искусства. История способов художественной обработки древесины. Заготовка материала Время заготовки. Выбор материала по назначению (для внешнего декора жилища и других построек; для обшивки дома, подзоров, фризов, карнизов; для наличников и всевозможной утвари; для мебели; для изделий, используемых при повышенной влажности; Заделка трещин. Вставка. Выпиливание черновой болванки. Обработка формы щели. Заделка мелких трещин замазкой. Заделка сучков.

Раздел 2. Резьба по дереву – 10 часов

Охрана и безопасность труда при производстве художественных изделий из дерева; основы материаловедения для художественных работ из дерева; ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий; технология изготовления художественных изделий столярным способом; виды художественной резьбы по дереву; геометрическая резьба по дереву; основы составления геометрической композиции; составление композиции и перенос её на заготовку. изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе; столярные соединения в художественных изделиях; изготовление художественных изделий столярным способом; резание рисунка на изделии; резание геометрического орнамента; изготовление разделочной доски и декорирование её геометрическим орнаментом;

Раздел 3. Художественное выжигание – 6 часов

История выжигания. Выжигание – творческий и увлекательный процесс. Появление выжигания. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Правила пожарной и электробезопасности. Правила промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок для электровыжигателя. Подготовка материалов. Перевод рисунка. Отделка изделия Нетрадиционные материалы. Устранение дефектов. Отделка. Полирование. Технология полирования. Морение древесины (искусственное утемнение). Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. Сложности сырой окраски. Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно» «Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира».

Раздел 4. Отделка древесины лакокрасочными материалами – 4 часа.

Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент. Технология чистовой обработки поверхности древесины. Материалы и их характеристика. Восстановление естественного цвета древесины. Отбеливание древесины. Инструменты. Техника безопасности и правила организации рабочего места учащихся при чистовой обработки поверхности материалов. Характеристика материала. Правила и особенности покрытия изделия олифой. Характеристика, особенности выполнения работы политурой, тампоном, губкой, кистью, распылителем.Технология просушки изделия после покрытия олифой.

Травление древесины, лакировка, шлифовка Назначение лакирования древесины. Подготовка поверхности для лакирования. Характеристику процесса лакирования изделия. Основные правила лакирования изделий. Технология просушки изделия после лакирования.

Практическая работа по теме: «Лакирование подвижной игрушки» .Практическая работа по теме: «Лакирование рамки для фотографии». Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно».Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно “Лев”». Практическая работа по теме: «Лакирование сувенира “Подкова на счастье”».

Раздел 5. Выполнение авторского творческого проекта – 10 часов.

Создание эскиза. Определение размеров. Разработка чертежей и выкроек. Составление технологической карты по изготовлению изделия. Изготовление элементов изделия. Шлифовка изделия. Декорирование. Сборка изделия. Лакирование.


Список методической литературы:

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5-8 класс. Пособие для учителей и учащихся.- М.: Школьная Пресса, 2004- 64 с., с ил. – («Школа и производства. Библиотека журнала»; Вып.17,26, 20)

  2. Григорьев М.А. Справочник молодого столяра и плотника: Учебное пособие для профтехучилищ. – 2-е изд., перераб. И дополн.- М. Лесная помышленность, 1984.- 239 с., илл

  3. Засядько Ю.П. Технология 8 класс (мальчики) по учебнику Симоненко В.Д./ Сост. Ю,П.Засядько._ Волгоград: Учитель_АСТ, 2003.-96с.

  4. Занятия по техническому труду: Пособие для учителя труда 4 кл. / Г.Б.Волошин, А.А.Воронов, А.И.Гедвилло и др.; Под ред. Д.А.Тхоржевского.-М.:Просвещение, 1985.-128 с., с ил.

  5. Программно-методические материалы: Технология. 5-11 кл. / Сост. А. В. Марченко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с. 

  6. Самородский П.С., Симоненок В.Д., Тищенко А.Т. Технология: Учебник для учащихся 6, 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2001-176 с.: с ил.

  7. Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В.Д.Симоненко. 5-7 кл./авт.-сост.Ю.А.Жадаев, А.В.Жадаева. – Волгоград: Учитель, 2006.- 205с.

КТП кружка "Самоделкин"

урока в разделе (теме)

Название раздела.

Количество уроков по разделу, теме

Тема урока

План

Фактически

1

Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила ПБ в кабинете технологии.

1

06.09.2022

2

Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила ПБ в кабинете технологии.

1

13.09.2022

3

Пиломатериалы, свойства и области применения. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов

1

20.09.2022

4

Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические: (твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: (естественная, искусственная).

1

27.09.2022

5

Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на чертежах. Правила чтения сборочного чертежа.

1

 

6

Выполнение чертежа

1

 

7

Технологическая карта и её назначение.

1

 

8

Определение последовательности сборки изделия по технологической документации.

1

 

9

Подготовка документации для поделки

1

 

10

Подбор материала для поделки

1

 

11

Изготовление поделки "Вертушка"

1

 

12

Отделка поделки

1

 

13

Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Контроль качества изделий.

1

 

14

Изготовление деталей поделки "Трактор" ручным инструментом. Контроль качества изделий.

1

 

15

Пиление и строгание заготовок из древесины.

1

 

16

Пиление и строгание заготовок из древесины.

1

 

17

Сборка деталей поделки.

1

 

18

Отделка деталей и изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение.

1

 

19

Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках.

1

 

20

Исследование плотности древесины.

1

 

21

Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение. Организация работ на токарном станке.

1

 

22

Оснастка и инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества деталей.

1

 

23

Правила безопасного труда при работе на токарном станке.

1

 

24

Изготовление деталей и изделий из древесины на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

1

 

25

Изготовление деталей и изделий из древесины на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

1

 

26

Изготовление деталей и изделий из древесины на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

1

 

27

Изготовление поделки (деталей) "Акробат" по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

1

 

28

Сборка деталей поделки "Акробат".

1

 

29

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. История художественной обработки древесины.

1

 

30

Резьба по дереву: оборудование и инструменты.

1

 

31

Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной.

1

 

32

Виды резьбы по дереву. Технологии выполнения различных видов резьбы по дереву.

1

 

33

Изготовление поделки "Свисток"

1

 

34

Изготовление поделки "Свисток"

1

 

35

Металлы и их сплавы, область применения. Свойства чёрных и цветных металлов.

1

 

36

Чертежи деталей из металла.

1