ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
курса «Риторика»
для учащихся 3 ________________________ класса
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
сроки реализации: 1 год
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Риторика. Искусство речи.» для 3 класса составлена в соответствии:
Возраст третьеклассника имеет огромные потенциальные возможности для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
В программе объединения реализуется идея обучения языку речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Цель:
раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.
Задачи:
- научить правильной речи,
- развивать коммуникативные умения,
- научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях,
- решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, посещение театра, библиотеки, инсценировки, встречи с интересными людьми. Данный кружок способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Театрализованная игра направлена на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, так как это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Программа объединения предназначена для обучающихся вторых классов. Она рассчитана на 34 недели, в неделю 1 час. Программа кружка реализует межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы .
Предметными результатами изучения курса «Риторика» во 3-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Перечень разделов, тем | Описание содержания | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Фонетика | Расширение знаний о звуках русского языка, «Мозговой штурм», игра «Исправь ошибки» | Гимнастика для ума | Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости |
2 | Словообразование | Расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, игры на превращения слов. | Гимнастика для ума | Работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку |
3 | Лексика | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка. | Турнир знатоков. | Работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку |
4 | Морфология | Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Игры на знание частей речи. | Турнир знатоков. | Расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку |
5 | Пословицы и поговорки | Работа с пословицами и поговорками | Викторина | Активное использование в речи пословиц и поговорок; подбор пословиц к заданной ситуации; выявление смысла |
6 | Игротека | Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей | Игра-тест, гимнастика для ума. | Отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. |
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Фонетика | 1 |
2 | Словообразование | 8 |
3 | Лексика | 8 |
4 | Морфология | 8 |
5 | Пословицы и поговорки | 2 |
6 | Игротека | 7 |
| Итого: | 34 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 3
Педагог:
Количество часов: 34
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Да здравствует русский язык! | 04.09 | |
2 | Вежливые слова. | 11.09 | |
3 | Поговорки и пословицы. | 18.09 | |
4 | Игротека. | 25.09 | |
5 | Запоминаем словарные слова. | 02.10 | |
6 | Растения во фразеологизмах. | 09.10 | |
7 | Животные во фразеологизмах. | 16.10 | |
8 | Игротека. | 23.10 | |
9 | Я не поэт, я только учусь… | 06.11 | |
10 | Как Морфология порядок навела. | 13.11 | |
11 | Игры с пословицами. | 20.11 | |
12 | Игротека. | 27.11 | |
13 | И снова животные во фразеологизмах. | 04.12 | |
14 | Кое-что о местоимении. | 11.12 | |
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным. | 18.12 | |
16 | Игротека. | 25.12 | |
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова. | 15.01 | |
18 | Про корень и окончание. | 22.01 | |
19 | Про суффикс и приставку. | 29.01 | |
20 | Игротека. | 05.02 | |
21 | Непроизносимые согласные. | 12.02 | |
22 | Учимся различать приставку и предлог. | 19.02 | |
23 | Учимся писать не с глаголами. | 26.02 | |
24 | Игротека. | 04.03 | |
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце. | 11.03 | |
26 | Его величество Ударение. | 18.03 | |
27 | Поговорим о падежах. | 01.04 | |
28 | Игротека. | 08.04 | |
29 | Сложные слова. | 15.04 | |
30 | От архаизмов до неологизмов. | 22.04 | |
31 | По страницам энциклопедий. | 29.04 | |
32 | Игротека. | 06.05 | |
33 | Повторяем… | 13.05 | |
34 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». | 20.05 | |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Учебные пособия:
1. Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе. 3 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей / Т.А.Ладыженская. – М.: Баласс, 2012.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
2. Официальный сайт «Школа 2000». – Режим доступа: http://www.sch2000.ru
3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
3. Наглядные пособия.
1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы. таблицы).
4. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.