СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Спортивные-подвижные игры» (физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности) для 4 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельноти "Спортивные-подвижные игры" для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Спортивные-подвижные игры» (физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности) для 4 класса»

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Образовательный процесс в современной школе постоянно услож­няется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нерв­но-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предпо­лагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состоя­ние центральной нервной системы и функций организма, определен­ный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режи­мом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического разви­тия многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проб­лему.

У многих первоклассников наблю­дается низкая двигательная активность, широкий спектр функцио­нальных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы воз­можность вредных влияний и способствовали бы укреплению здо­ровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двига­тельный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, кото­рые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или про­должают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рацио­нальной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптацион­ного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.




Цель программы:

  • удовлетворить потребность младших школьников в движении

  • стабилизировать эмоции

  • научить владеть своим телом

  • развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.


Основными задачами данного курса являются:

  • укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;

  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

  • развитие сообразительности, творческого воображения;

  • развитие коммуникативных умений;

  • воспитание внимания, культуры поведения;

  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;

  • обучить умению работать индивидуально и в группе,

  • развить природные задатки и способности детей;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;


Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.


Место курса в учебном плане.


Программа рассчитана на 35 часов в год в 1классе и по 36 часов во 2-4 классах с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний.Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.









Планируемый результат:

  • у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

  • сформировано начальное представление о культуре движении;

  • младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

  • обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

  • умение работать в коллективе.







Тематическое планирование 4 класс

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

19

2

Эстафеты

8

3

Игры народов России

9


итого

36













Методические рекомендации


  • Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

  • Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

  • Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.


Весь материал разделяется на отдельные разделы:


  1. раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й
    класс.

  2. раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.

  3. раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.

  4. раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играмиразличных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

цели изучения по каждому разделу


«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.


«Игры народов России»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.


«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.


«Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности










Личностнымирезультатами кружка «Подвижные игры»

являютсяследующиеумения:

оцениватьпоступки людей, жизненныеситуациисточкизренияобщепринятыхнормиценностей;оцениватьконкретныепоступкикакхорошиеили плохие;

выражатьсвоиэмоции;

пониматьэмоциидругих людей, сочувствовать,сопереживать;


Метапредметнымирезультатамикружка «Подвижные игры»

являетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).

  • РегулятивныеУУД:

  • определять иформироватьцель деятельности спомощьюучителя;

  • проговариватьпоследовательностьдействийво время занятия;

  • учитьсяработатьпоопределенному алгоритму

  • ПознавательныеУУД:

  • умение делатьвыводыврезультатесовместнойработыклассаиучителя;

  • КоммуникативныеУУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения

Материально-техническое обеспечение

Начальное образование существенно отличается от всех последующих

этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком














Тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Количество часов

Примечание

всего

теория

практика

1

Что такое народная игра?  Познакомить с историей народной подвижной  игры. Понятие правил игры.  Пятнашки. Фанты.

1


1


2

Горелки. Блуждающий мяч.

1


1


3

Русские народные игры. «Ловушка».

1


1


4

Групповые игры. «Охотник и сторож»

1


1


5

Групповые игры.  «Карусель», «Совушка»

1


1


6

Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек

1


1


7

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

1


1


8

Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

1


1


9

Эстафеты с бегом и прыжками.

1


1


10

Эстафеты с преодолением препятствий.

1


1


11

Зимой на воздухе. «Городки».

1


1


12

Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов»

1


1


13

Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров»

1


1


14

Эстафета на санках

1


1


15

Лыжные гонки

1


1


16

Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»

1


1


17

Упражнения со скакалками

1


1


18

Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

1


1


19

Упражнения со скалками

1


1


20

Подвижные игры с элементами лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и     ночь», «Попади в ворота»

1


1


21

Подвижные игры с элементами гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору»,

 «Совушка»

1


1


22

Подвижные игры с элементами легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»

1


1


23

Подвижные игры с элементами спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и   утки»

1


1


24

Игры русского народа.  «Гуси-лебеди»,  

«Обыкновенные жмурки».

1


1


25

Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки».

1


1


26

Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела-горела».

1


1


27

Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок-перескок»                

1


1


28

Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».     

1


1


29

Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». 

1


1


30

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».  

1


1


31

Игры чувашского народа.  «Хищник в море»,  «Рыбки».     

1


1


32

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»   

1


1


33

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»   

1


1


34

Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок-перескок»                

1


1


35

Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

1


1


36

Итоговое занятие

1


1




























































Список литературы.



  1. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.

  2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образователь­ная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учите­ля
    начальной школы».

  3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.

  4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.

  5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.

  6. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.

  7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.

  8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.

  9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.

  10. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы





















Лист фиксаций и изменений

Дата внесения изменений

Содержание


Реквизиты изменений (дата, № приказа)

Подпись лица внесшего запись