СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Вероятность и статистика 7-9 классы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Вероятность и статистика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Вероятность и статистика 7-9 классы"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 им. В.П. ГЛУШКО



РАССМОТРЕНА


ПРИНЯТА


СОГЛАСОВАНА


УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО учителей математики и информатики

Протокол № 1

от 28.08.2024 г.

Руководитель ШМО

______ Г.Н,Бегимбаева



на заседании

педагогического

совета

Протокол №1

от 30.08.2024 г.


заместитель

директора по УВР


_______ Н.Ю. Климова


Приказом


№ 01-40/141 от 30.08.2024г.





.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Вероятность и статистика»

класс 7а, 8б, 9б

2024/2025 учебный год







Учитель математики

Бегимбаева Гульнара Нурахметовна




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.

Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.

Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.

В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.

В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


7 КЛАСС


Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.

Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.

8 КЛАСС


Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.

Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.

Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.

Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.

Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.

9 КЛАСС


Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.

Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».

Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательные универсальные учебные действия


Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.


Регулятивные универсальные учебные действия


Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.

Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.

Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.

К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).

Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.

Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.

Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.

К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.

Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.

Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.

Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.

Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Преставление данных

7

1

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Описательная статистика

8

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Случайная изменчивость

6

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Введение в теорию графов

4

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Случайные события

4

1

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Обобщение и повторение

4

0

0


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

1




8 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Повторение курса 7 класса

3

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

3

Множества

5

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2


Математическое описание случайных событий

5

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

4

Рассеивание данных

4

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

5

Деревья

3

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

6

Математические рассуждения

3

1

0


7

Операции над случайными событиями

4

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

8

Условия вероятность и независимые события

4

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

9

Обобщение, систематизация знаний

3

1

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

1


9 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Повторение курса 8 класса

4

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

2

Элементы комбинаторики

4

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

3

Геометрическая вероятность

4

1

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

4

Испытания Бернулли

6

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

5

Случайная величина

6

1

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

6

Обобщение, контроль

10

1

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

2


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

п/п


Тема урока


Кол-

во часов


Межпредметное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Дата изуче-ния


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации

1

Представление данных в таблицах.

Практические вычисления по табличным

данным. Извлечение и интерпретация

табличных данных.

Практическая работа «Таблицы».

Графическое представление данных в виде

круговых, столбиковых (столбчатых)

диаграмм. Чтение и построение диаграмм.

Примеры демографических диаграмм.

Практическая работа «Диаграммы»

Осваивать способы представления

статистических данных и числовых

массивов с помощью таблиц и

диаграмм с использованием

актуальных и важных данных

(демографические данные,

производство промышленной и

сельскохозяйственной продукции,

общественные и природные явления).

Изучать методы работы с

табличными и графическими

представлениями данных с помощью

цифровых ресурсов в ходе

практических работ


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e

Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc

Подсчеты и вычисления в таблицах

1



Столбиковые диаграммы. Круговые диаграммы

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214

Столбиковые диаграммы. Круговые диаграммы

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c

Контрольная работа №1 «Представление данных»

1

Темы §1-4

Контролировать и оценивать свою

работу, ставить цели на следующий

этап обучения


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784

Среднее арифметическое числового набора

1

Числовые наборы. Среднее арифметическое. Медиана числового набора. Устойчивость медианы.

Практическая работа «Средние значения».

Наибольшее и наименьшее значения

числового набора. Размах

Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мерацентра), в том числе среднее

арифметическое, медиана.

Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы. Решать задачи.

Изучать свойства средних, в том

числе с помощью цифровых ресурсов,

в ходе практических работ.

Осваивать понятия: наибольшее и

наименьшее значения числового

массива, размах.

Решать задачи на выбор способа

описания данных в соответствии с

природой данных и целями

исследования


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c

Медиана числового набора

1



Медиана числового набора

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec

Наибольшее и наименьшее значение. Размах

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec

Контрольная работа №2 «Описатеьная статистика»

1

Темы § 5-8

Контролировать и оценивать свою

работу, ставить цели на следующий

этап обучения


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72

Примеры случайной

изменчивости.

Точность и погрешность

измерений

1

Случайная изменчивость (примеры).

Частота значений в массиве данных.

Группировка. Гистограммы.

Практическая работа «Случайная

изменчивость»

Осваивать понятия: частота

значений в массиве данных,

группировка данных, гистограмма.

Строить и анализировать

гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки.

Осваивать графические

представления разных видов

случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca

Тенденции и случайные отклонения

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180

Частоты значений в массиве данных

1



Частоты значений в массиве данных

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50

Группировка данных и

гистограммы. Выборка. Рост человека

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe

Статистическая устойчивость и оценка с помощью выборки

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6

Контрольная работа №3 «Случайная изменчивость»

1

Темы § 9-13

Контролировать и оценивать свою

работу, ставить цели на следующий

этап обучения


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e

Графы. Вершины и ребра графа. Степень вершины

1

Граф, вершина, ребро. Представление

задачи с помощью графа. Степень

(валентность) вершины.

Число рёбер и суммарная степень вершин.

Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о

связности графа. Обход графа (эйлеров

путь). Представление об ориентированных

графах

Осваивать понятия: граф, вершина

графа, ребро графа, степень

(валентность вершины), цепь и цикл.

Осваивать понятия: путь в графе,

эйлеров путь, обход графа,

ориентированный граф.

Решать задачи на поиск суммы

степеней вершин графа, на поиск

обхода графа, на поиск путей в

ориентированных графах.

Осваивать способы представления

задач из курса алгебры, геометрии,

теории вероятностей, других

предметов с помощью графов (карты,

схемы, электрические цепи,

функциональные соответствия) на

примерах


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac

Пути в графе. Связный граф

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8

Задача о Кенигсберских мостах, эйлеровы пути, эйлеровы графы

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe

Утверждения и высказывания. Отрицание

1

Истинность и ложность высказывания.

Сложные и простые высказывания.

Условные высказывания (импликации).

Определение. Утверждения. Аксиомы и

теоремы. Доказательство. Доказательство от

противного. Теорема, обратная данной.

Оперировать понятиями:

высказывание, истинность и ложность

высказывания, сложные и простые

высказывания, отрицание

высказываний, условные

высказывания (импликации).


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20

Условные утверждения

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20

Обратные и равносильные утверждения. Признаки и свойства. Необходимые и достаточные условия

1



Противоположные утверждения. Доказательство от противного

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372

Примеры случайных опытов и случайных событий. Вероятности и частоты событий

1

Случайный опыт и случайное событие.

Вероятность и частота события. Роль

маловероятных и практически достоверных

событий в природе и в обществе.

Монета и игральная кость в теории

вероятностей.

Практическая работа «Частота выпадения

орла»

Осваивать понятия: случайный опыт

и случайное событие, маловероятное и

практически достоверное событие.

Изучать значимость маловероятных

событий в природе и обществе на

важных примерах (аварии, несчастные

случаи, защита персональной

информации, передача данных).

Изучать роль классических

вероятностных моделей (монета,

игральная кость) в теории

вероятностей.

Наблюдать и изучать частоту

событий в простых экспериментах, в

том числе с помощью цифровых

ресурсов, в ходе практической работы


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764

Монета и игральная кость в теории вероятностей.

1



Вероятностная защита и информации от ошибок

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae

Итоговая контрольная работа № 4

1

Повторение и обощение курса за 7 класс

Контролировать и оценивать свою

работу, ставить цели на следующий

этап обучения


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36

Итоговое повторение и обобщение

1

Представление данных. Описательная

статистика. Вероятность случайного

события

Повторять изученное и выстраивать

систему знаний.

Решать задачи на представление и

описание данных с помощью

изученных характеристик.

Обсуждать примеры случайных

событий, маловероятных и

практически достоверных случайных

событий, их роли в природе и жизни

человека


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06

Итоговое повторение и обобщение

1



Итоговое повторение и обобщение

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312

Итоговое повторение и обобщение

1



Итоговое повторение и обобщение

1



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34





8 КЛАСС

п/п


Тема урока


Кол-

во часов


Межпредметное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Дата изуче-ния


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Повторение по темам "Представление данных", "Описательная статистика"

1

Представление данных. Описательная статистика. Случайная изменчивость.

Средние числового набора.

Случайные события. Вероятности и частоты. Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость

Повторять изученное и выстраивать систему знаний.

Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик.

Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости.

Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e

Повторение по разделам "Случайная изменчивость", "введение теорию графов"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc

Повторение по разделам "Случайные события и вероятность"

1



Множество, подмножество,

примеры множеств



Множество, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение.

Свойства операций над множествами:

переместительное, сочетательное,

распределительное, включения.Графическое представление множеств

Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество.

Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество.

Выполнять операции над

множествами: объединение,

пересечение, дополнение.

Использовать свойства:

переместительное,сочетательное,

распределительное, включения.

Использовать графическое

представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214

Операции над множествами.

Диаграммы Эйлера



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c

Операции над множествами.

Диаграммы Эйлера



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784

Множества решений

неравенств и систем



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c

Правило умножения




Случайные опыты и

элементарные события.

Вероятности элементарных

событий.

Равновозможные

элементарные события


Элементарные события. Случайные события. Благоприятствующие

элементарные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными

элементарными событиями. Случайный выбор.

Практическая работа «Опыты с

равновозможными элементарными

событиями»

Осваивать понятия: элементарное

событие, случайное событие как

совокупность благоприятствующих

элементарных событий,

равновозможные элементарные

события.

Решать задачи на вычисление

вероятностей событий по

вероятностям элементарных событий случайного опыта.

Решать задачи на вычисление

вероятностей событий в опытах с

равновозможными элементарными

событиями, в том числе с помощью компьютера.

Проводить и изучать опыты с

равновозможными элементарными событиями (с использованием монет,

игральных костей, других моделей) в ходе практической работы


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec

Благоприятствующие

элементарные события



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec

Вероятности событий



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72

Практическая работа «Опыты с равновозможными

элементарными событиями»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca

Контрольная работа №1 по теме «Множества. Математическое описание случайных событий»

1

Темы §24—31

Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180

Рассеивание числовых

данных и отклонения


Отклонения. Дисперсия числового набора.

Стандартное отклонение числового набора.

Диаграммы рассеивания

Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных.

Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания.

Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера



Дисперсия числового

массива. Обозначения и

формулы



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50

Стандартное отклонение

числового набора



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe

Диаграммы рассеивания



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6

Деревья.


Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.

Правило умножения

Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева.

Изучать свойства дерева:

существование висячей вершины,единственность пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер.

Решать задачи на поиск и

перечисление путей в дереве,

определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила

умножения


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e

Свойства дерева



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac

Дерево случайного

эксперимента



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8

Логические союзы «и» и

«или».


Сложные и простые высказывания. Операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не.

Выполнять операции над высказываниями: и, или, не.

Строить высказывания, отрицания

высказываний, цепочки

умозаключений на основе

использования правил логики.


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe

Отрицание сложных

утверждений



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20

Контрольная работа №2 по теме «Описательная статистика. Деревья. Математические рассуждения»


Темы §32—40

Контролировать и оценивать свою

работу, ставить цели на следующий

этап обучения


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20

Определение случайного

события.

Взаимно противоположные

случайные события


Противоположное событие. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение

событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей.

Осваивать понятия: взаимно

противоположные события, операции

над событиями, объединение и

пересечение событий, диаграмма

Эйлера (Эйлера—Венна), совместные

и несовместные события.

Изучать теоремы о вероятности

объединения двух событий (формулы

сложения вероятностей).

Решать задачи, в том числе текстовые

задачи на определение вероятностей

объединения и пересечения событий с

помощью числовой прямой, диаграмм

Эйлера, формулы сложения

вероятностей.



Объединение и пересечение

событий. Несовместные

события



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372

Формула сложения

вероятностей.



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764

Решение задач при помощи

координатной прямой.




Условная вероятность и

правило умножения

вероятностей



Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые

события.Представление случайного эксперимента в

виде дерева

Осваивать понятия: правило

умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта.

Изучать свойства (определения)

независимых событий.

Решать задачи на определение и

использование независимых событий.

Решать задачи на поиск

вероятностей, в том числе условных, с

использованием дерева случайного

опыта


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae

Дерево случайного опыта



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36

Независимые события



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06

Об ошибке Эдгара По




Итоговое повторение и

обобщение


Представление данных. Описательная статистика. Графы. Вероятность случайного

события. Элементы комбинаторики

Повторять изученное и выстраивать

систему знаний.

Решать задачи на представление и

описание данных с помощью

изученных характеристик.

Решать задачи с применением

графов.

Решать задачи на нахождение

вероятности случайного события по

вероятностям элементарных событий,

в том числе в опытах с равновозможными элементарными

событиями.

Решать задачи на нахождение

вероятностей объединения и

пересечения событий, в том числе

независимых, с использованием

графических представлений и дерева

случайного опыта.

Решать задачи на перечисление

комбинаций (числа перестановок,

числа сочетаний), на нахождение

вероятностей событий с применением

комбинаторики, в том числе с

использованием треугольника Паскаля


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312

Итоговая контрольная работа




Повторение. Вероятность случайного события

1



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34




9 КЛАСС

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Межпредметное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Дата изуче-ния

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Повторение. «Представление данных». «Описательная статистика»

1

Представление данных. Описательная

статистика. Операции над событиями.

Независимость событий

Повторять изученное, и

выстраивать систему знаний.

Решать задачи на представление и

описание данных.

Решать задачи на нахождение

вероятностей объединения и

пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева

случайного опыта.

Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение

вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

Повторение. «Операции над событиями», «Независимые события»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

Повторение. «Элеметы комбинаторики».

1



Повторение. «Элементы теории множеств»

1



Комбинаторное правило умножения.

1

Комбинаторное правило умножения.

Перестановки. Факториал. Сочетания и

число сочетаний. Треугольник Паскаля.

Практическая работа «Вычисление

вероятностей с использованием

комбинаторных функций электронных

таблиц»

Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число

сочетаний, треугольник Паскаля.

Решать задачи на перечисление упорядоченных пар, троек, перечисление перестановок и сочетаний элементов различных множеств.

Решать задачи на применение числа

сочетаний в алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона).

Решать, применяя комбинаторику, задачи на вычисление вероятностей, в том числе с помощью электронных таблиц в ходе практической работы


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

Перестановки. Факториал




Число сочетаний. Треугольник Паскаля

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

Практическая работа "Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5208

Геометрическая вероятность. Выбор точки из фигуры на плоскости

1

Геометрическая вероятность. Случайный

выбор точки из фигуры на плоскости, из

отрезка, из дуги окружности

Осваивать понятие геометрической

вероятности.

Решать задачи на нахождение

вероятностей в опытах, представимых как выбор точек из многоугольника, круга, отрезка или дуги окружности, числового промежутка


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50

Выбор точки из отрезка

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5bfe

Выбор точки из дуги окружности

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5e10

Контрольная работа №1 по теме «Элементы комбинаторики. Геометрическая вероятность»

1

Темы §48—52

Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения



Успех и неудача. Испытания до первого успеха

1

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Практическая работа «Испытания Бернулли»

Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли.

Решать задачи на нахождение вероятностей событий в сериииспытаний до первого успеха, в том числе с применением формулы суммы геометрической прогрессии.

Решать задачи на нахождение

вероятностей элементарных событий в

серии испытаний Бернулли, на нахождение вероятности определённого числа успехов в серии испытаний Бернулли.

Изучать в ходе практической работы, в том числе с помощью цифровых ресурсов, свойства вероятности в серии испытаний

Бернулли


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1



Испытания Бернулли.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2

Число успехов в испытаниях Бернулли.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680

Вероятности событий в испытаниях Бернулли

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680

Практическая работа "Испытания Бернулли"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f67de

Примеры случайных величин. Распределение вероятностей случайной величины

1

Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Примеры математического ожидания как

теоретического среднего значения величины.

Понятие о законе больших чисел.

Измерение вероятностей с помощью частот.

Применение закона больших чисел

Освоить понятия: случайная величина, значение случайной величины, распределение вероятностей.

Изучать и обсуждать примеры дискретных и непрерывных случайных величин (рост, вес человека, численность населения, другие изменчивые величины, рассматривающиеся в курсе статистики), модельных случайных

величин, связанных со случайными опытами (бросание монеты, игральной кости, со случайным выбором и т. п.).

Осваивать понятия: математическое

ожидание случайной величины как

теоретическое среднее значение, дисперсия случайной величины как аналог дисперсии числового набора.

Решать задачи на вычисление

математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины по заданному распределению, в том числе задач, связанных со страхованием и

лотереями.

Знакомиться с математическим ожиданием и дисперсией некоторых распределений, в том числе распределения случайной величины «число успехов» в серии испытаний Бернулли.

Изучать частоту события в повторяющихся случайных опытах как случайную величину.

Знакомиться с законом больших чисел (в форме Бернулли): при большом числе опытов частота события близка к его вероятности.

Решать задачи на измерение вероятностей с помощью частот.

Обсуждать роль закона больших чисел в обосновании частотного метода измерения вероятностей.

Обсуждать закон больших чисел как

проявление статистической устойчивости в изменчивых явлениях, роль закона больших чисел в природе и в жизни человека


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6b44

Математическое ожидание случайной величины

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6

Дисперсия и случайное отклонение

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86

Математическое ожидание, дисперсия числа успехов и частоты успеха в серии испытаний Бернулли

1



Закон больших чисел и его применение

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f72c4

Контрольная работа №2 по теме «Испытания Бернулли. Случайные величины»

1

Темы §53—61

Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7652

Повторение. Представление данных. Описательная статистика

1

Представление данных. Описательная статистика. Вероятность случайного события. Элементы комбинаторики.

Случайные величины и распределения

Повторять изученное и выстраивать

систему знаний.

Решать задачи на представление и

описание данных.

Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, вероятностей объединения и

пересечения событий, вычислять вероятности в опытах с сериями случайных испытаний


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f783c

Повторение. Вероятность случайного события

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7a4e

Повторение. Вероятность случайного события

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7116

Повторение. Вероятность случайного события

1



Повторение. Элементы комбинаторики

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f893a

Повторение. Элементы комбинаторики

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7c9c

Повторение. Случайные величины и распределения

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7e54

Повторение. Случайные величины и распределения

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f861a

Повторение. Случайные величины и распределения

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8408

Итоговая контрольная работа

1

Повторение и обобщение основных понятий

и методов курса 7—9 классов

Контролировать и оценивать свою работу, ставить цели на следующий этап обучения


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8b56

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34



















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​ Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Москва: Просвещение, 2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌ Математика. Вероятность и статистика: 7—9-е классы : базовый уровень : методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко. Москва : Просвещение,2023


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  • Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

  • Академия минпросвещения России https://apkpro.ru/

  • Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

  • Сдам ГИА. Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ. Решу ВПР. https://ege.sdamgia.ru/

  • Учи.ру https://uchi.ru/

  • Издательство «Просвещение» https://prosv.ru/

  • Мультиурок https://multiurok.ru/natalyklim/

  • Инфоурок https://infourok.ru/user/klimova-natalya-yurevna1