Государственное казённое общеобразовательное учреждение
″Перевозская коррекционная школа-интернат″
УТВЕРЖДЕНА
приказом ГКОУ "Перевозская школа-интернат"
"30" августа 2024 года №173- ОД
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
"Подвижные игры"
группы круглосуточного пребывания
на 2024-2025 учебный год
Воспитатель: С. Н. Макарова
Согласовано
Заместитель директора по УР
_________________ А.З. Богданова
"30" августа 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Подвижные игры" по спортивно-оздоровительному направлению составлена в соответствии с:
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ "Перевозская школа-интернат".
Цель: Укрепление здоровья и снижение заболеваемости посредствам игровой деятельности. Формирование у обучающихся потребности и готовности беречь своё здоровье и заботиться о нём, соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
Образовательные: обучение правилам подвижных игр с элементами бега, метания, прыжков и применение игр при организации досуга;
Обучение сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
Коррекционно-развивающие: овладения обучающимися умений различать, сравнивать игры и применять усвоенные знания в повседневной жизни; Развитие навыков самоорганизации во время игр.
Воспитательные: воспитание коллективизма, взаимовыручки, командного духа, самоотдачи, бережного отношения к инвентарю вот время проведения подвижных игр.
Воспитание осознанного отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
Воспитание культуры игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности обучающегося, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).
Программа по внеурочной деятельности включает следующие разделы:
Подвижные игры с элементами бега.
Подвижные игры с элементами прыжков.
Подвижные игры с элементами метаний.
Коррекционно – развивающие игры.
Подвижные игры с элементами бега развивают такие физические качества как быстрота, выносливость. Это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Подвижные игры с элементами прыжков развивают такие физические качества как сила, гибкость, выносливость. Укрепляют опорно-двигательный аппарат.
Подвижные игры с элементами метания развивают такие физические качества как сила, гибкость. Развивают глазомер, моторику рук. Игры проводятся с различными предметами по размеру и весу.
Коррекционно-развивающие игры формируют мышление, память, развивают глазомер – способность определять размеры предметов и расстояний на глаз без каких либо измерительных предметов.
Подвижны игры для укрепления здоровья, в большей степени проводятся на свежем воздухе
Формы обучения:
-урок-игра;
-викторины;
-конкурсы.
Методы обучения:
Словесные (объяснение правил, рассказ).
Наглядные (демонстрации, видеоматериалы).
Практические (выполнение игр, заданий).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана для учащихся 5-9 классов.
На реализацию программы внеурочной деятельности "Подвижные игры" отводится в 5-9 классах по 34 ч. в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина. 80% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортивной комнате.
Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Предметные результаты:
- организация отдыха и досуга с использованием разученных подвижных игр;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- представление подвижных игры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении заданий, доброжелательное и уважительное объяснение ошибок и способов их устранения;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований,
- бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- объяснение правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок, эффективность их исправления;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- применение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Минимальный уровень
укрепление здоровья;
расширение двигательного опыта;
начальные навыки умения работать в группе.
знакомство с новыми героями;
расширение двигательного опыта;
начальные навыки умения работать в группе;
Достаточный уровень
знание игр;
умение различать игры;
самоорганизация в игру;
владение игрой.
2 год обучения
Данная программа по внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год и включает следующие разделы:
1.Подвижные игры с элементами бега - 10 часов;
2.Подвижные игры с элементами прыжков - 8 часов;
3.Подвижные игры с элементами метания - 8 часов;
4.Коррекционно - развивающие игры - 8 часов.
Всего: 34 часа.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
2 год обучения
№ урока п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1. Подвижные игры с элементами бега (10 часов) |
1 | Подвижные и народные игры. Игра "Построение в шеренгу","Кошки-мышки" | 1 | Объяснение правил. Самоорганизация. |
2 | Подвижная игра "Успей перебежать" | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
3 | Подвижная игра "Бег через барьеры" | 1 | Объяснение правил. Самоорганизация. |
4 | Подвижная игра "У ребят порядок строгий", Хитрая лиса". | 1 | Объяснение правил. Самоорганизация. |
5 | Подвижная игра" Сорви ленту" | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
6 | Подвижная игра "Быстро встань в колонну", " Ястреб и утка". | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
7 | Подвижная игра "Челночный бег" | 1 | Объяснение правил. Самоорганизация. |
8 | Подвижная игра, "Эстафеты" измерение пульса | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
9 | Подвижная игра, "Переправа с препятствиями"измерение пульса | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
10 | Подвижная игра "Класс, смирно", "Совушка". | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
2. Подвижные игры с элементами прыжков ( 8 часов) |
11 | Подвижная игра "С кочки на кочку" | 1 | Объяснение правил. Самоорганизация. |
12 | Подвижная игра "К своим флажкам", "Гуси – лебеди". | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
13 | Подвижная игра "Переправа с досками" | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
14 | Подвижная игра "Построение в шеренгу", "С кочки на кочку" измерение пульса | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
15 | Подвижная игра "За мячом" | 1 | Объяснение правил. Самоорганизация. |
16 | Развивающая игра, Эстафета измерение пульса | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
17 | Подвижная игра "Построение в шеренгу", "Салки в приседе" | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
18 | Подвижная игра "Борьба за мяч" | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
3. Подвижные игры с элементами метания ( 8 часов) |
19 | Подвижная игра "Поймай мяч" | 1 | Объяснение правил. Индивидуальный подход. Самоорганизация. |
20 | Подвижная игра , "Мяч через сетку", измерение пульса | 1 | Объяснение правил. Самоорганизация. |
21 | Подвижная игра "У ребят порядок строгий", "Удочка" | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
22 | Подвижная игра "Колесо" | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
23 | Подвижная игра "К своим флажкам", "Зайцы, сторож, Жучка" | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
24 | Подвижная игра "За мной, убегай" | 1 | Объяснение правил. Индивидуальный подход. Самоорганизация. |
25 | Подвижная игра "Быстро встань в колонну", "Мяч соседу", измерение пульса | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
26 | Подведение итогов. Игры по выбору детей. | 1 | Объяснение правил. Индивидуальный подход. Самоорганизация. |
4. Коррекционно –развивающие игры (8 часов) |
27 | Развивающая игра "Класс, смирно", "Мяч сбоку" | 1 | Объяснение правил. Индивидуальный подход. Самоорганизация. |
28 | Развивающая игра "Флюгер" | 1 | Урок-игра. Самоорганизация. |
29 | Развивающая игра "У ребят порядок строгий", "Мяч над головой" | 1 | Объяснение правил. Индивидуальный подход. Самоорганизация. |
30 | Развивающая игра, "Парашютисты" измерение пульса | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
31 | Развивающая игра "К своим флажкам", "Охотники и утки" | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
32 | Развивающая игра "Западня" | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
33 | Развивающая игра "К своим флажкам", "Охотники и утки" | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
34 | Развивающая игра "Западня" | 1 | Правила игры. Урок –игра. |
7. Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности.
-мячи разных диаметров;
-футбольные мячи;
-обручи;
-скакалки;
-гимнастические палки;
-маты;
-гимнастические скамейки;
-видеоролики.