муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Белово»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании педагогического совета директором школы-интерната №36
Протокол № _________ Л.А.Данилова
«____» ___________2024 г «____»_____________ 2024 г
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
5-7 классы
2024-2025 учебный год
Учитель-логопед:
Инжебейкина Н.А.
Белово, 2024 г
Содержание
1 | Пояснительная записка………………………………………………………………..3 | |
2 | Содержание курса……………………………………………………………………..5 | |
3 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса………………………..6 | |
4 | Календарно – тематическое планирование ………………………………………….8 | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 5 - 7 классов для обучающихся с умственной отсталостью составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения России от 31.05.2021 года № 287 для ООО;
3. Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по организации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) АООП (Вариант 1) школы-интерната № 36 города Белово;
5. Учебного плана школы-интерната № 36 города Белово для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024–2025 учебный год.
Цель изучения курса: создание условий для формирования функциональной грамотности у учащихся с легкой умственной отсталостью на основе использования методики коррекционно-педагогической работы.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Содержание курса
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 3 года обучения (с 5 по 7 классы) и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Количество часов на один год обучения в одном классе - 34, то есть по 1 часа в неделю. Рекомендуется в каждой параллели начинать реализацию курса с модуля по формированию читательской грамотности.
1 - модуль «Читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:
2 - модуль «Математическая грамотность»,
3 - модуль «Естественнонаучная грамотность»,
4 - модуль «Финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, предметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
у
меть сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Раздел. Тема занятия. | Дата | Кол-во часов |
| Модуль «Читательская грамотность» | | 8 |
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | | 1 |
2 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | | 1 |
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | | 1 |
4 | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | | 1 |
5 | Что такое вопрос? Виды вопросов. | | 1 |
6 | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | | 1 |
7 | Работа со сплошным текстом. | | 1 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
| Модуль «Математическая грамотность» | | 9 |
9 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | | 1 |
10 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | | 1 |
11 | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | | 1 |
12 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | | 1 |
13 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | | 1 |
14 | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | | 1 |
15 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | | 1 |
16 | Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. | | 1 |
17 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
| Модуль «Естественнонаучная грамотность» | | 9 |
| Звуковые явления | | 2 |
18 | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | | 1 |
19 | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | | 1 |
| Строение вещества | | 3 |
20 | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. | | 1 |
21 | Вода. Уникальность воды. | | 1 |
22 | Углекислый газ в природе и его значение. | | 1 |
| Земля и земная кора. Минералы | | 3 |
23 | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | | 1 |
24 | Атмосфера Земли. | | 1 |
25 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | | 1 |
26 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
| Модуль «Финансовая грамотность» | | 8 |
27 | Как появились деньги? Что могут деньги? | | 1 |
28 | Деньги в разных странах. | | 1 |
29 | Деньги настоящие и ненастоящие. | | 1 |
30 | Как разумно делать покупки? | | 1 |
31 | Кто такие мошенники? | | 1 |
32 | Личные деньги. | | 1 |
33 | Сколько стоит «своё дело»? | | 1 |
34 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока | Раздел. Тема занятия. | Дата | Кол-во часов |
| Модуль «Читательская грамотность» | | 9 |
1 | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | | 1 |
2 | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. | | 1 |
3 | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | | 1 |
4 | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | | 1 |
5 | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | | 1 |
6 | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | | 1 |
7 | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | | 1 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
9 | Проведение рубежной аттестации. | | |
| Модуль «Математическая грамотность» | | 9 |
10 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | | 1 |
11 | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | | 1 |
12 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | | 1 |
13 | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | | 1 |
14 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | | 1 |
15 | Графы и их применение в решении задач. | | 1 |
16 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | | 1 |
17 | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | | 1 |
18 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
| Модуль «Естественнонаучная грамотность» | | 8 |
| Строение вещества | | 2 |
19 | Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. | | 1 |
20 | Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. | | 1 |
| Тепловые явления | | 2 |
21 | Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. | | 1 |
22 | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | | 1 |
| Земля, Солнечная система и Вселенная | | 2 |
23 | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы | | 1 |
24 | Царства живой природы | | 1 |
25 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
26 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
| Модуль «Финансовая грамотность» | | 8 |
27 | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | | 1 |
28 | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | | 1 |
29 | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. | | 1 |
30 | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | | 1 |
31 | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | | 1 |
32 | Личные деньги | | 1 |
33 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
34 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ урока | Раздел. Тема занятия. | Дата | Кол-во часов |
| Модуль «Читательская грамотность» | | 8 |
1 | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. | | 1 |
2 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. | | 1 |
3 | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | | 1 |
4 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). | | 1 |
5 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. | | 1 |
6 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | | 1 |
7 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. | | 1 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
| Модуль «Математическая грамотность» | | 9 |
9 | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | | 1 |
10 | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | | 1 |
11 | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | | 1 |
12 | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | | 1 |
13 | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | | 1 |
14 | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | | 1 |
15 | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | | 1 |
16 | Решение геометрических задач исследовательского характера. | | 1 |
17 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
| Модуль «Естественнонаучная грамотность» | | 9 |
| Строение и свойства вещества | | 1 |
18 | Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | | 1 |
| Механические явления. Силы и движение | | 2 |
19 | Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. | | 1 |
20 | Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. | | 1 |
| Земля. Мировой океан. | | 2 |
21 | Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. | | 1 |
22 | Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. | | 1 |
| Биологическое разнообразие | | 3 |
23 | Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. | | 1 |
24 | Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. | | 1 |
25 | Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. | | 1 |
26 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
| Модуль «Финансовая грамотность» | | 8 |
27 | Что такое налоги и почему мы их должны платить? | | 1 |
28 | Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. | | 1 |
29 | Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? | | 1 |
30 | Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. | | 1 |
31 | История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. | | 1 |
32 | Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта - твой безопасный Банк в кармане. | | 1 |
33 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
34 | Проведение рубежной аттестации. | | 1 |
34