МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Рязанской области
Управление образование в МП- Ряжский муниципальный округ
Рязанской области
МОУ "Ряжская средняя школа №1 "
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом Протокол №1 от «29» августа 2025 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР Цыбакова Л.В. Протокол №1 от «29» августа 2025 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ "Ряжская средняя школа №1" Елистратов А.В. Приказ №__ от «29» августа 2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по математике
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН
для обучающихся 8 классов
Ряжск 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ряжская средняя школа №1».
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на общеинтеллектуальное направление.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недель (1 час в неделю Продолжительность занятия 40 мин.). Рабочая программа ориентирована на повторение содержательно-методических линий учебного предмета «Математики» за 5-8 класс: алгебраические выражения, функции, уравнения и неравенства, геометрия.
Назначение программы
Характерной особенностью данной внеурочной деятельностью является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам.
Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче.
Цель программы: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу основного общего образования.
Задачи программы:
- систематизировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования, проверяемые в ходе проведения ОГЭ;
- формировать устойчивые навыки в решении задач базового уровня, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям;
- совершенствовать умение выполнять задания на заданную тему, отработка вычислительных навыков;
- проводить систематическую коррекционную работу с учащимися с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала;
- рассмотреть основные типы задач, входящих во вторую часть КИМов ОГЭ для учащихся, желающих подготовиться более тщательно, имеющих достаточно знаний для усвоения более трудного материала по алгебре и геометрии.
На занятиях по математике учащиеся учатся ясно мыслить и четко высказывать мысли, работать по различным алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в различных жизненных ситуациях.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления , необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Формы и методы работы
лекции учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и опорных схем;
самостоятельная работа учащихся;
самостоятельный отбор материала;
работа в группах;
работа с пакетами КИМов.
Планируемые результаты
В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности ( графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
В предметном направлении:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приёмов; интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи.
Основные виды деятельности:
решение нестандартных задач;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения;
- применять изученные алгоритмы для решения задач, уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств;
- уметь отличать экзаменационные задания различных типов и выполнять эти задания за определенное время: с кратким ответом (задания типа 1-20 базового уровня), с развернутым ответом (21-24 – повышенного уровня сложности, 25-26 высокого уровня сложности);
- выработать стратегию подготовки и сдачи ОГЭ в соответствии с целями, которые учащиеся ставят перед собой;
- уметь оценивать свою экзаменационную работу по следующим параметрам: общее число правильно решенных заданий, типы заданий и количество баллов за каждое задание, уровень сложности (базовый, повышенный).
Содержание изучаемого курса
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий учащихся |
всего | теория | практика |
Введение. | 1 | 1 | 0 | Регулятивные УУД: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; – осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – создавать геометрические модели; – составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.); – вычитывать все уровни текстовой информации. – уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. – понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания. – самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; – уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Вычисления и преобразования. | 10 | 4 | 6 |
Уравнения и неравенства. | 8 | 3 | 5 |
Функции. | 6 | 2 | 4 |
Геометрия. | 9 | 4 | 5 |
итого | 34 | 14 | 20 | |
Календарно-тематическое планирование
«Решение математических задач»
(1час в неделю, 33 часа)
п/п урока | Тема урока | |
Содержание занятия |
1 | Введение. | Знакомство с кодификатором ОГЭ, спецификацией ОГЭ, структурой и содержанием КИМов, критериями оценивания, демоверсия. |
2 | Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок | Вычислять значения числовых выражений |
3 | Арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений |
4 | Арифметические действия с рациональными числами | Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; переходить от одной формы записи чисел к другой |
5 | Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения | Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями |
6 | Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения | Знать какие допустимые значения могут принимать переменные. |
7 | Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования выражений | Выполнять разложение многочленов на множители Выполнять различные преобразования рациональных выражений, доказывать тождества |
8 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями |
9 | Действия с алгебраическими дробями | Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями |
10 | Рациональные выражения и их преобразования | Выполнять разложение многочленов на множители Выполнять различные преобразования рациональных выражений, доказывать тождества. |
11 | Уравнение с одной переменной, корень уравнения | Решать линейные уравнения. |
12 | Линейное уравнение | Решать линейные уравнения |
13 | Линейное уравнение | Решать линейные уравнения |
14 | Линейное неравенство | Решать линейные неравенства с одной переменной и их системы |
15 | Линейное неравенство | Применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств |
16 | Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения | Решать квадратные уравнения и рациональные уравнения. |
17 | Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения | Решать квадратные уравнения и рациональные уравнения. |
18 | Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения | Решать квадратные уравнения и рациональные уравнения. |
19 | Функции и графики | Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами |
20 | График функции. | Определять свойства функции по её графику (промежутки возрастания, убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения) |
21 | Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов | Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу |
22 | Функция, описывающая обратно пропорциональную зависимость, её график. Гипербола | Уметь строить и читать графики функций |
23 | Квадратичная функция, её график. Парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии | Уметь строить и читать графики функций |
24 | Геометрические фигуры и их свойства | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения |
25 | Треугольник | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) |
26 | Треугольник | Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи |
27 | Многоугольники | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) |
28 | Многоугольники | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) |
29 | Окружность и круг | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения |
30 | Окружность и круг | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения |
31 | Окружность и круг | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) |
32 | Измерение геометрических величин | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) |
33 | Измерение геометрических величин | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) |
34 | Итоговое занятие | Проведение итогового тестирования |
Предметные результаты.
Предметными результатами изучения курса «Решение математических задач» являются следующие умения:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приёмов; интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи.
Перечень учебно – методического обеспечения
Для учителя
Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 1990г.
А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г
А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 8 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов: Алгебра. 8 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов- на –Дону: Легион-М, 2011.
www.fipi.ru
http://matematika.ucoz.com/
http://www.ege.edu.ru/
http://www.mioo.ru/ogl.php
http://1september.ru/
Для ученика
Ю.М. Колягин и др. Алгебра Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2014 г.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах.- М.: Просвещение, 1990 г.
Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П.Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1991 г.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ под редакцией Потапова М.К..- М.:Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1982 г.
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994 г.
Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.- М.: «Просвещение», 1967 г.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.7-8 классы.
http://www.mathnet.spb.ru/
http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18