СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГ», 2018/2019 учебный год, для 3 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГ» на 2018/2019 учебный год для учащихся 3 класса.

Программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2016.) Реализация программы осуществляется в рамках УМК «Школа России».                                                                                                     

       Программа «Волшебный мир книг» реализует общекультурное направление. Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Просмотр содержимого документа
«волшебный мир книг-3 класс-Внеур. деят.»


Управление образования администрации

муниципального образования «Холмский городской округ»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Правда

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области




Рекомендована Утверждена приказом

методическим советом по Общеобразовательному учреждению

Протокол от 30. 08. 2018 г. №1 от 31.08. 2018 г. № 234






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГ»

2018/2019 учебный год


Возрастной состав учащихся- 7-11 лет

Срок реализации программы -1 год








Макаревич Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов





с.Правда

2018 г

Пояснительная записка

по курсу «Волшебный мир книг»


Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273

  • Приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС НОО»

  • Планом внеурочной деятельности МАОУ СОШ с. Правда на 2018/ 2019 учебный год

Программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2016.) Реализация программы осуществляется в рамках УМК «Школа России».

Программа «Волшебный мир книг» реализует общекультурное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Волшебный мир книг»- это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).


Цели и задачи программы

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «Волшебный мир книг» рас считана на 4 года обучения для учащихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.


Места курса в учебном плане

Программа «Волшебный мир книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год – со 2 по 4 классы. В 1 классе - 33 часа в год.

Ценностные ориентиры содержания занятий.



Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).

Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.



Тематическое планирование


1 класс.


п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

Здравствуй, книга.

2

- знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

- сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

-высказывать свое впечатление о выбранной книге.

- определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;

- сравнивать книгу-сборник с книгой- произведением;

- слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в библиотеке;

-систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках;

- рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.

2

Книги о Родине и родной природе.

2

3

Писатели детям.

3

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

2

5

По страницам книг В. Г. Сутеева.

3

6

Сказки народов мира.

3

7

Книги русских

писателей-

сказочников.

3

8

Детские писатели.

3

9

Сказки зарубежных писателей.

3

10

Книги - сборники стихотворений для детей.

2

11

Дети - герои книг.

3

12

Книги о животных

4

Всего:33часа

2 класс.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

Книга, здравствуй.

3

- знать структурные элементы библиотеки:

абонемент, читальный зал;


- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

- пользоваться алфавитным каталогом для отбора

2

Книгочей - любитель чтения.

2

3

Книги о твоих ровесниках.


4

4

Крупицы народной

4



мудрости. Книги- сборники.


нужной книги;


- заполнять каталожную карточку;


- систематизировать книги по авторской принадлежности;


- составлять список прочитанных книг;


- выделять особенности учебной книги;


- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;


- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

5

Писатели- сказочники.


4

6

Книги о детях.


4

7

Старые добрые сказки.

4

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

3

9

Защитникам

Отечества

посвящается.

3

10

По страницам любимых книг.

3

Всего:34часа

3 класс.


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

История книги. Библиотеки.

4

- работать с книгой-сборником басен И. Крылова;



- сравнивать басни по структуре и сюжету;


- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;


- собирать информацию для библиографической справки об авторе;


- составлять таблицу жанров произведений писателя;


- выполнять поисковую работу по проекту;


- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.

3

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы.


3

4

Книги о родной природе.

3

5

Книги Л. Н. Толстого для детей.


3

6

Животные - герои детской литературы.


4



7

Дети - герои книг.

3


8

Книги зарубежных писателей.

2

9

Книги о детях войны.

3

- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;


- находить по каталогу нужную книгу;

- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

- писать отзыв о книге или героях книги;

- пользоваться библиографическим справочником;


- рассматривать и читать детские газеты и журналы;

- находить нужную информацию в газетах и журналах;

-собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала»;

- готовить материал для классной и школьной газеты;

- пользоваться электронными газетами и журналами.

10

Газеты и журналы для детей.

3

11

«Книги, книги, книги...»

3

Всего: 34часа

4 класс.


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

Страницы старины седой.

4

- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

- различать виды и типы книг;

- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

2

Крупицы народной мудрости.

4

3

Мифы народов

2













мира.



- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

- задавать вопросы находить ответы в словарях и

4

Русские писатели- сказочники.

3

5

«Книги, книги, книги...»

4

6

Книги о детях и для детей.

3

7

Словари,

справочники,

энциклопедии.

3

8

Родные поэты.


3

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.


4

справочниках;

- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);

- работать с детскими газетами и журналами.

10

Мир книг.

4

Всего: 34часа


Содержание программы


1 класс (33ч)


Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам(работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.


Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).


Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. Народная мудрость.


Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».Творческая работа «Сочини загадку».


По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник -оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре

книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.



Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).


Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).


Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.


Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.


Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра

«Кто быстрее найдёт произведение в книге?».Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».Литературная игра «Послушай и назови».


Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».Парад героев сказок. Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский«Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков«Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.


Книги о животных (4 ч)

Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».




2 класс (34 ч)


Тема 1. Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации

в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.


Тема 2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».


Тема 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова

«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена- героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).


Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).


Тема 5. Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).


Тема 6. Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).


Тема 7. Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других

стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.


Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,

сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».


Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.


Тема 10. По страницам любимых книг (3 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».



3 класс (34 ч)

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.


По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».


Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).


Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.


Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.Толстого».


Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).


Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».


Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.


Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».


Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).


«Книги, книги, книги…» (3 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».



4 класс (34 ч)

Страницы старины седой (4 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

Экскурсия в типографию или книжный магазин.


Крупицы народной мудрости (4 ч)

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.


Мифы народов мира (2 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».


Русские писатели-сказочники (3 ч)

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).


«Книги, книги, книги…» (4 ч)

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.


Книги о детях и для детей (3 ч)

Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».


Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.


Родные поэты (3 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».


Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.


Мир книг (4 ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».

Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.



Формы организации занятий:

  • литературные игры,

  • конкурсы-кроссворды

  • библиотечные уроки

  • путешествия по страницам книг

  • проекты

  • уроки-спектакли.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения внеурочного курса «Волшебный мир книг»

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и этического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (формирование УУД)

Регулятивные УУД

  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку

  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Универсальные учебные действия:


1класс

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

  • книге и героях;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

  • заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


2класс


  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

  • ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

  • заполнять каталожную карточку;

  • систематизировать книги по авторской принадлежности;

  • составлять список прочитанных книг;

  • выделять особенности учебной книги;

  • работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

  • аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

  • классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.



3 класс


— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.


4 класс


— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

— различать виды и типы книг;

— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

—выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;

— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

— работать с детскими газетами и журналами.




Формы и виды контроля


  • Проведение конкурсов загадок, сказок и так далее;

  • Организация выставки книг;

  • Урок-викторина;

  • Конкурсы стихов и сочинений учащихся

  • Подготовка мини-проектов;

  • Презентация проектов;



Учебно-методическое обеспечение

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2016.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.

  3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

  4. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2012



Перечень материаль­но-технического обеспечения


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с двумя тумбами.

Дидактические материалы:

Книги и журналы школьной библиотеки

Портреты детских писателей



























Календарно-тематическое планирование

3 класс


урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

По плану

По факту

Раздел 1. История книги (4 ч)

Книги – сборники былин, легенд, сказок.


Беседа о первых книгах – сборниках. Просмотр презентации о книгах – сборниках былин. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Р. –организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

П.- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

К. –осуществлять контроль своих действий.



Первые книги. Детская библия.




Летописи. Рукописные книги.



История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.




Раздел 2. По дорогам сказок (4 ч)

Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

Просмотр презентации «Сказки А. С. Пушкина». Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Научиться отличать сказку от других жанров народного творчества.

Р.– знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал.

П.- ориентироваться в мире книг

К.- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.



Сказки бытовые, волшебные, о животных.



Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская»)

.



Сказка с загадками( сказка А. Платонова «Умная внучка»).

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».



Раздел 3. Книги – сборники. Басни и баснописцы. (3ч )

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова.

Уметь правильно называть басни.

Рассказ учителя об истории басни. Научиться осуществлять поиск и подбор произведений, соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления.

Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

П. –обобщение;

К.- формулировать собственное мнение и позицию.



Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.




Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.



Герои басен. Инсценирование басен.




Раздел 4. Книги о родной природе – 2 часа

Родные поэты. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова.


Просмотр презентации о поэтах. Научиться при чтении передавать эмоциональную окрашенность произведения.

Р. - формулировать и удерживать учебную задачу; выявлять читательский опыт

П.- построение рассуждения;

К.- строить монологичное высказывание.



Книги-сборники стихотворений А. Фета, Н. Некрасова.



Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей (4 ч)

Книги Л.Н. Толстого для детей.


Научиться осуществлять поиск и подбор произведений, соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления. Просмотр презентации «Книги Л.Н. Толстого».

Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П. -осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

К.- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.



Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.




Книги-сборники произведений о животных.




Сказки Л. Н. Толстого.




Раздел 6. Животные — герои детской литературы – (4 ч)

Рассказы о животных А. Куприна.

Научиться ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения. Составление аннотации.

Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

П.- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

К.- строить понятные для партнёра высказывания.



Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».




Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа.



Художники-иллюстраторы книг о животных.




Раздел 7. Дети — герои книг (4 ч)

Книги-сборники произведений о детях.

Научиться отличать произведения о детях.

Р. –выполнять учебные действия в умственной формах;

П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

К.- вести устный диалог .



Дети — герои книг. Типы книг.




Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».




Книги о детях.




Раздел 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)


Книги зарубежных писателей.

Научиться отбирать информацию о зарубежных писателях.

Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

П. -поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

К. -формулировать собственное мнение и позицию.



Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.



Раздел 9. Книги о детях войны (3 ч)

Кто они — дети войны?

Л. Воронкова «Девочка из города».

Научиться определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Работа с выставкой книг.

Р.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П.- построение рассуждения;

К.- строить монологичное высказывание.



Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».



Проект «Дети войны рядом с тобой» (сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).




Раздел 10. Газеты и журналы для детей ( 4 часа)

Детские газеты и журналы. Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.


Формировать потребности в систематическом чтении.

Р. – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

П. - обобщение;

К.- вести устный диалог в соответствии нормами родного языка.



История создания журнала «Мурзилка».



Электронные издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.




Литературный КВН «В Мудром царстве, в сказочном государстве...».
























21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!