УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 21
ГОРОДА КУЗНЕЦКА
Рассмотрена Согласована Утверждаю
на заседании кафедры на Педагогическом совете Директор МБОУ лицея № 21
культуры и искусств МБОУ лицея № 21 города Кузнецка МБОУ города Кузнецка __________ И.В. Рузанова
лицея № 21 г. Кузнецка Пр. № 1 от 31.08.18 г Пр. № 73/1 от 01.09.18
Пр. № 1 от 31.08.18
Рабочая программа курса
занятий внеурочной деятельности «Домисолька»
в 5,6,7,9 классах
Составитель:
учитель музыки первой квалификационной категории
Сударева Светлана Александровна
2018 г.
Программа внеурочного занятия «Домисолька» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности.
I. Планируемые результаты освоения обучающимися курса
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач;
Уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства по заданным в программе критериям;
Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза;
Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;
Участие в музыкальной жизни класса, школы, города
Предметные результаты :
• умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
• умение воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
• знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;
• проявление навыков вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки;
1.Регулятивные УУД
• планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
• прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;
• осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
• оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
•
2.Познавательные УУД
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;
• усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
• применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельностивыявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
3.Коммуникативные УУД
• передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
• совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
• знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
• самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
II. Содержание программы курса внеурочной деятельности.
5 класс.
«Нотная грамота» - 3 часа.
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - 3 часа.
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение а капелла и с сопровождением» - 5 часов.
Интонирование мелодии а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - 5 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном» - 3 часа.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
6класс
Истоки возникновения народной песни, фольклорного творчества. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.
Народная песня, её разновидности ( попевки, заклички, колыбельные…).Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры, инсценировки и др. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Музыкальная фольклорная речь как способ общения между людьми. Интонационно-образное богатство народной песни. Знакомство с русскими народными инструментами. Освоение навыков игры на простейших народных инструментах (ложки, бубны, сопелки, трещотки ). Создание фольклорного ансамбля. Современный фольклор:- вместе сочиняем частушки; - современная интерпретация (прочтение) песенного фольклора; - создание шуточных музыкальных композиций-коллажей на тему русских народных песен.
7 класс
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
Охрана голоса. Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Звукообразование. Музыкальные штрихи. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
Дыхание. Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.
Ансамбдь. Унисон. Элементы двухголосия. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
Работа с репертуаром. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Итоговое занятие, творческие отчеты Анализ выступления.
9 класс
Русская музыка: от древнерусской до русской музыки 19 века.
Сжатый обзор русской музыки с древних времён до начала XIX веках.
П. И. Чайковский.
Многогранность личности и творческой деятельности Чайковского. Богатство
тематики и жанров созданных им сочинений.
С.С.Прокофьев.
Кантата «Александр Невский».
Жизненный путь композитора. История создания кантаты. Просмотр видеофрагментов из кинофильма «Александр Невский», в которых звучит музыка из кантаты.
А. С. Даргомыжский.
Обзор творческого наследия. Оперы Даргомыжского, сочинения для оркестра в традициях Глинки. Камерно-вокальные сочинения; новаторские черты творчества. Романсы и песни.
Тематика и жанры вокальной музыки Даргомыжского.
М. П. Мусоргский.
Социальная направленность и новаторство творчества Мусоргского. Развитие
традиций Даргомыжского.
М. И. Глинка.
Зарождение русской музыкальной классики. Эпоха Глинки; современники композитора.
Детские годы. Формирование музыкальных представлений под воздействием народно-песенного искусства.
Состав музыкальной культуры. Творческая деятельность музыкантов всех специальностей, способствующая распространению и усвоению музыкальных ценностей. Меценаты и музыкально-общественные деятели. Развитие музыкального образования.
Плодотворная разносторонняя музыкальная деятельность третьего поколения русских композиторов-классиков, сочетающая национальные традиции с поисками новых путей в искусстве. Связи музыкальной культуры с отечественным искусством и литературой, ее широкое признание за рубежом.
А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилёв -представители жанра «романс».
Комическая опера-неизвестные факты. Представители жанра комической оперы.
А. П. Бородин.
Многогранность творческой деятельности Бородина. Романсы и ноктюрны.
Н. А. Римский-Корсаков.
Многогранность творческой и общественной деятельности Римского-Корсакова. Сказка, история и повседневный быт народа в операх Римского-Корсакова — ведущем жанре творчества.
Обзор творческого наследия. Ведущее место оперы, сочинения для оркестра, романсы.
Ш. Тематическое планирование.
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Коррекция |
5 класс | | «А» | «Б» | |
1 | Нотная грамота | 3 | | | |
2 | Хоровое сольфеджио | 3 | | | |
3 | Работа над репертуаром | 2 | | | |
4 | Исполнение а капелла и с сопровождением | 5 | | | |
5 | Работа с фонограммой (5 часов) | 5 | | | |
6 | Концертная деятельность | 2 | | | |
7 | Работа над репертуаром | 3 | | | |
8 | Работа с микрофоном | 3 | | | |
9 | Сценическое движение и культура
| 5 | | | |
10 | Работа над репертуаром | 5 | | | |
11 | Концертная деятельность | 2 | | | |
| | 35 | | | |
6 класс
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Коррекция |
1 | Вводное занятие | 1 | | | |
2 | Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора («За околицей»). Старинные попевки. | 3 | | | |
3 | Отражение в музыкального звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. | 1 | | | |
4 | Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды. Постано-вка мини-сцен «Осенины», «Праздник урожая» | 3 | | | |
5 | Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды. | 2 | | | |
6 | Народная песня. Её разновидности. Колыбельная «Янечка» (Белорусский фольклор). | 1 | | | |
7 | Украинский народный танец «Я у матушки жила» (Хоровод). | 2 | | | |
8 | Частушки. Частушки-нескладушки. | 2 | | | |
9 | Частушки. Частушки-нескладушки | 2 | | | |
10 | Русская народная песня «Я на горку шла», «Коробейники». | 2 | | | |
11 | Рождественские колядки. РНП «А я по лугу». | 1ч | | | |
12 | Рождественские колядки. РНП«А я по лугу». | 2ч | | | |
13 | «Масленица пришла». Готовимся к концерту. | 2ч | | | |
14 | Весенние заклички, попевки, хороводы. («Веснянка», «Солнышко», «Раз-два люблю тебя»). | 1ч | | | |
15 | Концертная деятельность | 2 | | | |
16 | Русские народные инструменты. Готовим праздник. | 2 | | | |
17 | Русский народный танец «Хоровод». | 2 | | | |
18 | Шуточные музыкальные композиции . | 2 | | | |
19 | Концертная деятельность | 2 | | | |
| | 35 | | | |
7 класс
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Коррекция |
1 | Вводное занятие | 1ч | | | |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 2ч | | | |
3 | Охрана голоса. Певческая установка | 2ч | | | |
4 | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2ч | | | |
5 | Дыхание | 4ч | | | |
6 | Концертная деятельность | 2ч | | | |
7 | Ансамбль. Унисон. Элементы двухголосия. | 1ч | | | |
8 | Музыкально-исполнительская работа | 2ч | | | |
9 | Ритм | 2ч | | | |
10 | Дикция и артикуляция | 3ч | | | |
11 | Сценодвижение | 4ч | | | |
12 | Концертная деятельность | 2ч | | | |
13 | Элементы двухголосия. | 2ч | | | |
14 | Итоговое занятие, творческие отчеты | 4ч | | | |
| | 35 | | | |
9 класс
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Коррекция |
1 | Древнерусская музыка. | 1ч | | | |
2 | Русская музыка 18 века. | 1ч | | | |
3 | Русская музыка второй половины 19 века. | 1ч | | | |
4 | П.И.Чайковский. Жизненный путь. | 1ч | | | |
5 | Новый взгляд на «Детский альбом» П.И. Чайковского. | 1ч | | | |
6 | П.И.Чайковский. Симфония №1 «Зимние грёзы». | 1ч | | | |
7 | Оперное творчество Чайковского. Опера «Евгений Онегин». | 1ч | | | |
8 | С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». | 1ч | | | |
9 | А.С.Даргомыжский. Жизненный путь. | 1ч | | | |
10 | А.С.Даргомыжский. Романсы и песни. | 1ч | | | |
11 | А.С.Даргомыжский. Опера «Русалка». | 1ч | | | |
12 | Концертная деятельность | 1ч | | | |
13 | А.С.Даргомыжский. Опера «Каменный гость». | 1ч | | | |
14 | М.П.Мусоргский. Жизненный путь. | 1ч | | | |
15 | Оперное творчество Мусоргского. Опера «Хованщина». М.П.Мусоргский. | 1ч | | | |
16 | М.П.Мусоргский. Оперное творчество Мусоргского. Опера «Борис Годунов». | 1ч | | | |
17 | Романсы и песни Мусоргского. | 1ч | | | |
18 | Фортепианное творчество Мусоргского. «Картинки с выставки». | 1ч | | | |
19 | М.И.Глинка. Жизненный путь композитора. | 1ч | | | |
20 | М.И.Глинка. Симфоническое творчество. | 1ч | | | |
| Романсы М.И.Глинки. | 1ч | | | |
21 | М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». | 1ч | | | |
22 | Творчество А.А.Алябьева. Романсы. | 1ч | | | |
23 | Творчество А.Е.Варламова. Романсы. | 1ч | | | |
24 | Песни А.Л.Гурилёва. | 1ч | | | |
25 | Творцы русской комической оперы 18 века. | 1ч | | | |
26 | А.П.Бородин. Жизненный путь. | 1ч | | | |
27 | А.П.Бородин. Работа над произведением «Симфония №2». | 1ч | | | |
28 | Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный путь. | 1ч | | | |
29 | Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Псковитянка». | 1ч | | | |
30 | Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Майская ночь». | 1ч | | | |
31 | Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок». | 1ч | | | |
32 | Итоговое занятие, творческие отчеты | 1ч | | | |
| | 35 | | | |