СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса занятий внеурочной деятельности «Домисолька» в 5,6,7,9 классах

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочного занятия «Домисолька»  реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5-9 класах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса занятий внеурочной деятельности «Домисолька» в 5,6,7,9 классах»



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 21

ГОРОДА КУЗНЕЦКА




Рассмотрена Согласована Утверждаю

на заседании кафедры на Педагогическом совете Директор МБОУ лицея № 21

культуры и искусств МБОУ лицея № 21 города Кузнецка МБОУ города Кузнецка __________ И.В. Рузанова

лицея № 21 г. Кузнецка Пр. № 1 от 31.08.18 г Пр. № 73/1 от 01.09.18

Пр. № 1 от 31.08.18









Рабочая программа курса

занятий внеурочной деятельности «Домисолька»

в 5,6,7,9 классах






Составитель:


учитель музыки первой квалификационной категории

Сударева Светлана Александровна







2018 г.



Программа внеурочного занятия «Домисолька» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности.



I. Планируемые результаты освоения обучающимися курса

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

  • уважительное отношение к культуре других народов:

  • эстетические потребности, ценности и чувства

  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;

  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.


Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

  • Умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач;

  • Уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства по заданным в программе критериям;

  • Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.

  • Подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза;

  • Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;

  • Участие в музыкальной жизни класса, школы, города


Предметные результаты :

• умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;

• умение воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

• умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

• знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;

• проявление навыков вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки;


1.Регулятивные УУД


• планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

• прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

• осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

• оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

2.Познавательные УУД

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

• усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;

• применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельностивыявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

3.Коммуникативные УУД

• передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

• совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

• знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

• самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.


II. Содержание программы курса внеурочной деятельности.

5 класс.

«Нотная грамота» - 3 часа.

Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.

«Хоровое сольфеджио» - 3 часа.

Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.

«Исполнение а капелла и с сопровождением» - 5 часов.

Интонирование мелодии а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.


«Работа с фонограммой» - 5 часов.

Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.

«Работа с микрофоном» - 3 часа.

Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.

«Сценическое движение и культура» - 5 часов.

Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.

«Работа над репертуаром» - 10 часов.

Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.



6класс


Истоки возникновения народной песни, фольклорного творчества. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Народная песня, её разновидности ( попевки, заклички, колыбельные…).Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры, инсценировки и др. Историческое прошлое в музыкальных образах.

Музыкальная фольклорная речь как способ общения между людьми. Интонационно-образное богатство народной песни. Знакомство с русскими народными инструментами. Освоение навыков игры на простейших народных инструментах (ложки, бубны, сопелки, трещотки ). Создание фольклорного ансамбля. Современный фольклор:- вместе сочиняем частушки; - современная интерпретация (прочтение) песенного фольклора; - создание шуточных музыкальных композиций-коллажей на тему русских народных песен.


7 класс


Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

Охрана голоса. Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Звукообразование. Музыкальные штрихи. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

Дыхание. Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.

Ансамбдь. Унисон. Элементы двухголосия. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

Работа с репертуаром. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Итоговое занятие, творческие отчеты Анализ выступления.



9 класс


Русская музыка: от древнерусской до русской музыки 19 века.

Сжатый обзор русской музыки с древних времён до начала XIX веках.

П. И. Чайковский.

Многогранность личности и творческой деятельности Чайковского. Богатство

тематики и жанров созданных им сочинений.


С.С.Прокофьев.

Кантата «Александр Невский».

Жизненный путь композитора. История создания кантаты. Просмотр видеофрагментов из кинофильма «Александр Невский», в которых звучит музыка из кантаты.

А. С. Даргомыжский.

Обзор творческого наследия. Оперы Даргомыжского, сочинения для оркестра в традициях Глинки. Камерно-вокальные сочинения; новаторские черты творчества. Романсы и песни.

Тематика и жанры вокальной музыки Даргомыжского.

М. П. Мусоргский.

Социальная направленность и новаторство творчества Мусоргского. Развитие

традиций Даргомыжского.

М. И. Глинка.

Зарождение русской музыкальной классики. Эпоха Глинки; современники композитора.

Детские годы. Формирование музыкальных представлений под воздействием народно-песенного искусства.

Состав музыкальной культуры. Творческая деятельность музыкантов всех специальностей, способствующая распространению и усвоению музыкальных ценностей. Меценаты и музыкально-общественные деятели. Развитие музыкального образования.

Плодотворная разносторонняя музыкальная деятельность третьего поколения русских композиторов-классиков, сочетающая национальные традиции с поисками новых путей в искусстве. Связи музыкальной культуры с отечественным искусством и литературой, ее широкое признание за рубежом.

А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилёв -представители жанра «романс».

Комическая опера-неизвестные факты. Представители жанра комической оперы.


А. П. Бородин.

Многогранность творческой деятельности Бородина. Романсы и ноктюрны.

Н. А. Римский-Корсаков.

Многогранность творческой и общественной деятельности Римского-Корсакова. Сказка, история и повседневный быт народа в операх Римского-Корсакова — ведущем жанре творчества.

Обзор творческого наследия. Ведущее место оперы, сочинения для оркестра, романсы.




Ш. Тематическое планирование.




№ урока

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Коррекция

5 класс


«А»

«Б»


1

Нотная грамота


3




2

Хоровое сольфеджио


3




3

Работа над репертуаром


2




4

Исполнение а капелла и с сопровождением

5




5

Работа с фонограммой (5 часов)

5




6

Концертная деятельность

2




7

Работа над репертуаром


3




8

Работа с микрофоном


3




9

Сценическое движение и культура

5




10

Работа над репертуаром


5




11

Концертная деятельность

2






35






6 класс

№ урока

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Коррекция

1

Вводное занятие

1




2

Устное народное творчество. Истоки возникновения музыкального фольклора («За околицей»). Старинные попевки.

3




3

Отражение в музыкального звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

1




4

Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды. Постано-вка мини-сцен «Осенины», «Праздник урожая»

3




5

Отечественные народные музыкальные традиции, праздники и обряды.

2




6

Народная песня. Её разновидности. Колыбельная «Янечка» (Белорусский фольклор).

1




7

Украинский народный танец «Я у матушки жила» (Хоровод).

2




8

Частушки. Частушки-нескладушки.

2




9

Частушки. Частушки-нескладушки


2




10

Русская народная песня «Я на горку шла», «Коробейники».

2




11

Рождественские колядки. РНП «А я по лугу».




12

Рождественские колядки. РНП«А я по лугу».




13

«Масленица пришла». Готовимся к концерту.




14

Весенние заклички, попевки, хороводы. («Веснянка», «Солнышко», «Раз-два люблю тебя»).




15

Концертная деятельность

2




16

Русские народные инструменты.

Готовим праздник.

2




17

Русский народный танец «Хоровод».

2




18

Шуточные музыкальные композиции .

2




19

Концертная деятельность

2






35










7 класс

№ урока

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Коррекция

1

Вводное занятие




2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения




3

Охрана голоса. Певческая установка




4

Звукообразование. Музыкальные штрихи




5

Дыхание




6

Концертная деятельность




7

Ансамбль. Унисон. Элементы двухголосия.




8

Музыкально-исполнительская работа




9

Ритм




10

Дикция и артикуляция




11

Сценодвижение




12

Концертная деятельность




13

Элементы двухголосия.




14

Итоговое занятие, творческие отчеты






35






9 класс

№ урока

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Коррекция

1

Древнерусская музыка.




2

Русская музыка 18 века.




3

Русская музыка второй половины 19 века.




4

П.И.Чайковский.

Жизненный путь.




5

Новый взгляд на «Детский альбом» П.И. Чайковского.




6

П.И.Чайковский.

Симфония №1 «Зимние грёзы».




7

Оперное творчество Чайковского.

Опера «Евгений Онегин».




8

С.С.Прокофьев.

Кантата «Александр Невский».




9

А.С.Даргомыжский.

Жизненный путь.




10

А.С.Даргомыжский.

Романсы и песни.




11

А.С.Даргомыжский.

Опера «Русалка».




12

Концертная деятельность




13

А.С.Даргомыжский.

Опера «Каменный гость».




14

М.П.Мусоргский.

Жизненный путь.




15

Оперное творчество Мусоргского.

Опера «Хованщина». М.П.Мусоргский.




16

М.П.Мусоргский.

Оперное творчество Мусоргского.

Опера «Борис Годунов».




17

Романсы и песни Мусоргского.




18

Фортепианное творчество Мусоргского.

«Картинки с выставки».




19

М.И.Глинка.

Жизненный путь композитора.




20

М.И.Глинка.

Симфоническое творчество.





Романсы М.И.Глинки.




21

М.И.Глинка.

Опера «Иван Сусанин».




22

Творчество А.А.Алябьева. Романсы.




23

Творчество А.Е.Варламова. Романсы.




24

Песни А.Л.Гурилёва.




25

Творцы русской комической оперы 18 века.




26

А.П.Бородин. Жизненный путь.




27

А.П.Бородин. Работа над произведением «Симфония №2».




28

Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный путь.




29

Н.А.Римский-Корсаков.

Опера «Псковитянка».




30

Н.А.Римский-Корсаков.

Опера «Майская ночь».




31

Н.А.Римский-Корсаков.

Опера «Золотой петушок».




32

Итоговое занятие, творческие отчеты






35