МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано | Рекомендовано |
на заседании МС Протокол №__ ___ августа 201__ г. Зам. директора по УВР ________ /Л.В.Черникова)
| к утверждению на заседании педсовета Протокол №__ ___августа 201__ г. Утверждаю Приказ № __ ____августа 201__г. Директор школы _________Т.В.Проскурина |
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа
математического кружка
«СМЕКАЛИСТЫЙ»
Направленность – научно-познавательная
Возраст детей: 14-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во часов: за год – 34ч в неделю – 1ч
Учитель: Черникова Л.В. (учитель математики; 1 квалиф. категория)
село 1-Засеймье
201__- 201_ учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа ориентирована для обучающихся 8-9 классов (14-15 лет) и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа для общеобразовательных школ.
2. Стандарт основного общего образования по математике.
В ходе освоения содержания курса обучающиеся получают возможность:
выработать умения построения геометрических фигур и геометрических тел;
развить умение анализировать и доказывать;
развить логическое мышление.
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Направленность данной дополнительной образовательной программы заключается в расширении и углублении учебного предмета. Данная программа расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики.
Актуальность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию, расширение и повторение знаний обучающихся. Вопросы, рассматриваемые в программе, тесно примыкают к основному курсу алгебры. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений обучающихся.
Новизна образовательной программы заключается в том, что письменный экзамен по алгебре за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях.
Цель программы: Основной целью программы является: систематизация и углубление знаний, закрепление и освоение умений, необходимых для успешной сдачи ГИА – 9.
Выделяются следующие дополнительные цели:
формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике;
выявление и развитие математических способностей;
владение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия;
формирование навыков перевода различных задач на язык математики;
ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой и физикой.
Задачи программы:
расширить знания по отдельным темам курса алгебры 5 - 9 классов;
выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами;
научиться применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма;
узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных, кружковых и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы и система дополнительного образования, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов за курс основной школы, предлагается программа дополнительного образования по алгебре «Смекалистый», которая рассчитана на 34 часа в 8-9 классах.
Кружок - «Смекалистый» предназначен для обучающихся 8 –9 классов, склонных к занятиям математикой и несклонных, желающих повысить свой математический уровень, является предметным по содержанию, то есть, создан в поддержку предмета «математика». Кружок призван расширить знание и умение обучающихся математического стиля мышления, владения эвристическими приемами, применение знаний в новых ситуациях. Задачи, решаемые в кружке, используются на олимпиадах, школьных экзаменах. Любой обучающийся может подключиться к занятиям по этому курсу в начале любой четверти. В кружках обучающимся предоставляется возможность проявить свою самостоятельность, творчество как индивидуально, так и в микрогруппах. Ребята в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания, по ходу которых организуется обсуждение результатов работы. При обсуждении необходимо представлять аргументы, защищать точку зрения, доказывать, прогнозировать.
II. Основные направления и содержание деятельности.
Подготовка будет осуществляться по основным темам курса 5-8 классов /повторение/ и по мере прохождения учебного материала по курсу 9 класса по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Содержание программы.
Тема 1. Выражения и их преобразования.
Сложение и вычитание дробей. Упрощение выражений.
Алгебраические и числовые выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.
Тема 2. Неравенства. Системы неравенств .
Линейные и квадратные неравенства. Дробно-рациональные неравенства.
Решение олимпиадных заданий. Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Тема 3. Уравнения. Системы уравнений.
Решение уравнений с модулем. Решение линейных и квадратных уравнений.
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно рациональных и уравнений высших степеней).
Тема 4. Функции. Графики.
Находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности, квадратичной функции; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Тема 5. Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Тема 6. Прогрессии.
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п -ого члена.. Сумма п первых членов.
Тема 7. Решение разнообразных задач по всему курсу. Заключительное занятие.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Тема | Кол.час |
Вводное занятие. | 1 |
Выражения и их преобразования. | 8 |
Неравенства. Системы неравенств . | 6 |
Уравнения. Системы уравнений. | 6 |
Функции. Графики. | 5 |
Текстовые задачи. | 5 |
Прогрессии. | 2 |
Решение разнообразных задач по всему курсу. Заключительное занятие. | 1 |
Итого | 34 |
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Тема | Кол.час | дата | Примечание |
план | факт |
1 | Вводное занятие. | 1 | | | |
2 | Сложение и вычитание дробей | 1 | | | |
3 | Упрощение выражений. | 1 | | | |
4 | Линейные и квадратные неравенства. | 1 | | | |
5 | Дробно-рациональные неравенства. | 1 | | | |
6 | Решение олимпиадных заданий. | 1 | | | |
7 | Решение систем уравнений. | 1 | | | |
8 | Решение уравнений с модулем. | 1 | | | |
9-10 | Решение линейных и квадратных уравнений. | 2 | | | |
11 | Функции и их свойства. | 1 | | | |
12 | Прямая пропорциональность и ее график. | 1 | | | |
13 | Линейная функция и ее график. | 1 | | | |
14 | Преобразование выражений в многочлен | 1 | | | |
15 | Степень с целым показателем. | 1 | | | |
16 | Круговые диаграммы. | 1 | | | |
17 | Квадратный трехчлен. | 1 | | | |
18 | Квадратичная функция и ее график. | 1 | | | |
19 | Дробно-линейная функция. | 1 | | | |
20 | Дробно-линейная функция и ее график | 1 | | | |
21 | Степень с рациональным показателем. | 1 | | | |
22 | Свойства степени с рациональным показателем. | 1 | | | |
23 | Уравнения. Системы уравнений. | 2 | | | |
24 | Неравенства. Системы неравенств. | 2 | | | |
25 | Текстовые задачи. задачи на проценты; | 5 | | | |
| задачи на «движение»; | | | | |
| задачи на «концентрацию»; | | | | |
| задачи на «смеси и сплавы»; | | | | |
| задачи на «работу | | | | |
| | 2 | | | |
| | 1 | | | |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5- 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать свою деятельность.
Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:
Объяснение учителя или доклад обучающегося по теме занятия.
Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством обучающихся один из обучающихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
Подведение итогов занятия, ответы на вопросы обучающихся, домашнее задание.
В процессе подготовки и проведения занятий у обучающихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.
Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом.
VI. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Требования к уровню усвоения дисциплины
В результате изучения данного курса обучающийся должен обладать следующими знаниями и умениями:
Основные виды логических задач. Способы решения популярных логических задач.
Основные принципы математического моделирования. Основные свойства делимости чисел. Умение решать основные задачи на проценты.
Курс направлен на развитие логического мышления обучающегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора обучающихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.
Выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов;
прием «спирального движения» (по тесту).
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов:
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Для обучающихся:
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И.
Внеклассная работа по математике в 8– 9 классах. Москва.
2. Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986.
3. НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.
5. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».
6. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.
7. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.
8. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М.: Просвещение, 2008.
9. Математика. Весь школьный курс в таблицах/ авт.-сост. Т.С. Степанова – Минск: Современная школа: Кузьма, 2008.
Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7-9 кл. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
Математика: Справочные материалы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
Глазков Ю.А., Гиашвили М.Я.. Тесты по алгебре 9 класс. К учебнику Теляковского С.А. «Алгебра. 9 класс». Рекомендовано РАО. – Экзамен, 2010.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. – ИЛЕКСА, 2010.
Семенов А. В. , Ященко И. В., Захаров П. И.. ГИА 2010 Алгебра 9 класс: Тематическая рабочая тетрадь для подготовки к экзамену (в новой форме). - Экзамен, 2010
Для учителя:
Примерная программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл./ сост.Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008.
Математика. Подготовка к экзамену. 9 класс: уч. пособие/ авт.-сост. С.А.Юркина. – Саратов: Лицей, 2003.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Ф.Ф.Лысенко. Ростов – на – Дону: Легион, 2008.
Алгебра 9 кл. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме/Воробьёва Е.А..-Саратов: Лицей, 2009.
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. - М.: «Экзамен», 2007.
Тесты. Математика.5-11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2007.
Алгебра. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ П.И.Алтынов. – М.: Дрофа, 2005.
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры. – М.: Просвещение, 1993.
Глазков Ю.А., Гиашвили М.Я.. Тесты по алгебре 9 класс. К учебнику Теляковского С.А. «Алгебра. 9 класс». Рекомендовано РАО. – Экзамен, 2010.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. – ИЛЕКСА, 2010.
Интернет источники.
www.ege.moipkro.ru
www.fipi.ru
ege.edu.ru
www.mioo.ru
www.1september.ru
www.math.ru