СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом примерной программы «От рождения до школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 2-5 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО,  с учетом примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой срок реализации программы (2021-2022 учебный год)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музыкального руководителя с учетом примерной программы «От рождения до школы»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – Детский сад «Ладошки» МО «Барышский район» Ульяновской области





РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете Заведующий МБДОУ ЦРР «Ладошки»

образовательной организации МО «Барышский район»

Протокол № ____ _______________ Н.В.Нигматулина

« » «августа» 2021г. «01» «сентября» 2021г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

совместной деятельности педагога с детьми 2-5 лет

разработана в соответствии с ФГОС ДО,

с учетом примерной программы «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

срок реализации программы (2021-2022 учебный год)





Выполнил

музыкальный руководитель: Мурзакова А.В.





г.Барыш

2021г.

Структура рабочей программы

  1. Целевой раздел.

    1. Пояснительная записка.

    2. Основные цели и задачи реализации образовательной программы.

    3. Принципы и подходы к формированию программы.

    4. Возрастные и индивидуальные особенности детей.

    5. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

  2. Содержательный раздел.

    1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 5 лет.

    2. Формы взаимодействия с детьми.

  3. Организационный раздел.

    1. Организация образовательного процесса по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Музыка.

    2. План взаимодействия с педагогическим коллективом.

    3. План взаимодействия с родителями

    4. Особенности организации предметно-пространственной среды.

  4. Список литературы.

  5. Комплексно-тематическое планирование.




  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от 2 до 5 лет.

Основная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка – детский сад «Ладошки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а так же в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

  • Устав МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Ладошки» Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области утверждён приказом Управления образования «Барышский район» Ульяновской области от 15.01.2020г. №07

  • Основная образовательная программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.







    1. Основные цели и задачи реализации образовательной программы:


Цель рабочей программы: формирование общей культуры детей и создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

  • воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности, совершенствование навыков и умений в этом виде деятельности;

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений самим с собой с другими детьми, взрослыми и миром;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;

  • стимулирование желания самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

  • объединения обучения воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственно –патриотических и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.



    1. Принципы и подходы к формированию программы

Основными принципами (ФГОС ДО п.1.4), положенными в основу Программы являются следующие:

Принцип интегративности – определяется взаимосвязью взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.


Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

Принцип деятельности – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях

Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.


Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.


Принцип креативности - организация творческой деятельности.


Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.


Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.


Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.


Принцип интеграции образовательных областей


  1. социально – коммуникативное развитие;

  2. познавательское развитие;

  3. речевое развитие;

  4. художественно-эстетическое развитие;

  5. физическое развитие.

В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип системности - представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выгосткого и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, и обеспечивать в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

  • формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.


В программе учитываются следующие подходы реализации программы:

1) Личностно – ориентированный подход:

Личностно – ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальны интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт. Образовательная среда ориентирована на природообразность. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект – субъектных отношений.

2) Деятельностный подход:

Деятельностный подход - субъективно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

3) Культурологический подход:

Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологии и творческого потенциала ребенка. Воспитательная функция образования заключается в том, что знания помогают ребенку самоопределиться как личности путем освоения культуры, духовных и нравственных ценностей.


    1. Возрастные и индивидуальные способности детей


Возрастные и индивидуальные способности детей от 2 до 3 лет

Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику, птичке и т.д.).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом. Эти действия ребенок производит по подражанию после показа взрослого.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. У них совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов. Импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.


Возрастные и индивидуальные способности детей от 3 до 4 лет

В возрасте 3-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.

Естественное для младшего дошкольника желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается в попытках зарифмовать слова, в ритмичном проговаривании – пропевании фраз, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение придается развитию метроритмического чувства малышей.

Дети 3-4 лет в процессе восприятия могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений, реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры – марш, плясовую, колыбельную.

Накапливается опыт музыкальной исполнительской деятельности. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных инструментах.

Дети группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет на конец учебного года владеют следующими навыками: узнают знакомые мелодии; вместе с воспитателем подпевают песни (не все дети, т.к. некоторые еще плохо говорят); двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движение с первыми звуками музыки; выполняют движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; различают и называют музыкальные инструменты: погремушка, бубен, треугольник.


Возрастные и индивидуальные способности детей от 4 до 5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.



    1. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.


Планируемые результаты освоения Программы

(2-3 года)

Художественно-

эстетическое

развитие

Обладает интересам к песням, стремится двигаться под музыку;

Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения искусства и культуры;

Вслушивается в музыку, различает контрастные особенности звучания; стремиться подпевать и петь песни;

Владеет умением связывать движение с музыкой.



Планируемые результаты освоения Программы

(3-4 года)

Художественно-

эстетическое

развитие

С интересом слушает и исполняет музыкальные произведения;

Слушает музыкальное произведение до конца, понимает характер музыки, узнает и определяет, сколько частей в произведении;

Умеет двигаться в соответствии с характером музыки и силой её звучания (громко, тихо); реагирует на начало звучания музыки и её окончание;

Эмоционально откликается на характер песни, пляски; умеет подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах


Планируемые результаты освоения Программы

(4-5 лет)

Художественно-

эстетическое

развитие

 Владеет навыками культуры слушания музыки;

Умеет петь протяжно, подвижно, согласованно, выразительно, четко произнося слова, предавая характер музыки;

Ребенок умеет самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы;

Имеет навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки (двигаться в паре по кругу, ставит ногу на пятку и на носок, ритмично хлопать в ладоши, выполнять перестроения);

Способен к инсценировке песен и постановке небольших спектаклей (эмоциональное исполнение упражнений и сценок).




2 Содержательный раздел

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.

2.1 Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 5 лет.



Первая младшая группа от 2 до 3 лет

Виды муз.

деятельности

Образовательные задачи

Слушание

Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется и эмоционально реагировать на содержание.

Развивать умение различать звуки по высоте

Пение

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Формировать способность воспринимать и  воспроизводить простейшие движения, показываемые взрослыми (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Передавать музыкальные образы.

Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.


Вторая младшая группа от 3 до 4 лет

Виды муз. деятельности

Образовательные задачи

Слушание музыки

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение, распевание

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково)

Песенное творчество

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения

Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них).

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.).

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Развивать танцевально-игровое творчество.

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Игра на музыкальных инструментах

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами (дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном), а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на них.


Средняя группа от 4 до 5 лет

Виды муз. деятельности

Образовательные задачи

Слушание музыки

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы)

Пение, распевание

Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество

Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь-кошечка?», «Где ты?»). формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

Игра на музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.




    1. Формы взаимодействия с детьми.

Раздел «Восприятие музыки»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Использование музыки:

- на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

-на музыкальных занятиях;

-во время умывания;

-на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);

-во время прогулки (в теплое время);

- в сюжетно-ролевых играх;

-перед дневным сном;

-при пробуждении;

- на празднике и развлечениях.

Занятия

Праздники

Развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-другие занятия;

-театрализованная деятельность;

-слушание музыкальных сказок;

-рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья.

Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты.

Иры в «праздники», «Концерт».

Консультация для родителей

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Совместные праздники, развлечения

Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)



Раздел «Пение»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Использование музыки:

-на музыкальных занятиях;

-во время умывания;

-на других занятиях;

-во время прогулки (в теплое время);

- в сюжетно-ролевых играх;

-в театрализованной деятельности;

- на празднике и развлечениях.

Занятия

Праздники

Развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-другие занятия;

-театрализованная деятельность;

-пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду

-подпевание и пение знакомых песенок, при рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья.

Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей:

-песенного творчества.

Музыкально-дидактические игры.

Совместные праздники, развлечения

Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)



Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Использование:

- на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

-на музыкальных занятиях;

-на других занятиях;

-во время прогулки;

- в сюжетно-ролевых играх;

- на празднике и развлечениях.

Занятия

Праздники

Развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-другие занятия;

-театрализованная деятельность;

-игры, хороводы;

Празднование дней рождения.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов разных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества(ленточки, платочки и т.д.)).

Создание для детей игровых творческих ситуаций(сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.

Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии


Совместные праздники, развлечения

Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Посещение детских музыкальных театров



Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Использование :

-на музыкальных занятиях;

-на других занятиях

-во время прогулки;

- в сюжетно-ролевых играх;

- на празднике и развлечениях.

Занятия

Праздники

Развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-другие занятия;

-театрализованная деятельность;

-игры с элементами аккомпанемента;

-празднование дней рождения.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.

Игра на шумовых музыкальных инструментах.

Экспериментирование со звуками.

Музыкально-дидактические игры.

Совместные праздники, развлечения

Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)







Раздел «Творчество» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на дет.муз. инструментах)

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Использование музыки:

-на музыкальных занятиях;

-на других занятиях;

-во время прогулки;

- в сюжетно-ролевых играх;

- на празднике и развлечениях.

Занятия

Праздники

Развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-другие занятия;

-театрализованная деятельность;

-игры с элементами аккомпанемента;

-празднование дней рождения.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.

Игра на шумовых музыкальных инструментах.

Экспериментирование со звуками.

Музыкально-дидактические игры.

Совместные праздники, развлечения

Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)





3. Организационный раздел

3.1 Организация образовательного процесса по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Музыка.

Образовательный процесс по реализации образовательной области «Музыка» строится на основе рабочей программы, которая разработана с учетом следующих положений:

-весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики;

-постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;

-осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.

Музыкальный репертуар соответствует художественно-педагогическим требованиям:

-единства содержания и музыкальной формы;

-соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;

-доступности восприятия и исполнения детьми.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) выступает как основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, в которой участвуют все дети того или иного возраста. НОД проводится в соответствии с рабочей программой по всем видам музыкальной деятельности и включает в себя чередование следующих видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, пальчиковая гимнастика, пляски, игры.

Материал программы распределяется по видам деятельности: слушание, пение, пальчиковая гимнастика, игра на ДМИ, музыкально-ритмические движения и соответствует четырем возрастным группам: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа.

Формы проведения занятий:

  • Традиционное

  • Комплексное

  • Интегрированное

  • Доминантное

Структура музыкального занятия:

(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)

  • музыкально – ритмические движения

  • развитие чувства ритма, музицирование,

  • пальчиковая гимнастика

  • слушание, импровизация

  • распевание, пение

  • пляски, хороводы, игры.

Регламентация образовательной деятельности

Форма музыкальной деятельности

1 Младшая группа

2 Младшая группа

Средняя группа


Продолжительность

В неделю

В год

Продолжительность

В неделю

В год

Продолжительность

В неделю

В год

ООД

15

2

72

15

2

72

20

2

72

Праздники, развлечения

25-30


18

25-30


18

30


18





Расписание непосредственной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ ЦРР «Детский сад – Ладошки» в 2020-2021 учебном году.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Музыка»

Группа

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг


Пятница

Топотушки

9.00 – 9.15




9.00 – 9.15

Горошинки

9.20 – 9.35




9.20 – 9.35

Почемучки

9.40 – 9.55


9.00 – 9.15



Кнопочки


9.00 – 9.15


9.25 – 9.45


Непоседы


9.50 – 10.10


9.50 – 10.10


Звездочки


9.25 – 9.45


9.00 – 9.20


Карамельки



9.20 – 9.40


9.40 – 10.00



3.2 План работы музыкального руководителя по взаимодействию с педагогическим коллективом на 2021-2022 уч.год.

сентябрь

1. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям.

2. Пополнение групповых аудиотек танцевальной музыкой, музыкой для слушания.

октябрь

1. Подготовка и проведение осеннего праздника.

2. Консультация «Развитие речи средствами музыки»

3. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям.

4. Познакомить воспитателей с итогами диагностики.

ноябрь

1. Проведение утренников и развлечений.

2. Планирование и подготовка к новогоднему празднику.

декабрь

1. Анкетирование воспитателей.

2. Подготовка и проведение новогоднего праздника.

январь

1. Проведение утренников и развлечений.

2. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям.

3. Оформление музыкальных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей

февраль

1. Подготовка и проведение праздника, посвященному дню защитника Отечества.

2. Планирование и подготовка к празднику, посвященному 8 марта.

3. Планирование и подготовка к празднику «Масленица»


март

1. Подготовка и проведение праздника, посвященному 8 марта.

2. Планирование и подготовка к весеннему празднику.

3. Консультация «Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания»

апрель

  1. Подготовка и проведение праздника весны.

  2. Практикум по разучиванию подвижных музыкальных игр

  3. Подготовка к утреннику «День Победы»

май

1. Подготовка и проведение утренника «День Победы»

2. Анкетирование воспитателей.

3. Планирование и подготовка к празднику «День защиты детей».




3.3 План работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями на 2021-2022 уч.год

сентябрь

1. Индивидуальные консультации по музыкальному воспитанию.

2. Консультация «Форма одежды, обувь на занятиях и праздниках»

октябрь

1. Привлечение родителей к подготовке «Праздника Осени».

2. Создание папок-передвижек.

ноябрь

1. Привлечение родителей к подготовке праздников

2. Совместное проведение праздника «День матери»

3. Тематическая выставка «От природы музыкален каждый»

декабрь

  1. Привлечение родителей к подготовке новогоднего праздника, костюмов и атрибутов

  2. Консультация: «Правила поведения родителей на празднике».

3. Оформление наглядно-педагогической пропаганды

январь

1. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания в ДОО

2. Создание фонотеки


февраль

1. Привлечение родителей к подготовке праздника посвященному дню защитника Отечества.

2. Привлечение родителей к подготовке праздника, посвященному Масленице.



март

1. Совместное проведение праздника, посвященного Международному женскому Дню

2.Консультация «Разучивание стихов, ролей, песен дома»

3. Размещение на сайте детского сада альбома «Утренники».

апрель

1. Выступление на собрании.

3. Тематическая выставка.

4. Привлечение родителей к подготовке весеннего праздника.

май

  1. Информационный стенд.

  2. Ознакомление родителей с результатами мониторинга.

  3. Выступление детей «Чему мы научились на музыкальных занятиях».





3.4 Особенности организации предметно-пространственной среды.

Важнейшим условием реализации рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно составлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Развивающие зоны

Цель

Наименование оборудования и материалов

Зона восприятия музыки и пения

Обучать анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

Развивать восприятие музыки различного характера.

Развивать певческие умения.

Воспитывать слушательскую культуру, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.

Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.

Фортепиано

Портреты композиторов

Репродукции картин или иллюстрации

Наборы детских шумовых и музыкальных инструментов

Мультимедийное оборудование

Мольберт

Микрофон

Зона игры на музыкальных инструментах

Обучать игре на различных музыкальных инструментах.

Развивать мелкую моторику при обучении приемам игры на инструментах.

Воспитывать интерес к музицированию, желание импровизировать.

Набор детских шумовых инструментов

Маракасы

Погремушки

Молоточки

Бубен

Набор детских духовых инструментов

Дудочки

Флейта

Колокольчики

Бубенцы

Набор орф-инструментов

Треугольники

Металлофоны

Ксилофоны

Деревянные ложки

Свистульки

Аккордеон

Гусли

Гитара

Балалайки

Зона танца и музыкально-ритмических движений

Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности.

Развивать координированность движений.

Осваивать элементы танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов.

Воспитывать желание двигаться под музыку, импровизировать движения.

Цветы

Платочки

Снежинки

Листочки

Погремушки

Султанчики

Флажки

Стеклянный шар

Цветной шар

Рули

Зона дидактических игр

Осваивать в доступной игровой форме представления о музыке и ее выразительных возможностях, пробудить к ней интерес.

Научить различать настроения, чувства, переданные музыкой, развивать общие музыкальные способности.

Карточки

Диски с записями

Зона подвижных игр

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать двигательную активность.

Формировать внимание и выдержку.

Формировать умение менять движение со сменой музыки.

Повышать интерес к подвижным играм.

Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Мягкие игрушки

Маски

Рули

Зона театральной деятельности

Формировать творческое мировосприятие жизни, художественную зоркость, развивать воображение, эмоциональную сферу, игровые умения.

Стимулировать двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей.

Приобщать к миру игры и театра, развивать потребность в активном самовыражении, в творчестве.

Куклы бибабо

Пальчиковый театр

Ширма настольная

Ширма большая

Фланелеграф

Мягкие игрушки

Зона интеграции с образовательными областями

«Физическое развитие»

Развивать физические качества в процессе музыкально-ритмической деятельности, используя музыкальные произведения как сопровождение в зарядке и на физкультурных занятиях.

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать представления о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать свободное общение совзрослыми и детьми в области музыки; развивать все компоненты устной речи в театрализованной деятельности.

Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

«Познавательное развитие»

Расширять кругозор детей в области музыки; сенсорное развитие, формировать целостную картину мира в сфере музыкального искусства, творчества.

Формировать представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развивать игровую деятельность.

«Художественно-эстетическое развитие»

Развивать детское творчество, приобщать к различным видам искусства, использовать художественные произведения для обогащения области «Музыка», закреплять результаты восприятия музыки.

Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Использовать музыкальные произведения с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Мячи

Скакалки

Обручи

Флажки

Диски с музыкой

Альбомы

Карандаши

Краски

Куклы в национальных костюмах

Неваляшки

Рабочая зона музыкального руководителя

Планирование и организация профессиональной деятельности музыкального руководителя.

Стол

Стул

Компьютер

Экстренный ящик

Музыкальный центр



Литература



1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 336 с..

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981 -240ст..

3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду ; М Просвещение, 1983.

225 стр.

4. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., Просвещение, 1986. -144 стр.

5.БекинаС.И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., Просвещение, 1981 -158стр.

6. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5 -6 лет; 6 – 7 лет авт. – сост. С.И. Бекина и др. Москва 1986г -143стр.

7. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких М. ТС Сфера, 2008г.- 96с.

8. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991.

9. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.- 120с.

10. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Санкт – Петербург 2000г.

11. Антипова А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва «Сфера» 2003г.-128с.

12. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» изд. «Композитор» Санкт – Петербург 2007г.-74с.