ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
"ЧЕРНОГОРСКИЙ ГОРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"
РАССМОТРЕНО на заседании МО преподавателей Руководитель МО _______________ Блажко И.В. (протокол № 4 от 27 июня 2024 г.) | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ______________ О.В. Лапса «28» июня 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
«общеобразовательного цикла»
основной образовательной программы
по профессии:
21.01.08 Машинист на открытых горных работах
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
43.01.09 Повар кондитер
I,курс
с. Бея, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 4
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..4
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………………………………………...8
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 10
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ………………………………………………………………………………...11
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 13
ЛИТЕРАТУРА 13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………………………………..14
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………………………………………….15
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины физическая культура предназначена для изучения физической культуре в Филиале ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
Программа разработана на основе приказа Минпросвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 № 71763), в соответствии с Рекомендациями по получению среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 01.03.2023 № 05-592), в соответствии с ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины математика (с изменениями, приказ Минпросвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
Общей целью общего образования по физической культуре является формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической культуре для 10–11 классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в программе по физической культуре по трём основным направлениям.
Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне».
Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно – достиженческой и прикладно – ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной направленности, совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта. Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность.
Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе формирования научных представлений о социальной сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям физической культуры, приобретение способов общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного обучения основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Филиале ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина физическая культура изучается а общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
В учебных планах ОПОП СПО дисциплина физическая культура входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования. На изучение дисциплины предусмотрено 258 часов, из которых 86 – внеаудиторная самостоятельная работа, 10 часов отведено на теоретические занятия, 162 часа – практические занятия. Зачеты проводятся в 1, 2, 3 и 4 семестрах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности; способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познанием мира;
осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов);
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по физической культуре.
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать физическую культуру как явление культуры, её направления и формы организации, роль и значение в жизни современного человека и общества;
ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», руководствоваться ими при организации активного отдыха в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности;
положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое назначение и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и функциональных возможностей.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
проектировать досуговую деятельность с включением в её содержание разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и оздоровительных занятий, физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;
контролировать показатели индивидуального здоровья и функционального состояния организма, использовать их при планировании содержания и направленности самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, оценке её эффективности;
планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса «Готов к труду и обороне».
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных занятий;
выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании;
выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки;
демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной деятельности, осуществлять судейство по одному из освоенных видов (футбол, волейбол, баскетбол);
демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне».
В процессе освоения дисциплины физическая культура у обучающихся должны формироваться общие компетенции:
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 06. ОК 08. | - выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; - выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; - проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; - преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; - выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и само страховки; - осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; - выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма; | -укрепления здоровья; формирования ЗОЖ; развитие силы, особенно мышц плечевого пояса и ног, статической выносливости, вестибулярной устойчивости, ловкости, способности сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, внимания; - формирования прикладных навыков (лазание по лестницам, канату и шесту и др.) - повышение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды; - воспитания трудолюбия, настойчивости, терпения, смелости. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
В том числе: | |
Теоретические занятия | 6 |
Практические занятия | 66 |
Промежуточная аттестация по дисциплине физическая культура | осуществляется в виде зачета по дисциплине в каждом из 2 семестрах. |
.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Знания о физической культуре
Физическая культура как социальное явление. Истоки возникновения культуры как социального явления, характеристика основных направлений её развития (индивидуальная, национальная, мировая). Культура как способ развития человека, её связь с условиями жизни и деятельности. Физическая культура как явление культуры, связанное с преобразованием физической природы человека.
Характеристика системной организации физической культуры в современном обществе, основные направления её развития и формы организации (оздоровительная, прикладно-ориентированная, соревновательно-достиженческая).
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как основа прикладно-ориентированной физической культуры, история и развитие комплекса «Готов к труду и обороне» в Союзе советских социалистических республик (далее – СССР) и Российской Федерации. Характеристика структурной организации комплекса «Готов к труду и обороне» в современном обществе, нормативные требования пятой ступени для учащихся 16–17 лет.
Законодательные основы развития физической культуры в Российской Федерации. Извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой и спортом: Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Физическая культура как средство укрепления здоровья человека. Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика основных компонентов здоровья, их связь с занятиями физической культурой. Общие представления об истории и развитии популярных систем оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и предметное содержание.
Модуль «Спортивные игры».
Футбол. Техники игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, выполнение углового и штрафного ударов в изменяющихся игровых ситуациях. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Баскетбол. Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, способы овладения мячом при «спорном мяче», выполнение штрафных бросков. Выполнение правил 3–8–24 секунды в условиях игровой деятельности. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Волейбол. Техника выполнения игровых действий: «постановка блока», атакующий удар (с места и в движении). Тактические действия в защите и нападении. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Прикладно-ориентированная двигательная деятельность.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Основы здорового образа жизни. | Умение разъяснять понятие: здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Здоровый образ жизни и его взаимосвязь с общей культурой индивида. Составляющие здорового образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. |
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. | Уметь проводить: самоконтроль занимающихся. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Их формы и содержание Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств |
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. | Уметь разъяснять понятия: Средства физической культуры и регулировании работоспособности. Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений СПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные принципы изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно эмоционального, психологического и психофизиологического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности. |
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста. | Умение разъяснять понятия: Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Физическая культура личности. 21 Основы законодательства Р.Ф. о физической культуре. Физическая культура как учебная дисциплина среднего и профессионального образования. Ценностные ориентации и отношение студентов к физ.культуре и спорту. Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования. |
Легкая атлетика. | Уметь показать технику низкого старта, технику бега по дистанции: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4х100 м, 4х400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег, на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом, «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра. |
Спортивные игры. Волейбол. | Умение показать технику приема и передачи мяча: Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в нападении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам. |
Спортивные игры. Баскетбол. | Умение показать технику игры в баскетбол: ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину ( с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты – перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала, стадиона.
Оборудование спортивного зала:
гимнастика
канат для лазания – 1 шт.
мат поролоновый – 1 шт. перекладина – 1 шт.
стенка гимнастическая – 1 шт.
скамейка гимнастическая – 2 шт.
легкая атлетика
подвижные игры с элементами спортивных игр
свисток – 1 шт. волейбольные стойки – 2 комплекта
сетка волейбольная – 1 шт.
щит баскетбольный игровой – 2 шт.
ворота для мини футбола – 2 шт.
мячи футбольные – 2 шт.
мячи волейбольные – 2 шт.
мячи баскетбольные – 2 шт.
Технические средства обучения:
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. – М., 2011.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособие для студентов СПО. – М., 2010.
Для преподавателей
1.Барчуков И.С. Физическая культура. – М., 2003.
2.Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. – М., 2006.
3.Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и вале логической направленностью. – Кострома, 2003.
4.Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002.
5.Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. – М., 2002.
6.Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. – М., 2006.
7.Методические рекомендации: Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
8.Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005.
9.Хрущев С.В. Физическая культура детей с заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. — М., 2006.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |
Раздел 1.Знания о физической культуре |
1.1 | Физическая культура как социальное явление | 3 | | 4 | |
1.2 | Физическая культура как средство укрепления здоровья человека | 3 | | 4 | |
Итого по разделу | 6 | |
Раздел 2.Спортивно-оздоровительная деятельность |
2.1 | Модуль «Спортивные игры». Футбол | 10 | | 2 | |
2.2 | Модуль «Спортивные игры». Баскетбол | 16 | | | |
2.3 | Модуль «Спортивные игры». Волейбол | 12 | | | |
Итого по разделу | 38 | |
Раздел 3.Модуль «Спортивная и физическая подготовка» |
4.1 | Спортивная подготовка | 10 | | | |
4.2 | Базовая физическая подготовка | 18 |
Итого | 28 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 72 | 0 | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 курс
| Название разделов и тем | Макс. учебн. нагрузка студ. (час) | Теоретических | Практических занятий |
1 | Здоровый образ жизни как условие активной жизнедеятельности человека | 1 | 1 | |
2 | Основные направления и формы организации физической культуры в современном обществе | 1 | 1 | |
3 | Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) | 1 | 1 | |
4 | Физическая культура и физическое здоровье | 1 | 1 | |
5 | Основы организации образа жизни современного человека | 1 | 1 | |
6 | Проектирование индивидуальной досуговой деятельности | 1 | 1 | |
Футбол | | | |
7 | Техническая подготовка в футболе | 1 | | 1 |
8 | Тактическая подготовка в футболе | 1 | | 1 |
9 | Развитие силовых и скоростных способностей средствами игры футбол | 1 | | 1 |
10 | Развитие координационных способностей средствами игры футбол | 1 | | 1 |
11 | Развитие выносливости средствами игры футбол | 1 | | 1 |
12 | Совершенствование технических действий в передаче мяча, стоя на месте и в движении | 1 | | 1 |
13 | Совершенствование техники ведение мяча и во взаимодействии с партнером | 1 | | 1 |
14 | Совершенствование техники удара по мячу в движении | 1 | | 1 |
15 | Тренировочные игры по мини-футболу | 1 | | 1 |
16 | Техника судейства игры футбол | 1 | | 1 |
Дифференцированный зачет | 1 | | |
Итого: | 26 | 6 | 20 |
Баскетбол | | | |
17-18 | Техническая подготовка в баскетболе | 2 | | 2 |
19-20 | Тактическая подготовка в баскетболе | 2 | | 2 |
21-22 | Развитие скоростных и силовых способностей средствами игры баскетбол | 2 | | 2 |
23-24 | Развитие координационных способностей средствами игры баскетбол | 2 | | 2 |
25-26 | Развитие выносливости средствами игры баскетбол | 2 | | 2 |
27-28 | Совершенствование техники ведение мяча и во взаимодействии с партнером | 2 | | 2 |
29 | Совершенствование техники броска мяча в корзину в движении | 1 | | 1 |
30 | Совершенствование техники броска мяча в корзину в движении | 1 | | 1 |
31 | Тренировочные игры по баскетболу | 1 | | 1 |
32 | Техника судейства игры баскетбол | 1 | | 1 |
Волейбол | | | |
33 | Техническая подготовка в волейболе | 1 | | 1 |
34 | Тактическая подготовка в волейболе | 1 | | 1 |
35 | Общефизическая подготовка средствами игры волейбол | 1 | | 1 |
36 | Развитие скоростных способностей средствами игры волейбол | 1 | | 1 |
37 | Развитие силовых способностей средствами игры волейбол | 1 | | 1 |
38 | Развитие координационных способностей средствами игры волейбол | 1 | | 1 |
39 | Развитие выносливости средствами игры волейбол | 1 | | 1 |
40 | Совершенствование техники нападающего удара | 1 | | 1 |
41 | Совершенствование техники одиночного блока | 1 | | 1 |
42 | Совершенствование тактической действий во время защиты и нападения в условиях учебной и игровой деятельности | 1 | | 1 |
43 | Тренировочные игры по волейболу | 1 | | 1 |
44 | Техника судейства игры волейбол | 1 | | 1 |
Самбо | | | |
45 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
46 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
47 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
48 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
49 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
50 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
51 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
52 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
53 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
54 | Спортивная подготовка (СФП) по избранному виду спорта | 1 | | 1 |
Подготовка к ГТО | | | |
55 | Знания о ГТО | 1 | | 1 |
56 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 60 м или 100 м | 1 | | 1 |
57 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 60 м или 100 м | 1 | | 1 |
58 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 2000 м или 3000 | 1 | | 1 |
59 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 2000 м или 3000м | 1 | | 1 |
60 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Кросс на 3 км или 5 км | 1 | | 1 |
61 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на лыжах 3 км или 5 км | 1 | | 1 |
62 | комплекс ГТО: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 1 | | 1 |
63 | комплексГТО: Подтягивание из виса на высокой перекладине. | 1 | | 1 |
64 | КомплексГТО: Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см | 1 | | 1 |
65 | КомплексГТО: Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | 1 | | 1 |
66 | комплекс ГТО: Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 1 | | 1 |
67 | комплекс ГТО: Поднимание туловища из положения лежа на спине | 1 | | 1 |
68 | комплекс ГТО: Метание мяча весом 500 г(д), 700 г(ю) | 1 | | 1 |
69 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Стрельба | 1 | | 1 |
70 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Челночный бег 3*10 м | 1 | | 1 |
71 | Фестиваль «Мы готовы к ГТО!». (сдача норм ГТО с (тестов) 6 ступени | 1 | | 1 |
Дифференцированный зачет | 1 | | 1 |
Итого: | 72 | 6 | 66 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 72 | 6 | 66 |
18