СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа окружающий мир. Начальные классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа окружающий мир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ.



Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру, программы А.А. Плешакова к учебникам «Школа России».

Предмет «Окружающий мир» входит в обязательную часть учебного плана МБОУ СШ №16, относится к предметной области «Обществоведение и естествознание». Курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс: в 1 классе на изучение окружающего мира отводится 66 ч в объеме 2 часа в неделю, во 2-4 классах по 68 ч в объеме 2 часа в неделю.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Окружающий мир":


Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  8. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  9. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

    1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

    9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

    13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Предметные результаты освоения предмета.

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


По окончании курса учащийся научится:

Учащийся получит возможность:

Человек и природа.

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не сложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество.

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его

  • главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной  коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Правила безопасной жизни.

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

  • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

  • понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

  • соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);

  • соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

  • соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

  • заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.


2. Содержание учебного предмета


Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.


Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.


Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.























1 класс (66 часов)

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Конторольных работ

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Задавайте вопросы!

1

-

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке.

2

Что и кто?

20

-

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3

Как, откуда и куда?

12

-

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

4

Где и когда?

11

-

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

5

Почему и зачем?

22


Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; работать впаре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить на нём созвездие Льва; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


Итого

66






2 класс (68 часов)

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Конторольных работ

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Раздел «Где мы живем».



4


Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран, исполнять гимн Российской Федерации.

Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о

многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России, обсуждать, почему народы России называют братскими.

Работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов.

Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село.

Находить изображения города и села.

Распределять обязанности по выполнению проекта.

Подбирать фотографии (открытка, слайды) или фотографировать

достопримечательности своей малой родины.

Собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования.

Классифицировать объекты окружающего мира. Приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять

таблицу в рабочей тетради.

Обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру

Рассказывать о своём отношении к окружающему.

Выполнять тестовые задания учебника.


2

Раздел «Природа».

20


Классифицировать объекты природы по существенным признакам.

Различать объекты неживой и живой природы, обозначать объекты природы цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию.

Приводить примеры объектов живой и неживой природы, заполнять таблицу в рабочей тетради.

Различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях.

Рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева

измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты

измерений.

Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса.

Приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.).

Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними.

Определять природные объекты с помощью атласа – определителя.

Знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе, дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека

Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея.

Знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку.

Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные

созвездия, пользоваться для поиска созвездий на небе атласом – определителем,

находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете.

.

Работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу, подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России.

Выполнять тестовые задания учебника.

Оценивать бережное или потребительское отношение к природе.

3

Раздел «Жизнь города и села».



10


Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану.

Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов, моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом

Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию.

Работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта,

используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта.

Посещать музеи, рассказывать о них, с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей.

Наблюдать над зимними погодными явлениями.

Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

4

Раздел «Здоровье и безопасность».


9


Называть и показывать внешние части тела человека, определять на рисунке учебника положение внутренних органов человека, моделировать внутренне строение тела человека.

Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника.

Обсуждать сбалансированное питание школьника.

Различать продукты растительного и животного происхождения,

Формулировать правила личной гигиены, характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными.

Демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами.

Моделировать сигналы светофора, характеризовать свои действия как пешехода приразличных сигналсоотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги,

Выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу.

Формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку.

Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций.формулировать правила безопасного поведения в быту

Характеризовать пожароопасные предметы.

Запомнить правила предупреждения пожара.

Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС.

Рассказывать о назначении предметов противопожарной


5

Раздел «Общение».

7


Рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях.

Формулировать понятие «культура общения».

Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.

Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе.

Обсуждать вопрос о культуре общения в школе.

Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её.

Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.

Моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Обсуждать морально- этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России.

Обсуждать правила поведения в театре и формулировать их

Обсуждать правила поведения в общественном транспорте

Выполнять тестовые задания учебника.

6

Раздел «Путешествия»




Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта.

Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме

Находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта.

Объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли.находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе.

Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности, анализировать цветовое обозначение равнин и гор наглобусе.

Сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника, характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края.

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку, на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края.

Осуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К.Ушинского, фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям)..

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас – определитель.

Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края.

Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе.

Сравнивать изображение России на глобусе и карте.

соотносить пейзажи России на фотографиях в учебнике с местоположением их на физической карте России

Оформлять стенд «Города России».

Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.

соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира

Находить материки на карте мира.

Сравнивать физическую и политическую карты мира.

Находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран.

Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа –определителя, осуществлять самопроверку.

Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе.

Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям.

Выполнять тестовые задания учебника.

Оценивать правильность /неправильность предложенных ответов.

Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными

материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся


Итого

68
























3 класс (68 часов)

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Конторольных работ

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Раздел

«Как устроен мир»


7


Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «как устроен мир»;

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Раздел

«Эта удивительная природа»


19


Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; — характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

Работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3

Раздел

«Мы и наше здоровье»


10


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

Характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

Работать с терминологическим словариком;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

4

Раздел

«Наша безопасность»

8


понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться выполнить;

Актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

Работать с терминологическим словариком;

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5

Раздел

«Чему учит экономика»


12


Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

Работать с терминологическим словариком;

Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

6

Раздел

«Путешествия по городам и странам»


12


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

Рассказывать о достопримечательностях городов золотого кольца;

Узнавать достопримечательности городов золотого кольца по фотографиям;

Составлять вопросы к викторине по золотому кольцу;

Моделировать маршрут золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. Д.;

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

С помощью интернета готовить сообщение о любом городе золотого кольца;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

7

Раздел

«Как устроен мир»




Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «как устроен мир»;

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна;

Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; Формулировать выводы из изученного материала.


Итого

68



4 класс (68 часов)

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Конторольных работ

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

«Земля и человечество»

9


Рассказывать о мире с точки зрения астронома. Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве.

Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса.

Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ»Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Работать с «лентой времени».Работать с исторической картой. Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой.

Называть экологические проблемы и пути их решения. Называть международные соглашения по охране окружающей среды, международные экологические организации. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране

Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России. Рассказывать о Международной Красной книге. Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида. 

Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения

2

«Природа России»

11


Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике

Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра:   Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике

Называть природные зоны России.

Объяснять причины смены природных зон с севера на юг.

Показывать на карте природных зон области высотной поясности

Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь.

Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи.

Называть условия, необходимые для жизни живых организмов.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь.

Показывать на карте природных зон зону тундры.

Называть природные особенности зоны тундры.

Называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры.

Рассказывать о занятиях местного населения.

Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры.


Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.

Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей.

Называть экологические проблемы зоны лесов.

Показывать на карте природных зон зону степей.

Рассказывать о природных особенностях зоны степей.

Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения.

Называть заповедники степной зоны.

Рассказывать о питомниках для редких животных

Показывать на карте природных зон зону пустынь.

Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь.

Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком.

Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения.

Показывать на карте природных зон зону субтропиков.

Называть правила безопасности во время отдыха у моря.

Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России.

Рассказывать о курортах Черноморского побережья Кавказа.

Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кавказа»,«субтропики»

3

«Родной край – часть большой страны»

14


Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы

Показывать на политико-административной карте России родной край.

Знакомиться с картой родного края.

Рассказывать о родном крае

Рассказывать о природном сообществе смешанного леса.

Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса. Моделировать цепи питания

Рассказывать о природном сообществе луга.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из  изученных ) луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Моделировать цепи питания.

Рассказывать о влиянии человека на жизнь луга.

Рассказывать об охране лугов

Рассказывать о природном сообществе пресных вод.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни в пресных водах.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Моделировать цепи питания.

Называть правила поведения у водоёма.

Рассказывать об охране пресноводных растений и животных.

Рассказывать о болотах и об их охране

Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства.

Называть породы домашних животных.

Называть отрасли животноводства в регионе и рассказывать об их развити

4

«Страницы Всемирной истории»

5


Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве.

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.

Объяснять значение выражения «первобытные люди».

Использовать «ленту времени»

Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.

Использовать «ленту времени».

Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов.

Сопоставлять мировые религии.

Рассказывать о рыцарях и замках.

Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

Рассказывать о Новом времени в истории Европы,

Понимать значение развития предпринимательства.

Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.

Называть выдающихся людей Нового времени.

Работать с географической картой

Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики.

Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира.

Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков.

Называть выдающихся людей Новейшего времени.

Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых кровопролитных войн

5

«Страницы истории России»

20


Показывать на карте территории расселения древних славян.

Рассказывать о жизни древних славян

Называть имена создателей славянской азбуки.

Объяснять значение слова «летопись».

Рассказывать о монгольском нашествии.

Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».

Рассказывать об Александре Невском.

Моделировать ход Куликовской битвы.

Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

Понимать, почему Пётра I называют Великим.

Рассказывать о М.В. Ломоносове.

Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

Рассказывать о Екатерине Второй.

Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой.

Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове

Рассказывать о Бородинском сражении.

Рассказывать о М.И. Кутузове.

Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

Объяснять значение выражения «Отечественная война» Объяснять значение выражения «Гражданская война».

Рассказывать о  Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях Рассказывать об образовании СССР.

Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина.

Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР.

Называть экологические проблемы того времени.

Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году

6

«Современная Россия»

9


Рассказывать о федеральном устройстве России.

Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека. Называть права и обязанности гражданина.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Понимать, что такое «символ» и называть символы России.

Объяснять значение символов России в жизни государства и общества. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

Приводить примеры праздников

Называть народы России.


Итого

68