СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОУДБ 07 Химия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для преподавания химии по профессии Автомехаик в СПО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОУДБ 07 Химия»



Министерство образования Ставропольского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кисловодский государственный многопрофильный техникум»



УТВЕРЖДАЮ

И.О. Директора ГБПОУ «КГМТ»

А.В. Прокопенко 30 августа 2019 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОуДБ.07 ХИМИЯ





















г. Кисловодск, 2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ.07 ХИМИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и примерной программой учебной дисциплины «Химия» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г. по профессии 23.01.03 Автомеханик





Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»



Разработчик: Кочарова Елена Спартаковна – преподаватель высшей квалификационной категории






Рекомендована научно-методической комиссией преподавателей естественнонаучных и математических дисциплин государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»



Протокол заседания научно-методической комиссии № 1 от 30.08.2019 г.















СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



7

  1. условия реализации учебной дисциплины


15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

17





1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 Автомеханик

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины требования к результатам

освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;

• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;

• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев

с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания

и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для

различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

−− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

−− использование различных видов познавательной деятельности и основных

интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления

причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов)

для решения поставленной задачи, применение основных методов познания

(наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

−− сформированность представлений о месте химии в современной научной

картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

−− сформированность умения давать количественные оценки и производить

расчеты по химическим формулам и уравнениям;

−− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

−− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 210 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 140 часа;

самостоятельной работы обучающихся 70 часов.












  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

210

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

140

в том числе


-лекции

120

- лабораторные работы

10

- практические занятия

10

- контрольные работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

70

Индивидуальный проект

50

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Химия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4





Введение

Содержание учебного материала


2

1

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов

1

2

Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов

1

Лабораторная работа

-


Практическое занятие

-

Контрольная работа № 1: «Входной контроль знаний».

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 1.Общая и неорганическая химия




Тема 1.1. Основные понятия и законы

Содержание учебного материала

6

1

Основные понятия химии

Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества.

2

2

Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.

2

3

Относительные атомная и молекулярная массы.

2

4

Количество вещества.

2

5

Основные законы химии

Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры.

2

6

Закон Авогадро и следствия их него.

2

Лабораторная работа:

-


Практическое занятие № 1: «Решение расчетных задач на нахождение относительной молекулярной массы»

Практическое занятие № 2: «Определение массовой доли химических элементов в сложном веществе».

2

Контрольные работы:


Самостоятельная работа обучающихся: решение задач по алгоритму

4

.



Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала

6

1

Периодический закон Д.И.Менделеева

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.


1

2

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона.

2

3

Структура периодической таблицы.

2

4

Строение атома

Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы.

2

5

Электронные конфигурации атомов химических элементов.

2

6

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

2

Лабораторные работы



Практическое занятие № 3: « Электронное строение атоиов хим. элементов»

1

Контрольная работа: № 1: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома».

-

Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений):

  1. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

  2. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».

  3. Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.

  4. Изотопы водорода.

  5. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

5

Тема 1.3.

Строение вещества

Содержание учебного материала




13


1

Ионная связь

Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки

1

2

Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

2

3

Ковалентная связь

Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи.

2

4

Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

2

5

Металлическая связь. Водородная связь.

Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

2

6

Агрегатные состояния веществ и водородная связь

Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ.

2

7

Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.


8

Чистые вещества и смеси

Понятие о смеси веществ.

2

9

Гомогенные и гетерогенные смеси.

2

10

Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

2

11

Дисперсные системы

Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда

2

12

Классификация дисперсных систем.

2

13

Понятие о коллоидных системах

2

Лабораторная работа № 1: « Ознакомление со свойствами дисперсных систем»

1


Лабораторная работа № 2: «Ознакомление со свойствами коллоидных систем»

1


Практическое занятие № 4: «Решение задач на определение состава смесей».

1


Контрольная работа № 2: « Строение вещества».

1


Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений):

  1. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.

  2. Косметические гели.

  3. Плазма – четвертое состояние вещества.

  4. Аморфные вещества в природе, технике, быту.

  5. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

  6. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.

  7. Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV).

Защита озонового экрана от химического загрязнения

8

Тема 1.4.

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Содержание учебного материала





8



1

Вода как растворитель. Растворимость веществ.


1

2

Растворы . Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы.

2

3

Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

2

4

Массовая доля растворенного вещества

3

5

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы.

2

6

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.


7

Основные положения теории электролитической диссоциации.

2

8

Кислоты, основания и соли как электролиты

2

Лабораторная работа № 3: «Приготовление растворов»


Практическое занятие № 5: «Решение задач на массовую долю растворенного вещества».

Контрольная работа № 3: Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений):

  1. Растворы вокруг нас.

  2. Вода как реагент и как среда для химического процесса.

  3. Типы растворов.

  4. Жизнь и деятельность С. Аррениуса.

  5. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

5

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание учебного материала

9


1

Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Основные способы получения кислоты.

1

2

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами.

2

3

Основания как электролиты, их классификация по различным признакам.

2

4

Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

2

5

Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные.

2

6

Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

2

7

Гидролиз солей .

2

8

Оксиды, их классификация.

Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды.

2

9

Химические свойства и получение оксидов


2

Лабораторная работа № 4 «Идентификация неорганических веществ»

2


Практическое занятие №6 «Решение задач по теме»

1

Контрольная работа № 4: «Классификация неорганических соединений и их свойства».

1

Самостоятельная работа обучающихся (написание сообщений):

  1. Серная кислота – «хлеб химической промышленности».

  2. Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

  3. Оксиды и соли как строительные материалы.

  4. История гипса.

  5. Поваренная соль как химическое сырье.

Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

5

Тема 1.6. Химические реакции

Содержание учебного материала

9


1

Классификация химических реакций

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

2

2

Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции.

2

3

Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций.

2

4

Термохимические уравнения

2

4

Окислительно-восстановительные реакции

Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление.

2

6

Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2

7

Скорость химических реакций

Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

2

8

Обратимость химических реакций

Обратимые и необратимые реакции..

2

9

Химическое равновесие и способы его смещения


2

Лабораторная работа № 5: «Получение, собирание и распознавание газов»;

1


Практическое занятие №7: «Решение задач по теме

1

Контрольная работа № 5: «Химические реакции».

1

Самостоятельная работа обучающихся: решение задач по алгоритму

.

4


Тема 1.7.

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала

7


1

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов.

1

2

Классификация металлов по различным признакам.

2

3

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

2

4

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия.

2

5

Сплавы черные и цветные.

2

6

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе.

2

7

Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Производство серной кислоты

2

Лабораторная работа№6: «Свойства серной кислоты»


Практическое занятие № 8,9: «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы»

2

Контрольная работа № 6 по разделу 1 «Общая и неорганическая химия»

1

Самостоятельная работа обучающихся (написание сообщений):

  1. Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

  2. История отечественной черной металлургии.

  3. История отечественной цветной металлургии.

  4. Современное металлургическое производство.

  5. Специальности, связанные с обработкой металлов.

  6. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

  7. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

  8. Инертные или благородные газы.

  9. Рождающие соли – галогены.

  10. История шведской спички.

  11. Химия металлов в моей профессиональной деятельности.

  12. Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности. Раздел 2. Органическая химия

6

Раздел 2. Органическая химия




Тема 2.1.

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений


Содержание учебного материала

5


1

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

1

2

Теория строения органических соединений

Основные положения теории химического строения.

2

3

Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

2

4

Классификация органических соединений

2

5

Классификация реакций в органической химии

Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

2

Практические занятия №10: «Решение задач по теме»

-1


Контрольная работа № 7: по теме «Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений»

-

Самостоятельная работа обучающихся (написание сообщений):

  1. Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.

  2. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

  3. Витализм и его крах.

  4. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.

Современные представления о теории химического строения.

4

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники



Содержание учебного материала

3

1

Алканы. Номенклатура алканов.

1

2

Гомологический ряд, изомерия алканов.

2

3

Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

2

4

Алкены Гомологический ряд, изомерия

15

2

5

Номенклатура алкенов.

2

6

Химические свойства, получение этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

2

7

Диены и каучук

Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

2

8

Натуральный и синтетические каучуки. Резина

2

9

Алкины

Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация.

2

10

Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

2

11

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование).

2

12

Применение бензола на основе свойств.

2

13

Природные источники углеводородов

Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

2

14

Нефть. Состав нефти.

2

15

Переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты

2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

-

Контрольная работа № 8: «Углеводороды и их природные источники».

1

Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений):

  1. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

  2. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.

  3. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.

  4. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.

  5. Углеводородное топливо, его виды и назначение.

  6. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.

  7. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

  8. Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.

  9. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.

Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов





10

Тема 2.3. Кислородосодержащие органические соединения

Содержание учебного материала




13


1

. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах.


1

2

Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.

2

3

Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

2

4

Глицерин как представитель многоатомных спиртов Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

2

5

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.

2

6

Применение фенола на основе свойств.


2

7

Альдегиды

Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт.

17

2

8

Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств

2

9

Карбоновые кислоты

Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот.

2

10

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

2

11

Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

2

12

Сложные эфиры

Получение сложных эфиров реакцией этерификации.

2

13

Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

2

14

Жиры как сложные эфиры Классификация жиров.

2

15

Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

2

16

Углеводы

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

2

17

Глюкоза

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид.

2

Лабораторная работа № 7: «Идентификация органических соединений»

1


Практическое занятие № 7 : « Решение задач по теме: «Кислородосодержащие органические соединения».

1


Контрольная работа № 9: «Кислородосодержащие органические соединения».

1


Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений):

  1. Углеводы и их роль в живой природе.

  2. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.

  3. Развитие сахарной промышленности в России.

  4. Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.

  5. Метанол: хемофилия и хемофобия.

  6. Этанол: величайшее благо и страшное зло.

  7. Алкоголизм и его профилактика.

  8. Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.

  9. Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.

  10. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

  11. История уксуса.

  12. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.

  13. Жиры как продукт питания и химическое сырье.

  14. Замена жиров в технике непищевым сырьем.

  15. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.

  16. Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

  17. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.


9

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Содержание учебного материала







11





1

Амины

Понятие об аминах.

1

2

Алифатические амины, их классификация и номенклатура..

2

3

Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств

2

4

Аминокислоты

Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения.

2

5

Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств

2

6

Белки

Первичная, вторичная, третичная структуры белков.

2

7

Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

2

8

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.


2

9

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации.

2

10

Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

2

11

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

2

Лабораторная работа № 8: «Распознавание пластмасс»


Лабораторная работа № 9: «Распознавание волокон»

Практическое занятие

Контрольная работа № 10 по разделу 2.

Самостоятельная работа обучающихся: (написание сообщений):

  1. Аммиак и амины – бескислородные основания.

  2. Анилиновые красители: история, производство, перспектива.

  3. Аминокислоты – амфотерные органические соединения.

  4. Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул.

  5. Синтетические волокна на аминокислотной основе.

  6. «Жизнь это способ существования белковых тел…»

  7. Структуры белка и его деструктурирование.

  8. Биологические функции белков.

  9. Белковая основа иммунитета.

  10. СПИД и его профилактика.

  11. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.

  12. Химия и биология нуклеиновых кислот.


10

Дифференцированный зачет : (Тестирование, устный опрос, защита )

2

Курсовой работа(проект) не предусмотрена

-


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрена

-

Всего

210
















3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»;

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- лаборантская с необходимым химическим оборудованием и реактивами:


п/п

Вид и наименование средства обучения

Тема (раздел) учебного материала по предмету


Коллекции

1

Металлы и сплавы

Металлы

2

Чугун и сталь

Металлы

3

Шкала твердости

Металлы

4

Редкие металлы

Металлы

5

Минералы и горные породы

Металлы

6

Стекло и изделия из стекла

Неметаллы

7

Топливо

Природные источники углеводородов

8

Каменный уголь

Природные источники углеводородов

9

Нефть и продукты ее переработки

Природные источники углеводородов

10

Пластмассы

Природные источники углеводородов. Полимеры.

11

Каучук

Диеновые углеводороды

12

Волокна

ВМС. Волокна

13

Приборы

14

Водяная баня

Химический эксперимент, практикум

15

Песочная баня

Химический эксперимент, практикум

16

Плитка электрическая

Химический эксперимент, практикум

17

Набор №25 «Для проведения термических работ»

Химический эксперимент, практикум

18

Химическая посуда и оборудование

19

Штатив лабораторный

Химический эксперимент, практикум

20

Лапка для штатива

Химический эксперимент, практикум

21

Кольцо для штатива

Химический эксперимент, практикум

22

Муфта

Химический эксперимент, практикум

23

Столик подъемный

Химический эксперимент, практикум

24

Штатив для пробирок

Химический эксперимент, практикум

25

Фоновый экран для пробирок

Химический эксперимент, практикум

26

Бюретка

Химический эксперимент, практикум

27

Термометр

Химический эксперимент, практикум

28

Ложка для сжигания веществ

Химический эксперимент, практикум

29

Фарфоровая ступка

Химический эксперимент, практикум

30

Пестик

Химический эксперимент, практикум

31

Фарфоровая чашка для выпаривания

Химический эксперимент, практикум

32

Тигель

Химический эксперимент, практикум

33

Набор соединительных трубок

Химический эксперимент, практикум

34

Колба Вюрца

Химический эксперимент, практикум

35

Колба круглая плоскодонная

Химический эксперимент, практикум

36

Колба коническая

Химический эксперимент, практикум

37

Колба мерная

Химический эксперимент, практикум

38

Колба трехгорлая

Химический эксперимент, практикум

39

Воронка стеклянная конусообразная

Химический эксперимент, практикум

40

Мерный цилиндр

Химический эксперимент, практикум

41

Химическаий стакан

Химический эксперимент, практикум

42

Спиртовка

Химический эксперимент, практикум

43

Аппарат Киппа

Химический эксперимент, практикум

44

Пробирка

Химический эксперимент, практикум

45

Двухгорлая колба

Химический эксперимент, практикум

46

Держатель для пробирок

Химический эксперимент, практикум

47

Щипцы

Химический эксперимент, практикум

48

Пипетка мерная

Химический эксперимент, практикум

49

Склянка двугорлая

Химический эксперимент, практикум

50

Воронка капельная

Химический эксперимент, практикум

51

Холодильник

Химический эксперимент, практикум

52

Соединительные сосуды

Химический эксперимент, практикум

53

Пробка резиновая

Химический эксперимент, практикум

54

Пробка пробковая

Химический эксперимент, практикум

55

Асбестовая сетка

Химический эксперимент, практикум

56

Делительная воронка

Химический эксперимент, практикум

57

Набор предметных стекол

Химический эксперимент, практикум


Стенды и таблицы

58

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

ПСХЭ и ПЗ Д.И.Менделеева, Металлы. Неметаллы. Строение атома. Строение и свойства веществ.

59

Электрохимический ряд напряжений металлов

Металлы. ОВР

60

Формы перекрывания электронных облаков и возникновение зон с повышенной электронной плотностью.

Строение атома. Строение и свойства веществ.

61

Природный и попутный нефтяной газ (опорные схемы)

Природные источники углеводородов.

62

Нефть и ее переработка (опорные схемы)

Природные источники углеводородов.

63

Пиролиз (опорные схемы)

Природные источники углеводородов.

64

Коксохимическое производство (опорные схемы)

Природные источники углеводородов.

65

Глюкоза

Углеводы

66

Карбоновые кислоты

Карбоновые кислоты

67

Производство и применение серной кислоты

Химическое производство

68

Добыча и переработка нефти

Природные источники углеводородов

69

Алгоритм определения типа химической связи

Химическая связь

70

Промышленный органический синтез

Химическое производство

71

Классификация веществ

Классификация веществ

72

Коррозия металлов

Металлы

73

Переработка нефти

Природные источники УВ

74

Характеристика элемента по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Периодический закон и Периодическая система ХЭ

75

Типы химических реакций

Типы химических реакций

76

Научные принципы организации химических производств

Химическое производство



Химические реактивы

п/п

Наименование

Химическая формула

Группа хранения

Простые вещества

1

Алюминий мет (гранулы)

Al

VIII

2

Алюминий мет. (пыль)

Al

VIII

3

Бром (ТВ)

Br2

VII

4

Железо восстановленное (порошок)

Fe

VIII

5

Иод крист

I2

VII

6

Медь мет

Cu

VIII

7

Сера

S

V

8

Цинк (пыль)

Zn

VIII

Оксиды, гидроксиды

9

Алюминия оксид

Al2O3

VIII

10

Алюминия гидроксид

Al(OH)3

VIII

11

Аммиак 25%-ный водный

NH4OH

VII

12

Бария оксид

BaO

VII

13

Бария гидроксид

Ba(OH)2

VII

14

Железа (III) оксид

Fe2O3*nH2O

VIII

15

Железа (III) гидроксид

Fe(OH)3

VIII

16

Меди (II) оксид

CuO

VIII

17

Натрия оксид (гран)

NaOH

VII

Соли

18

Аммония дихромат

(NH4)2Cr2O7

VII

19

Бария нитрат

Ba(NO3)2

VII

20

Бария хлорид

BaCl2

VII

21

Бария карбонат

BaCO3

VIII

22

Железа (III) хлорид

FECL3

VIII

23

Кальция карбонат

CaCO3

VIII

24

Кальция гидрофосфат

CaHPO3

VIII

25

Меди(II) хлорид

CuCl2

VIII

26

Калия хромат

KClO3

VIII

27

Цинка нитрат

ZN(NO3)2

VIII

Кислоты

28

Азотная кислота

HNO3

VII

29

Серная кислота

H2SO4

VII

30

Уксусная кислота

CH3COOH

VII

Органические вещества

31

Спирт бутиловый

C4H9OH

IV

32

Спирт изобутиловый

C4H9OH

IV

33

Спирт изоамиловый


VII

34

Этиленгликоль


IV

35

Набор №20ВС «Кислоты»



36

Набор №16ВС «Металлы, оксиды»



37

Набор№13ВС «Галогениды»



38

Набор №19ВС «Соединения марганца»



39

Набор №22ВС «Индикаторы»



40

Набор №11ВС «Соли для демонстрационных опытов»



41

Набор №3ВС «Щелочи»



































3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Органическая химия. Краткий курс: Учебное пособие / В.Г. Иванов, 2015 М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 222 с.


2. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 200 с.

Богомолова, И. В. Органическая химия [Электронный ресурс] : учеб. пособие 2015 М. : ФЛИНТА, 2015. — 365 с.


Дополнительные источники:

1. М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014. - 542 с.:

Валова (Копылова), В. Д. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа [Электронный ресурс] : Практикум 2014



  1. http://ru.wikipedia.org/

  2. http://www.hemi.nsu.ru/

  3. http://www.himhelp.ru/

  4. http://www.xumuk.ru/

  5. http://www.chemistry.narod.ru/

  6. http://www.alhimik.ru/

  7. http://dic.academic.ru/






















4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь


- называть изученные вещества по международной номенклатуре;


Письменные контрольные работы, химический эксперимент, выполнение тестовых заданий различных видов,

устный и письменный ответ, выполнение творческих заданий, изготовление таблиц, графиков,рисунков, наглядных пособий,

рефератов. Проведение уроков

соревнований, уроков игр с оценкой

результатов обучения.

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;


- характеризовать: элементы малых

периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;


- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;


- выполнять химический эксперимент по

распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;


- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием

различных источников (научно–популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.


Знать


- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электропроницательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, катализ, скорость химической реакции, химическое равновесие, углеродный скелет,

функциональная группа, изомерия, гомология;

Письменные контрольные работы, химический эксперимент, выполнение тестовых заданий различных видов, устный и письменный ответ, выполнение творческих заданий, изготовление таблиц, графиков, рисунков, наглядных пособий, рефератов. Проведение уроков соревнований, уроков игр с оценкой результатов обучения.

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;


- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;


- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.