СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по адыгейской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО. Курс рассчитан на 70 часов (2ч в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адыгейской литературе»


Пояснительная записка

Рабочая программа для 2 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ №2», на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и учебника «Родные просторы» 2 класс - авторы : С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко.. Разработана на основе УМК «Школа России» НР и ЭО по региональному приказу.

Цели:

- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей;

-воспитание патриотических чувств школьников, расширение кругозора, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.

Задачи:

- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов,

-знакомить с культурно - историческим наследием Республики Адыгея;

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей; обогащение нравственного опыта детей, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

-обогащение чувственного опыта ребёнка, воспитывать чувство гордости и любви к своей малой родине.
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей. Межпредметные связи.

Содержание курса позволяет осуществлять его связь с:

- русским языком;

- окружающим миром;

- изобразительным искусством;

- музыкой.

Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;

Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащих

Программа включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.

Отличительные особенности программы

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.

        Основные линии программы:

1.         Развитие навыка чтения;

2.         Развитие восприятия произведения;

3.         Развитие литературоведческих понятий;

4.         Развитие речевых умений;

5.         Развитие творческой деятельности.

 Основными образовательными линиями курса «Родные просторы» являются следующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.  

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Место курса в учебном плане

Во 2 классе на уроки адыгейской литературы отводится 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель).

Тематическое планирование 2 класс

Название разделов.

Количество часов.

1

Адыгея — Родина моя

7

2

Адыгейское устное народное творчество и национальные игры

24

3

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея

32

4

Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов республики Адыгея.

7


Всего

70




Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии адыгейской природы, культуры и религии;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре адыгского народа, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей.






К концу второго класса учащиеся должны знать:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и просмотре) содержание различных видов текстов, аудио-, видео- и гипермедиа-сообщений, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному, увиденному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту, аудио- или видео-сообщению;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Содержание программы.

I. Наша Республика Адыгея (7 ч.)
Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее, адыгейские имена, адыгейская национальная одежда; сельское хозяйство, промышленность, полезные ископаемые, образование.
Произведения: Яхутль С. «Адыгея родная моя», Жанэ К. «Так в Адыгее говорят», Куёк Н. «Мальчик в черкеске», Паранук М. «Кто позабыл родной язык». Машбаш И. «Живи, добро верши», «Общий двор».
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (24 ч.)
1. Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях.
3.Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.: «Старый кот и мыши», «Дружная компания», «Шапка небылиц», «Злая мачеха», «Слава на долгие века».
4. Произведения из адыгейского нартскогозиоса: « В гостях у старого нарта», « О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка», «Ашамез и Кунууд», «Ток Тхагалиджа», «Как появились камыль и пхачич».
5. Национальные игры.
Общеразвивающие адыгейские национальные игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность.: «Прятки», «Меткий стрелок», «Всадник», «Бегать».
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (32 ч.)
1. Литературные сказки.
Литературные сказки и их особенности.
Литературные сказки о животных: Паранук М. «Лиса и журавль», «Кто сильнее».
2. Моя семья.
Произведения о родном языке, родителях, вежливости, воспитании в семье, правилах общественного поведения: Паранук М. «Кто позабыл родной язык», «Случай на улице»;Жаяэ К. «Спор», «Как внуки запутали бабушку»;Куёк Н. «Сколько рук у дедушкю»; Чуяко Дж. «Эта бабушка не чужая»; Нехай Р. «Добрый старик»; Гадагатль А. «Мамин помощник».

З. Мир вокруг нас.
Загадки, пословицы, литературные произведения о временах года и их явлениях, о трудовой деятельности людей, о жизни птиц и домашних животных.
Произведения: Панеш Х. «Осень»; Чуякодж. «Прилежный мальчик», «Снеговик», «Гром»; ЖанэК. «Как я согрелся», «Сад»; Куёк Н. «Снег»; Ачмиз Р. «А солнышко решило»; Салон Е. «Князь леса».
4. Наше детство.
Произведения поэтов и писателей Адыгеи о детях, о детских забавах, о воспитании ребенка в адыгейской семье вежливости, гостеприимства, красноречия.
Произведения: Жанэ К. «Как Нурдин испугался», «Вышивала Фатимет»; Чуяко Дж. «Про котенка»; Нехай Р. «Я сам».
5. Уважаем и помогаем старшим.
Адыгейские пословицы и литературные произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи, об элементах адыгагьэ.
Произведения: Жанэ К. «Старый петух», «Мой пирог»; Нехай Р. «Добрый старик».
I. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея.(7ч.)
1. Загадки о фруктах, овощах, животных.
2. Пословицы о труде, дружбе, мудрости, уме, честности, добре, зле.
З. Сказки о животных, бытовые сказки: Лиса в тетерев (русская сказка), Завещание (русская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка), ((Волк и перепелка) (кабардинская сказка)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 2 класс


урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата

план

факт

Наша Республика Адыгея (7 ч.)

С. Яхутль «Адыгея родная моя».

С.4

03,09


К. Жане «Так в Адыгее говорят».

С.5-6

04,09


Н. Куек «Мальчик в черкеске».

С.7

10,09


Р.Нехай. «Моя мать и мой язык».

С.8

11,09


Майкоп - столица Адыгеи.

Сообщение

17,09


Ц.Теучеж.Пшиш.

С.9

18,09


М.Тлехас. Моя земля.

С.10

24,09


Адыгейское народное творчество и национальные игры (15 ч.)

Загадки.

С.12

25,09


Пословицы.

С.13

01,10


Сказки. Старый кот и мыши.

С.14-15

02,10


Петух - хвастун.

С.16-17

08,10


Дружная компания.

С.18-21

09,10


Шапка-небылица.

С.22-28

15,10


Злая мачеха.

С.29-30

16,10


Злая мачеха.

С.31-33

22,10


Слава на долгие века.

С.34

23,10


В гостях у старого нарта.

С.35-38

29,10


Сказание. О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка.

Вн.чт

30,10


Сказание. Ащамез и Кунууд.

Выр.чт.

12.11


Сказание. Ток Тхагалиджа.

С.39-40

13,11


Как появились камыль и пхачич.

С.40-43

19,11


Национальные игры.

С.43-50

20,11


Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (37 ч.)

М.Паранук. Лиса и журавль.

С.51-53

26,11


М.Паранук. Кто сильнее?

С.53-56

27,11


Т.Керашев. Джегу.

С.57-59

03,12


Х.Панеш. Осень.

С.60, наиз.

04,12


К.Жанэ. Спор.

С.60-62

10,12


М.Паранук. Кто позабыл родной язык.

С.63.

11,12


И.Машбаш. Живи, добро верши.

С.63-64

17,12


И.Машбаш. Общий двор.

С.64-65

18,12


Дж. Чуяко. Прилежный мальчик.

С.66

24,12


М.Паранук. Случай на улице.

С.66-68

25,12


Дж.Чуяко. «Про котёнка»

С.69. наиз.

14,01


Дж.Чуяко. «Снеговик»

С.69-70

15,01



К.Жанэ.Как я согрелся.

С.70-71

21,01


Н.Куёк. «Снежинки,Снег»

С.71-72

22,01


К. Жанэ «Как Нурдин испугался»

С.72-73

29,01


К. Жанэ «Почему я люблю закрывать глаза.

С.73-74

30,01


Н.Куёк.Сколько рук у дедушки.

С.74-75

04,02


Н.Куёк. «Лужи»

С.75.наиз.

05,02


Х.Панеш. «Я сам».

С.76

11,02


Р.Нехай. «Добрый старик».

С.77

12,02


К. Жанэ. «Колыбельная»

С.78

18,02


А.Гадагаль. «Вот какой он странный»

С.79

19,02


К.Жанэ . «Как внуки запутали бабушку»

С.80-81

25,02


Н.Чуяко. «Что приключилось со стрекозой»

С.82

26,02


Р.Нехай. «Брось в землю зерно»

С.82-83

03,03


К. Жанэ «Мой пирог»

С.83-84

04,03


К. Жанэ . «Вышивала Фатимет»

С.84-85.наиз.

10,03


А. Гадагатль «Мамин помощник»

С.85-86

11,03


К. Жанэ «Мишкины штанишки»

С.86-87

17,03


Дж. Чуяко «Милей всего»

С.88-89

18,03


К. Жанэ «Старый пастух»

С.89-90

01,04


Дж. Чуяко «Эта бабушка не чужая»

С.91

07,04


Дж. Чуяко «Гром», Р. Ачмиз «А солнышко решило».

С.91-92

08,04


Х. Панеш «После дождя».

С.93

14,04


Н. Куек «Луна и Солнце».

С.94

15,04


Н. Куек «Песенка».

С .95

21,04


А. Гадагатль «Погоди-ка, малыш!».

С.95-96

22,04


Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея (9ч.)

Загадки.

С.97-99

28,04


Пословицы.

С.99-100

29,04


Лиса и тетерев (русская сказка).

С.101-102

06,05


Завещание (русская сказка).

С.102-103

06,05


Г. Габриелян «Петрос и бабушка».

С.103-104

12,05


Ш. Галиев «Почему не ругается мама?».

С.104-106

13.05


Ф. Балкарова «Эльбрус».

С.106-107

19.05


Н. Носов «Заплатка».

С.107-110

20.05


68.

А.Алиш . «Два петуха ».

С.110-112

26.05


69-70.

Путешествие по страницам журнала”Родничок Адыгеи”

Чит.журнал «Родничок Адыгеи»