Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
Тыгдинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Т.А. Бояринцева
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______Вамбольд Л.В. Протокол № ___ от «__»_________2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР_______ Попова Т.В. «__»___________2021 г. | «Утверждено» Директор ОУ ____________Басня И.А. Приказ №___от «___»___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Вамбольд Ларисы Владимировны
I квалификационная категория
по учебному курсу «Алгебра», 8 класс
Основное общее образование
Базовый уровень
2021 - 2022 учебный год
с. Тыгда, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Алгебре 8 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования школы, требований к результатам образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников предметной линии в соответствии с примерной программой для общеобразовательных школ по алгебре 7- 9 классы (Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2018г) к учебнику Ю.Н.Макарычев и др.Алгебра. 8 класс: учебник; М: «Просвещение», 2020г.
Планируемые результаты освоения курса Алгебры 8 класса.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
У учащихся могут быть сформированы:
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Учащиеся получат возможность научиться:
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;
осуществлять взаимопроверку;
обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);
объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
конструировать геометрические фигуры из заданных частей, достраивать часть до заданной геометрической фигуры, мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, дополнять таблицы недостающими данными, находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать условия текстовых задач,
решать задачи разными способами;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий, переводить информацию из одного вида в другой,
находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете.
Предметные
Учащиеся научатся:
применять основное свойство дроби;
правилу действий с алгебраическими дробями;
правилам действий со степенями с целыми показателями;
записи чисел в стандартном виде;
понятию квадратного корня и арифметического квадратного корня;
свойствам арифметических квадратных корней;
решать квадратные уравнения;
Учащиеся получат возможность научиться:
сокращать алгебраические дроби;
выполнять арифметические действия с алгебраическими дробями;
записывать числа в стандартном виде;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
вычислять арифметические квадратные корни;
применять свойства арифметических квадратных корней при решении задач;
применять теорему Виета при решении задач;
решать текстовые задачи с помощью квадратных и рациональных уравнений и их систем;
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства
основным методам решения систем рациональных уравнений.
Функциональная грамотность обучающихся
Оценка математической грамотности
Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах; (переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы и прочее);
Одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;
использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы);
Выявлять закономерности в структурированных объектах, (делать выводы);
Осуществлять пробные действия при поиске решения;
Контролировать ход и результат решения задачи.
Оценка читательской грамотности
Использовать и понимать текст;
Находить и извлекать необходимую информацию, опираясь на данный текст;
Интегрировать и интерпретировать сообщения текста;
Умение осмыслить и оценить содержание текста;
Умение осмыслить и оценить форму текста.
Оценка естественнонаучной грамотности
Умение научно объяснять явления;
Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
Выявлять особенности естественнонаучного исследования;
Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
Перечислять, сравнивать, объяснять, характеризировать и анализировать явления, факты, события.
Оценка финансовой грамотности
Выявлять финансовую информацию;
Анализировать информацию в финансовом контексте;
Уметь оценивать финансовые проблемы;
Применять финансовые знания для решения задач.
Оценка информационной грамотности
Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий, печатных текстов и др.;
Читать чертежи, схемы, графики;
Использовать информацию из СМИ;
Пользоваться алфавитными и систематическими каталогами библиотеки;
Анализировать числовую информацию.
Оценка коммуникативной грамотности
Умение работать в группе, команде;
Не поддаваться колебаниям своего настроения;
Приспосабливаться к новым, непривычным условиям и требованиям;
Организовывать работу группы;
Располагать к себе других людей.
Оценка компьютерной грамотности
Искать информацию в сети Интернет;
Пользоваться электронной почтой;
Создавать и распечатывать тексты.
Содержание образования
Числа
Рациональные числа. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами.
Иррациональные числа. Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррациональность числа 2 . Применение в геометрии.
Тождественные преобразования
Дробно-рациональные выражения. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.
Уравнения и неравенства
Квадратное уравнение и его корни. Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней.
Дробно-рациональные уравнения. Решение простейших дробно-линейных уравнений.
Неравенства. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных. Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства.
Системы неравенств. Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.
Решение текстовых задач
Задачи на все арифметические действия. Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задач.
Задачи на покупки, движение и работу. Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объёмов выполняемых работ при совместной работе.
Задачи на части, доли, проценты. Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.
Логические задачи. Решение логических задач.
Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов.
Статистика и теория вероятностей
Статистика. Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графиков для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков. Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение.
Календарно-тематическое планирование, Алгебра 8 класс
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
Повторение курса алгебры 7 класса - 3 часа |
| Степень с натуральным показателем. Одночлен. Многочлены и действия над ними. Формулы сокращенного умножения. | Задание в тетради | 01.09 | |
| Линейное уравнение с одной переменной. Системы линейных уравнений с двумя переменными. | Задание в тетради | 03.09 | |
| Входная контрольная работа за курс математики 7 класса. | | 06.09 | |
Рациональные дроби и их свойства - 23 часа |
| Рациональные выражения. | П.1, № 2, 21 | 08.09 | |
| Рациональные выражения. | П.1, № 4б, 12, | 10.09 | |
| Рациональные выражения. | П.1, № 14бг, 22, 19 | 13.09 | |
| Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | П.2, № 24, 50 | 15.09 | |
| Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | П.2, № 29, 51, 32бг | 17.09 | |
| Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | П.2, № 40б-д, 44, 52 | 20.09 | |
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | П.3, № 55, 70, 57, 72 | 22.09 | |
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | П.3, № 58а, 60, 71, 63 | 24.09 | |
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | П.4, № 75, 77, 105 | 27.09 | |
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | П.4, № 79, 84, 106 | 29.09 | |
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Подготовка к контрольной работе. | П.4, № 90аб, 96, 107, 99а | 01.10 | |
| Контрольная работа № 1 «Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей». | | 04.10 | |
| Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | П.5, № 110, 112, 130 | 06.10 | |
| Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | П.5, № 117, 120, 127, 131 | 08.10 | |
| Деление дробей. | П.6, № 133, 145, 138 | 11.10 | |
| Деление дробей. | П.6, № 140б, 146, 147 | 12.10 | |
| Преобразование рациональных выражений. | П.7, № 149, 151, 174 | 15.10 | |
| Преобразование рациональных выражений. | П.7, № 154ав, 155а, 177 | 18.10 | |
| Преобразование рациональных выражений. | П.7, № 159, 164ав | 20.10 | |
| Преобразование рациональных выражений. Подготовка к ОГЭ. | П.7, № 161а, 178, 174 | 22.10 | |
| Функция у = k / x и ее график. Подготовка к ОГЭ. | П.8, № 180, 184б, 194 | 25.10 | |
| Функция у = k / x и ее график. Подготовка к контрольной работе. | П.8, № 186, 190б, 195, 196 | 27.10 | |
| Контрольная работа № 2 «Произведение и частное дробей». | | 29.10 | |
Квадратные корни - 19 часов |
| Рациональные числа. | П.10, № 267а-г, 270, 272а | 08.11 | |
| Иррациональные числа. | П.11, № 280, 282, 284, 294 | 10.11 | |
| Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | П.12, № 300, 303, 306, 317 | 12.11 | |
| Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | П.12, № 312, 305а-г, 318 | 15.11 | |
| Уравнение х2 = а. | П.13, № 320, 323, 330, 335 | 17.11 | |
| Нахождение приближенных значений квадратного корня. | П.14, № 339, 343, 349 | 19.11 | |
| Функция у = √х и ее график. | П.15, № 354, 356, 366 | 22.11 | |
| Функция у = √х и ее график. | П.15, № 362, 364, 367, 368 | 24.11 | |
| Квадратный корень из произведения и дроби. | П.16, № 371, 375 | 26.11 | |
| Квадратный корень из степени. | П.17, № 377, 383, 392, | 29.11 | |
| Квадратный корень из произведения, дроби, степени. Подготовка к контрольной работе. | № 395, 402, 404, 406 | 01.12 | |
| Контрольная работа № 3 «Квадратные корни». | | 03.12 | |
| Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. | П.18, № 409, 410, 415 | 06.12 | |
| Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. | П.18, № 419, 417, 418 | 08.12 | |
| Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | П.19, № 422, 424, 440 | 10.12 | |
| Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | П.19, № 428бгез, 430, 432 | 13.12 | |
| Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | П.19, № 442, 443 | 15.12 | |
| Подготовка к контрольной работе. | № 436а-в | 17.12 | |
| Контрольная работа № 4 «Применение свойств арифметического квадратного корня». | | 20.12 | |
Квадратные уравнения - 20 часов |
| Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. | П.21, № 517, 521аб, 532 | 22.12 | |
| Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. | П.21, № 523, 525, 529, 531 | 24.12 | |
| Формула корней квадратного уравнения. | П.22, № 535, 538, 556 | 27.12 | |
| Формула корней квадратного уравнения. | П.22, № 540, 543, 544бг | 29.12 | |
| Формула корней квадратного уравнения. Подготовка к ОГЭ. | П.22, № 557, 547аб, 558а | 12.01 | |
| Решение задач с помощью квадратных уравнений. | П.23, № 561, 563, 577 | 14.01 | |
| Решение задач с помощью квадратных уравнений. Подготовка к ОГЭ. | П.23, № 564, 567, 576а | 17.01 | |
| Теорема Виета. | П.24, № 582, 584, 597 | 19.01 | |
| Теорема Виета. | П.24, № 586, 589, 595, 599 | 21.01 | |
| Контрольная работа № 5 «Квадратные уравнения». | | 24.01 | |
| Решение дробных рациональных уравнений. | П.25, № 603ад 600бдз | 26.01 | |
| Решение дробных рациональных уравнений. | П.25, № 605бг, 614 | 28.01 | |
| Решение дробных рациональных уравнений. | П.25, № 615, 608бг, 609а | 31.01 | |
| Решение дробных рациональных уравнений. Подготовка к ОГЭ. | П.25, № 611а, 616, 575 | 02.02 | |
| Решение задач с помощью рациональных уравнений. | П.26, № 618, 621, 636а | 04.02 | |
| Решение задач с помощью рациональных уравнений. | П.26, № 623, 626, 637а | 07.02 | |
| Решение задач с помощью рациональных уравнений. | П.26, № 629, 634, 638 | 09.02 | |
| Решение задач с помощью рациональных уравнений. Подготовка к ОГЭ. | П.26, № 632, 630, 639а | 11.02 | |
| Уравнения с параметром. Подготовка к контрольной работе. | П.27, № 641б, 644б, 648 | 14.02 | |
| Контрольная работа № 6 «Дробные рациональные уравнения». | | 16.02 | |
Неравенства - 19 часов |
| Числовые неравенства. | П.28, № 690а-в, 729, 731 | 18.02 | |
| Числовые неравенства. | П.28, № 743, 737, 745 | 21.02 | |
| Свойства числовых неравенств. | П.29, № 751, 753, 764ав | 25.02 | |
| Свойства числовых неравенств. | П.29, № 758, 760, 762а | 28.02 | |
| Сложение и умножение числовых неравенств. | П.30, № 769, 771, 773, 780 | 02.03 | |
| Сложение и умножение числовых неравенств. | П.30, № 772, 779, 781 | 04.03 | |
| Погрешность и точность приближения. Подготовка к контрольной работе. | П.31, № 783аб, 789, 793 | 09.03 | |
| Контрольная работа № 7 «Числовые неравенства и их свойства». | | 11.03 | |
| Пересечение и объединение множеств. Числовые промежутки. | П.32, 33, № 801, 806, 810 | 14.03 | |
| Пересечение и объединение множеств. Числовые промежутки. | П.33, № 813, 825, 829, 832 | 16.03 | |
| Решение неравенств с одной переменной. | П.34, № 837, 839, 841, 870 | 18.03 | |
| Решение неравенств с одной переменной. | П.34, № 843, 845, 848аб | 21.03 | |
| Решение неравенств с одной переменной. | П.34, № 850, 853, 854а-в | 23.03 | |
| Решение неравенств с одной переменной. Подготовка к ОГЭ. | П.34, № 857, 859авд | 25.03 | |
| Решение систем неравенств с одной переменной. | П.35, № 878, 880, 901 | 04.04 | |
| Решение систем неравенств с одной переменной. | П.35, № 882, 883бг, 884б | 06.04 | |
| Решение систем неравенств с одной переменной. | П.35,36, № 887 | 08.04 | |
| Решение систем неравенств с одной переменной. Доказательство неравенств. Подготовка к контрольной работе. | П.35,36 № 889 | 11.04 | |
| Контрольная работа № 8 «Неравенства с одной переменной и их системы». | | 13.04 | |
Степень с целым показателем. Элементы статистики и теории вероятностей - 11 часов |
| Определение степени с целым отрицательным показателем. | П.37, № 968, 969 | 15.04 | |
| Определение степени с целым отрицательным показателем. | П.37, № 971, 972 | 18.04 | |
| Свойства степени с целым показателем. | П.38, № 992, 993 | 20.04 | |
| Свойства степени с целым показателем. | П.38, № 999, 1001 | 22.04 | |
| Стандартный вид числа. | П.39, № 1017, 1018 | 25.04 | |
| Стандартный вид числа. | П.39, № 1019 | 27.04 | |
| Контрольная работа № 9 «Степень с целым показателем». | | 29.04 | |
| Сбор и группировка статистических данных. | П.40, № 1032, 1034 | 04.05 | |
| Сбор и группировка статистических данных. | П.40, № 1037 | 06.05 | |
| Наглядное представление статистической информации. | П.41, № 1045, 1046 | 11.05 | |
| Наглядное представление статистической информации. Подготовка к ОГЭ. | П.41, № 1052 | 13.05 | |
Итоговое повторение курса алгебры 8 класса - 7 часов |
| Повторение. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. | П.1-8, № 224, 229, 243 | 16.05 | |
| Повторение. Квадратные уравнения. Квадратные корни. | П.9-18, № 492, 664 | 18.05 | |
| Повторение. Решение дробных рациональных уравнений. | П.33-38, № 690, 691 | 20.05 | |
| Повторение. Неравенства. | П. 32-35 № 943, 955 | 23.05 | |
| Итоговая контрольная работа № 10. | | 25.05 | |
| Промежуточная аттестация за курс математики 8 класс. | | 27.05 | |
| Итоговый урок. | | 30.05 | |