Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский»
Рабочая программа по АСТРОНОМИИ
Учителя Селяниной Наталии Николаевны
10, 11 класс
г. Советский
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, рабочей программы к учебнику в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУСОШ №4 г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2016 г. №497 «Об утверждении основных образовательных программ общего образования МБОУСОШ № 4 г. Советский».
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет. Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 35 часов.
СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ
10—11 классы (35 ч, 1 ч в неделю)
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Звездочкой помечен материал, который более подробной дан в электронной форме учебника.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.*Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная вели-
чина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ Характеристика основных видов деятельности ученика. Изучать понятие предмета Астрономия, ее связь с другими науками. Понимать структуру и масштабы Вселенной Воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой. Изучать наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа. Понимать преимуществ наблюдений, проводимых из космоса. |
1 | Предмет астрономии. | 1 | | |
2 | Наблюдения — основа астрономии | 1 | | |
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ Характеристика основных видов деятельности ученика. Воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие; ориентация на местности. Воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; иметь представление о подвижной карте звездного неба; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах. Воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца. Воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; определять время по расположению светил на небе. Применять знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работать со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Определять географическую широту по измерению высоты звезд в момент их кульминации. Анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения. Готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников |
3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. | 1 | | |
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 1 | | |
5 | Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | | |
6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 1 | | |
7 | Время и календарь. | 1 | | |
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Характеристика основных видов деятельности ученика. Воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира. Воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет. Воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица. Формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера. Воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта;вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию. Описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом. Объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы. Характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни. Классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения. |
8 | Развитие представлений о строении мира. | 1 | | |
9 | Конфигурации планет. Синодический период. | 1 | | |
10 | Законы движения планет Солнечной системы. | 1 | | |
11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 1 | | |
12 | Практическая работа с планом Солнечной системы. | 1 | | |
13 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 1 | | |
14 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов. | 1 | | |
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Характеристика основных видов деятельности ученика. Формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; определять понятия: Солнечная система, планета. Объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли. Определять и различать понятия: планета, ее спутники; описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли. Перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения. Определять понятия: планеты земной группы; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет. Описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец. Определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий. Определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; Описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. Применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни. |
15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | | |
16 | Земля и Луна - двойная планета. | 1 | | |
17 | Две группы планет. | 1 | | |
18 | Природа планет земной группы. | 1 | | |
19 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 1 | | |
20 | Малые тела Солнечной системы | 1 | | |
21 | Метеоры, болиды, метеориты. | 1 | | |
22 | Зачетная работа «Солнечная система». | 1 | | |
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ Характеристика основных видов деятельности ученика. Определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю. Определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость». Объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды. Характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние. Систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения. |
23 | Солнце: его состав и внутреннее строение. | 1 | | |
24 | Солнечная активность и её влияние на Землю. | 1 | | |
25 | Физическая природа звезд. | 1 | | |
26 | Переменные и нестационарные звезды. | 1 | | |
27 | Эволюция звезд. | 1 | | |
28 | Зачетная работа «Солнце и звезды». | 1 | | |
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕНОЙ Характеристика основных видов деятельности ученика. Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика. Определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. Объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение. Сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик. Формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых. Оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва. Интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна. Систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать. |
29 | Наша Галактика. | 1 | | |
30 | Межзвездная среда. Движение звезд в Галактике. | 1 | | |
31 | Другие звездные системы – галактики. | 1 | | |
32 | Космология начала ХХ века. | 1 | | |
33 | Основы современной космологии. | 1 | | |
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ Характеристика основных видов деятельности ученика. Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать. Применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни. |
34 | Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | | |
35 | Повторно-обобщающий урок за курс Астрономии. | 1 | | |
Литература.
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2017.
4