СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»



















Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:


  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС среднего общего образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Дячкинской СОШ, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.

  • Устава МБОУ Дячкинской СОШ;

  • учебныого плана МБОУ Дячкинской СОШ на 2023-2024 учебный год


В основе программы :

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования , одобреннная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию( протокол 1/22 от 18.03.2022)

Авторская программа (базовый уровень) учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 класс (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.),

-учебник Астрономия 11 класс, Б.А.Воронцов-Вельяминов 2020 г. Москва



Общая характеристика учебного предмета:



Курс астрономии XI класса не только завершает физико-математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость законов физик о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Изучение учащимися курса астрономии в 11 классе способствует:

• развитию познавательной мотивации;

• становлению у учащихся ключевых компетентностей;

• развитию способности к самообучению и самопознанию;

• созданию ситуации успеха, радости от познания.

При обучении астрономии важное место отводится реализации межпредметных связей. Астрономические наблюдения, которые являются основой для определения географических координат, обеспечивают связь курса астрономии с курсом физической географии. На уроках астрономии учащиеся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, теориями и законами. Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практическое применение «земной» физики в космических масштабах. Успехи в изучении химического состава тел Солнечной системы, достигнутые благодаря ракетно-космической технике, позволяют осуществлять более тесную связь курсов химии и астрономии.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Программа предусматривает проведение следующих типов уроков:

I. Урок изучения нового материала

II. Урок совершенствования знаний, умений и навыков

III. Урок обобщения и систематизации знаний

IV. Урок контроля

V. Комбинированный урок

ЦЕЛЬ: формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

-        понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

-        познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

-        получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

-        осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

-        ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

-        выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

ЗАДАЧИ:

- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Программа рассчитана на 34 часа обучения (11 класс). Согласно базисному учебному плану школы на изучение астрономии отводится 1 час в неделю.

Для изучения астрономии выбран учебник Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.

Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

Технологии и формы контроля.

Для реализации программы используются технологии:

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • игровые технологии

  • элементы проблемного обучения

  • технологии уровневой дифференциации

  • здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ

Контроль знаний школьников, проводится в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля знаний школьников.



Текущий:

    • самостоятельные работы (до 10 минут);

    • лабораторно-практические работы (20 мин);



    • диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 — 15 минут.

    • контрольные работы (45 минут);





Место предмета в учебном плане

Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Б.А.Воронцов-Вельяминов

Согласно учебному плану предмет астрономия относится к области естественных наук и на его изучение в 11 классе отводится 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

С учетом учебного календарного графика и графиком выходных и праздничных дней количество часов за год составляет 34 часа. Срок реализации программы 2023-2024 учебный год.



























































Раздел 2. Предметные результаты



Планируемые результаты изучения курса астрономии



Предметные результаты:

  • обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

  • создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности (системно-деятельностный подход).

В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.



Требования к уровню подготовки выпускников



Должны знать:



смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимоеи реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;



определения физических величин:



астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;



смысл работ и формулировку законов:



Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, 

Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.

Должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации 

  • естественно научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыло поисковой, и профессионально- ориентированный.

Получат возможность узнать:

Законы Кеплера, горизонтальные координаты (азимут и высота светила над горизонтом).



Личностные результаты:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеурочной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный;

  • классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

































Раздел 3. Содержание учебного предмета астрономия



Тема раздела

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

1

Введение. Практические основы астрономии.

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).

Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

Уметь работать с подвижной картой звездного неба, определять координаты небесных тел.

Уметь слушать и записывать объяснение учителя.. Развивать математические умения и навыки. Умение переносить приобретенные знания в новую учебную ситуацию. Владеть методом самоконтроля и самопроверки

2

Строение Солнечной системы.

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

Уметь на практике применять законы Кеплеры, определять расстояние до тел Солнечной системы и находить размеры тел Солнечной системы.

3

Природа тел Солнечной системы.

Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).

Основные виды деятельности ученика: Находить закономерности в характеристиках планет земной группы и гигантов.


4

Солнце и звезды.

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

Уметь рассчитывать расстояние до звезд по годичному параллаксу, характеризовать звезды по диаграмме «спектр-светимость»

5

Строение и эволюция Вселенной.

Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).


Уметь давать характеристики различных видов туманностей.

Определять размеры, расстояний и масс галактик.

















































Раздел 4 Календарно-тематическое планирование в 11 классах


Тема

Количество уроков

Контрольные работы

Сроки

1

Введение

2


07.09-14.09

2

Практические основы астрономии

7


21.09-09.11

3

Строение Солнечной системы

6

Контрольная работа №1 «Строение Солнечной системы»

16.11-14.12

4

Природа тел Солнечной системы

7

Контрольная работа №2 «Природа тел Солнечной системы»

28.12-15.02

5

Солнце и звезды

4


22.02-14.03

6

Строение и эволюция Вселенной

5

Контрольная работа №3 «Солнце и звезды»

21.03-25.04

7

Повторение

3


02.05-23.05


всего

34

3



Календарно-тематическое планирование в 11 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки (знать/уметь)

дата

план

факт


Введение

2





1

Предмет астрономии


Лекция, беседа

Смысл понятий: предмет астрономии

07.09


2

Наблюдения- основа астрономии

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: предмет астрономии, угловые измерения.

14.09



Практические основы астрономии

7





3

Звезды и созвездия

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: звезды и созвездия

21.09


4

Небесные координаты и звездные карты

1

Практикум Лекция, беседа

Смысл понятий: прямое восхождение, склонение

28.09


5

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: высота светила и ее связь с географической широтой.

05.10


6

Годичное движение Солнца по небу

1

Лекция, беседа

Смысл понятий : эклиптика, зодиокальные созвездия.

12.10


7

Движение и фазы Луны

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: фаза Луны, полнолуние, новолуние.

19.10


8

Затмения Солнца и Луны.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: полное и частичное затмение Солнца и Луны, условия затмений

26.10


9

Время и календарь

1

Решение задач

Смысл понятий: календарь, летоисчисление, поясное время, мировое время, декретное время

09.11



Строение Солнечной системы

6





10

Развитие представлений о строении мира

1`

Лекция, беседа

Смысл понятий: гелиоцентрическая и геоцентрическая система мира.

16.11


11

Конфигурация планет. Синодический период.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: конфигурация планет, конфигурации, противостояния, синодический период, сидерический период.

23.11


12

Законы движения планет Солнечной системы

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: законы Кеплера

30.11


13

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: годичный паралакс

07.12


14

Движение небесных тел под действием сил тяготения

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: закон всемирного тяготения, возмущения в движении тел Солнечной системы , Масса и плотность Земли, приливы. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Солнечной системы

14.12


15

Контрольная работа№1 по теме: «Строение Солнечной системы»

1

К.р.№1


21.12



Природа тел солнечной системы

7




16

Анализ контрольной работы. Общие характеристики планет

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: общие характерные особенности для планет

28.12


17

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: внутренняя и внешняя планета

11.01


18

Система Земля-Луна

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: характеристики Земли и Луны.

18.01


19

Планеты земной группы

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: характеристики Меркурия, Венеры, Марса.

25.01


20

Далекие планеты

1

Решение задач

Смысл понятий: характеристик планет-гигантов. Спутники и кольца планет-гигантов.

01.02


21

Малые тела Солнечной системы

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: Планеты-карлики, кометы, метеоры, метеориты, метеорные тела,болиды

08.02


22

Контрольная работа №2 по теме: «Природа тел Солнечной системы»

1

К.р.№2


15.02



Солнце и звезды

4





23

Анализ контрольной работы. Солнце – ближайшая звезда

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: энергии и температура Солнца, состав и строение Солнца,

атмосфера Солнца

22.02


24

Расстояния до звезд. Характеристика излучения звезд

1

Решение задач

Смысл понятий: горизонтальный параллакс, определение размеров светил, виды излучения звезд.

29.02


25

Массы и размеры звезд

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: двойные звезды, цефеиды, алголи.


07.03.


26

Переменные и нестационарные звезды

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: пульсирующие переменные

новые и сверхновые звезды

14.03



Строение и эволюция Вселенной

5





27

Наша Галактика

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: Млечный Путь и Галактика, звездные скопления и ассоциации. Межзвездная среда: газ и пыль. Движения звезд в Галактике. Ее вращение.

21.03


28

Другие звездные системы- галактики

1


Смысл понятий: спиральные и эллиптические галактики, «красное смещение» в спектрах галактик.

04.04


29

Основы современной космологии

1

Лекция, беседа

Смысл понятий: космология, обычная и «темная» материя, темная энергия во Вселенной

11.04


30

Жизнь и разум во Вселенной



Основные направления исследований в поисках различных форм жизни вне нашей планеты

18.04


31

Контрольная работа №3 по теме: «Солнце и звезды»

1

К.р.№3


25.04










Повторение

3





32

Анализ контрольной работы..

1

Решение задач



02.05


33

Повторение темы: «Практические основы астрономии»

1

Обобщение


материала

Методы астрономических исследований

16.05


34

Повторение темы: «Практические основы астрономии»

1

Обобщение


материала

Методы астрономических исследований

23.05






Раздел 5 Критерии оценивания и кимы

Критерии оценивания:

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.

Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.

Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.



Критерии оценивания тестового контроля:



Оценка «2» - от 0 до 30 % правильно выполненных заданий.

Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.

Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.

Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.



Оценка самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. 

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

1.Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.

2.Неумение выделять в ответе главное.

3.Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.

4.Небрежное отношение к оборудованию.

Негрубые ошибки

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.

Недочеты

1.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.

2.Орфографические и пунктуационные ошибки





Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» выставляется в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов ( если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя).

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса астрономии, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала. Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка тестового задания

  • «5» ставится, если ученик выполнил правильно от 80% до 100% от общего числа баллов

  • Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно от70 % до 80% от общего числа баллов

  • Отметка «3» ставится, если ученик выполнил правильно от50 % до 70% от общего числа баллов

  • Отметка «2» ставится, если ученик выполнил правильно менее 50 % от общего числа баллов или не приступил к работе, или не представил на проверку.

Выполнение тестовых заданий.
1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около трёх минут.  Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий.  (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом). Критерии оценок:

«5»: 16 + 4 (80 – 100% от общего числа баллов) «4»: 14 + 3 (70 - 75 %) «3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). 

2.   Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.

Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов «3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части «4»: 13 + 4 = 17 баллов и более «5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.  Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы.





Контрольно-измерительные материалы



Контрольная работа №1 по теме: «Введение в астрономию. Строение Солнечной системы.»



Вариант 1

А 1.Чему равен горизонтальный параллакс Венеры в момент нижнего соединения, когда расстояние от Солнца до Венеры 0,7а.е.?(2б.)

А2. В какой конфигурации находится планета при ее расположении между Землей и Солнцем? (2б.)

Б3.Марс дальше от Солнца чем Земля в 1,5 раза. Какова продолжительность года на Марсе? Орбиты планет считать круговыми.(3б.)

Б4.Найдите на звездной карте и назовите три самых яркие звезды, расположенные не далее 10 градусов от небесного экватора и имеющие прямое восхождение от 4 до 8 часов. Определите их экваториальные координаты. (3б.)

С5.Какова географическая широта места наблюдения, если 22 июня Солнце находится в полдень на высоте 58 градусов 34 минут (4б.)



§ 7 Вариант – 2-11

А1.Чему равен горизонтальный параллакс Юпитера во время противостояния, когда расстояние от Солнца до Юпитера 5а.е.? (2б.)

А2. В каких созвездиях Солнце бывает в период первой учебной четверти.(2б.)

Б3.Чему равен период обращения Нептуна вокруг Солнца, если он находится от Солнца на расстоянии 30а.е.? (3б.)

Б4.Найдите на звездной и назовите три самые яркие звезды, имеющие прямое восхождение от 18ч. до 21ч. Определите их экваториальные координаты. (3б.)

С5. Какова полуденная высота Солнца в Краснозерске (географическая широта, которого 53 градуса 58 минут ) 21 марта? (4б.)







Контрольная работа №2 по теме « ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»



Вариант – 1

А1. Нептун находится от Солнца на расстоянии 30а.е. Чему равен его горизонтальный параллакс в момент противостояния? (2б.)

А2. В 1997г наблюдалось два солнечных затмения: полное 9 марта, а частное 2 сентября. Вычислите приближенные даты ближайших солнечных затмений, соответствующих указанным, в новом саросе. (2б.)

А3. Почему Луна выглядит ярче остальных светил ночного неба? (2б.)

А4. Какие наблюдения доказывают, что на Луне происходит смена дня и ночи? (2б.)

А5 Солнечное затмение произошло в августе. Возможно ли наступление следующего затмения в ноябре этого же года? (2б.)

Б6. Наименьшее расстояние Венеры от Земли 40млн.км. В этот момент угловой радиус Венеры 31,2² . Определите ее линейный радиус. (4б.)

С7.Автоматическая станция “Луна-1”, запущенная 2 января 1959г., вышла на гелиоцентрическую орбиту и превратилась в первую искусственную планету. Ее расстояние от Солнца в перигелии 0,98а.е., а в афелии 1,32а.е. Вычислите большую полуось и период обращения автоматической станции вокруг Солнца. (5б.)



Вариант – 2

А1. С Марса солнечный диск виден под углом 21,7¢ в то время как с Земли под углом 31¢. Зная что солнечный свет до Земли доходит за 8,3 минут, определите за какое время он дойдет до Марса. (2б.)

А2. Диаметр Луны равен 3476км. Диаметр Земли 12756км. Сравните размер Луны с размерами Земли. (2б.)

А3. Почему было бы полезно поместить на Луне большой оптический телескоп? (2б.)

А4. Укажите планеты земной группы и их характерные особенности. (2б.)

А5. Может ли комета, периодически возвращаясь к Солнцу, существовать вечно? (2б.)

Б6. Удаленность Луны от Земли в апогее 405000км, а в перигее 363000км. Определите в этих положениях горизонтальный параллакс Луны. (4б.)

С7. В момент противостояния Юпитер удален от Земли на 628млн.км. Угловой диаметр Юпитера при этом 47,2² . Определите линейный диаметр Юпитера. (5б.)































Контрольная работа 3

Солнце и звёзды.

Вариант 1.

I раздел - I балл.

Как называется звезда нашей планетарной системы.

Что можно наблюдать на Солнце,

Каковы размеры Солнца,

Что такое светимость Солнца.

Каков химический состав Солнца.

6. В каком физическом состоянии находится вещество на Солнце

7. Что представляет собой фотосфера.

Что такое протуберанцы,

9.Чем сопровождаются вспышки,

Что такое солнечная активность

11. Как происходит передача энергии из недр Солнца к его поверхности.

12. Что такое модель внутреннего строения Солнца,

13 Какие метеорологические явления вызывает активность Солнца на Земле

14. Что такое годичный параллакс.

15. Сколько в 1 пк содержится св. лет

16 Чем объясняется наблюдаемое различие спектров звёзд,

Как связана светимость с размерами звёзд.

К какому виду двойных звёзд относится δ Большой Медведицы.

К какому виду двойных звёзд относится В Кастор.

20 Что такое переменные звёзды.

2 раздел - 5 баллов.

Определить светимость звезды, радиус которой в 400 раз больше Солнца, а температура 12000 К.

2. Найти параллакс звезды, которая на расстоянии 12 740 000 а е

3. Найти радиус звезды, светимость которой в 200 раз больше солнечной, а температура 3000 К

4. Найти параллакс Капеллы, если до неё 45 световых лет.

5. Каково расстояние до звезды в км, если ее годичный параллакс составляет 0,95".

6. Вычислить светимость Капеллы, если её видимая звёздная величина +0,2m, а расстояние до неё 45 световых лет.

7. Во сколько раз Ригель (+0,3m) ярче Антареса (+1,2m).

8. Определить абсолютную звёздную величину Полярной звезды, если её видимая величина +2,1m, а расстояние до неё 650 св. лет.

Светимость Солнца - 4*10 26Вт, радиус Солнца -0,6*109 м.

Оценка : «3»-10-20 баллов, «4»- 21-34 балла, «5»- 35 в больше.

Вариант 2.

раздел - 1 балл,

1. как называется телескоп, с помощью которого наблюдают Солнце,

Как можно определить, что Солнце вращается.

Какова масса Солнца.

Что такое эффективная температура, чему она равна для Солнца,

Из каких слоев состоит атмосфера Солнца,

Что представляют собой тёмные пятна.

Что такое корпускулы.

Назовите цикл солнечной активности.

Равенство каких сил поддерживают равновесие Солнца как раскалённого плазменного шара,

Как можно определить расстояние до звезд,

Сколько в 1 па содержится а. е.

Назовите спектральные классы, их температуры и цвет звёзд.

Звёзды каких спектральных классов имеют наибольшие скорости вращения вокруг своих осей.

К какому виду двойных звезд относится а Близнецов

Что такое цефеиды

Как получаются новые, сверхновые звёзды.

Назовите виды двойных звёзд.

18 Что такое абсолютная звёздная величина.

Что такое солнечная постоянная.

20 От чего зависит вид солнечной короны.

раздел - 5 баллов,

1. Найти параллакс Ригеля, если до него 1100 световых лет,

Найти температуру звезды, если её светимость в 105 раз превышает светимость Солнца, а радиус в 26 раз превышает радиус Солнца,

Каково расстояние до звезды в а,е,, если её годичный параллакс составляет 0,76".

Во сколько паз звезда больше Солнца, если её светимость в 400 раз больше Солнечной, а температура 4000 К.

Температура Регула 13200К, а радиус в 4 раза больше Солнца. Определить его светимость.

Определить светимость Веги, если её видимая звездная величина составляет +0,1m, а расстояние до неё 27 световых лет,

Во сколько раз Арктур (+0,2m) ярче Бетельгейзе (+0,9m).

Определить абсолютную звёздную величину Кастора, если его видимая величина +2,0m, а расстояние до него 45 св. лет.

Светимость Солнца - 4*1026Вт, радиус Солнца -0,6*10 9 м.

Оценка : «3»- 10-20 баллов, «4»- 21-34 балла, «5»- 35 и больше.