Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск Пуровского района
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск
естественных и общественных ______________Л.М. Могильчак ________________________Е.В. Фесенко
дисциплин
Руководитель МО: Приказ № __________________________
_______________Л.Ю. Южакова
Протокол № 1
от «30» августа 2018 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
для 7-х классов
2 часа в неделю (всего 70 часов)
Учитель биологии Л.Ю.Южакова
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования: Биология.5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин. В.Б.Захаров. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. М.: Дрофа, 2015. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта:
Сонин Н.И., В.Б.Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2016.
Сонин Н.И., В.Б.Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения». – М.: Дрофа, 2017.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты обучения
Соблюдение учащимися правил поведения в природе;
Осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
Умение реализовывать теоретические познания на практике;
Осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
Привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями;
Признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы;
Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
Критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
Понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию. Оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения
Различать объем и содержание понятий;
Различать родовое и видовое понятие;
Определять аспект классификации и проводить классификацию;
Выстраивать причинно-следственные связи;
Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
Разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
Готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
Пользоваться поисковыми системами Интернета;
Пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
Выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
Находить информацию в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
Объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учетом особенностей жизнедеятельности живых организмов;
Под руководством учителя оформлять отчет о проведенном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы;
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные результаты обучения
Основные понятия и термины: искусственный отбор, борьба за существование, естественный отбор, фитоценоз.
Основные уровни организации живой материи молекулярный, клеточный, органный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный;
Подразделение истории Земли на эры и периоды;
Искусственную систему животного мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К.Линнея;
Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
Разнообразие и распространение бактерий и грибов;
Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
Методы профилактики инфекционных заболеваний;
Основные понятия, относящиеся к строение про- и эукариотической клеток;
Строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
Особенности организации шляпочного гриба;
Меры профилактики грибковых заболеваний;
Основные методы изучения растений;
Основные группы растений, их строение, особенности жизнедеятельности, многообразие;
Роль растений в биосфере и жизни человека;
Происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
Видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;
Необходимость сохранения растений в любом месте их обитания;
В общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;
Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;
Иметь представление об естественной системе органической природы;
Давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении жизни на Земле;
Давать общую характеристику бактерий и грибов;
Характеризовать формы бактериальных клеток;
Отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
Объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
Объяснять строение грибов и лишайников;
Характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
Определять несъедобные шляпочные грибы;
Давать общую характеристику царства Растения;
Объяснять роль растений в биосфере;
Характеризовать основные группы растений;
Объяснять происхождение растений;
Объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов;
Определять тип фитоценоза;
Выявлять различия между естественным и искусственным фитоценозами;
Обосновывать необходимость природоохранных мероприятий.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; •применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; •использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); •ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. | •соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; •использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; •выделять эстетические достоинства объектов живой природы; •осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; •ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); •находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; •выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. |
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.
Отметка «5»:
· чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
· для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
· ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
раскрыто содержание материала,
правильно даны определения понятие и использованы научные термины,
ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.
Отметка «3»:
· усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
· не всегда последовательно определение понятия недостаточно чёткие;
· не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
· допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии, ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
· правильно определена цель опыта;
· самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
· научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
· правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
· 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
· в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
· правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
· допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
· не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
· допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
· полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
· правильность проведения;
· умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
· правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
· правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
· допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
· допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
· при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
· допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
· неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов, не владеет умением проводить наблюдение.
3. Содержание учебного предмета
Биология. Многообразие живых организмов.
Бактерии, грибы, растения. 7 класс.
(70 часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1. От клетки до биосферы (12 ч)
Тема 1.1. Многообразие живых систем (3 ч)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об условиях организации жизни: клетки, ткани. Органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.
Тема 1.2. Ч.Дарвин о происхождении видов (2ч)
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.
Тема 1.3. История развития жизни на Земле (4ч)
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Тема 1.4. Систематика живых организмов (3ч)
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К.Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Лабораторные и практические работы
Определение систематического положения домашних животных.
Раздел 2. Царство Бактерии (5ч)
Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии (2ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.
Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Тема 2.2. Многообразие бактерий (3ч)
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (9ч).
Тема 3.1. Строение и функции грибов (4ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Тема 3.2. Многообразие и экология грибов (2ч)
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.
Лабораторные и практические работы
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3. Лишайники (3ч) Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Раздел 4. Царство Растения (35 ч).
Тема 4.1. Группа отделов Водоросли: строение, функции, экология (6ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения водорослей
Тема 4.2. Отдел Моховидные (2ч)
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные (6ч).
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.
Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).
Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные (8ч).
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения (11 часов).
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы Изучение строения покрытосеменных растений*. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения*.
Тема 4.6. Эволюция растений (2ч)
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше. Демонстрация. Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации. Лабораторные и практические работы Построение родословного дерева царства Растения.
Раздел 5. Растения и окружающая среда (9ч).
Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (5ч).
Растительные сообщества – фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества: ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.
Демонстрация. Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие многообразие фитоценозов.
Лабораторные и практические работы
Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема 5.2. Растения и человек (2ч) Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. Демонстрация. Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту. Лабораторные и практические работы Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ (2ч)
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация. Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.
Лабораторные и практические работы Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
Тематическое планирование.
№ урока | Дата | Количество часов по теме | Наименование разделов и тем |
План | Факт |
| | | | Раздел 1. От клетки до биосферы. 12 ч. |
| | | 3 | Тема 1.1. Многообразие живых систем. |
1 | | | | Повторный инструктаж по ТБ. Введение. Уровни организации живой природы. С. 5-8 |
2 | | | | Многообразие живых систем. Биосфера – глобальная экосистема. С. 5-8. |
3 | | | | Многообразие живых систем. Обобщение. С.5-8. |
| | | 2 | Тема 1.2. Ч.Дарвин о происхождении видов. |
4 | | | | Причины многообразия живых организмов. Эволюционное учение Ч.Дарвина. С. 9-13. |
5 | | | | Движущие силы эволюции. Входная контрольная работа. С. 5-13. |
| | | 4 | Тема 1.3. История развития жизни на Земле. |
6 | | | | История развития жизни на Земле. Подразделение истории Земли на эры и периоды. |
7 | | | | Основные события развития жизни в архейскую и протерозойскую эры. |
8 | | | | Основные события развития жизни в палеозойскую эру. |
9 | | | | Основные события развития жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.. |
| | | 3 | Тема 1.4. Систематика живых организмов. |
10 | | | | Систематика живых организмов. Искусственная система. |
11 | | | | Естественная классификация. Современная систематика. Л.р.1. «Определение систематического положения домашних животных». |
12 | | | | Зачет №1 по разделу «От клетки до биосферы». |
| | | | Раздел 2. Царство Бактерии. 5 часов. |
| | | 2 | Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии. |
13 | | | | Подцарство Настоящие бактерии. Л.р.2. «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий». |
14 | | | | Особенности жизнедеятельности бактерий, их роль в природе и жизни человека. |
| | | 3 | Тема 2.2. Многообразие бактерий. |
15 | | | | Подцарство Архебактерии. |
16 | | | | Подцарство Оксифотобактерии. |
17 | | | | Зачет №2 по разделу «Царство Бактерии». Промежуточный контроль. |
| | | | Раздел 3. Царство Грибы. 9 часов. |
| | | 4 | Тема 3.1. Строение и функции грибов. |
18 | | | | Особенности строения и жизнедеятельности грибов. |
19 | | . | | Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Л.р.3. «Строение плесневого гриба мукора». |
20 | | | | Значение грибов в природе и жизни человека. |
21 | | | | Строение и функции грибов. Обобщение. |
| | | 2 | Тема 3.2. Многообразие и экология грибов. |
22 | | | | Многообразие и экология грибов. Отделы:Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота. |
23 | | | | Многообразие грибов. Отделы: Базидиомикота, Оомикота. Группа Несовершенные грибы. Л.р.4. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». |
| | | 3 | Тема 3.3. Группа Лишайники. |
24 | | | | Общая характеристика лишайников. |
25 | | | | Особенности жизнедеятельности лишайников, их роль в природе и жизни человека. |
26 | | | | Зачет №3 по разделу «Царство Грибы». |
| | | | Раздел 4. Царство Растения. 35 часов. |
| | | 6 | Тема 4.1. Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология. |
27 | | | | Общие признаки растений. |
28 | | | | Общая характеристика водорослей. |
29 | | | | Общая характеристика водорослей. Л.р.5. «Изучение внешнего вида и строения водорослей». |
30 | | | | Многообразие водорослей. |
31 | | | | Многообразие водорослей. |
32 | | | | Зачет №4 по темам «Царство Грибы. Низшие растения». Промежуточный контроль. |
| | | 2 | Тема 4.2. Отдел Моховидные. |
33 | | | | Высшие растения. Отдел Моховидные. |
34 | | | | Отдел Моховидные. Л.р.6. «Изучение внешнего вида и строения мхов». |
| | | 6 | Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные. |
35 | | | | Споровые сосудистые растения. Отдел Плауновидные. |
36 | | | | Отдел Хвощевидные. Л.р.7. «Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща». |
37 | | | | Отдел Папоротниковидные. |
38 | | | | Отдел Папоротниковидные. Л.р.8. «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников». |
39 | | | | Сравнение жизненных циклов споровых растений. |
40 | | | | Зачет №5 по темам «Отдел Моховидные. Споровые сосудистые растения». |
| | | 8 | Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные. |
41 | | | | Происхождение и особенности организации голосеменных растений. |
42 | | | | Строение голосеменных растений. |
43 | | | | Размножение хвойных растений. |
44 | | | | Многообразие голосеменных растений. Л.р.9. «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». |
45 | | | | Многообразие голосеменных растений. Л.р.10. «Изучение строения хвои и шишек хвойных растений». |
46 | | | | Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. |
47 | | | | Сравнение голосеменных и споровых растений. |
48 | | | | Зачет №6 по теме «Отдел Голосеменные». Промежуточный контроль. |
| | | 11 | Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения. |
49 | | | | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. |
50 | | | | Строение покрытосеменных растений. |
51 | | | | Строение покрытосеменных растений. Л.р.11. «Изучение строения покрытосеменных растений». |
52 | | | | Размножение покрытосеменных растений. |
53 | | | | Многообразие покрытосеменных растений. Класс Однодольные. Семейство Лилейные. |
54 | | | | Класс Однодольные. Семейство Злаковые. |
55 | | | | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. |
56 | | | | Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. |
57 | | | | Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. |
58 | | | | Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Л.р.12. «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения». |
59 | | | 2 | Зачет №7 по теме «Покрытосеменные растения». |
| | | | Тема 4.6. Эволюция растений. |
60 | | | | Эволюция растений. |
61 | | | | Эволюция растений. Л.р.13. «Построение родословного древа царства Растения. |
| | | | Раздел 5. Растения и окружающая среда. 9 часов. |
| | | 5 | Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов. |
62 | | | | Промежуточная аттестация. |
63 | | | | Растения и окружающая среда. Растительное сообщество. Структура сообщества. |
64 | | | | Многообразие фитоценозов. |
65 | | | | Многообразие фитоценозов. |
66 | | | | Роль отдельных растительных форм в сообществе. Л.р.14. «Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе». |
| | | 2 | Тема 5.2. Растения и человек. |
67 | | | | Растения и человек. |
| | | | Растения и человек. Л.р.15. «Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе». |
68 | | | 2 | Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ. |
69 | | | | Охрана растений и растительных сообществ. |
70 | | | | Охрана растений и растительных сообществ. Л.р16. «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории». |
Итого | | | 70 | |
16