СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (Пасечник, линейный курс) 7 класс на 1 час в неделю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (Пасечник, линейный курс) 7 класс на 1 час в неделю»



МКОУ«Кужникская СОШ» с.Кужник



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКOУ «Кужникская СОШ»

_____________________


« » ____________ 2022 г

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________


« »_____________2022 г



РАССМОТРЕНО

на заседании МО


____________________

протокол № ___от_______

« »_____________2022 г






Рабочая программа


по


БИОЛОГИИ

в 7 классе

(на 2022-23уч. год)



Составил: Махмудов А. М.
















2022 г.


БИОЛОГИЯ. 7 класс

Рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника (линейный курс)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

1) сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:

об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;

о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;

2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);

3) сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);

4) стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности; сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе,

бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);

5) сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание).

Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

1) познавательными универсальными учебными действиями:

переводить практическую задачу в учебную;

умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;

способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;

умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;

умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;

умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;

умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;

умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;

умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

умение распознавать ложные и истинные утверждения;

умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;

умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;

умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;

умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.

2) овладение навыками работы с информацией:

умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска);

находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;

характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;

овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;

умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;

умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;

умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.

3) овладение регулятивными действиями:

умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);

умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;

умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;

умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;

овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;

умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;

умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;

умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;

владение умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;

соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;

умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

2.3. Предметные

Третий год обучения

Учащиеся должны:

описывать многообразие органического мира;

указывать на особенности организации бактерий, грибов, растений и животных;

приводить примеры организмов разных групп;

описывать принцип классификации живых организмов;

указывать на условность систематических единиц в классификации живых организмов.

описывать общий принцип строения клетки растений;

особенности процессов жизнедеятельности и проявления признаков жизни у растений;

описывать общий принцип жизненного цикла растений;

называть основные систематические группы растений;

описывать особенности строения клетки одноклеточных и многоклеточных водорослей;

приводить примеры фотосинтетических пигментов у растений;

описывать общий принцип строения тела водорослей;

называть основные характеристики зеленых, красных и бурых водорослей;

приводить примеры водорослей, относящихся к разным систематическим группам;

описывать жизненный цикл водорослей (на примере ульвы);

описывать значение водорослей разных систематических групп в природе и жизни человека.

описывать общий принцип строения тела листостебельных мхов;

называть основные характеристики мхов на примере кукушкина льна и сфагнума;

различать спорофит и гаметофит мхов;

приводить примеры видов мхов;

различать мхи на иллюстрациях и гербарных образцах;

описывать жизненный цикл мхов (на примере кукушкина льна);

описывать значение мхов в природе и жизни человека.

описывать общий принцип строения тела плаунов;

различать спорофит и гаметофит плаунов;

давать общую характеристику отдела Плауновидные;

приводить примеры видов плаунов;

различать плауны на иллюстрациях и гербарных образцах;

описывать жизненный цикл плаунов (на примере плауна булавовидного)

описывать значение плаунов в природе и жизни человека.

описывать общий принцип строения тела хвощей;

различать спорофит и гаметофит хвощей;

давать общую характеристику отдела Хвощевидные;

приводить примеры видов хвощей;

различать хвощи на иллюстрациях и гербарных образцах;

описывать жизненный цикл хвощей (на примере хвоща полевого)

описывать значение хвощей в природе и жизни человека.

описывать общий принцип строения тела папоротников;

различать спорофит и гаметофит папоротников;

давать общую характеристику отдела Папоротниковидные;

приводить примеры видов папоротников;

различать папоротники на иллюстрациях и гербарных образцах;

описывать жизненный цикл папоротника (на примере щитовника мужского)

описывать значение папоротников в природе и жизни человека;

перечислять редкие и охраняемые виды папоротников.

описывать общий принцип строения тела голосеменных растений;

различать спорофит и гаметофит голосеменных растений;

давать общую характеристику отдела Голосеменные;

называть основные классы голосеменных растений и давать их краткую характеристику;

приводить примеры видов голосеменных растений, относящихся к различным классам;

различать голосеменные растения на иллюстрациях и гербарных образцах;

описывать жизненный цикл голосеменных растений (на примере сосны обыкновенной)

описывать значение голосеменных в природе и жизни человека;перечислять редкие и охраняемые виды голосеменных растений;

называть меры охраны редких и исчезающих голосеменных растений.

описывать общий принцип строения тела покрытосеменных растений;

различать спорофит и гаметофит покрытосеменных растений;

давать общую характеристику отдела Покрытосеменные;

называть основные классы и семейства покрытосеменных растений и давать их краткую характеристику;

приводить примеры видов покрытосеменных растений, относящихся к различным классам и семействам;

различать покрытосеменные растения, относящиеся к основным семействам, на иллюстрациях и гербарных образцах;

описывать жизненный цикл покрытосеменных растений;

описывать значение представителей основных семейств покрытосеменных растений в природе и жизни человека;

перечислять редкие и охраняемые покрытосеменные растения своей местности;

называть меры охраны редких и исчезающих видов покрытосеменных растений.

описывать особенности строения клетки бактерий;

различать клетки бактерий и ядерных организмов;

описывать особенности процессов жизнедеятельности и проявления признаков жизни у бактерий;

различать формы клетки бактерий;

приводить примеры бактерий, относящихся к разным систематическим группам;

описывать значение бактерий разных систематических групп в природе и жизни человека;

указывать на причины возникновения ботулизма и способы его предотвращения.

описывать особенности строения клетки грибов;

называть отличия в строении бактерий и одноклеточных грибов;

называть общие и индивидуальные черты строения и процессов жизнедеятельности грибов, растений и животных;

описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;

приводить примеры грибов, относящихся к разным систематическим группам;

различать на иллюстрациях и моделях грибы, относящиеся к разным систематическим группам;

описывать значение грибов разных систематических групп в природе и жизни человека;

различать съедобные и ядовитые грибы своей местности;

различать грибы-паразиты.






2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Современная система растительного мира.

Водоросли как низшие растения. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Строение и размножение зеленых водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Отдел Моховидные. Общая характеристика. Строение и размножение мхов. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании.

Отделы Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные. Общая характеристика. Строение и размножение папоротника. Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения. Строение и размножение хвойных (на примере сосны или ели). Значение хвойных растений в природе и жизни человека. Хвойные леса тайги.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Общая характеристика. Классификация покрытосеменных растений. Отличительные признаки классов Двудольные и Однодольные.

Представления об эволюционном развитии растительного мира. Палеонтологические остатки растений. Первые растения. Жизнь в воде. Одноклеточные растения. Колониальные растения. Происхождение многоклеточных растений. Выход растений на сушу. Появление и развитие проводящих и механических тканей. Появление и развитие корней, побегов, органов размножения. Развитие цветка. Эволюция наземных растений основных систематических групп. Вымершие группы растений. Древние папоротникообразные и голосеменные. Живые ископаемые среди современных растений. Группы растений, достигшие эволюционного расцвета.

Растения и среда обитания. Свет, температура, влажность, почва как факторы среды и их воздействие на растения. Основные экологические группы растений. Приспособленность растений различных экологических групп к условиям среды обитания.

Популяция растений. Взаимоотношения растений внутри популяций. Самоизреживание.

Растительное сообщество. Лес. Луг. Болото. Условия существования растительного сообщества. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества.

Растительность (растительный покров). Растительность природных зон Земли. Понятие о флоре природных зон Земли.

Воздействие человека на растения. Растения сельскохозяйственных угодий. Происхождение культурных растений. Селекция растений. Культурные растения. Понятие о сорте. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Хлебные злаки. Другие продовольственные (овощные, плодово-ягодные, масличные), пряные, технические, лекарственные культуры и кормовые культуры.

Сорные растения сельскохозяйственных угодий. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях (применение удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на растения.

Растения города. Значение растений для городской среды. Растения, пригодные для озеленения городов. Взаимоотношения растений и человека в городе. Комнатные растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений.

Общая характеристика грибов.

Шляпочные грибы. Съедобные, условно-съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Значение шляпочных грибов в природных сообществах. Продовольственное значение шляпочных грибов. Промышленное выращивание шляпочных грибов.

Плесневые грибы. Мукор и пеницилл. Значение пеницилла для медицины. Дрожжевые грибы. Значение дрожжевых грибов для хлебопечения, виноделия и производства кормов и для науки.

Паразитические грибы. Значение паразитических грибов для растениеводства и животноводства. Борьба с паразитическими грибами.

Лишайники — комплексные организмы. Строение, питание, размножение лишайников. Значение лишайников в почвообразовании и питании животных.

Бактерии — доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий.

Распространение бактерий. Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии. Меры борьбы с болезнетворными бактериями, принципы гигиены. Бактерии на службе человека: в медицине, пищевой промышленности, переработке мусора, очистке сточных вод и др.




















КТП.

7 класс. (35 часов, 1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

д/з

сроки


Тема 1. Многообразие растений (8 ч).



1

Систематика растений

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков растений. Выявление на живых объектах и таблицах низших и высших растений, наиболее распространенных растений, опасных для человека растений. Сравнение представителей низших и высших растений. Выявление взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Выделение существенных признаков водорослей. Работа с таблицами и гербарными образцами, выявление представителей водорослей. Приготовление микропрепаратов и работа с микроскопом. Выполнение лабораторных работ. Объяснение роли водорослей в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков высших споровых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков голосеменных растений. Описание представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснение роли голосеменных и покрытосеменных в природе и жизни человека.


сентябрь

2

Группа отделов Водоросли



3

Водоросли. Многоклеточные водоросли .



4

Отдел Моховидные



5

Отделы: Плауновидные, Хвощевидные,

Папоротниковидные


октябрь

6

Отдел Голосеменные .



7

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые



8

Происхождение растений. Основные

этапы развития растительного мира .




Тема 2. Классификация покрытосеменных

растений . (10 часов)



9

Основы классификации

покрытосеменных растений .

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение признаков, характерных для двудольных и однодольных растений. Выделение основных особенностей растений семейств Крестоцветные и Розоцветные.

Определение растений по определенным карточкам. Выделение основных особенностей растений семейств Пасленовые и Бобовые. Знакомство с определительными карточками. Выделение основных особенностей растений семейства Сложноцветные. Выделение основных особенностей растений семейств Злаковые и Лилейные. Определение растений по карточкам. Выполнение лабораторной работы. Подготовка сообщений на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания.


ноябрь

10-11

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные (Капустные)

и Розоцветные



12-13

Семейства Пасленовые, Мотыльковые

(Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)


декабрь

14

Повторение и обобщение



15

Контрольная работа №1



16-17

Класс Однодольные. Семейства

Лилейные и Злаки (Мятликовые)


январь

18

Культурные растения .




Тема 3. Растения в природных сообществах (5 часов)



19

Основные экологические факторы

и их влияние на растения

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выполнение лабораторной работы. Установление взаимосвязей в растительном сообществе. Работа в группах на экскурсии. Подготовка отчета по экскурсии.

Обсуждение отчета по экскурсии. Выбор заданий для работы самостоятельно или в группе.


февраль

20

Характеристика основных

экологических групп растений



21

Растительные сообщества



22

Взаимосвязи в растительном

сообществе. Развитие и смена

растительных сообществ



23

Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир.

Охрана растений


март







Тема 4. Царство Бактерии (3 часа)



24

Строение и жизнедеятельность

бактерий

Выделение существенных признаков бактерий.

Определение понятий, формируемых в ходе

изучения темы. Объяснение роли бактерий в природе и жизни человека. Работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнение таблиц. Составление сообщения «Многообразие бактерий и их значение в природе и жизни человека» на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.



25

Роль бактерий в природе



26

Роль бактерий в жизни человека .


апрель







Тема 5. Царство Грибы (6 часов + 2 ч)



27

Общая характеристика грибов.

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности грибов. Объяснение роли грибов в природе и жизни человека. Различение на живых объектах и таблицах съедобных и ядовитых грибов. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Выполнение лабораторной работы с использованием микроскопа. Приготовление микропрепаратов и наблюдение строения мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнение увиденного под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Объяснение роли грибов-паразитов в природе и жизни человека.

Нахождение лишайников в природе.



28

Шляпочные грибы



29

Плесневые грибы и дрожжи



30

Грибы-паразиты .



31

Лишайники


май

32

Обобщающий урок



33

Контрольная работа №2




34

Экскурсия «Природное сообщество

и влияние на него деятельности

человека»





Резерв — 1 час