ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины Информатика, разработанной М.С. Цветковой, И.Ю. Хлобыстовой, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», протокол №2 от 26.03.2015г.
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель ______________ Т.М. Пузикова
Протокол № от « » 2019 г.
Председатель ПЦК ______________ /Т.А. Хритонова/
Разработчик: Т.А. Веклич, преподаватель
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» является частью образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования в соответствии с ФГОС по специальностям: 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям); 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; 19.02.07 Технология молока и молочной продукции; 19.02.08. Технология мяса и мясных продуктов; 38.02.04 Коммерция (по отраслям); 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования по указанным специальностям. Является учебной дисциплиной по выбору из обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
Дисциплина «Информатика» формирует знания и умения, способствующие освоению общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественно-научных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
ВВЕДЕНИЕ | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. | 1 | 1 |
РАЗДЕЛ 1 | ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА | 11+6 СР | |
Тема 1.1. Информационное общество | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 3 |
1. | Информационное общество. Основные этапы развития информационного общества. | 1 | 1 |
2. | Информационные ресурсы общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 2 | |
Тема 1.2. Информационная деятельность человека | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 8 | |
1. | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. | 2 | 2 |
2. | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство. | 2 | |
Практические занятия ПР 1. Изучение правил ТБ. Знакомство со своим рабочим местом. ПР 2. Информационное общество. | 4 | |
Самостоятельная работа студентов по разделу 1: | 6 | |
1. | Подготовка сообщения «Применение компьютеров в профессии» | 2 |
2. | Изучение нормативно-правовых актов: - закона «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» -закона «Об информации, информатизации и защите информации» - раздел уголовного кодекса «Преступления в сфере компьютерной информации» | 3 |
3. | Работа с терминологическим словарем | 1 |
РАЗДЕЛ 2 | ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | 30+13 СР |
Тема 2.1. Понятие информации | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 10 |
1. | Информация, виды и свойства информации, информационные процессы. | 2 | 2 |
2. | Измерение информации. | 2 | |
3. | Представление информации в различных системах счисления. Двоичной системе счисления. | 2 | |
Практические занятия ПР 3. Представление информации в различных системах счисления. ПР 4. Выполнение операций в двоичной системе счисления. | 4 | |
Тема 2.2. Информационные процессы и их реализация с помощью компьютера | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 18 |
1. | Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. | 2 | 2 |
2. | Алгоритмы и способы их описания. | 2 | 2 |
3. | Среда программирования Basic. Принцип работы с программой. | 2 | |
Практические занятия ПР 5. Логические основы работы компьютера. ПР 6. Программирование с помощью программы Basic ПР 7. Программная реализация алгоритма. Тестирование готовой программы. ПР 8. Хранение информационных объектов. Архив данных. ПР 9. Поиск информации в поисковых системах. ПР 10. Передача информации между компьютерами. | 12 | |
Тема 2.3. Управление процессами | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2 |
1. | Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студентов по разделу 2: | 13 | |
1. Выполнение ДКР на темы: - Арифметические основы работы компьютера - Логические основы работы компьютера - Определение количества информации | 6 |
2. Написание конспектов по темам: - Понятие и виды моделей - Хранение информационных объектов. Архив данных - Поиск информации в поисковых системах - Передача информации между компьютерами | 6 |
3. | Работа с терминологическим словарем | 1 |
РАЗДЕЛ 3 | СРЕДСТВА ИКТ | 22+11 СР | |
Тема 3.1. Архитектура компьютеров | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 10 |
1. | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. | 2 | 2 |
2 | Виды программного обеспечения компьютеров. | 2 | |
Практические занятия ПР 11. Операционная система Windows. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. ПР 12. Работа с файлами, папками и дисками в ОС Windows. ПР 13. Инсталляция программного обеспечения. | 6 | |
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 |
1. | Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | 2 | 2 |
2. | Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. | 2 | 2 |
Практические занятия ПР 14. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети. | 2 | |
Тема 3.3. Защита информации в компьютере | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 |
1. | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. | 2 | 2 |
Практические занятия ПР 15. Антивирусная защита информации ПР 16. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | 4 | |
Самостоятельная работа студентов по разделу 3: | 11 |
1. | Заполнение таблиц: - История развития ВТ - Поколения ЭВМ | 2 |
2. | Написание схемо-конспектов по темам: -Файлы и файловая структура диска - Программное обеспечение ПК - Компьютерные вирусы и антивирусные средства защиты | 6 |
3. | Выполнение ДКР на тему: - Комплектация компьютерного рабочего места | 2 |
4. | Работа с терминологическим словарем | 1 |
РАЗДЕЛ 4 | ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ | 22+21 СР | |
Тема 4.1. Информационные системы и автоматизация информационных процессов | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 22 |
Практические занятия ПР 17. Создание, редактирование, форматирование текстовых документов ПР 18. Вставка объектов OLE в текстовые документы ПР 19. Создание компьютерных публикаций. | 6 | |
1. | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 2 | 2 |
2. | Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 2 |
Практические занятия ПР 20. Запуск электронных таблиц. Ввод данных, использование стандартных функций. ПР 21. Графическая обработка данных ПР 22. Организация сортировки и поиска данных средствами электронных таблиц ПР 23. Создание баз данных, сортировка и поиск информации ПР 24. Проектирование форм и отчетов в базе данных. ПР 25. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций | 12 | |
Самостоятельная работа студентов по разделу 4: | 21 |
1. | Разработка проекта по заданным темам: Системы оптического распознавания документов Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов Звуковое оборудование и программы. Видеооборудование и программы Общение в Интернете в реальном времени Р адио, телевидение и Web-камеры в Интернете Геоинформационные системы в Интернете Электронная коммерция в Интернете. . Защита от несанкционированного доступа информации Методы и средства защиты информации Безопасность данных (бэкап, шифрование, идентификация пользователя) Методы математического моделирования Формы представления моделей Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере Иерархические базы данных Сетевые базы данных | 12 |
2. | Написание конспекта по теме: - Информационные системы. Программное обеспечение информационных систем | 2 |
3. | Решение ситуационных задач по темам: - Текстовые процессоры и издательские системы; - Электронные таблицы - Системы управления базами данных - Программные среды компьютерной графики, черчения, мультимедийные среды | 4 |
4. | Составление таблицы - Стандартные функции в электронной таблице | 2 |
5. | Работа с терминологическим словарем | 1 |
РАЗДЕЛ 5 | ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | 26+5 СР | |
Тема 5.1. Технические и программные средства телекоммуникационных технологий | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 18 |
1. | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | 2 | 2 |
2. | Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 2 | 2 |
3. | Методы создания и сопровождения сайта. | 2 | 2 |
4. | Поиск информации с использованием компьютера. | 2 | 2 |
5. | Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. | 2 | 2 |
6. | Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | 2 | 2 |
Практические занятия ПР 26. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет. ПР 27. Проектирование сайта | 6 | |
Тема 5.2. Сетевое программное обеспечение | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1. | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония | 2 | 2 |
2. | Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ. | 2 | 2 |
Тема 5.3 сетевых информационных систем | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1. | Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.). | 2 | |
2. | Практические занятия ПР 28. Использование сетевых информационных систем. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов по разделу 5: | 5 | |
1. | Создания сайта к проекту | 4 |
2. | Работа с терминологическим словарем | 1 |
ИТОГО | 112+56СР |
Для реализации программы дисциплины имеется лаборатория информатики и информационных технологий.
3.2. Информационное обеспечение обучения
4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ: |
эффективной организации индивидуального информационного пространства; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности | Выполнение практических работ - поурочное оценивание Разработка и защита проектов по предлагаемой тематике |
УМЕТЬ: |
| Тест. Информация и информационные процессы ДКР Определение количества информации Выполнение практических работ - поурочное оценивание |
| ПР 6. Программирование с помощью программы Basic ПР 7. Программная реализация алгоритма. Тестирование готовой программы. ПР 8. Хранение информационных объектов. Архив данных ПР 9. Поиск информации в поисковых системах ПР 10. Передача информации между компьютерами Тест. Информация и информационные процессы |
| ПР 6. Программирование с помощью программы Basic ПР 7. Программная реализация алгоритма. Тестирование готовой программы. Разработка проектов по предлагаемой тематике |
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые | ПР 17. Создание, редактирование, форматирование текстовых документов ПР 18. Вставка объектов OLE в текстовые документы ПР 19. Создание компьютерных публикаций. ПР 20. Запуск электронных таблиц. Ввод данных, использование стандартных функций. ПР 21. Графическая обработка данных ПР 22. Организация сортировки и поиска данных средствами электронных таблиц ПР 23. Создание баз данных, сортировка и поиск информации ПР 24. Проектирование форм и отчетов в базе данных. ПР 25. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций ПР 27. Проектирование сайта Разработка проектов по предлагаемой тематике |
| ПР 22. Организация сортировки и поиска данных средствами электронных таблиц ПР 23. Создание баз данных, сортировка и поиск информации ПР 24. Проектирование форм и отчетов в базе данных. |
| ПР 9. Поиск информации в поисковых системах ПР 22. Организация сортировки и поиска данных средствами электронных таблиц ПР 23. Создание баз данных, сортировка и поиск информации ПР 26. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет. |
| ПР 7. Программная реализация алгоритма. Тестирование готовой программы. ПР 20. Запуск электронных таблиц. Ввод данных, использование стандартных функций. ПР 21. Графическая обработка данных |
| ПР 15. Антивирусная защита информации ПР 16. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. |
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ: |
различные подходы к определению понятия «информация» методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации использование алгоритма как способа автоматизации деятельности назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы назначение и функции операционных систем | Текущий контроль по темам – поурочное оценивание Проверка конспектов и собеседование по самостоятельной работе с учебной литературой по заданной тематике |
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей) | Промежуточная аттестация– дифференцированный зачет Текущий контроль по темам – поурочное оценивание Проверка конспектов и собеседование по самостоятельной работе с учебной литературой по заданной тематике Разработка и защита проектов по предлагаемой тематике |