«Рассмотрено» На заседании МС Протокол № __ от « »___ _2019г__ | «Рассмотрено» На заседании педагогического совета Протокол № __ от«___» _ 2019г. | «Утверждено Руководитель МБОУ СОШ №1 С. Троицкое Приказ №___ от «___»___________2019г /______________/ М.В.Смирнова . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Бондаренко Валентины Алексеевны, учителя высшей квалификационной категории
по элективному курсу «Практикум по решению задач повышенной сложности " 11класс
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу для обучающихся 11 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования. Данная программа предназначена для занятий в 11 классе Курс включает в себя основные разделы основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания учащихся по темам “Тождественные преобразования выражений”, “Решение уравнений и их систем”, “Решение неравенств и их систем”, “Применение производной”. В программе более широко рассматриваются вопросы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с модулями и параметрами, которым в традиционном курсе уделяется недостаточно внимания, а также решаются иррациональные, тригонометрические неравенства, которые в основном курсе идут в ознакомительном плане. Больше внимания уделяется решению задач с использованием свойств функций с привлечением аппарата математического анализа.
. В связи с этим разработана программа элективного курса по математике.
Элективный курс "Практикум решения задач по математике" рассчитан на 34 часа для учащихся 11 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к экзаменам, в частности, к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ и централизованного тестирования.
Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтобы научить самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблемеурс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ЕГЭ. Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты, семинаров и практикумов по решению задач, а так же используется такой метод обучения, как метод проектов, который позволяет реализовать исследовательские и творческие способности учащихся. При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Цели:
совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся на основе коррекции базовых математических знаний Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре.
Выявление и развитие их математических способностей
формирование поисково-исследовательского метода, аналитического и логического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
осуществление работы с дополнительной литературой,
акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, ИКТ- технологии, дистанционное обучение.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость.
Нетрадиционные формы изучения материала.
Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:
Навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой
Составление алгоритмов решения типичных задач.
Умения решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Исследования элементарных функций решения задач различных типов.
Содержание тем учебного курса:
1. Решение уравнений, неравенств и их систем ( 10 часов)
Замена переменных, условные равенства. Решение уравнений высших степеней. Схема Горнера. Теорема Безу. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Решение иррациональных уравнений. Симметрические и возвратные уравнения.
2. Преобразование алгебраических выражений (6 часов)
Преобразование выражений, содержащих радикалы. Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем. Преобразование тригонометрических выражений.
3. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем (10 часов)
Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. Сведение решения иррационального уравнения к решению тригонометрического уравнения.
Решение тригонометрических уравнений и их систем, с применением комбинированных и нестандартных методов.
4. Применение производной при решении прикладных задач (5 часа)
Вычисление производных сложных функций. Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения сложных функций.
5. Задания с параметрами 3 часов)
Решение уравнений, неравенств, содержащих параметр. Графические интерпритации. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих параметр.
6. Итоговое занятие (1 часа)
Текущий контроль практическая работа, самостоятельная работа
Итоговый контроль реализуется в форме выполнения тестовой работы
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля |
всего | лекции | практика |
| | | | |
1. Решение уравнений, неравенств и их систем. | | | | |
1.1. Решение уравнений и неравенств, содержащих модули. | 3 | 1 | 2 | |
1.2. Решение уравнений, неравенств и их систем повышенной сложности | 4 | | 4 | тест |
1.3. Решение иррациональных уравнений | 3 | 1 | 2 | тест |
Итого по разделу | 10 | 2 | 8 | |
2. Преобразование алгебраических выражений | | | | |
2.1. Преобразование выражений, содержащих радикалы | 2 | | 2 | |
2.2. Преобразование выражений, степени с рациональным показателем | 2 | | 2 | |
2.3. Преобразование тригонометрических выражений | 2 | | 2 | тест |
Итого по разделу | 6 | | 6 | |
3. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем | | | | |
3.1. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем (содержащих модуль). | 5 | 1 | 4 | |
3.2. Решение тригонометрических уравнений и их систем, с применением комбинированных и нестандартных методов | 5 | 1 | 4 | тест |
Итого по разделу | 10 | 2 | 8 | |
4. Применение производной при решении прикладных задач | 5 | 1 | 4 | тест |
Итого по разделу | 5 | 1 | 4 | |
5. Задания с параметрами | 3 | 1 | 2 | тест |
Итого по разделу | 3 | 1 | 2 | |
6. Итоговое занятие | 1 | | 1 | тест |
ВСЕГО: | 35 | 6 | 29 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать: алгоритмы решения уравнений, неравенств, содержащих переменную под знаком модуля; способы решения систем уравнений, неравенств различного уровня сложности; приёмы рационального счета; основные методы дифференцирования сложных функций; применение производной при решении задач прикладного характера;
Учащиеся должны уметь: решать уравнения высших степеней, тригонометрические, содержащие переменную под знаком модуля, применять нестандартные методы при решении уравнений и неравенств, их систем; решать задачи с параметром.
Литература
Примерная программа по математике основного (общего) образования.
Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. М., 1983 г
Горнштейн П.И., Полонский В.Т., Якир М.С. Задачи с параметрами. Москва – Харьков: “Илекса” “Гимназия”, 1999.
Гомонов С.А . Замечательные неравенства. Их обоснование и применение./ Методические рекомендации к элективному курсу/ Дрофа. 2007г
Денищева Л.О., Безрукова Г.К., Бойченко Е.М. и др. Единый государственный экзамен: Математика: 2008-2009.Контр. измерит. Материалы/ под ред Ковалевой Г.С. / . М-во образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.: Просвещение, 2009г.
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. М.: АРКТИ, 2005
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа , 10 /профильный уровень/, 2 части, М. : Мнемозина, 2010 г.
Фальке Л.Я., Лисничук Н.Н. и др. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М.: “Илекса”, 2006г.
Интернет – источники
Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru
Он-лайн тесты:
http://uztest.ru/exam?idexam
http://reshuege.ru
13.ФИПИ http://fipi.ru
14. МИОО http://www.mioo.ru/ogl.php#
15. http://shpargalkaege.ru/