Муниципальное автономное образовательное учреждение
Чувашская гимназия г. Белебея муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол от ______2021г. №___ Руководитель МО ______ /Степанова Л.В. / | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по воспитательной работе ________________ П.Г. Кирилова «___» _________ 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Чувашская гимназия г. Белебея _______Петрова Е.М. Приказ от__________2021г. №_____ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для 2 класса
Уровень общего образования: начальное общее образование, 2-4 классы
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Количество часов: 1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основе программы «Финансовая грамотность» - М. ВАКО, 2020 г.
Программа ориентирована на учебник: С.Н. Федина «Финансовая грамотность» 2-3 классы
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель: Степанова Л. В., учитель начальных классов, 1 квалиф. категория.
2021 г
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества;
- познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные УУД:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- использовать логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УДД:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- умение осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
- понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
- понимание проблем, возникающие при обмене товарами, и умение их объяснить;
- умение приводить примеры товарных денег;
- умение объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
- понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- умение называть основные источники доходов, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
- умение считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- понимание роли банков, умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
- знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
- умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
2-3 классы
Раздел: Что такое деньги и для чего они нужны
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;
- осознавать ответственность за расходование денег.
Метапредметные результаты:
- использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;
- использовать логические действия сравнения различных видов денег;
- работать в малой группе (распределять обязанности, представлять результаты работы группы).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);
- называть признаки денег;
- описывать ситуации, в которых используются деньги;
- приводить примеры обмена;
- приводить примеры товарных денег;
- называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
- объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
- считать деньги;
- правильно считать сдачу;
- называть отличия между наличными и безналичными деньгами;
- решать задачи с элементарными денежными расчётами;
- составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать товарные деньги;
- объяснять, для чего нужны деньги.
Раздел: «Что такое семейный бюджет».
Личностные результаты:
- понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;
- понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);
- понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.
Метапредметные результаты:
- использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления;
- использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи;
- работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);
- называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
- называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
- приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
- сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);
- объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
- считать доходы и расходы семьи;
- называть способы сокращения расходов и экономии;
- называть способы увеличения доходов семьи;
- приводить примеры различных видов сбережений;
- объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
- составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.
4 класс
Раздел: Что такое деньги и какими они бывают
Личностные результаты:
– понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.
Метапредметные результаты:
- компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
- компетенция определения своих финансовых целей;
- компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой целью;
- компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
- умение объяснять причины обмена;
- умение различать виды денег;
- умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;
- умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;
- умение считать наличные деньги (купюры и монеты);
- умение правильно считать сдачу;
- умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- умение приводить примеры валют;
- умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению переводить одну валюту в другую с помощью валютных курсов.
Раздел: Из чего складываются доходы в семье
Личностные результаты:
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.
Метапредметные результаты:
- компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата;
- компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;
- умение объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;
- умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению сравнивать разные источники доходов семьи;
- умению объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;
- умению объяснять способы увеличения доходов семьи.
Раздел: Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Личностные результаты:
– понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями.
Метапредметные результаты:
- компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;
- компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);
- компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- компетенция формулирования вопросов по теме.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы;
- умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;
- умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению сравнивать разные направления расходов семьи;
- умению объяснять на примерах, от чего зависит величина расходов семьи;
- умению объяснять способы сокращения расходов семьи.
Раздел: Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Личностные результаты:
– понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды. Метапредметные результаты:
- компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата;
- компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;
- умение составлять семейный бюджет на условных примерах;
- умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;
- умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
2-й класс (34 часа)
Что такое деньги и для чего они нужны - 20 часов
Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись? (5 ч)
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок (4 ч)
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России (3 ч)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.
Ассигнация.
Тема 4. Современные деньги России и других стран (8 ч)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Что такое семейный бюджет - 14 часов
Тема 5. Откуда в семье деньги (4 ч)
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия.
Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Тема 6. На что тратятся деньги (3 ч)
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги.
Вредные привычки. Хобби.
Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами (2 ч)
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Тема 8. Как делать сбережения (5 ч)
доход.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести
Основе понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
3 - й класс (34 часа)
Что такое деньги и для чего они нужны - 14 часов
Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?(4 ч)
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок (4 ч)
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России (2 ч)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.
Ассигнация.
Тема 4. Современные деньги России и других стран (4 ч)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Что такое семейный бюджет - 20 часов
Тема 5. Откуда в семье деньги (6 ч)
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия.
Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Тема 6. На что тратятся деньги (5 ч)
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги.
Вредные привычки. Хобби.
Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами (4 ч)
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Тема 8. Как делать сбережения (5 ч)
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
4-й класс (34 часа) Что такое деньги и какими они бывают - 17 ч
Тема 1. Как появились деньги. (5 ч)
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может
меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
компетенции
- Объяснять выгоды обмена.
- Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
- Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
- Описывать ситуации, в которых используются деньги.
- Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
- Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
- Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет. (4 ч)
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными. Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
- Объяснять, почему появились монеты.
- Описывать устройство монеты.
- Приводить примеры первых монет.
- Описывать старинные российские деньги.
- Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3. Бумажные деньги. (2 ч)
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
- Объяснять, почему появились бумажные деньги.
- Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
- Приводить примеры первых бумажных денег.
- Описывать первые российские бумажные деньги.
- Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги. (4 ч)
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
- Сравнивать виды денег.
- Объяснять роль банков.
- Объяснять условия вкладов и кредитов.
- Рассчитывать проценты на простых примерах.
- Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 5. Валюты. (2 ч)
Валюта денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
- Приводить примеры валют.
- Объяснять, что такое резервная валюта.
- Объяснять понятие валютного курса.
- Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
Из чего складываются доходы в семье - 7 ч
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги. (7 ч)
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
- Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
- Объяснять причины различий в заработной плате.
- Объяснять, как связаны профессии и образование.
- Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
- Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать - 5 ч
Тема 7. На что семьи тратят деньги. (5 ч)
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
- Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
- Описывать направления расходов семьи.
- Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
- Сравнивать и оценивать виды рекламы.
- Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
- Составлять собственный план расходов.
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал - 5 ч
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.(5 ч)
Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы,
либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
- Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
- Объяснять последствия образования долгов.
- Составлять семейный бюджет на условных примерах.
3. Тематическое планирование
№ | Разделы (ч) | Классы (ч) |
2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
1 | Что такое деньги и для чего они нужны | 20 | 14 | |
2 | Что такое семейный бюджет | 14 | 20 | |
3 | Как появились деньги и какими они бывают | | | 17 |
4 | Из чего складываются доходы в семье. | | | 7 |
5 | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. | | | 5 |
6 | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. | | | 5 |
| Итого: | 34 | 34 | 34 |
3.1 Календарно-тематический план
№ | Тема внеурочного занятия с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан | Кол-во часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечания |
Обмен и деньги – 20 ч |
1 | Появление обмена товаров. Игра «Путешествие в страну Обменяйку». | 1 | | | |
2 | Первые деньги. ЭКОР Первые деньги чуваш | 1 | | | |
3 | Монеты. Защита проектов «Монеты Древнего мира» | 1 | | | |
4 | Бумажные деньги. | 1 | | | |
5 | Закрепление. Решение задач с денежными расчётами | 1 | | | |
6 | Рассмотрим деньги поближе. Гурт. Подделка монет. | 1 | | | |
7 | Рассмотрим деньги поближе. Орёл и решка. Аверс и реверс. Номинал. Рассматривание коллекций разных монет. | 1 | | | |
8 | Рассмотрим деньги поближе. Номинал банкнот. Защита от подделок. Творческая работа «Дизайн купюры сказочной страны» | 1 | | | |
9 | Закрепление. Решение задач с денежными расчётами | 1 | | | |
10 | Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые» деньги. | 1 | | | |
11 | Какие деньги были раньше в России. Первые русские монеты. Деньга и копейка. | 1 | | | |
12 | Какие деньги были раньше в России. Рубль, гривенник и полтинник. | 1 | | | |
13 | Современные деньги России. Оборот денег ЭКОР Оборот денег в Башкортостане | 1 | | | |
14 | Закрепление. Решение задач с денежными расчётами | 1 | | | |
15 | Доллары и евро – самые известные иностранные деньги. | 1 | | | |
16 | Современные деньги других стран. Валюта стран мира | 1 | | | |
17 | Наличные, безналичные и электронные деньги. Творческая работа «Рисование банковской карты» | 1 | | | |
18 | Мир пластиковых карт ЭКОР Пластиковая карта Уралсиб | 1 | | | |
19 | Обобщение. Решение задач с денежными расчётами | 1 | | | |
20 | Викторина по теме «Деньги» | 1 | | | |
Семейный бюджет – 14 ч |
21 | Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство. | 1 | | | |
22 | Откуда в семье деньги. Заработная плата. ЭКОР Заработная плата в Башкортостане | 1 | | | |
23 | Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендия. ЭКОР Пенсии, пособия, стипендия в Башкортостане | 1 | | | |
24 | Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. | 1 | | | |
25 | На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое. | 1 | | | |
26 | Откладывание денег и непредвиденные расходы. | 1 | | | |
27 | На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки | 1 | | | |
28 | Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы. ЭКОР Составление семейного бюджета | 1 | | | |
29 | Как умно управлять своими деньгами. Дополнительный заработок. Недвижимость. | 1 | | | |
30 | Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги. Коллекционирование. | 1 | | | |
31 | Банк как место сбережения и накопления денег. Онлайн экскурсия в отделение Сбербанка ЭКОР Сбербанки Белебея | 1 | | | |
32 | Как делать сбережения. Ценные бумаги. Акции. | 1 | | | |
33 | Обобщение. Решение задач с денежными расчётами | 1 | | | |
34 | Игра «Путешествие в страну экономика» | 1 | | | |