МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЖКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МКОУ «Бережковская ООШ»
Калужская область Кировский район д. Бережки
Рабочая программа
по финансовой грамотности в 8-9 классах
на 2025-2026 учебный год
(1 час в неделю всего 34 часа)
учитель: Архипкина Л.В.
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 8–9 классов направлена на формирование у школьников базовых знаний и умений в области финансов, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений в повседневной жизни. Программа включает в себя 9 тем, охватывающих основные аспекты финансовой грамотности. Каждая тема содержит теоретические материалы и практические задания, направленные на закрепление полученных знаний.
Цели программы:
формирование основ финансовой культуры и грамотности;
развитие умений анализировать финансовую информацию, оценивать альтернативы и принимать обоснованные финансовые решения;
воспитание ответственного отношения к личным финансам и управлению ими.
Задачи программы:
познакомить учащихся с основными понятиями и терминами в области финансов;
научить анализировать доходы и расходы, планировать личный бюджет;
развить навыки принятия обоснованных решений в отношении использования денег;
сформировать представление о роли финансов в жизни человека и общества;
научить основам безопасного и эффективного использования финансовых инструментов;
воспитать ответственное отношение к личным финансам, умение управлять ими и избегать финансовых ошибок.
Актуальность программы
В современном мире финансовые знания становятся всё более важными для каждого человека. Умение управлять личными финансами, планировать бюджет, принимать обоснованные финансовые решения — необходимые навыки для успешной жизни в условиях рыночной экономики.
Программа по финансовой грамотности для 8–9 классов призвана обеспечить учащихся необходимыми знаниями и умениями, которые помогут им в будущем эффективно управлять своими финансами, избегать финансовых ошибок и принимать обоснованные решения в различных жизненных ситуациях.
Программа предусматривает практическую направленность занятий, что способствует более глубокому усвоению материала и формированию навыков принятия обоснованных финансовых решений.
Основные принципы и подходы к реализации программы
Программа по финансовой грамотности строится на следующих принципах:
научность и доступность:
программа основана на научных знаниях и принципах, но адаптирована для понимания учащимися 8–9 классов;
практико-ориентированность:
программа включает практические задания и ситуации, которые помогут учащимся применить полученные знания на практике;
системность и последовательность:
программа представляет собой систему знаний, которая последовательно раскрывается от простых понятий к более сложным;
интерактивность:
программа предусматривает использование интерактивных методов обучения, таких как дискуссии, ролевые игры, проекты и т. д.
Место программы в учебном плане
Рабочая программа по финансовой грамотности реализована через внеурочную деятельность. Количество часов – 34
Ожидаемые результаты:
В результате изучения программы учащиеся 8–9 классов должны:
знать основные понятия и термины в области финансов;
уметь анализировать доходы и расходы, планировать личный бюджет;
владеть навыками принятия обоснованных финансовых решений;
иметь представление о роли финансов в жизни человека и общества;
понимать основы безопасного и эффективного использования финансовых инструментов;
проявлять ответственное отношение к личным финансам.
Формы контроля и оценки результатов:
Для оценки результатов освоения программы могут использоваться различные формы контроля:
Методическое обеспечение:
Методическое обеспечение программы включает в себя:
учебно-методические пособия и учебники по финансовой грамотности;
методические рекомендации для учителей;
дидактические материалы (тесты, задания, проекты и т. д.);
интерактивные материалы (презентации, видеоуроки, онлайн-ресурсы).
Календарно-тематическое планирование по финансовой грамотности
для 8–9 классов
№ урока | содержание | количество уроков | дата проведения |
по плану | по факту |
Тема 1. Введение в финансовую грамотность (2 часа) |
1 | Понятие и структура финансовой системы. | 1 | | |
2 | Основные элементы финансовой системы | 1 | | |
Тема 2. Банковская система (4 часа) |
3 | | 1 | | |
4 | Виды банковских счетов: текущие, сберегательные, депозиты. | 1 | | |
5 | | 1 | | |
6 | Практическое занятие: «Кредитные продукты для подростков: особенности и риски» | 1 | | |
Тема 3 Финансовые рынки (4 часа) |
7 | Виды финансовых рынков | 1 | | |
8 | Участники финансовых рынков | 1 | | |
9 | Основные финансовые инструменты | 1 | | |
10 | Мошеннические схемы, разработка мер по защите от финансового мошенничества | 1 | | |
Тема 4. Страхование (4 часа) |
11 | | 1 | | |
12 | | 1 | | |
13 | | 1 | | |
14 | Практическое занятие: «Правовые аспекты страхования: основные законы и нормы, регулирующие страховые отношения» | 1 | | |
Тема 5. Бюджет и личные финансы (4 часа) |
15 | | 1 | | |
16 | Методы управления личными финансами | 1 | | |
17 | | 1 | | |
18 | Практическое занятие: «Разработка плана достижения финансовых целей» | 1 | | |
Тема 6. Инвестиции (4 часа) |
19 | Основные виды инвестиций | 1 | | |
20 | Риски и доходность различных видов инвестиций | 1 | | |
21 | Стратегии инвестирования для начинающих | 1 | | |
22 | Налоги и законодательство в сфере инвестиций. | 1 | | |
Тема 7. Налоги и налогообложение (4 часа) |
23 | | 1 | | |
24 | | 1 | | |
25 | Льготы и вычеты по налогам | 1 | | |
26 | Практическое занятие: «Налоговая система Российской Федерации» | 1 | | |
Тема 8. Финансовое планирование и управление рисками (4 часа) |
27 | | 1 | | |
28 | | 1 | | |
29 | Стратегии защиты от непредвиденных финансовых ситуаций | 1 | | |
30 | Источники доходов подростка: карманные деньги, подработка, подарки и другие варианты. | 1 | | |
Тема 9. Проект «Мой финансовый план» (4 часа) |
31 | Разработка индивидуального финансового плана | 1 | | |
32 | Разработка индивидуального финансового плана | 1 | | |
33 | Презентация и обсуждение планов в группе. | 1 | | |
34 | Тестирование по изученному материалу. | 1 | | |
Количество часов по программе: | 34 | | |