СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 кл

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 кл»

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);

  • Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год);

  • письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования";

  • приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  • примерной основной образовательной программой основного общего образования;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) авторской программы по географии России : Природа и население. 8 класс: учебник/ А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким и др; под редакцией А.И. Алексеева.; Дрофа, 2019

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты

Обучающийся научится:

Использовать различные источники географической информации :(картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать географическую информацию;

-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

-использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

-сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

-создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

2. Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию;

структурировать информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

искать и отбирать необходимые источники информации;

использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средствинформационнокоммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-уметь воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

-уметь слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 Формирование ИКТ –компетентности

Обучающийся научится:

-подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

-входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

- всесторонне образованной, инициативной и успешной личность, обладающая системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Критерии контроля и нормы оценочной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является - оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Содержание учебного курса


Введение (1 час)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.


Раздел I Пространства России (8 часов)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.

Практические работы.

Раздел II. Природа и человек (39 часов)

Тема 1. Рельеф и недра (5 ч.)

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.


Тема 2. Климат (6 ч.)


Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.


Тема 3. Богатство внутренних вод России (4ч.)

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.


Тема 4. Почвы - национальное достояние страны (5 ч.)

Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы - особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.

Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.


Тема 5. В природе все взаимосвязано (4 ч.)

ПТК. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК.

Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.


Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. (11 ч.)

Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.

Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.

Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.


Тема 7. Природопользование и охрана природы. (4 ч.)

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.


Практические работы.

4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

5. Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных ископаемых.

6. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны

7. Обозначение на к/к крупных рек и озер.

8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования .

9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.

10. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон и условий жизни, быта людей


Раздел III. Население России (22ч )


Тема 8. Сколько нас – Россиян? (2 ч.)

Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.

Тема 9. Кто мы? (2 ч.)

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.

Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источник географической информации. Их виды.


Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 ч.)

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.

Внешние миграции населения: в Россию из нее.

Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.

Картограммы как вид географической информации.


Тема 11. Человек и труд. (1 ч.)

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.


Тема 12. Народы и религии России. (3 ч.)

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.

Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.


Тема 13. Где и как живут люди? (6 ч.)

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.

Практические работы.

11. Города России.

Обобщение и итоговый контроль знаний. (5ч.)




Тематическое планирование



Тема раздела

Количество часов по рабочей программе

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение

1



2

Раздел I. Пространства России.

8

3

1

3

Раздел II. Природа и человек

38

7

3

4

Раздел III. Население России

21

3

1


Итого:

68

13

5



Календарно-тематическое планирование


№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

По плану

По факту

1

Введение

Зачем мы изучаем географию России. Техника безопасности на уроке.

1

2.09-4.09


2

Раздел 1. Пространства России. Россия на карте мира


1

2.09-4.09


3

Географическое положение России. Практическая работа№ 1

1

7.09-11.09


4

Границы России. Практическая работа №2 «Обозначение на контурных картах пограничных государств»

1

7.09-11.09


5

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа №3 «Решение задач на определение поясного времени»

1

14.09-18.09


6

Формирование территории России.

1

14.09-18.09


7

Географическое изучение территории России.

1

21.09-25.09


8

Географическое районирование

1

21.09-25.09


9

Пространства РоссииК.Р.№1

1

28.09-2.10


10

Раздел 2. Природа и человек.

Строение земной коры (литосферы) на территории России

1

28.09-2.10


11

Особенности рельефа России. Практическая работа №4 «Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур»

1

5.10-9.10


12

Современное развитие рельефа.

1

5.10-9.10


13

Использование недр.

1

12.10-16.10


14

Обобщение по теме «Рельеф и недра России»

1

12.10-16.10


15

Общая характеристика климата России.

1

19.10-23.10

.

16

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты,циклоны,антициклоны.

1

19.10-23.10


17

Распределение температур и осадков

1

26.10-30.10


18

Типы климата нашей страны. Практическая работа №5 «Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей»

1

26.10-30.11


19

Климат и человек. Практическая работа №6 «Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам)»

1



20

«Климат» К.Р.№2

1



21

Внутренние воды России. Реки.

1



22

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.»

1



23

Человек и вода. Практическая работа №8 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий»

1



24

« Богатство внутренних вод России» Обобщающее повторение

1



25

Почвы - особое природное тело

1



26

География почв России

1



27

Почвы и урожай

1



28

Рациональное использование и охрана почв.

1



29

«Почвы и внутренние воды России» К.Р.№3

1



30

Понятие о ПТК

1


.

31

Свойства ПТК

1



32

Человек в ландшафте. Поговорим о будущей профессии.

1



33

Обобщение знаний по теме «В природе все взаимосвязано»

1



34

Учение о природных зонах

1



35

«Безмолвная Арктика»

1



36

Чуткая Субарктика

1



37

Таежная зона

1



38

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов

1



39

Лесостепи и степи.

1



40

Полупустыни, пустыни, субтропики

Практическая работа №9«Взаимосвязи и взаимозависимость природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей»

1



41

«Многоэтажность» природы гор.

1



42

Человек и горы.Экскурсия в профессию.

1



43

«Природно-хозяйственные зоны» К.Р.№4

1



44

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

1



45

Рациональное использование природных ресурсов

1



46

Охрана природы и охраняемые территории. Практическая работа №10 «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из охраняемых территорий»

1



47

Обобщающее повторение по разделу” Природопользование и охрана природы»

1



48

Раздел 3. Население России

Численность населения России.

Практическая работа№ 11«Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России»

1



49

Воспроизводство населения

1



50

Соотношение мужчин и женщин(половой состав населения)

1



51

Возрастной состав населения России.

1



52

Миграции населения России.

1



53

Внешние миграции-в Россию и из нее.

1



54

Территориальная подвижность населения. Практическая работа № 12 «Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве»

1



55

География рынка труда.

1



56

Этнический состав населения

1



57

Этническая мозаика России.

1



58

Религии народов России

1



59

Плотность населения России.

1



60

Расселение и урбанизация.

1



61

Города России. Практическая работа№13 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»

1



62

Сельская Россия

1



63

«Население России» Обобщение по разделу

1



64

География России. Природа и население. Обобщающий урок

1



65

География России. Природа и население. Обобщающий урок

1



66

« География России. Природа и население.» Итоговая К/Р №5

1



67

География России. Природа и население. Обобщающий урок

1



68

География России. Природа и население. Обобщающий урок

1




Итого


68 ч.









13