Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год);
письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования";
приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
примерной основной образовательной программой основного общего образования;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) авторской программы по географии России : Природа и население. 8 класс: учебник/ А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким и др; под редакцией А.И. Алексеева.; Дрофа, 2019
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Использовать различные источники географической информации :(картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать географическую информацию;
-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-строить простые планы местности;
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
-сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
-создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
2. Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средствинформационнокоммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
-уметь воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.
-уметь слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Формирование ИКТ –компетентности
Обучающийся научится:
-подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
-входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
- всесторонне образованной, инициативной и успешной личность, обладающая системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Критерии контроля и нормы оценочной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является - оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Содержание учебного курса
Введение (1 час)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.
Раздел I Пространства России (8 часов)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.
Практические работы.
Раздел II. Природа и человек (39 часов)
Тема 1. Рельеф и недра (5 ч.)
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.
Тема 2. Климат (6 ч.)
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.
Тема 3. Богатство внутренних вод России (4ч.)
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема 4. Почвы - национальное достояние страны (5 ч.)
Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы - особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.
Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Тема 5. В природе все взаимосвязано (4 ч.)
ПТК. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК.
Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. (11 ч.)
Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.
Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.
Тема 7. Природопользование и охрана природы. (4 ч.)
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы.
4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
5. Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных ископаемых.
6. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны
7. Обозначение на к/к крупных рек и озер.
8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования .
9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
10. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон и условий жизни, быта людей
Раздел III. Население России (22ч )
Тема 8. Сколько нас – Россиян? (2 ч.)
Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.
Тема 9. Кто мы? (2 ч.)
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источник географической информации. Их виды.
Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 ч.)
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию из нее.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.
Картограммы как вид географической информации.
Тема 11. Человек и труд. (1 ч.)
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Тема 12. Народы и религии России. (3 ч.)
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.
Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.
Тема 13. Где и как живут люди? (6 ч.)
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.
Практические работы.
11. Города России.
Обобщение и итоговый контроль знаний. (5ч.)
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов по рабочей программе | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Раздел I. Пространства России. | 8 | 3 | 1 |
3 | Раздел II. Природа и человек | 38 | 7 | 3 |
4 | Раздел III. Население России | 21 | 3 | 1 |
| Итого: | 68 | 13 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | По плану | По факту |
1 | Введение Зачем мы изучаем географию России. Техника безопасности на уроке. | 1 | 2.09-4.09 | |
2 | Раздел 1. Пространства России. Россия на карте мира | 1 | 2.09-4.09 | |
3 | Географическое положение России. Практическая работа№ 1 | 1 | 7.09-11.09 | |
4 | Границы России. Практическая работа №2 «Обозначение на контурных картах пограничных государств» | 1 | 7.09-11.09 | |
5 | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №3 «Решение задач на определение поясного времени» | 1 | 14.09-18.09 | |
6 | Формирование территории России. | 1 | 14.09-18.09 | |
7 | Географическое изучение территории России. | 1 | 21.09-25.09 | |
8 | Географическое районирование | 1 | 21.09-25.09 | |
9 | “Пространства России” К.Р.№1 | 1 | 28.09-2.10 | |
10 | Раздел 2. Природа и человек. Строение земной коры (литосферы) на территории России | 1 | 28.09-2.10 | |
11 | Особенности рельефа России. Практическая работа №4 «Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур» | 1 | 5.10-9.10 | |
12 | Современное развитие рельефа. | 1 | 5.10-9.10 | |
13 | Использование недр. | 1 | 12.10-16.10 | |
14 | Обобщение по теме «Рельеф и недра России» | 1 | 12.10-16.10 | |
15 | Общая характеристика климата России. | 1 | 19.10-23.10 | . |
16 | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты,циклоны,антициклоны. | 1 | 19.10-23.10 | |
17 | Распределение температур и осадков | 1 | 26.10-30.10 | |
18 | Типы климата нашей страны. Практическая работа №5 «Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей» | 1 | 26.10-30.11 | |
19 | Климат и человек. Практическая работа №6 «Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам)» | 1 | | |
20 | «Климат» К.Р.№2 | 1 | | |
21 | Внутренние воды России. Реки. | 1 | | |
22 | Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.» | 1 | | |
23 | Человек и вода. Практическая работа №8 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий» | 1 | | |
24 | « Богатство внутренних вод России» Обобщающее повторение | 1 | | |
25 | Почвы - особое природное тело | 1 | | |
26 | География почв России | 1 | | |
27 | Почвы и урожай | 1 | | |
28 | Рациональное использование и охрана почв. | 1 | | |
29 | «Почвы и внутренние воды России» К.Р.№3 | 1 | | |
30 | Понятие о ПТК | 1 | | . |
31 | Свойства ПТК | 1 | | |
32 | Человек в ландшафте. Поговорим о будущей профессии. | 1 | | |
33 | Обобщение знаний по теме «В природе все взаимосвязано» | 1 | | |
34 | Учение о природных зонах | 1 | | |
35 | «Безмолвная Арктика» | 1 | | |
36 | Чуткая Субарктика | 1 | | |
37 | Таежная зона | 1 | | |
38 | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов | 1 | | |
39 | Лесостепи и степи. | 1 | | |
40 | Полупустыни, пустыни, субтропики Практическая работа №9«Взаимосвязи и взаимозависимость природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей» | 1 | | |
41 | «Многоэтажность» природы гор. | 1 | | |
42 | Человек и горы.Экскурсия в профессию. | 1 | | |
43 | «Природно-хозяйственные зоны» К.Р.№4 | 1 | | |
44 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 | | |
45 | Рациональное использование природных ресурсов | 1 | | |
46 | Охрана природы и охраняемые территории. Практическая работа №10 «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из охраняемых территорий» | 1 | | |
47 | Обобщающее повторение по разделу” Природопользование и охрана природы» | 1 | | |
48 | Раздел 3. Население России Численность населения России. Практическая работа№ 11«Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России» | 1 | | |
49 | Воспроизводство населения | 1 | | |
50 | Соотношение мужчин и женщин(половой состав населения) | 1 | | |
51 | Возрастной состав населения России. | 1 | | |
52 | Миграции населения России. | 1 | | |
53 | Внешние миграции-в Россию и из нее. | 1 | | |
54 | Территориальная подвижность населения. Практическая работа № 12 «Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве» | 1 | | |
55 | География рынка труда. | 1 | | |
56 | Этнический состав населения | 1 | | |
57 | Этническая мозаика России. | 1 | | |
58 | Религии народов России | 1 | | |
59 | Плотность населения России. | 1 | | |
60 | Расселение и урбанизация. | 1 | | |
61 | Города России. Практическая работа№13 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны» | 1 | | |
62 | Сельская Россия | 1 | | |
63 | «Население России» Обобщение по разделу | 1 | | |
64 | География России. Природа и население. Обобщающий урок | 1 | | |
65 | География России. Природа и население. Обобщающий урок | 1 | | |
66 | « География России. Природа и население.» Итоговая К/Р №5 | 1 | | |
67 | География России. Природа и население. Обобщающий урок | 1 | | |
68 | География России. Природа и население. Обобщающий урок | 1 | | |
| Итого | | 68 ч. | |
13