СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 9 класс А.Г.Мерзляк и др.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс А.Г.Мерзляк и др.»

МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на методическом на педагогическом Приказом директора школы

объединении совете № 65 от 13.05. 2022 г.

Протокол № 8 Протокол № 7

От 06.05.2022 г. от 13.05.2022 г. ___________/Н.В.Рекунова/













Рабочая программа

по предмету

ГЕОМЕТРИЯ

9 КЛАСС







Учитель математики:

Рекунова Наталья Владимировна



с. Санномыск

2022 г.

Программа соответствует учебнику учебнику «Геометрия» 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2020.

В данной рабочей программе на изучение Геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 68 часов в год.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностныхметапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  3. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

  4. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

5. Умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;

6. Компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

7. Первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

8. Умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

9. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

10. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

11. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;

12. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.


Предметные результаты:

  1. Осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;

  2. Представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

  4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  5. Систематические знания о фигурах и их свойствах;

  6. Практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:

- изображать фигуры на плоскости;

- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;

- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;

- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;

- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;

- проводить практические расчёты.


Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)


Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;

  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;

  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;

  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;

  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Геометрические преобразования

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;

  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;

  • определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.


Выпускник получит возможность научиться для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;

  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;

  • доказывать геометрические утверждения;

  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Отношения

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;

  • применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;

  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;

  • проводить простые вычисления на объемных телах;

  • формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;

  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;

  • свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,

  • выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;

  • изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

  • Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;

  • строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;

  • применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;

  • выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;

применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.


Выпускник получит возможность научиться для успешного продолжения образования на углубленном уровне

Геометрические фигуры

  • Свободно оперировать геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;

  • самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новые классы фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;

  • исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах;

  • решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач;

  • формулировать и доказывать геометрические утверждения.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и интерпретировать результат.

Отношения

  • Владеть понятием отношения как метапредметным;

  • свободно оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;

  • использовать свойства подобия и равенства фигур при решении задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для построения и исследования математических моделей объектов реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Свободно оперировать понятиями длина, площадь, объем, величина угла как величинами, использовать равновеликость и равносоставленность при решении задач на вычисление, самостоятельно получать и использовать формулы для вычислений площадей и объемов фигур, свободно оперировать широким набором формул на вычисление при решении сложных задач, в том числе и задач на вычисление в комбинациях окружности и треугольника, окружности и четырехугольника, а также с применением тригонометрии;

  • самостоятельно формулировать гипотезы и проверять их достоверность.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • свободно оперировать формулами при решении задач в других учебных предметах и при проведении необходимых вычислений в реальной жизни.

Геометрические построения

  • Оперировать понятием набора элементов, определяющих геометрическую фигуру,

  • владеть набором методов построений циркулем и линейкой;

  • проводить анализ и реализовывать этапы решения задач на построение.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять построения на местности;

  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

  • Оперировать движениями и преобразованиями как метапредметными понятиями;

  • оперировать понятием движения и преобразования подобия для обоснований, свободно владеть приемами построения фигур с помощью движений и преобразования подобия, а также комбинациями движений, движений и преобразований;

  • использовать свойства движений и преобразований для проведения обоснования и доказательства утверждений в геометрии и других учебных предметах;

  • пользоваться свойствами движений и преобразований при решении задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.

Векторы и координаты на плоскости

  • Свободно оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;

  • владеть векторным и координатным методом на плоскости для решения задач на вычисление и доказательства;

  • выполнять с помощью векторов и координат доказательство известных ему геометрических фактов (свойства средних линий, теорем о замечательных точках и т.п.) и получать новые свойства известных фигур;

  • использовать уравнения фигур для решения задач и самостоятельно составлять уравнения отдельных плоских фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА


Повторение курса 7-8 класса 3 ч

  1. Решение треугольников 16 часов

Синус, косинус , тангенс и котангенс угла от 0 до 180;

Теорема косинусов;

Теорема синусов;

Решение треугольников;

Формулы для вычисления площади треугольника.

  1. Правильные многоугольники 9 часов.

Правильные многоугольники и их свойства;

Длина окружности; площадь круга.

  1. Декартовы координаты на плоскости 11 часов

Расстояние между точками с заданными координатами; координаты середины отрезка;

Уравнение фигуры;

Уравнение окружности;

Уравнение прямой;

Угловой коэффициент прямой.

  1. Векторы. 13 часов.

Понятие вектора;

Координаты вектора;

Сложение и вычитание векторов;

Умножение вектора на число;

Скалярное произведение векторов.

  1. Геометрические преобразования 10 часов

Движение (перемещение) фигуры;

Параллельный перенос;

Осевая и центральная симметрия;

Поворот;

Гомотетия;

Подобие фигур.

6. Повторение и систематизация учебного материала. 6 часов.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела и уроков

Количество часов

1

Повторение курса 7-8 класса. Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

2

Решение задач на применение на нахождение площадей многоугольников

1

3

Решение задач на применение теоремы Пифагора.

1


Решение треугольников

16

4

Тригонометрические функции угла от 0 до 180.

1

5

Тригонометрические функции угла от 0 до 180.

1

6

Теорема косинусов

1

7

Теорема косинусов

1

8

Теорема косинусов

1

9

Теорема косинусов

1

10

Теорема синусов

1

11

Теорема синусов

1

12

Теорема синусов

1

13

Решение треугольников

1

14

Решение треугольников

1

15

Решение треугольников

1

16

Формулы для нахождения площади треугольника

1

17

Формулы для нахождения площади треугольника

1

18

Формулы для нахождения площади треугольника

1

19

Контрольная работа №1 «Решение треугольников»

1


Правильные многоугольники

9

20

Правильные многоугольники и их свойства

1

21

Правильные многоугольники и их свойства

1

22

Правильные многоугольники и их свойства

1

23

Правильные многоугольники и их свойства

1

24

Длина окружности. Площадь круга

1

25

Длина окружности. Площадь круга

1

26

Длина окружности. Площадь круга

1

27

Длина окружности. Площадь круга

1

28

Контрольная работа №2 «Правильные многоугольники»

1


Декартовы координаты

11

29

Расстояние между точками с заданными координатами.

1

30

Расстояние между точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка.

1

31

Расстояние между точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка.

1

32

Уравнение фигуры. Уравнение окружности.

1

33

Уравнение фигуры. Уравнение окружности.

1

34

Уравнение фигуры. Уравнение окружности.

1

35

Уравнение прямой.

1

36

Уравнение прямой.

1

37

Угловой коэффициент прямой.

1

38

Угловой коэффициент прямой.

1

39

Контрольная работа №3 «Декартовы координаты».

1


Векторы

13

40

Понятие вектора

1

41

Понятие вектора

1

42

Координаты вектора

1

43

Сложение и вычитание векторов.

1

44

Сложение и вычитание векторов.

1

45

Сложение и вычитание векторов.

1

46

Умножение вектора на число.

1

47

Умножение вектора на число.

1

48

Умножение вектора на число.

1

49

Скалярное произведение векторов

1

50

Скалярное произведение векторов

1

51

Скалярное произведение векторов

1

52

Контрольная работа №4 «Векторы»

1


Геометрические преобразования

10

53

Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

1

54

Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

1

55

Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

1

56

Осевая симметрия.

1

57

Осевая симметрия.

1

58

Центральная симметрия. Поворот

1

59

Центральная симметрия. Поворот

1

60

Гомотетия. Подобие фигур.

1

61

Гомотетия. Подобие фигур.

1

62

Контрольная работа № 5 «Геометрические преобразования»

1


Повторение и систематизация учебного материала.

6

63

Решение задания 15. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

64

Решение задания 16. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

65

Решение задания 17. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

66

Решение задания 18. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

67

Решение задания 19 и 20. Модуль «Геометрия» ОГЭ

1

68

Контрольная работа №6 «Обобщение и систематизация знаний учащихся»

1