СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, авторской программы изобразительное искусство для 5-8 классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего (начального/среднего) образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного (начального/среднего) общего образования; основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего (начального/среднего) образования, в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
в 5 классах
Тип классов общеобразовательный
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; авторской программы по изобразительному искусству для 5-8 классов / Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,А.С.Питерских/.
Составители (авторы): Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,А.С.Питерских.
Год издания программы: Москва, «Просвещение», 2015г.
Учебник (учебное пособие): «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
Автор учебника (учебного пособия): Горяева Н.А., Островская О.В.
Год издания: Москва, «Просвещение», 2016г.
По учебному плану: всего- 35 часов; в неделю- 1 час
Программа составлена учителем изобразительного искусства и черчения
МБОУ СОШ № 44
Малявко Ниной Валентиновной
г. Сургут
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, авторской программы изобразительное искусство для 5-8 классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего (начального/среднего) образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного (начального/среднего) общего образования; основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего (начального/среднего) образования, в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2019-2020 учебный год. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего (среднего общего) образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, учащихся на уровне основного (начального) общего образования, межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программой также предполагается проведение практических, проверочных, творческих работ, тематического и итогового тестирования, направленных на отработку отдельных технологических приёмов.
Изучение курса изобразительное искусство ориентированно на использование учебника «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского, рекомендованного Министерством просвещения РФ; «Изобразительное искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского, рекомендованного Министерством просвещения РФ; «Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б.М. Неменского, рекомендованного Министерством просвещения РФ; «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б.М. Неменского, рекомендованного Министерством просвещения РФ, Приказ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Согласно учебному плану для общеобразовательных учреждений для изучения курса изобразительное искусство в 5 -8 классах отводится 1час(ов) в неделю, 35часов в год.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по изобразительному искусству, определяемый Федеральным образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Цели и задачи изучения изобразительного искусства.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование ИКТ в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирование информационной культуры школьника, достижения им ряда образовательных результатов.
Изучение изобразительного искусства в 5-8 классах в 2019-2020 учебном году направлено на достижение следующих целей: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения изобразительного искусства в 5 -8 классах в 2019-2020 учебном году необходимо решить следующие задачи:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год, для изучения изобразительного искусства в 5-8 классах выделено 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год из них 35 часов – из обязательной части учебного плана.
Учебно-тематический план.
5 класс.
Раздел программы | Количество часов в неделю | Кол-во часов теоретической части | Кол-во часов практической части | |||
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Общее количество часов | Контрольные работы | Практические работы | ||
Древние корни народного искусства. | 9 |
| 9 | 9 |
|
|
Связь времён в народном искусстве. | 7 |
| 7 | 7 |
|
|
Декор – человек, общество, время. | 10 |
| 10 | 10 |
|
|
Декоративное искусство в современном мире. | 9 |
| 9 | 9 |
|
|
Итого: |
|
| 35 | 35 |
|
|
Часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, отводимые на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений, распределены следующим образом:
№п/п | Разделы программы /тема | Количество часов |
Древние корни народного искусства 9 часов | ||
1. | Древние образы в народном искусстве. | 1 |
2. | Убранство русской избы. | 1 |
3. | Внутренний мир русской избы. | 1 |
4. | Внутренний мир русской избы. | 1 |
5. | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 |
6. | Русская народная вышивка. | 1 |
7. | Народный праздничный костюм. | 1 |
8. | Народный праздничный костюм. | 1 |
9. | Народные праздничные обряды. | 1 |
Связь времён в народном искусстве 7 часов. | ||
10. | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 |
11. | Искусство Гжели. | 1 |
12. | Городецкая роспись. | 1 |
13. | Хохлома. | 1 |
14. | Жостово. Роспись по металлу. | 1 |
15. | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 |
16. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 |
Декор – человек, общество, время 10 часов. | ||
17. | Зачем людям украшения. | 1 |
18. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 |
19. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 |
20. | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. | 1 |
21. | Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика. | 1 |
22. | Одежда говорит о человеке. | 1 |
23. | Одежда говорит о человеке. | 1 |
24. | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 1 |
25. | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 1 |
26. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 |
Декоративное искусство в современном мире 9 часов. | ||
27. | Современное выставочное искусство. | 1 |
28. | Современное декоративное искусство. Что такое дизайн. | 1 |
29. | Современное декоративное искусство. Витраж. | 1 |
30. | Ты сам мастер. | 1 |
31. | Ты сам мастер. | 1 |
32. | Ты сам мастер. | 1 |
33. | Ты сам мастер. | 1 |
34. | Ты сам мастер. | 1 |
35. | Декоративно – прикладное искусство в жизни человека и общества. | 1 |
6 класс.
Раздел программы | Количество часов в неделю | Кол-во часов теоретической части | Кол-во часов практической части | |||
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Общее количество часов | Контрольные работы | Практические работы | ||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 9 |
| 9 | 9 |
|
|
Мир наших вещей. Натюрморт. | 7 |
| 7 | 7 |
|
|
Вглядываясь в человека. Портрет. | 10 |
| 10 | 10 |
|
|
Человек и пространство. Пейзаж. | 9 |
| 9 | 9 |
|
|
Итого: |
|
| 35 | 35 |
|
|
Часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, отводимые на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений, распределены следующим образом:
№п/п | Разделы программы /тема | Количество часов |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка 9 часов | ||
1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 |
2. | Художественные материалы. | 1 |
3. | Рисунок - основа изобразительного творчества. | 1 |
4. | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | 1 |
5. | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | 1 |
6. | Цвет. Основы цветоведения. | 1 |
7. | Цвет в произведениях живописи. | 1 |
8. | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 |
9. | Основы языка изображения. | 1 |
Мир наших вещей. Натюрморт. 7 часов. | ||
10. | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 |
11. | Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 |
12. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 |
13. | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 |
14. | Освещение. Свет и тень. | 1 |
15. | Натюрморт в графике. | 1 |
16. | Цвет в натюрморте. | 1 |
Вглядываясь в человека. Портрет.10 часов. | ||
17. | Образ человека – главная тема в искусстве. | 1 |
18. | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | 1 |
19. | Изображение головы человека в пространстве. | 1 |
20. | Портрет в скульптуре. | 1 |
21. | Графический портретный рисунок. | 1 |
22. | Сатирические образы человека. | 1 |
23. | Образные возможности освещения в портрете. | 1 |
24. | Роль цвета в портере. | 1 |
25. | Великие портретисты прошлого. | 1 |
26. | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 |
Человек и пространство. Пейзаж.9 часов. | ||
27. | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 |
28. | Изображение пространства. | 1 |
29. | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 |
30. | Пейзаж — большой мир. | 1 |
31. | Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 |
32. | Пейзаж в русской живописи. | 1 |
33. | Пейзаж в графике. | 1 |
34. | Городской пейзаж. | 1 |
35. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 |
7 класс.
Раздел программы | Количество часов в неделю | Кол-во часов теоретической части | Кол-во часов практической части | |||
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Общее количество часов | Контрольные работы | Практические работы | ||
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. | 9 |
| 9 | 9 |
|
|
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 7 |
| 7 | 7 |
|
|
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. | 10 |
| 10 | 10 |
|
|
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 9 |
| 9 | 9 |
|
|
Часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, отводимые на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений, распределены следующим образом:
№п/п | Разделы программы /тема | Количество часов |
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. 9 часов | ||
1. | Мир, который создаёт человек. | 1 |
2. | Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!». | 1 |
3. | Прямые линии и организация пространства. | 1 |
4. | Цвет — элемент композиционного творчества. | 1 |
5. | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 1 |
6. | Буква — строка — текст. Искусство шрифта. | 1 |
7. | Когда текст и изображение вместе. | 1 |
8. | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 |
9. | "В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм | 1 |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.7 часов. | ||
10. | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. | 1 |
11. | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 |
12. | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 |
13. | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 |
14. | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. | 1 |
15. | Форма и материал. | 1 |
16. | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. | 1 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.10 часов. | ||
17. | Город сквозь времена и страны. | 1 |
18. | Образы материальной культуры прошлого. | 1 |
19. | Город сегодня и завтра. | 1 |
20. | Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 |
21. | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | 1 |
22. | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 1 |
23. | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | 1 |
24. | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 |
25. | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 |
26. | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.9 часов. | ||
27. | Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. | 1 |
28. | Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. | 1 |
29. | Интерьер, который мы создаём. | 1 |
30. | Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй. Дизайн и архитектура сада. | 1 |
31. | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 |
32. | Встречают по одёжке. | 1 |
33. | Автопортрет на каждый день. | 1 |
34. | Имидж. Сфера имиджа дизайна. | 1 |
35. | Моделируя себя — моделируешь мир. | 1 |
8 класс.
Раздел программы | Количество часов в неделю | Кол-во часов теоретической части | Кол-во часов практической части | |||
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Общее количество часов | Контрольные работы | Практические работы | ||
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. | 8 |
| 8 | 8 |
|
|
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. | 8 |
| 8 | 8 |
|
|
Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 10 |
| 10 | 10 |
|
|
Телевидение, пространство, культура. Экран – искусство – зритель. | 9 |
| 9 | 9 |
|
|
Часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, отводимые на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений, распределены следующим образом:
№п/п | Разделы программы /тема | Количество часов |
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 8 часов | ||
1. | Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. | 1 |
2. | Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. | 1 |
3. | Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества. | 1 |
4. | Сценография как искусство и производство. | 1 |
5. | Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». | 1 |
6. | Художник в театре кукол. | 1 |
7. | Привет от Карабаса – Барабаса. | 1 |
8. | Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. | 1 |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. 8 часов. | ||
9. | Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. | 1 |
10. | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. | 1 |
11. | Фотография искусство «светописи». Вещь: свет и фактура | 1 |
12. | «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. | 1 |
13. | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. | 1 |
14. | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. | 1 |
15. | Фотография и компьютер. | 1 |
16. | Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка. | 1 |
Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 10 часов. | ||
17. | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. | 1 |
18. | Пространство и время в кино. | 1 |
19. | Художник – режиссёр – оператор. | 1 |
20. | Художественное творчество в игровом фильме. | 1 |
21. | От «большого» экрана к твоему видео. Фильм – «рассказ в картинках». | 1 |
22. | Азбука киноязыка. Воплощение замысла. | 1 |
23. | Азбука киноязыка. Чудо движения: увидеть и снять. | 1 |
24. | Бесконечный мир кинематографа. | 1 |
25. | Искусство анимации, или когда художник больше чем художник. | 1 |
26. | Живые картинки на твоём компьютере. | 1 |
Телевидение, пространство, культура. Экран – искусство – зритель. 9 часов. | ||
27. | Мир на экране: здесь и сейчас. | 1 |
28. | Информационная и художественная природа телевизионного изображения. | 1 |
29. | Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. | 1 |
30. | Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. | 1 |
31. | Видеоэтюд в пейзаже и портрете. | 1 |
32. | Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. | 1 |
33. | Телевидение, видео, Интернет…Что дальше? Современные формы экранного языка. | 1 |
34. | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально – зрелищных искусств в жизни общества и человека. | 1 |
35. | Искусство – зритель – современность. Преображающий свет искусства. | 1 |
Используемые технологии, методы и формы работы.
Для реализации программы курса изобразительное искусство в 5-8 классах в рамках системно-деятельностного подхода, используются педагогические технологии обучения, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также технологии способствующие формированию УУД.
Образовательные технологии:
развивающего обучения;
обучение в нетрадиционных системах организации учебного процесса;
личностно-ориентированного обучения и воспитания;
проблемного обучения;
информационно-коммуникационные
творческого сотрудничества;
сравнения;
дифференциация.
Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая;
дифференцированно-групповая.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемного изложения;
частично поисковый;
эвристический;
исследовательский;
словесный;
наглядный;
практический.
Формы обучения:
беседа;
рассказ;
лекция;
экскурсия;
игра;
смотр знаний;
самостоятельная работа.
Формы контроля:
индивидуальный контроль;
групповой контроль (применяю при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала);
фронтальный контроль;
тематический контроль;
текущий (проводится в форме тестов и самостоятельных, практических работ на 15–20 минут с дифференцированным оцениванием);
итоговый (проводятся после изучения наиболее значимых тем программы).
Содержание курса изобразительное искусство
5 класс (35 часов в год).
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер.
6 класс (35 часов в год).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
7 класс (35 часов в год).
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду прост
ранственных искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом — мой образ жизни
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя — моделируешь мир.
8 класс (35 часов в год).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО,
НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества.
Сценография — искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса- Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм —«рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Требования к уровню подготовки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Предметные планируемые результаты изучения
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни,конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
6 класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы;
8 класс:
освоить азбуку фотографирования;
анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работенад простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.
Оценка устных ответов учащихся
Отметка | Характеристика ответа |
Оценка «5» | Учащийся, полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. |
Оценка «4» | Учащийся, в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. |
Оценка «3» | Учащийся, не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. |
Оценка «2» | Учащийся, полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. |
Оценка практических работ учащихся
Отметка | Характеристика ответа |
Оценка «5» | Уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. |
Оценка «4» | Уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. |
Оценка «3» | Уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности. |
Оценка «2» | Ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте. |
Перечень учебно-методического и программного
обеспечения по изобразительному искусству.
Программа:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4+е изд. — М.: Просвещение, 2015.
Учебники и учебные пособия для учащихся:
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2016 г.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2016.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.; под ред Б.М.Неменского -Москва: Просвещение, 2017.
Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на тел евидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2018.
Учебно-методические пособия для учителя.
Основная литература:
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2016 г.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2016.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.; под ред Б.М.Неменского -Москва: Просвещение, 2017.
Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на тел евидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2018.
Дополнительная литература:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Интернет-ресурсы:
1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru
3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа : http://som.fio.ru
4. Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru
6. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
7. http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)
http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы
http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm Виртуальная экскурсия по собору святого Павла в Лондоне
http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира
http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям
http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология
http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
http://kizhi.karelia.ru/ Государственный музей-заповедник Кижи
http://petrov-gallery.narod.ru/ Картинная галерея Александра Петрова
http://jivopis.ru/gallery/ Картинные галереи и биографии русских художников
http://www.culturemap.ru/ Культура регионов России (достопримечательности регионов)
http://louvre.historic.ru Лувр (история, коллекции, виртуальная экскурсия)
http://www.metmuseum.org/ Метрополитен-музей в Нью-Йорке
http://sobory.ru/ Народный каталог православной архитектуры (описания и фотографии церквей, храмов и монастырей)
http://www.tretyakov.ru Официальный сайт Третьяковской галереи
Официальный сайт Русского музея
http://www.hermitagemuseum.org Официальный сайт Эрмитажа
http://www.museum.ru Портал музеев России
http://www.bards.ru/ Российские барды
http://www.sgu.ru/rus_hist/ Русская история в зеркале изобразительного искусства
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
http://www.artlib.ru/ Сборник галерей живописи русских художников и художников XX века
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/sculpture_greek/index.html http://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml Собрания древнегреческой скульптуры
http://www.wroubel.ru/ Творчество Михаила Врубеля
http://www.encspb.ru Энциклопедия Санкт-Петербурга
http://www.impressionism.ru Эпоха Средневековья. Литература о рыцарстве и крестовых походах, коллекция изображений средневековых замков
Список видеофильмов:
«Сериал Эрмитаж» - «Пословицы Эллады».
«Дом на Волхонке» (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) – «Раннаи с берегов Нила» (Искусство Древнего Египта). «Подобные богам» (Искусство Древней Греции).
«Народные промыслы» - «Тайна птицы Сирин» (Деревянные промыслы, каргопольская игрушка, вологодские кружева, плетение соломы). «Отблески серебряного века» (Собрание народного творчества Талашкина, работы Н. Рериха в русском храме святого духа). «Глиняное чудо» (Гжель). «России яркие букеты» (Жостовские подносы). «Славен град на Онеге» (Каргопольские игрушки). «Плат узорный» (Павловские платки). «Легенды Чукотки» (Резчики по кости). «Наследство деда Филимона» (Глиняные игрушки из Тулы).
Печатные пособия:
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Мольберт.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Календарно-тематическое планирование уроков по учебному предмету _изобразительное искусство 5 класс__
№ п/п | Дата проведения | Наименование раздела/ темы урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Домашнее задание | ||
план | факт | ||||||
| Раздел 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА | 9 часов |
|
| |||
1 |
|
| 1 урок: Древние образы в народном искусстве. |
1 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумага. | Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок. | |
2 |
|
| 2 урок: Убранство русской избы.
|
1 | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник «и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. | Подобрать иллюстрации с изображением интерьера крестьянского дома в книгах русских сказок.
| |
3 |
|
| 3-4 урок: Внутренний мир русской избы.
|
2 | Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Задания: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка. Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. | Подобрать иллюстрации по теме «Предметы народного быта».
| |
4 |
|
| 5 урок: Конструкция и декор предметов народного быта.
|
1 | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.). Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. | Подобрать иллюстрации с изображением вышитых полотенец и скатертей. | |
5 |
|
| 6 урок: Русская народная вышивка. |
1 | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы. | Подобрать иллюстрированный материал о русском народном костюме. | |
6 |
|
| 7-8 урок: Народный праздничный костюм.
| 2 | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. | Подготовиться к обобщающему уроку.
| |
7 |
|
| 9 урок: Народные праздничные обряды.
| 1 | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. Задание: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору). | Подобрать иллюстрации с изображением народной игрушки.
| |
| Раздел 2. СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ | 7 часов |
|
| |||
8 |
|
| 10 урок: Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Материалы: глина или пластилин, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь, тонкие кисти. | Подобрать иллюстрации с изображением гжельской посуды необычной формы. | |
9 |
|
| 11 урок: Искусство Гжели. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объемной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Подобрать иллюстрации и изделия по городецкой росписи. | |
10 |
|
| 12 урок: Городецкая роспись. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево. | Подобрать иллюстрации и изделия о Хохломе | |
11 |
|
| 13 урок: Хохлома. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом. Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага. | Подобрать иллюстрированный материал о жостовских подносах. | |
12 |
|
| 14 урок: Жостово. Роспись по металлу. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага. | Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ | |
13 |
|
| 15 урок: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 | Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приёмы росписи. Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи. Задание: 1.Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. 2. Создание формы туеса (карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон). Материалы: карандаши, бумага, картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей. | Подобрать иллюстрации и изделия по промыслам нашего края. | |
14 |
|
| 16 урок: Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку. | Подобрать иллюстрированный материал с изображением украшений народов разных стран.
| |
| Раздел 3. ДЕКОР - ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ. | 10 часов |
|
| |||
15 |
|
| 17 урок: Зачем людям украшения. | 1 | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Задание: рассмотрение и обсуждение разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме. Объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран. | Принести иллюстрированный материал по декоративному искусству Древнего Египта (открытки, репродукции из журналов). | |
16 |
|
| 18-19 урок: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Задание: 1 урок: Выполнить эскиз украшения Древнего Египта (браслета, солнечного ожерелья, алебастровых ваз, подвески, нагрудного украшения – пекторали и др.). 2 урок: завершить работу по мотивам ДПИ Древнего Египта (поиск колористического решения в декоративной работе). Материалы: бумага гуашь тёплых оттенков, кисти, цветные мелки. | Подобрать иллюстрированный материал по теме «Декоративное искусство Древней Греции». | |
17 |
|
| 20 урок: Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. | 1 | Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Задание: выполнение костюма эпохи Древней Греции. Материалы: бумага, гуашь тёплых оттенков, кисти, клей, ножницы. | Подобрать иллюстрированный материал по теме «Греческая керамика». | |
18 |
|
| 21 урок: Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика. | 1 | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно- прикладного искусства Древней Греции, давать Задание: изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. | Подобрать иллюстрированный материал по теме «ДПИ Западной Европы XVII века». | |
19 |
|
| 22-23 урок: Одежда говорит о человеке. | 2 | Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). Материалы: бумага, гуашь тёплых оттенков, кисти, клей, ножницы. | Подобрать иллюстрированный материал по теме «Гербы». | |
20 |
|
| 24 -25 урок: О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
| 2 | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. Задание: 1 урок: создание эскиза герба своей семьи. 2 урок: изображение эмблемы класса , школы, кабинета или спортивного клуба. Материалы: бумага белая и цветная, гуашь тёплых оттенков, кисти, клей, ножницы. | Составить филворд на основе изученного материала (групповая работа) | |
21 |
|
| 26 урок: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного. Использовать в речи новые художественные термины. | Подобрать иллюстрированный материал с примерами современного декоративного искусства. | |
| Раздел 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. | 9 часов |
|
| |||
22 |
|
| 27 урок: Современное выставочное искусство. | 1 | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства Задание: разработка эскизов коллективного панно для украшения интерьера школы с использованием традиционных образов народного искусства: древа жизни, матери-земли, птицы, коня Материалы: тонированная бумага, цветные мелки. | Принести журналы, иллюстрации с изображением посуды. | |
23 |
|
| 28 урок: Современное декоративное искусство. Что такое дизайн. | 1 | Видеть в окружающих предметах работу художника. Уметь придумывать и изображать красивую и удобную в использовании форму предметов быта. Проектировать пространственно – предметную среду. Задание: Роспись посуды. Материалы: бумага белая, гуашь, кисти. | Сбор материала для работы в технике витраж.
| |
24 |
|
| 29 урок: Современное декоративное искусство. Витраж. | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Задание: выполнить эскиз декоративной композиции для техники витража. Материал: цветная бумага, картон, ножницы, клей. | Сбор материала для работы. | |
25 |
|
| 30 урок: Ты сам мастер. | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы декоративных украшений. Пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале объёмных декоративных композиций. Задание: изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага. | Сбор материала для работы. | |
26 |
|
| 31 урок: Ты сам мастер. | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы декоративных украшений. Пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале объёмных декоративны. Задание: изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага. | Сбор материала для работы. | |
27 |
|
| 32-34 урок: Ты сам мастер. | 3 | Разрабатывать, создавать эскизы декоративных украшений. Уметь проектировать свою деятельность, создавать предмет по проекту. Пользоваться языком декоративно – прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Задание: выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. | Сбор материала для работы.
Отбор и оформление работ к итоговой выставке. Подготовка к обобщающему уроку. | |
28 |
|
| 35 урок: Декоративно – прикладное искусство в жизни человека и общества. | 1 | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства. Использовать в речи новые художественные термины. |
|