РАЗДЕЛ I
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела | Количество часов |
Ты учишься изображать | 9 |
Ты украшаешь | 7 |
Ты строишь | 8 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
Всего | 29 |
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (29 ч)
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата Мастера - интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть - осмысленно рассматривать окружающий мир - надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Ты украшаешь. (7 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. (8 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.
Формы организации работы:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Парная
Виды учебной деятельности:
Ты учишься изображать.
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художником
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях природы (листья, капли дождя, паутинки) и рассуждать об увиденном.
Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы.
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.
Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников детским книгам.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).
Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
Овладевать первичными навыками работы гуашью.
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).
Изображать радость или грусть (работа гуашью).
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
Ты украшаешь.
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).
Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.
Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.
Освоить простые приемы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.
Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.
Ты строишь.
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.
Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.
Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).
Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.
Наблюдать и анализировать при- родные пространственные формы
Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.
Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.
Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.
Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.
Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.
Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.
Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.
Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ:
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы:
основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся получат возможность овладеть:
умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
умениями различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
выразительными средствами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
РАЗДЕЛ III
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема урока | Количество уроков | Дата проведения | Примечание |
| | | по плану | фактически | |
| Ты изображаешь, украшаешь и строишь (29 ч) Ты учишься изображать (9 ч) | |
1 | Изображения всюду вокруг нас. Изображение солнца. | 1 | 04.09 | | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. | 1 | 18.09 | | |
3 | Изображать можно пятном. Создание образов зверей, птиц, рыб. | 1 | 02.10 | | |
4 | Изображать можно в объеме. Изготовление из пластилина птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания.. | 1 | 16.10 | | |
5 | Изображать можно линией. Изображение маленьких сюжетов из своей жизни | 1 | 30.10 | | |
2 четверть |
6 | Изображать можно линией. Изображение линиями облаков на небе, брызг волн. | 1 | 12.11 | | |
7 | Разноцветные краски. Создание красочных ковриков. | 1 | 19.11 | | |
8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изображаем разные лица. | 1 | 26.11 | | |
9 | Обобщение по теме: «Ты учишься изображать» | 1 | 03.12 | | |
| Ты украшаешь. (7 ч) | |
10 | Мир полон украшений. Работа гуашью. Роспись цветов-заготовок. | 1 | 10.12 | | |
11 | Красоту надо уметь замечать. Украшение узорами крыльев бабочек. | 1 | 17.12 | | |
12 | Красивые рыбы. Украшение рыбок узорами чешуи в технике монотипии. | 1 | 24.12 | | |
3 четверть |
13 | Украшение птиц. Объемная аппликация. | 1 | 14.01 | | |
14 | Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений. | 1 | 21.01 | | |
15 | Узоры, которые создали люди. Создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений. | 1 | 28.01 | | |
16 | Обобщение по теме: Ты украшаешь. Создание украшения для новогоднего праздника. | 1 | 04.02 | | |
| Ты строишь. (8 ч) | |
17 | Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей. | 1 | 11.02 | | |
18 | Дома бывают разными. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей. | 1 | 25.02 | | |
19 | Домики, которые построила природа. Изображение сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов, цветов. | 1 | 03.03 | | |
20 | Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита | 1 | 10.03 | | |
21 | Строим город. Постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра. | 1 | 17.03 | | |
4 четверть |
22 | Все имеет свое строение. Выполнение аппликации животного из различных геометрических фигур. | 1 | 07.04 | | |
23 | Строим вещи. Конструирование из бумаги упаковок или сумок, украшение их. | 1 | 14.04 | | |
24 | Обобщение по теме: «Ты строишь». | 1 | 21.04 | | |
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) | |
25 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Конструирование и украшение зверей. | 1 | 28.04 | | |
26 | Конструирование и украшение птиц. | 1 | 05.05 | | |
27 | Конструирование и украшение жуков, стрекоз, бабочек. | 1 | 12.05 | | |
28 | Сказочная страна. Создание иллюстрации к сказке. | 1 | 19.05 | | |
29 | Создание коллажа на тему «Времена года». Обобщение по теме: «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу». | 1 | | | |