«Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Железногорска»
Данная программа составлены на основе программы учебного курса «Технология» ООП НОО МОУ СОШ № 7 г. Железногорска (раздел 2, пункт 2, приказ по школе № 131 от 15.08.2011г) в соответствии с приказом № 373 от 06.10.09 и приказом № 2357 от 22.09.11 Минобрнауки РФ.
Предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» вводится с октября и рассчитан на 24 часа (1 час в неделю) в том числе 5 часов в рамках модуля «Народные промыслы России». Количество уроков определено учебным планом ООП НОО школы в соответствии с СанПиНами 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010, зарегистрированными в Минюсте России.
Ведущим средством реализации программы является учебник В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина «Изобразительное искусство» и Н.А.Малышеой «Технология», прошедших государственную экспертизу и рекомендованный Министерством образования РФ (2010 г.).
Учебный предмет имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели курса: овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями, освоение продуктивной проектной деятельности, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий.
Цель модуля - помочь растущему человеку в культурном образовании, в эстетическом, духовном и интеллектуальном развитии гражданина России.
- расширить представление о содержании музейной культуры.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
№ урока | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты обучения | Приложение (оборудование) |
Предметные | УУД |
1 | Мир профессий. Что такое профессия. с 94-95 | Выясним, как дети ориентируются в мире профессий. Духовно-нравственный компонент: усвоения художественных духовных традиций русского народа. | Ученик научится работать в паре, последовательно действовать Ученик получит возможность научиться узнавать по признакам различные профессии. | Постановка учебной задачи. Умение извлекать информацию из рисунка, участвовать в диалоге, общей беседе. Использование словаря терминов. | Акварель |
2 | Заготовка, сушка и хранение материалов. С.18-21 | Как заготавливать, сушить и хранить материалы. | Ученик научится принимать и удерживать учебную задачу. Ученик получит возможность научиться ориентироваться в разнообразии природного материала, научится собирать, сушить и хранить различные природные материалы. | Постановка учебной задачи. Умение извлекать информацию из рисунка, участвовать в диалоге, общей беседе. Использование словаря терминов. | Природный материал |
3 | Изображение фруктов и овощей | Загадки об овощах и фруктах. Приемы работы с акварелью. Урожай в корзине. | Ученик научится работать с акварелью соблюдать форму и цвет овощам и фруктам. Ученик получит возможность научиться составлять композицию, соблюдая размеры предметов. | Анализ формы, цвета и размера овощей и фруктов. | акварель |
4 | Мозаика на пластилиновом фоне. С.32-37 | Приемы работы с пластилином. Пластилин, лепка, раскатывание, оттягивание, расплющивание. вдавливание, | Ученик научится - применять установленные правила в работе с пластилином. Ученик получит возможность научиться обобщать приёмы лепки. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Пластилин, сыпучие крупы |
5 | Модуль 1 Изготовление изделий из проволоки. С.66-71. | Проволока, резание, сгибание, выпрямление, навивка. скручивание. | Ученик научится технике безопасности работы с проволокой. Ученик получит возможность научиться.- использовать общие приёмы решения задачи, проявлять активность во взаимодействии для решения задач | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Использование словаря терминов. Самостоятельная работа. | Проволока |
6 | Рисование с натуры | Работа с акварелью | Ученик научится изображать предметы с натуры Ученик получит возможность научиться.- составлять план и последователь- ность действий. передавать форму и строение предмета | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Акварель |
7 | Приёмы работы с карандашами | Знакомство с приемами выполнения эскизов | Ученик научится выполнять эскизы Ученик получит возможность научиться.- планировать ход рассуждения. сравнивать, анализировать, классифицировать. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | карандаши |
8 | Аппликация из опавших листьев. С. 24-25. | Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство. Составление композиции из опавших листьев. Аппликация. | Ученик научится соединять сухие листья и картон с помощью клея ПВА, составлять из листьев фигурки животных. Ученик получит возможность научиться составлять композицию из сухих осенних листьев и соцветий. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Картон, сухие листья, клей. |
9 | Моделирование из семян, шишек, листьев. С.26-27. | Моделирование: плоскостное и объёмное. | Ученик научится составлять декоративные композиции разных видов. Ученик получит возможность научиться составлять план и последователь- ность действий, самостоятельно создавать оригинальный художественный образ. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Природный материал |
10 | Модуль 2 Орнамент на пластилиновой основе. С.38-39 | Как пользоваться картоном и пластилином. Духовно-нравственный компонент: усвоения художественных духовных традиций русского народа. | Ученик научится выполнять пластилиновый фон. Ученик получит возможность научиться планировать ход работы, соотносить правильность выбора с результатом действия поставленной задачи. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Пластилин, картон |
11 | Мозаика из кусочков бумаги. С.48-49 | Как создать из бумаги мозаику? Древесина, целлюлоза, Гофрированная бумага, калька. Какая была бумага у древних людей? | Ученик научится определять разные виды бумаг. Ученик получит возможность научиться планировать ход рассуждения, проводить синтез. сравнение, анализ, классификацию | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Цветная бумага, картон |
12 | Пришла зимушка зима. Пейзаж. | Ознакомление с понятием пейзаж. Создание композиции. | Ученик научится изображать предметы в композиции, узнает, что такое проекция Ученик получит возможность научиться использовать речь для регуляции своего действия, анализировать и обобщать. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Акварель |
13 | Конструкции из полосок бумаги. С.58-59 | Как сгибать и склеивать полоски, петельку и колечко. | Ученик научится сгибать и склеивать, нарезать и собрать детали. Ученик получит возможность научиться .- использовать общие приёмы решения задачи, проявлять активность во взаимодействии для решения задач. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Использование словаря терминов. Самостоятельная работа. | Бумага |
14 | Изготовление декоративно обработанной бумаги. (урок практикум) | Какие виды декоративной бумаги используют. Духовно-нравственный компонент: усвоения художественных духовных традиций русского народа. | Ученик научится выполнять работы, используя декоративную бумагу. Ученик получит возможность научиться - преобразовывать практическую задачу в познавательную, выделять существенные признаки, проявлять активность в познавательной деятельности. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Использование словаря терминов. Самостоятельная работа. | Бумага |
15 | Модуль 3 Изображение природы разными техниками | Ознакомление с живописью, графикой | Ученик научится выполнять пейзаж разными техниками Ученик получит возможность научиться - осуществлять пошаговый и итоговый контроль, использовать общие приёмы для решения поставленных задач, адекватно оценивать собственное поведение. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Использование словаря терминов. Самостоятельная работа. | Акварель, карандаши |
16 | Лепка овощей и фруктов. С.42. | Как лепить овощи и фрукты. Народные промыслы. Духовно-нравственный компонент: усвоения художественных духовных традиций русского народа. | Ученик научится передавать общее строение предметов. Ученик получит возможность научиться - работать в паре, последовательно действовать. создавать алгоритм действия, вести устный диалог. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Пластилин |
17 | Приёмы обработки верёвок. С.84-86. | Как использовать верёвку для составления композиций. | Ученик научится раскручивать небольшие отрезки разных верёвок, завязывать узелки, петельки. Ученик получит возможность научиться - осуществлять пошаговый и итоговый контроль, использовать общие приёмы для решения поставленных задач, формулировать свои затруднения. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Веревка |
18 | Рисование фигуры человека | Изображение фигуры человека в движении Духовно-нравственный компонент: усвоения художественных духовных традиций русского народа. | Ученик научится изображать фигуру человека приемом прямоугольников Ученик получит возможность научиться - .- принимать и сохранять учебную задачу, использовать общие приёмы, формулировать свои затруднения. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Нить |
19 | Аппликация из ниток. С. 90. | Как делать аппликацию из ниток. Узелки, жгутики. Духовно-нравственный компонент: усвоения художественных духовных традиций русского народа. | Ученик научится скатывать нитки в комочки, жгутики и приклеивать их к фону. Ученик получит возможность научиться - использовать общие приёмы решения задачи, проявлять активность во взаимодействии для решения задач | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Нитки |
20 | Модуль 4 Плетение цепочки «винт». | Как завязывать узлы. Макраме. Духовно-нравственный компонент: усвоения художественных духовных традиций русского народа. | Ученик научится завязывать узлы. Ученик получит возможность научиться - применять установленные правила в работе, обобщать приёмы в макраме, предлагать помощь и сотрудничество. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Нитки |
21 | Соединение плетёных деталей. С.93. | Как соединять плетёные детали. Коллаж, сутаж, тесьма. | Ученик научится делать коллаж. Ученик получит возможность научиться - работать в группе, использовать общие приёмы решения задачи., строить монологическое высказывания | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Нитки |
22 | Коллаж (деревья сказочного леса). | Как выполнить различными приёмами из разных материалов коллаж. Гофрированный картон. Акварель. | Ученик научится соединять различные детали в коллаж. Ученик получит возможность научиться - работать в группе, использовать общие приёмы решения задачи, строить монологическое высказывания | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Акварель Гофрированный картон |
23 | Модуль 5 Лепка птиц. животных. С.43. | Как лепить птиц и животных. Форма, размер. Духовно-нравственный компонент: усвоения художественных духовных традиций русского народа. | Ученик научится лепить объёмные изделия Ученик получит возможность научиться - .- планировать ход работы. рефлексии способов и условий действий, соотносить правильность выбора с результатом действия поставленной задачи. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Пластилин |
24 | Комбинированные работы из пластилина и семян. С. 44-45. | Как выполнить комбинированную работу из пластилина и семян. «Расплющь», павлин, веер, часть круга. | Ученик научится комбинировать пластилин и семена в композицию. Ученик получит возможность научиться - планировать ход работы, рефлексии способов и условий действий., соотносить правильность выбора с результатом действия поставленной задачи. | Постановка учебной задачи. Участие в общей беседе, соблюдая нормы поведения. Самостоятельная работа. | Пластилин |