РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
3 класс
УМК «Перспектива»
(Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой)
Количество часов - всего 136 ч., в неделю 4ч.
Плановых контрольных работ - 12.
Планирование составлено на основе примерной программы по математике Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой - М. Просвещение, 2017., с учетом дифференциации для одаренных и слабоуспевающих учащихся.
Учебник: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Математика. 3 класс. Учебник в 2 частях. - М. Просвещение, 2016.
Планируемые результаты изучения программы
В результате изучения раздела «Числа и величины»
Обучающийся научится:
— моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями;
— выполнять счёт сотнями в пределах 1000 как прямой, так и обратный;
— образовывать круглые сотни в пределах 1000 на основе принципа умножения (300 — это 3 раза по 100) и все другие числа от 100 до 1000 из сотен, десятков и нескольких единиц (267 – это 2 сотни, 6 десятков и 7 единиц);
— сравнивать числа в пределах 1000, опираясь на порядок их следования при счёте;
— читать и записывать трёхзначные числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
— упорядочивать натуральные числа от 0 до 1000 в соответствии с заданным порядком;
— выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
— составлять или продолжать последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
— работать в паре при решении задач на поиск закономерностей;
— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
— измерять площадь фигуры в квадратных сантиметрах, квадратных дециметрах, квадратных метрах;
— сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах;
— заменять крупные единицы площади мелкими: (1 дм2 = 100 см2) и обратно (100 дм2 = 1 м2);
— используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Обучающийся получит возможность научиться:
— классифицировать изученные числа по разным основаниям;
— использовать различные мерки для вычисления площади фигуры;
— выполнять разными способами подсчёт единичных квадратов (единичных кубиков) в плоской (пространственной) фигуре, составленной из них.
В результате изучения раздела «Арифметические действия»
Обучающийся научится:
— выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000;
— выполнять умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда результат не превышает 1000;
— выполнять деление с остатком в пределах 1000;
– письменно выполнять умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и единицей);
— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— находить значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок.
Обучающийся получит возможность научиться:
– оценивать приближённо результаты арифметических действий;
– использовать приёмы округления для рационализации вычислений или проверки полученного результата.
В результате изучения раздела «Работа с текстовыми задачами»
Обучающийся научится:
— выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т. д.;
— выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального (методом приведения к единице, методом сравнения), задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);
— составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертёж и т. д.);
— оценивать правильность хода решения задачи;
— выполнять проверку решения задачи разными способами.
Обучающийся получит возможность научиться:
— сравнивать задачи по фабуле и решению;
— преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
— находить разные способы решения одной задачи.
В результате изучения раздела «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Обучающийся научится:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге;
— классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники;
— строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника;
— распознавать прямоугольный параллелепипед, находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы: вершины, грани, ребра;
— находить в окружающей обстановке предметы в форме прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность научиться:
– копировать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге;
– располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве, согласно заданному описанию;
– конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке.
В результате изучения раздела «Геометрические величины»
Обучающийся научится:
— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— вычислять периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;
— применять единицу измерения длины километр и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;
— вычислять площадь прямоугольника и квадрата;
— использовать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, и соотношения между ними: 1 см² = 100 мм², 1 дм² = 100 см², 1 м² = 100 дм²;
— оценивать длины сторон прямоугольника; расстояние приближённо (на глаз).
Обучающийся получит возможность научиться:
—сравнивать фигуры по площади;
– находить и объединять равновеликие плоские фигуры в группы;
– находить площадь ступенчатой фигуры разными способами.
В результате изучения раздела «Работа с информацией»
Обучающийся научится:
— устанавливать закономерность по данным таблицы;
— использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач;
— заполнять таблицу в соответствии с выявленной закономерностью;
— находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию;
— строить диаграмму по данным текста, таблицы;
— понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все».
Обучающийся получит возможность научиться:
— читать несложные готовые столбчатые диаграммы, анализировать их данные;
—составлять простейшие таблицы, диаграммы по результатам выполнения практической работы;
– рисовать столбчатую диаграмму по данным опроса; текста, таблицы, задачи;
– определять масштаб столбчатой диаграммы;
– строить простейшие умозаключения с использованием логических связок: («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все»);
– вносить коррективы в инструкцию, алгоритм выполнения действий и обосновывать их.
Содержание учебного предмета
Числа и действия над ними (86 ч)
Прибавление числа к сумме, суммы к числу. Вычитание числа из суммы, суммы из числа. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений.
Сотня как новая счётная единица. Счёт сотнями. Запись и названия круглых сотен и действия (сложение и вычитание) над ними. Счёт сотнями, десятками и единицами в пределах 1000.
Название и последовательность трёхзначных чисел. Разрядный состав трёхзначного числа. Сравнение трёхзначных чисел. Приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел, основанные на знании нумерации и способов образования числа.
Умножение и деление суммы на число, числа на сумму. Устные приёмы внетабличного умножения и деления. Проверка умножения и деления. Внетабличные случаи умножения и деления чисел в пределах 100. Взаимосвязь между умножением и делением. Правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Делители и кратные. Чётные и нечётные числа. Деление с остатком. Свойства остатков.
Сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд (письменные способы вычислений).
Умножение и деление чисел на 10, 100. Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. Умножение трёхзначного числа на однозначное (письменные вычисления).Деление трёхзначного числа на однозначное (письменные вычисления).Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычисления). Деление на двузначное число. Решение простых и составных задач в 2—3 действия.
Задачи на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые методом прямого приведения к единице, методом отношений, задачи с геометрическим содержанием.
Фигуры и их свойства (20 ч)
Обозначение фигур буквами латинского алфавита. Контуры. Равные фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Фигурные числа. Задачи на восстановление фигур из частей и конструирование фигур с заданными свойствами.
Величины и их измерения (26 ч)
Единица длины: километр. Соотношения между единицами длины. Площадь фигуры и её измерение. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Единица массы: грамм. Соотношение между единицамимассы. Сравнение, сложение и вычитание именованных и составных именованных чисел. Перевод единиц величин.
Тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем |
| РАЗДЕЛ «ЧИСЛА ОТ 0 ДО 100» (89 ч) ПОВТОРЕНИЕ(7 ч) |
1 | Числа от 0 до 100 (повторение) |
2 | Числа от 0 до 100 (повторение) |
3 | Числа от 0 до 100 (повторение) |
4 | Числа от 0 до 100 (повторение) |
5 | Числа от 0 до 100 (повторение) |
6 | Числа от 0 до 100 (повторение) |
7 | Прибавление числа к сумме |
| «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ» (30 ч) |
8 | Прибавление числа к сумме |
9 | Прибавление числа к сумме |
10 | Цена. Количество. Стоимость. |
11 | Входной контроль (повторение) |
12 | Работа над ошибками. Цена. Количество. Стоимость. |
13 | Проверка сложения |
14 | Проверка сложения |
15 | Прибавление суммы к числу |
16 | Прибавление суммы к числу |
17 | Прибавление суммы к числу |
18 | Обозначение геометрических фигур |
19 | Обозначение геометрических фигур |
20 | Контрольная работа "Сложение" |
21 | Работа над ошибками. Вычитание числа из суммы |
22 | Вычитание числа из суммы |
23 | Проверка вычитания |
24 | Проверка вычитания |
25 | Вычитание суммы из числа |
26 | Вычитание суммы из числа |
27 | Приём округления при сложении |
28 | Приём округления при сложении |
29 | Приём округления при вычитании |
30 | Приём округления при вычитании |
31 | Контрольная работа "Решение составных задач" |
32 | Работа над ошибками. Задачи в 3 действия |
33 | Задачи в 3 действия |
34 | Урок повторения и самоконтроля |
35 | Урок повторения и самоконтроля |
36 | Контрольная работа "Арифметические действия (сложение и вычитание в пределах 100) |
37 | Работа над ошибками |
| «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ» (52 ч) |
38 | .Чётные и нечётные числа |
39 | Умножение числа 3. Деление на 3. |
40 | Умножение числа 3. Деление на 3 |
41 | Чётные и нечётные числа |
42 | Умножение суммы на число |
43 | Умножение суммы на число |
44 | Умножение числа 4. Деление на 4. |
45 | Умножение числа 4. Деление на 4. |
46 | Проверка умножения |
47 | Умножение двузначного числа на однозначное |
48 | Умножение двузначного числа на однозначное |
49 | Задачи на приведение к единице |
50 | Контрольная работа "Умножение и деление" |
51 | Работа над ошибками. Умножение числа 5. Деление на 5. |
52 | Умножение числа 5. Деление на 5. |
53 | Умножение числа 6. Деление на 6. |
54 | Умножение числа 6. Деление на 6. |
55 | Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4, 5, 6. |
56 | Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4, 5, 6. |
57 | Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4, 5, 6. Решение задач. |
58 | Административный контроль по итогам I полугодия |
59 | Работа над ошибками. Проверка деления |
60 | Задачи на кратное сравнение |
61 | Задачи на кратное и разностное сравнение |
62 | Решение задач на кратное сравнение |
63 | Решение задач |
64 | Повторение и самоконтроль |
65 | Повторение и самоконтроль |
66 | Умножение числа 7. Деление на 7. |
67 | Умножение числа 7. Деление на 7 |
68 | Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. |
69 | Умножение числа 8. Деление на 8 |
70 | Прямоугольный параллелепипед |
71 | Умножение числа 8. Деление на 8 |
72 | Площади фигур |
73 | Площади фигур |
74 | Контрольная работа «Арифметические действия. Умножение и деление» |
75 | Работа над ошибками. Умножение числа 9. Деление на 9 |
76 | Умножение числа 9. Деление на 9. Закрепление |
77 | Таблица умножения в пределах 100. |
78 | Таблица умножения в пределах 100. Закрепление |
79 | Деление суммы на число |
80 | Выбор удачного способа деление суммы на число. Решение задач |
81 | Способы деления суммы на число |
82 | Вычисления вида 48 : 2 |
83 | Вычисления вида 48 : 2 |
84 | Вычисления вида 57 : 3 |
85 | Вычисления вида 57 : 3 |
86 | Контрольная работа «Текстовые задачи» |
87 | Работа над ошибками. Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное |
88 | Повторение и самоконтроль. |
| Раздел «ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000» (47 ч) Нумерация (7 ч) |
89 | Счёт сотнями |
90 | Названия круглых сотен |
91 | Названия круглых сотен |
92 | Образование чисел от 100 до 1000 |
93 | Трёхзначные числа.Чтение и запись трехзначных чисел |
94 | Задачи на сравнение |
95 | Задачи на сравнение |
| Сложение вычитание (18 ч) |
96 | Единицы площади |
97 | Единицы площади |
98 | Площадь прямоугольника |
99 | Площадь прямоугольника |
100 | Контрольная работа «Геометрические фигуры и величины, площадь, периметр» |
101 | Работа над ошибками. Устные приёмы сложения и вычитания вида 520+400, 520+40, 370-200 |
102 | Устные приёмы сложения и вычитания вида 70+50, 140-60 |
103 | Устные приёмы сложения и вычитания вида 430+250, 370-140 |
104 | Устные приёмы сложения и вычитания вида 430+80 |
105 | Деление с остатком |
106 | Деление с остатком |
107 | Километр |
108 | Километр |
109 | Письменные приёмы сложения и вычитания |
110 | Письменные приёмы сложения и вычитания |
111 | Письменные приёмы сложения и вычитания. Закрепление изученного. |
112 | Контрольная работа «Работа с данными» |
113 | Работа над ошибками. Повторение и самоконтроль |
114 | Повторение и самоконтроль |
| Умножение и деление (22 ч) |
115 | Умножение круглых сотен |
116 | Умножение круглых сотен |
117 | Деление круглых сотен |
118 | Деление круглых сотен |
119 | Единицы массы. Грамм |
120 | Единицы массы. Грамм |
121 | Устные приемы умножения и деления чисел в пределах 1000 |
122 | Устные приемы умножения и деления чисел в пределах 1000 |
123 | Контрольная работа «Умножение и деление» |
124 | Работа над ошибками. Письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 1000 |
125 | Письменные приемы умножения на однозначное число с переходом через разряд вида 46*3 |
126 | Административный контроль по итогам года |
127 | Письменные приемы умножения на однозначное число с переходом через разряд вида 238*4 |
128 | Работа над ошибками. Письменные приемы деления на однозначное число вида 684:2 |
129 | Письменные приемы деления на однозначное число вида 478:2 |
130 | Письменные приемы деления на однозначное число вида 216:3 |
131 | Письменные приемы деления на однозначное число вида 836:4 |
132 | Письменные приемы деления на однозначное число. Закрепление. |
133 | Письменные приемы деления на однозначное число. Закрепление |
134 | Повторение и самоконтроль. |
135 | Повторение и самоконтроль |
136 | Обобщающий урок |
| Всего: 136 часов |