Математика
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
«
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Класс - 1 Количество часов в год – 132 ч.
Учитель: Сечина Татьяна Васильевна Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г, примерной программы для начальной школы по математике, в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником В.Н.Рудницкая «Математика» и учебно-методической литературой.
I.Планируемые результаты
Рабочая программа предмета «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования содержит национально-региональный компонент (20%) и часы внеурочной деятельности (20%).
Цели:
- математическое развитие младшего школьника- формирование способности к интеллектуальной деятельности(логического и знако-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации(фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний- понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешений сюжетных ситуаций; формирование умений решать учебные и практические задачи средствами математики; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Требования к уровню освоения обучающимися
Планируемые результаты
Личностные результаты:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметные результаты:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результаты:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять анализировать и интерпретировать данные.
II. Содержание учебного предмета
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов (20ч)
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).
Число и счёт (17ч)
Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами. Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)
Арифметические действия с числами и их свойства (58ч)
Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20
Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.
Практические способы выполнения действий.
Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия
Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.
Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.
Правило сравнения чисел с помощью вычитания.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Свойства сложения и вычитания
Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке.
Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.
Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками
Величины (6ч)
Цена, количество, стоимость товара
Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара)
Геометрические величины
Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение:
1 дм = 10 см.
Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида
1 дм 6 см = 16 см,
12 см = 1 дм 2 см.
Расстояние между двумя точками
Работа с текстовыми задачами (15ч)
Текстовая арифметическая задача и её решение
Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.
Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа.
Составная задача и её решение.
Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.
Изменение условия или вопроса задачи.
Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями
Геометрические понятия (10ч)
Взаимное расположение предметов
Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри
Осевая симметрия
Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).
Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии
Геометрические фигуры
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.
Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.
Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки
Логические понятия
Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера
- анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
- актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией (6ч)
Представление и сбор информации
Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.
Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.
Перевод информации из текстовой формы в табличную.
Информация, связанная со счётом и измерением.
Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур
III.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. Сравнение предметов по их свойствам. | 3 ч. 1 |
2 | Сравнение предметов по их свойствам. | 1 |
3 | Слева направо. Справа налево. | 1 |
4 | Отношения между предметами и между множествами предметов. Таблицы. | 2 ч. 1 |
5 | Сравниваем. Различение понятий внутри, вне, пересечение | 1 |
6 | Число и счёт Работа с числами от 1 до 5. | 2 ч1 |
7 | Работа с числами от 6 до 9. | 1 |
8 | Геометрические понятия.Конструирование плоских фигур из частей. | 1 ч |
9 | Число и счёт.Готовимся выполнять сложение. Числа и цифры. 1 -5. | 1 ч. |
10 | Отношения между предметами и между множествами предметов.Находим фигуры.Нахождение геометрических фигур в пространстве.Письмо цифр 1,2,3. | 2 ч. 1 |
11 | Вправо. Влево.Движение по шкале линейки вправо, влево | 1 |
12 | Арифметические действия.Готовимся выполнять вычитание. | 1 ч. |
13 | Сравнение чисел.Сравниваем. Понятия «больше», «меньше».Письмо цифры 5. | 4 ч.1 |
14 | Сравниваем числа. Понятие «больше на …», «меньше на …»Письмо цифры 6. | 1 |
15 | Готовимся решать задачи. Подготовка к решению задач на сложение и вычитание. | 1 |
16 | Подготовка к решению задач, включающих понятия «больше на …», «меньше на …» | 1 |
17 | Арифметические действия. Складываем числа. Решение задач на сложение. | 2 ч1 |
18 | Вычитаем числа. Решение задач на вычитание | 1 |
19 | Число и счёт. Числа и цифры от 1 до 9. | 2 ч.1 |
20 | Число и цифра 0. | 1 |
21 | Геометрические понятия Измеряем длину в сантиметрах. Сантиметр – единица измерения длины | 2 ч 1 |
22 | Нахождение длины отрезков. Запись длин отрезков. | 1 |
23 | Число и счёт.Увеличение и уменьшение числа на 1 | 3 ч1 |
24 | Увеличение и уменьшение числа на 2. | 1 |
25 | Число 10.Запись и состав числа. | 1 |
26 | Величины. Геометрические понятия. Измеряем длину в дециметрах. | 2 ч1 |
27 | Знакомство с многоугольниками Многоугольники. | 1 |
28 | Арифметические действия.Знакомство с задачей. Составные части задачи. Запись решения задачи | 3 ч. 1 |
29 | Решение задач на сложение и вычитание. | 1 |
30 | Решаем задачи. Решение задач на сложение и вычитание. Составление задач по рисунку. Нахождение длины предметов. | 1 |
31 | Число и счёт.Числа от 11 до 20. Чтение и запись чисел | 2 ч.1 |
32 | Числа от 11 до 20. | 1 |
33 | Величины.Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах. | 1 ч. |
34 | Число и счёт Числа от 11 до 20. Составление и решение задач. | 1 ч. |
35 | Арифметические действия.Числа от 11 до 20. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 ч. |
36 | Вычисление в пределах 20Раскрытие смысла действия умножения. | 6 ч.1 |
37 | Раскрытие смыла действия умножения. Решение задач на умножение | 1 |
38 | Составление и решение задач на сложение и вычитание. | 1 |
39 | Числа от 11 до 20. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 |
40 | Умножение числа. Введение знака умножения | 1 |
41 | Умножение числа. Решение задач на умножение | 1 |
42 | Сравнение чисел.Составляем и решаем задачи. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц | 3 ч. 1 |
43 | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
44 | Верные и неверные утверждения.Верно ли, что …? | 1 |
45 | Арифметические действия.Готовимся выполнять деление. | 3 ч.1 |
46 | Деление. Знакомство со знаком «:». | 1 |
47 | Деление. Решение задач на деление | 1 |
48 | Сравнение чисел. Сравниваем числа. | 1 ч. |
49 | Арифметические действия. Числа от 1 до 10. Увеличение и уменьшение чисел первого десятка. | 5 ч. 1 |
50 | Решение задач. Дополнение условия задачи на разностное сравнение. | 1 |
51 | Складываем и вычитаем числа | 1 |
52 | Умножаем и делим числа. Составление и решение задач на умножение и деление | 1 |
53 | Решение задач разными способами. | 1 |
54 | Свойства сложения и вычитания.Сложение и вычитание в пределах 20. Десятичный состав чисел. Повторение . | 4 ч. 1 |
55 | Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач. Повторение | 1 |
56 | Сложение и вычитание в пределах 20. Составление и решение задач.Повторение | 1 |
57 | Сложение и вычитание в пределах 20. Многоугольники. Повторение | 1 |
58 | Геометрические понятия.Составление фигур из частей квадрата. Нахождение примеров с одинаковыми ответами. Повторение | 1 ч. |
59 | Свойства сложения и вычитания.Составление и решение примеров в пределах 20. Повторение | 7 ч. 1 |
60 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Состав чисел | 1 |
61 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | 1 |
62 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | 1 |
63 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | 1 |
64 | Перестановка чисел при сложении. Решение примеров на сложение. | 1 |
65 | Перестановка чисел при сложении. Решение задач. | 1 |
66 | Геометрические понятия.Шар. Различия между шаром и кубом. | 2 ч.1 |
67 | Куб. Различия между кубом и квадратом. | 1 |
68 | Свойства сложения и вычитания. Сложение чисел с нулём. | 2 ч.1 |
69 | Закрепление приёмов сложения чисел с нулём при решении задач и примеров | .1 |
70 | Вычисление в пределах 20. Свойства сложения и вычитания.Знакомство со свойствами вычитания чисел. | 6 ч. 1 |
71 | Решение примеров и задач на вычитание. | 1 |
72 | Вычитание числа 0. Составление и решение задач по рисункам. | 1 |
73 | Вычитание числа 0. | 1 |
74 | Деление на группы по несколько предметов. | 1 |
75 | Закрепление приёмов деления на группы при решении задач и примеров. | 1 |
76 | Таблица сложения однозначных чисел Прибавление однозначного числа к 10. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 27 ч. 1 |
77 | Прибавление однозначного числа к 10. Решение задач и примеров. | 1 |
78 | Прибавление числа 1. Понятие «сумма» | 1 |
79 | Прибавление числа 1. Понятие «сумма» | 1 |
80 | Прибавление числа 2. Решение примеров на сложение. | 1 |
81 | Прибавление числа 2 по частям. | 1 |
82 | Закрепление разных способов прибавления числа 2 при решении примеров и задач на сложение. | 1 |
83 | Вычитание числа 2. | 1 |
84 | Разные способы вычитания числа 2. | 1 |
85 | Закрепление способов вычитания числа 2 при решении примеров и задач на вычитание. | 1 |
86 | Способы прибавления числа 3. Решение задач и примеров на сложение. | 1 |
87 | Табличные случаи прибавления числа 3. | 1 |
88 | Знакомство с разными способами вычитания числа 3. | 1 |
89 | Вычитание числа 3 при решении примеров | 1 |
90 | Закрепление способов вычитания числа 3. Решение задач на вычитание. | 1 |
91 | Прибавление числа 4. Решение примеров на сложение. | 1 |
92 | Табличные случаи прибавления числа 4. | 1 |
93 | Закрепление способов прибавления числа 4. Решение задач и примеров на сложение. | 1 |
94 | Способы вычитания числа 4. Решение примеров на вычитание. | 1 |
95 | Табличные случаи вычитания числа 4. | 1 |
96 | Закрепление способов вычитания числа 4. Решение задач и примеров на вычитание. | 1 |
97 | Прибавление числа 5. Решение примеров и задач на сложение чисел. | 1 |
98 | Вычитание числа 5. Решение примеров и задач на вычитание. | 1 |
99 | Закрепление приёмов сложения и вычитания числа 5. | 1 |
100 | Прибавление числа 6. | 1 |
101 | Вычитание числа 6. | 1 |
102 | Закрепление табличных случаев прибавления и вычитания числа 6 | 1 |
103 | Сравнение чисел. Свойства сложения и вычитания Правила сравнения чисел. | 7 ч.1 |
104 | Правила сравнения чисел. Решение задач и примеров на сложение и вычитание. | 1 |
105 | Сравнение чисел с помощью графов. | 1 |
106 | Изображение отношений с помощью графов | 1 |
107 | Закрепление решения задач на сложение и вычитание. | 1 |
108 | Правило сравнения двух чисел | 1 |
109 | Применение правила сравнения при решении задач и примеров. | 1 |
110 | Арифметические действия. Увеличение числа на несколько единиц | 1 ч. |
111 | Сравнение чисел Решение задач на нахождение числа, больше данного на несколько единиц. | 3 ч. 1 |
112 | Уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
113 | Решение задач на нахождение числа, меньше данного на несколько единиц. | 1 |
114 | Таблица сложения однозначных чисел Знакомство с приёмами прибавления числа 7. | 7 ч.1 |
115 | Прибавление числа 8. | 1 |
116 | Прибавление числа 9. | 1 |
117 | Вычитание числа 7. | 1 |
118 | Вычитание числа 8. | 1 |
119 | Вычитание числа 9. | 1 |
120 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 |
121 | Вычисление в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 20. | 2 ч.1 |
122 | Решение задач, содержащих 2 арифметических действия. | 1 |
123 | Осевая симметрия. Зеркальное отражение предметов | 4 ч.1 |
124 | Симметрия. Ось симметрии | 1 |
125 | Изображение фигуры, симметричной данной. Решение задач, содержащих два арифметических действия | 1 |
126 | Оси симметрии фигуры. | 1 |
127 | Вычисление в пределах 20.Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 ч. |
128 | Повторение. | 4ч1 |
129 | Повторение и закрепление материала, изученного в 1 классе. Решение задач | 1 |
130 | Повторение и закрепление материала, изученного в 1 классе. | 1 |
131 | Повторение. | 1 |
132 | Повторение и закрепление материала, изученного в 1 классе. | 1 |