Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с:
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Варнавинская ШИ» на 2020-2021 учебный год;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2019-2020 учебный год ГКОУ «Варнавинская ШИ»
4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа Н.Б. Матвеевой «Живой мир», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Программа по предмету «Мир природы и человека»составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.
Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.
2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.
3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.
4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.
Предмет имеет коррекционную направленность.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций и речи:
-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
- обогащение словаря
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Содержание программного материала предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа состоит из следующих разделов: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»), «Повторение», и реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам в старших классах «Естествознание» и «География», который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основу всей программы составляет раздел «Сезонные изменения», так как именно он раскрывает наиболее важные причинно-следственные зависимости, существующие в мире природы, и способствует уяснению существенных особенностей жизни растений, животных, человека. В 4 классе раздел «Безопасное поведение» введен в другие
разделы, а также выделен отдельным блоком.
После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).
Программа адресована обучающимся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Особенностями предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию представлений об окружающем мире.
Четвёртый год обучения завершает и обобщает работу, начатую в 1-3 классах.
Задачи этого периода:
- формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных и человека;
- закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных и человека;
- изучение доступных сведений о почве, её свойствах и значении в жизни живой природы;
- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
Обучение носит практический характер. В каждой теме предмета представлены задания на развитие базовых учебных действий (жизненных компетенций) в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. При изучении многих тем проводятся практические работы, опыты, в процессе которых обучающиеся получают навыки ухода за растениями, навыки работы в саду и огороде, правила обработки овощей и фруктов перед употреблением в пищу, правила приготовления пищи и правила предотвращения пищевых отравлений.
Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи: знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.
Вместе с тем, умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, ручного труда и физической культуры используются и подкрепляются в процессе изучения естествоведческих понятий.
Основной формой организации процесса обучения является урок.
Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
по источнику знаний:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические –практические работы; игры.
по характеру познавательной деятельности обучающихся:
-проблемного изложения;
-частично-поисковые;
-исследовательские.
Ведущими на уроках являются наблюдения, рассказ, беседа, проблемные, частично – поисковые методы, практические работы.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы уроков:
а)ведущие формы:
-урок-игра,
-урок-экскурсия,
-практические занятия;
б) другие формы уроков:
-интегрированный,
урок-викторина,
виртуальная экскурсия,
уроки –путешествия;
уроки с элементами исследования.
Виды и формы организации работы на уроке:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Элементы образовательных технологий:
технология исследовательской направленности;
здоровьесберегающая технология ;
технология игрового обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с Учебным планом ГКОУ «Варнавинская ШИ» рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
1.Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;
– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
2.Предметные результаты по учебному предмету«Мир природы и человека»на конец обучения в 4 классе:
Обучающиеся усвоят следующие представления:
- о почве, её составе, простейших свойствах почвы, их значении для растений, о рельефе;
- о растениях поля;
- об образе жизни и повадках диких и домашних животных и птиц;
- о роли человека в жизни домашних животных;
- о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
-о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни;
- о взаимосвязи человека и окружающей природы.
Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Обучающиеся овладеют умениями: • правильно называть изученные объекты и явления; • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения (с помощью учителя); • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту; • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека (с помощью учителя); •соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе (с помощью учителя); •определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека (с помощью учителя). | Получат возможность овладеть умениями: правильно называть изученные объекты и явления; • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения (; • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту; • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека; •соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе; •определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека. |
3.Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе иобществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьми;
- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа. Растения.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Живая природа. Животные.
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел.
Пасека.
Насекомые-вредители.
Живая природа. Человек.
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды,воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека»проводится в следующих формах:
- устный опрос;
-творческие и практические работы;
-самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности |
Сезонные изменения в природе (4 ч) |
1 | Влияние Солнца на смену времен Года. Признаки осени. Растения и животные осенью. Труд людей осенью | 1 | Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме. Нахождение в тексте и название осенних месяцев, признаков осени. Определение по рисункам признаков осени. Составление рассказа об осенних месяцах |
2 | Признаки зимы. Растения и животные зимой. Труд людей зимой. | 1 | Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы. Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки |
3 | Признаки весны. Растения и животные весной. Труд людей весной | 1 | Чтение рассказа. Нахождение в тексте объектов природы. Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в тетрадь. Название детенышей животных |
4 | Признаки лета. Растения и животные летом. Труд людей летом. | 1 | Называние знакомых насекомых. Нахождение знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по опорному плану. Составление рассказа о ферме |
Неживая природа (3 ч.) |
5 | Почва. Состав почвы. Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом. | 1 | Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с рисунками (нахождение и показ объектов, Сравнение объектов) |
6 | Песок. Глина. | 1 | Опыт: свойства песка и глины (пропускает воду, сыпуч). Чтение текста учебника. |
7 | Рельеф. Горы, холмы. Равнины, овраги | 1 | Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина). Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий |
Живая природа Растения (11 ч) |
8 | Растения. Огород. | 1 | Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте |
9 | Лес. Как ориентироваться в лесу? | 1 | Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке объектов природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по признаку(деревья, кустарники |
10 | Сад. Растения культурные и дикорастущие. | 1 | Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Запись названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисункови текста |
11 | Лекарственные растения. | 1 | Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте учебника. Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности |
12 | Красная книга. | 1 | Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду. Зарисовка тетради одного объекта. Запись названия. |
13 | Парки. | 1 | Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа |
14 | Растения полей. Поле в разное время года | 1 | Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на вопросы. Чтение текста (работа в поле в разное время года) Изготовление поделки из соломы |
15 | Что мы узнали о растениях | 1 | Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах. Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте |
Животные (9ч) |
16 | Домашние животные. Лошадь. Корова. | 1 | Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на вопросы. Составление рассказа об известном животном. |
17 | Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными | 1 | Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Составление человеком. Зарисовка домашнего животного |
18 | Птицы. Польза и вред птиц. | 1 | Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания |
19 | Водоплавающие птицы | 1 | Словарная работа (водоплавающие птицы). Нахождение водоплавающих птиц на рисунках. Определение, что позволяет птицам плавать. Сравнение двух водоплавающих птиц. Нахождение сходства и различий. Составление описательного рассказа. |
20 | Дикие птицы. Домашние птицы | 1 | Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, селезень). Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц по контуру. Зарисовка контура птицы |
21 | Дикие и домашние птицы - сходство и различия | 1 | Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Чтение текста учебника. Нахождение ответов на вопросы в тексте учебника |
22 | Насекомые. Пчелы. | 1 | Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение текста. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа о насекомом по плану. Запись названий насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого. |
23 | Что мы узнали о животных | 1 | Слушание рассказа о насекомых-вредителях. Рассматривание рисунка. Запись названий насекомых в тетрадь. |
Человек (7 ч) |
24 | Человек. Мозг человека | 1 | Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам |
25 | Режим дня. Часы | 1 | Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Чтение текста учебника. Составление рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание часов. Определение предназначения часов (будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по определению времени. Составление режима дня, запись в тетрадь. |
26 | Профилактика переутомления | 1 | Практическое разучивание физкультминутки для профилактики |
27 | Загрязнение воздуха | 1 | Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам. Определение действий человека по очистке воздуха. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы |
28 | Загрязнение воды | 1 | Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение действий человека по очистке воды. Придумывание пиктограмм, условных знаков, Запрещающих загрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. |
29 | Загрязнение почвы | 1 | Выделение, определение, придумывание, запрещающих загрязнение почвы, зарисовка в тетради. Чтение текста учебника, ответы на вопросы. |
30 | Заповедники. Зоопарк | 1 | Найти определение в тексте, запись его в тетрадь. Составление рассказа о занятиях в лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество) |
Безопасное поведение (4 ч) |
31 | Правила поведения в быту. | 1 | Определение правильного поведения по иллюстрациям. Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание телефонов экстренной помощи. Правила поведения при беседе по телефону. Игра «Телефонный звонок». |
32 | Правила поведения в школе | 1 | Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на уроке» |
33 | ПДД. Дорога. Пешеходный переход. | 1 | Рассматривание иллюстраций. Чтение правил перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке). Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Экскурсия «Пешеходный переход». Практическая отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу, светофору. Разучивание стихотворения |
34 | Транспорт. Мы – пассажиры | 1 | Прослушивание текста. Работа с опорными словами (пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях. Чтение правил поведения в общественном транспорте. Практическая отработка правил поведения в транспорте и общественных местах (экскурсия) |
Материально – техническое обеспечение
Средства обучения и воспитания учебного предмета «Мир природы и человека» включают:
Учебно-методический комплект:
1.Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А, Попова М.А, Куртова Т.О. Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2019.
2. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека.
Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2016.
3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа
«Живой мир», автор Н.Б. Матвеева).
Учебно-практическое оборудование:
Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных
картин, динамических схем по разделам «Неживая природа», «Сезонные изменения
в природе», «Растения», «Животные», «Человек».
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы
и социума); видеофильмы (мультфильмы) и презентации по темам: «Дикие и
домашние животные», «Красная книга», «Первоцветы», «Растения», «Времена года»
Модели и натуральный ряд: набор муляжей«Фрукты, грибы, овощи»;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения,
плоды с/х культур и др.
Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска, проектор.