СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке. 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке. 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования Базовой общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г.Железноводске, примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Музыка», программы по музыке для 5-7 классов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской (М.: Просвещение, 2014г.).

Программа рассчитана на 35 часов (1 учебный час в неделю в течение 35 учебных недель).


  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Музыка и литература» (17 ч.)

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч.)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.


  1. Планируемые результаты освоения музыки в 5 классе

В результате изучения музыки в 5 классе программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  1. предметные;

  2. личностные;

  3. метапредметные.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, симфонической музыки;

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, оркестра народных инструментов;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать характерные черты и признаки традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

Л1­-основы российской гражданской идентичности (уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России);

Л2-осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Л3-уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям народов России;

Л4-стремление к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

Л5-нравственные чувства и нравственное поведение;

Л6-уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Л7-основы эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое видение окружающего мира; способность к ориентации в художественном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями).

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • готовности к самообразованию;

  • позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.

Метапредметными результатами изучения музыки является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

Р1-самостоятельно определять цели деятельности;

Р2-ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

Р3-составлять план решения проблемы (выполнения проекта);

Р4-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям;

Р5-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

Р6-осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

Р7-устанавливать связь между полученными результатами и заявленными;

Р8-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей учитывать условия и средства их достижения;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;

  • адекватно оценивать свои действия;

  • преодолению трудностей и препятствий на пути достижения целей.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

П1-определять понятия;

П2-создавать обобщения;

П3-устанавливать аналогии;

П4-классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи:

П5-строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях музыкальных событий объектов;

  • делать умозаключения и выводы.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

К1-играть определенную роль в совместной деятельности;

К2-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;

К3-строить позитивные отношения в процессе совместной деятельности;

К4- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

К5-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы;

  • точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию;

  • вступать в диалог;

  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы.



3. Календарно – тематическое планирование


Дата

Тема урока

Содержание учебного предмета

Планируемые результаты

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности


Предметные УУД

Метапредметные УУД

(Р - регулятивные, П - познавательные, К -коммуникативные)

Личностные УУД

Раздел 1. «Музыка и литература» (17 ч.)


1.



«Что роднит музыку с литературой?»

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраске в музыке.

Знать жанры: поэма, былина, сказка, песня, роман, вокализ.

Уметь сравнивать выразительные средства в музыке и литературе, активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; применять навыки вокально-хоровой работы при пении.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

2.



Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…»

Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки.

Знать/ понимать: взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.

Уметь сравнивать выразительные средства в музыке и литературе, активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; петь a cappella.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование и музыкально-ритмические движения

3.



Вокальная музыка. Песенное творчество народов Северного Кавказа.

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры народной музыки Северного Кавказа

Знать основные жанры народной музыки Северного Кавказа (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).

Уметь ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов Северного Кавказа; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование и музыкально-ритмические движения

4.



Вокальная музыка. «Как сладкую песню Отчизны моей люблю я Кавказ»

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

Знать определение романса.

Уметь проводить сравнительный анализ романсов «Горные вершины» А.Варламова и А.Рубинштейна на стихи М.Лермонтова; выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

5.



Фольклор в музыке русских композиторов.

«Стучит, гремит Кикимора…»

Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой.

Знать определения: симфоническая сюита и симфоническая миниатюра.

Уметь составлять словесный портрет сказочного героя (Кикиморы); сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений; понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инсценирование фольклорных образцов музыкального искусства

6.



Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…»

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.



Понимать интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира.

Уметь сравнивать выразительные средства в музыке и литературе, активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инсценирование фольклорных образцов музыкального искусства

7.



Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы.

Знать определения: вокализ, вокальная баркарола.

Уметь воплощать художественно-образное содержание профессиональной музыки в пении, слове, жесте; различать жанры вокальной музыки; применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

8.



Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества»

Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем”.

Знать понятия интерпретация, обработка, трактовка.

Понимать современные интерпретации классической музыки.

Уметь выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

9.



«Всю жизнь мою несу родину в душе...» хоровая симфония В.Гаврилина «Перезвоны»

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основного приема развития произведения в целом.

Понимать образное содержание музыки, выявлять контраст в музыке.

Различать построение и жанр музыки.

Уметь передавать интонационно-мелодические особенности профессиональной музыки в игре на простейших музыкальных инструментах.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование

10.



Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Осознание значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов Ф.Шопена, В. Моцарта.


Иметь представление о творчестве западноевропейских композиторов Ф.Шопена, В. Моцарта.

Уметь наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

11.



Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт»

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Расширение представлений о творчестве Ф.Шопена.

Знать определения: прелюдия, этюд.

Уметь определять особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере прелюдии и этюда; анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;


Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии



Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

12.



Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен). Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием.

Знать особенности реквиема, как музыкального жанра.

Уметь определять стилевые особенности произведений В.Моцарта; производить интонационно-образный анализ музыкального произведения.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

13.



Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы.

Знать разновидности вокальных и инструментальных форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Уметь определять особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

14.



Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Продолжение знакомства с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов.

Понимать, что балет-синтетическое искусство, совмещающее хореографию, драматическое и изобразительное искусство.

Уметь моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории».

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии



Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; музыкально-ритмические движения

15.



Музыка в театре, кино, на телевидении.

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации.

Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Уметь анализировать средства музыкальной выразительности в звучащей музыке; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; обосновывать собственные предпочтения.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; музыкально-ритмические движения

16.



Третье путешествие в

музыкальный театр. Мюзикл.

Продолжение знакомства с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Жанры внутри самого мюзикла: пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении. Обобщение изученного по разделу: «Музыка и литература»



Знать особенности жанра «мюзикл».

Уметь анализировать средства музыкальной выразительности в мюзикле «Кошки» Э.-Л. Уэббера.; понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; выражать свои впечатления устно и письменно.


Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; музыкально-ритмические движения

17.



«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Р.к. Музыка и живопись о Кавказе.

Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Картины Северного Кавказа , созданные М. Лермонтовым в живописи и литературе и воплощённые в музыке.

Знать, как картины Северного Кавказа воплощены М.Лермонтовым в живописи и литературе и воплощены композиторами в музыке.

Уметь творчески воспринимать музыкальные, литературные и живописные произведения о Северном Кавказе, проводить их сравнительный анализ.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч.)

18.



«Небесное и земное в звуках и красках».

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества.

Понимать, как образ Богоматери воплощается в русском и зарубежном музыкальном искусстве.

Уметь различать в духовной музыке выразительные и изобразительные интонации; петь нефорсированным кантиленным звуком.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

19.



«Звать через прошлое к настоящему» Кантата С.Прокофьева «Александр Невский». «За отчий дом за русский край!»

Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.

Знать и объяснять термины: кантата, триптих, трехчастная форма.

Понимать, как музыка изображает душевный мир, переживания героев; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

20.



«Звать через прошлое к настоящему» Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» (5 и 6 части кантаты).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Анализировать песню-плач из 6 части кантаты «Александр Невский».

Уметь осмысливать темы героических образов в искусстве; анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

творчески интерпретировать содержание музыкальног произведения в пении.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

21.



Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков.

Понимать музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника.

Уметь находить общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

22.



Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен – квинтет»

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Понимать, как живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души.

Уметь воспринимать, исполнять, сравнивать произведения искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

23.



«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Понимать, что колокольность – важный элемент российского национального мировосприятия.

Различать колокольные звоны.

Уметь передавать интонационно-мелодические особенности профессиональной музыки в игре на простейших музыкальных инструментах; владеть навыками вокально-хорового музицирования.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование

24.



Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия.

Уметь воплощать художественно-образное содержание музыки в пении; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.


Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инсценирование песен

25.



Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра.



Продолжать знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Уметь называть и характеризовать инструменты симфонического оркестра; определять виды оркестров: симфонического, духового, оркестра народных инструментов.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

26.



Образы борьбы и победы в искусстве.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Понимать образный строй в знаменитой симфонии №5 Л.Бетховена.

Уметь наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций в симфонии; производить интонационно-образный анализ музыкального произведения.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

27.



«Застывшая музыка»

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка.

Знать об органной музыке, выразительных средствах органа.

Уметь выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности, понимать взаимосвязь разных видов искусства.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

28.



Полифония в музыке и живописи.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи.

Знать, что такое полифония, фуга.

Уметь характеризовать особенности органной музыки И.Баха; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

29.



«Музыка на мольберте»

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К.Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса.

Знать понятия: композиция, триптих, соната. аllegro, аndante.

Уметь воспринимать многосторонние связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

30.



Импрессионизм в музыке и живописи.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Понимать стилевое сходство и различие произведений К.Дебюсси.

Уметь наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия образов, их изменения; узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейшего зарубежного композитора.


Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

31.



«О подвигах, о доблести, о славе…»

Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.

Знать, какими средствами музыка воплощает героические образы Родины.

Уметь воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности музыки в пении, слове.


Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии



Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

32.



«В каждой мимолетности вижу я миры...»

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Знать понятия: фортепианная миниатюра, интермедия.

Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

33.



Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.


Знать, как воплощаются художественные образы в музыке разных композиторов.

Уметь узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.


Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; К4

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

34-35.



«С веком наравне» Обобщающие уроки учебного года.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.


Понимать, как взаимодействуют изобразительное искусство и музыка.

Уметь выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности.



Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; К4

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, ансамблевое, сольное пение; импровизации (ритмические, вокальные, пластические)



  1. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Музыка: 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. С online приложением. ФГОС.М: Просвещение, 2017Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2017.

Музыка: программа. 5-7 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2017.


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Сборники песен и хоров.

  2. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

  3. Книги о музыке и музыкантах.

  4. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

  1. Портреты композиторов.

  2. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  3. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Википедия. Свободная энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia/org.wik

  2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  3. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  4. Классическая музыка-Режим доступа: http://classic.сhubrik.ru

  5. Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru

  6. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Технические средства обучения

  1. Экран, проектор.

  2. Ноутбук.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  2. Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов.

  4. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

  5. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.