Обществознание
Пояснительная записка
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 ч в каждом классе), из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, лабораторные и практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Примерная схема распределения учебного времени по разделам:
8 КЛАСС
(1 ч в неделю) — 34 ч
Введение — 2ч Раздел I — 15 ч Раздел II — 15 ч Повторение — 2ч
9 КЛАСС
(1 ч в неделю) — 34 ч
Повторение — 2ч
Раздел III — 22 ч
По усмотрению учителя данная примерная схема может быть изменена с учетом возможностей учащихся и конкретных методических задач раздела.
Повторение — 2ч
Раздел IV — 8 ч
Раздел I
Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Раздел II
Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.
Раздел III
Посвящен основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы.
В этом разделе ученики должны познакомиться с основами трудового права, семейного, административного, правом на образование.
Раздел IV
В тематику IV раздела отдельно выносятся основы уголовного права и формирование у умственно отсталых школьников правового самосознания. Правосудие в стране. Защита граждан.
Содержание материала по разделам, темам
8 КЛАСС (1 ч в неделю) — 34 ч
Введение (2 ч). Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.
Раздел I. Государство, право, мораль (15 н)
Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.
Раздел II. Конституция Российской Федерации (15 ч)
Конституция Российской Федерации — Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.
Повторение —2ч
Тематическое планирование 8 класс
№ темы | Тема урока | | Кол-во часов | Сроки |
1 | Государство, право, мораль (Понятие «гражданин». | | 1 | |
2 | Появление обычаев в обществе. | | 1 | |
3 | Зарождение государства и права | | 1 | |
4 | Основные принципы правового государства. | | 1 | |
5 | Понятие «право». Роль права в жизни человека, общества и государства. | | 1 | |
6 | Отрасли права. | | 1 | |
7 | Право и закон. | | 1 | |
8 | Правовая ответственность. | | 1 | |
9 | Повторение по теме «Право закон» | и | 1 | |
10 | Правонарушение. | 1 | |
11 | Преступление. Признаки преступления. | 1 | |
12 | Презумпция невиновности. | 1 | |
13 | Обобщение материала по теме | 1 | |
| «Право» | | | |
14 | Понятие «мораль». Основные нормы и функции морали. | 1 | | |
15 | Моральная ответственность. | 1 | | |
16 | Повторение по теме «Мораль». Нравственная основа права. | 1 | | |
17 | Правовая культура. | 1 | | |
18 | Естественные и неотчуждаемые права человека. | 1 | | |
19 | Обобщение материала по разделу «Государство, право, мораль». | 1 | | |
20 | Конституция Российской Федерации Государственные символы России. | 1 | | |
21 | Основной закон государства – Конституция РФ. Органы государственной власти РФ. | 1 | | |
22 | Основы конституционного строя РФ. | 1 | | |
23 | Законодательная власть РФ. | 1 | | |
24 | Исполнительная власть РФ. | 1 | | |
25 | Судебная власть РФ. | 1 | | |
26 | Обобщение материала по теме «Разделение властей РФ». | 1 | | |
27 | Органы местного самоуправления. | 1 | | |
28 | Правоохранительные органы РФ. Полиция. | 1 | | |
29 | Адвокат. Судьи. Прокурор. Паспортная служба. | 1 | | |
30 | Избирательная система РФ. | 1 | | |
31 | Институт президентства. | 1 | | |
32 | Гражданство в РФ. | 1 | | |
33 | Обобщение материала по теме «Конституция РФ» | 1 | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | |
9 класс
(1 ч в неделю) — 34 ч
Повторение (2 ч)
Раздел III. Права и обязанности гражданина России (22 ч)
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основы трудового права.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Раздел IV. Основы уголовного права (8 ч)
Понятие уголовного права. Преступления — наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Повторение —4ч
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти
Тематическое планирование
9 класс
№ п.п | Тема урока | Сроки |
1 | Права и обязанности гражданина России Государство, нравственность и право. | |
2 | Конституция Российской Федерации | |
3 | Ответственность государства перед гражданами | |
4 | Конституционные обязанности граждан | |
5 | Основные конституционные права человека: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные. Практическая работа №1 с документами (по предложенным заданиям) | |
6 | Труд и трудовые отношения. | |
7 | Трудолюбие как моральная категория | |
8 | Право на труд. Дисциплина труда. Практическая работа №2 Таблица «Сферы жизни общества». Составить словарь темы | |
9 | Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Практическая работа №3 Работа с доку-ментами (по предложенным заданиям | |
10 | Собственность и имущественные отношения. | |
11 | Что значит быть собственником? | |
12 | Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. | |
13 | Роль семьи в жизни человека и общества Практическая работа № 4 «Бюджет» | |
14 | Правовые основы семейных отношений. | |
15 | Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Практическая работа № 5Моделирование поведенческих ситуаций. | |
16 | Права ребенка. Декларация прав ребенка. | |
17 | Социальные права человека. Жилищные права | |
18 | Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. | |
19 | Право на медицинское обслуживание | |
20 | Право на социальное обеспечение | |
21 | Политические права и свободы | |
22 | Право человека на духовную свободу Практическая работа № 6 «Сферы жизни общества». | |
23 | Право на свободу убеждений. | |
24 | Религиозные верования и их место в современном мире. | |
25 | Свобода совести. | |
26 | Право на образование. Самообразование | |
27 | Система образования в Российской Федерации | |
28 | Куда пойти учиться? | |
29 | Право человека на доступ к культурным ценностям | |
30 | Основы уголовного права Понятие уголовного права Практическая работа №7 | |
31-32 | Правоохранительные органы в стране | |
33 | Ответственность несовершеннолетних | |
34 | Итоговый урок | |